Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общие моменты взаимооценки



В ряду многообразных следствий педоценки находится и обратная оценка педагога учеником. Прежде всего это относится к оценке от­ношений педагога к личности школьника. Мы ранее указывали на то обстоятельство, что подросток не всегда может самостоятельно отдиф­ференцировать педагогическую оценку от педагога, профессиональное отношение педагога — от его личного отношения к себе. Очень часто педоценка носит для него персонифицированный характер. Отсюда — отношение к предмету очень часто опосредствуется отношением к пе-доценке, а отношение к последней выступает вместе с тем формой личного отношения к педагогу. Эти моменты персонификации можно проследить в ряде случаев. Совершенно очевидно, что здесь материа­лом не являются экспериментальные данные, так как прямое изучение этого вопроса педагогически недопустимо. Нам пришлось пользовать­ся наблюдениями за школьниками в их внеклассном общении. Так, например, сильный ученик К-ский говорит своему товарищу на од­ной из перемен в период четвертного учета: «Понимаешь, мне грозят "неуды" по немецкому и географии. По географии жалко — интересный предмет, а немецкий — меня ненавидит!». В этот разговор эмоциональ­но вмешиваются С-ва и А-ва, говоря: «А у нас будут "неуды" по музо. Мы не выступали с танцами на конкурсе, и она (преподавательница) на нас рассердилась». Средне-сильный ученик А-в тоже предсказы­вает себе «неуд» по немецкому: «Она все в журнал заносит, кто ей вопросы на уроке задает». Особенно возбуждал оценочное осуждение преподаватель X., действовавший весьма спорными педагогическими воздействиями на школьников (в дальнейшем он был снят с работы).

Про него на поклассном совете ученический представитель сказал, что «он старается так, чтобы спутать ученика. Поддакивает тогда, когда ученик говорит неверно... "так, так". Ученик думает "правильно", а потом оказывается неправильно». Про этого же учителя средне-сла­бая ученица Б-ва говорит своей подруге: «Он меня не спрашивал по предмету, а поставил три с минусом, как в прошлую четверть. А теперь я лучше знаю. Зато поднимать руку боюсь. Он ведь всегда говорит — мне ваших рук не надо, сам знаю, когда вызывать». Аналогичное ука­зание имеется в отношении некоторых других педагогов: «Меня ни ра­зу не спросила, а по контрольной работе поставила "неуд". Хотела ей сказать, да боюсь, накричит!». Другая ученица говорит: «Пропустила много, контрольная работа — "неуд.", а учительница не вызывает. Дик­товки не было, а поставила "неуд". Вообще она нервная. Одна девочка писала записку на уроке. Она отобрала тетрадь и поставила ей "неуд"».

По данным А. Н.Давыдовой, отношение к педагогу влияет и на ак­тивность школьника в классе, и на его самостоятельную работу. Преж­де всего здесь следует отметить факт смены педагогов. «Был прежде хороший учитель, а теперь строгая», или про ту же преподавательни­цу: «Новая — строгая учительница. Трудно стало учиться»; «Теперь стало труднее учиться: педагог другой»; «Новая учительница, редко спрашивает». Отстающий школьник говорит: «Хотелось бы отвечать на уроке, но боюсь, вдруг да неправ, страшно, поставят "неуд", так как он ставит сразу же отметки. На других предметах не так. Перед этим была другая учительница, когда никто ничего не делал, она не спрашивала, и отвыкли готовить уроки». Отношение отрицательного характера к педагогам отражается в высказываниях такого типа: «К педагогам редко обращаются за помощью, не хочется, к другим забо­ишься пойти, ругать снова начнут»; «Она преподает хорошо, но ребята ее не любят, шумят, а она опытов тогда не показывает, такая злюка!». Примерами положительной оценки, являющейся в то же время весь­ма мотивированным отношением, являются следующие высказывания: «Урок проходит оживленно и интересно, некогда даже заниматься по­сторонним, и все слушают, никто не шумит», или: «Так интересно рас­сказывает педагог, что хочется самому дома почитать».

Весьма интересным фактом своеобразного критицизма, характер­ного для отношения средне-сильных и средне-слабых школьников к некоторым педагогам, является понимание педагогом школьника и школьником педагога. Эта тема с большим талантом представлена в рассказе типичного средне-сильного ученика VI класса Л-на. Фабула этого рассказа такова: «Ученик образцовой школы идет утром по улицам Ленинграда, перескакивая время от времени с "колбасы" одного вагона трамвая на другой. Мозг его не уставал работать, изобретая но­вую отговорку для учителей. Потерял тетради, забыл уроки — нет, это всем известно, это очень избитая причина. Вдруг глаза блеснули, рот скривился, и радостная улыбка передернула лицо курильщика. Его маленький, но уже хитрый и проворный мозг нашел выход. Умерла сестренка (которой, кстати, никогда не было). Весь вечер были докто­ра, от горя заболела мать, и т.д.». Далее описывается, как ученик с опозданием приходит в школу, проделывает ряд издевательских шуток по дороге с маленькими учениками и входит в класс.

«— Эх, опять ты опоздал, Арсеньев! —делает замечание низкая, худая учительница, которой уже показан за спиной кулак, — отвечай урок!» — «Ах, Мария Антоновна, у меня вчера вечером сестра умерла, мать с горя заболела». — «Бедный мой, — заговорила скорбным голо­сом учительница. — Зачем же ты в школе? Ты бы дома посидел, мать утешал, а то страдает, бедная...» — «Да, да», — заговорил Васька, ра­дуясь, что ловко провел учительницу, и думал о том, как выпорет его сегодня отец за украденную драйку. Он сел за парту и начал шеп­таться с соседом... Неожиданно Вася услышал свою фамилию. Учи­тельница спросила у него, что надо поставить на конце у слова «конь». «Мягкий знак». — «Вот это — примерный мальчик: сестры, бедный, ли­шился, мать больная, а он уроки учит, старается». Рука сердобольной учительницы ставит в журнал пятерку. Но Васька больше не может сдерживаться, и хохот раздается на весь класс. — «Милый, нервы-то расшатались, сходи выпей воды, да и отправляйся домой». «Бедняга» качающейся походкой выходит за дверь. Очутившись за дверью, он бросается стремглав по коридору к раздевалке и свистит на всю шко­лу. «Вот хулиганов-то сколько в школе развелось», — бросает Мария Антоновна классу. Она не подозревает, что это ее Вася. Далее сле­дует описание того, как ученик также «водит за нос» мать и семью, времяпрепровождения с товарищами на улице и наступающих экзаме­нов. «В класс вошла учительница физики, высокая и худая. Она была великолепным преподавателем и никудышным воспитателем» (весьма характерное для данной ситуации сооценочное суждение). «Ребята, бо­яться вам нечего, это —самая обыкновенная контрольная работа, но надо быть внимательным». И Васька был внимательным. К концу эк­заменов у него оказалось 12 "неудов" и одно "отлично" по математике. Эпилог. Прошло 7 лет. Однажды преподавательницам той школы, где когда-то учился Васька, показывают лаборатории института при­кладной химии. Проходя по комнате, где приготовлялись приборы, одна из учительниц остановилась. «Вася, ты здесь кем?» — радостно спросила Мария Антоновна молодого человека. — «Я здесь младшим научным сотрудником, ну, а вы как живете?» Они разговорились. Ухо­дя, она заметила Ваське: «В тот день, когда умерла твоя сестра, я по­чувствовала, что из тебя выйдет толк». Она так и не догадывалась, что Васькина сестра —плод его фантазии...

В этом рассказе, представленном средне-сильным школьником на литературный конкурс, в утрированной и саркастической форме пока­зывается ситуация взаимооценивающих сторон, причем педагог оказы­вается в незавидном положении. Все свое оценочное отношение здесь педагог строит на фикции, провокационно созданной школьником. Отсюда — вся система воздействий педагога получает фиктивный ре­зультат. Педхарактеристика становится ложной вследствие немотиви­рованного доверия, с одной стороны, внешнего понимания личности школьника — с другой. Автор зло издевается над такими педагогами (хорошими преподавателями, но никудышными воспитателями), ко­торые не умеют разобраться в подростке и правильно оценивать его поступки. Эта тема оценки сторон и ошибок педагогов, вследствие их черствости или, наоборот, излишней чуткости (личной симпатии), ча­сто встречается в школьных рассказах и беседах со школьниками. Ошибки педагогов часто служат мотивом к образованию того или иного отношения к педагогу со стороны класса и оцененных невер­но школьников. Больше того, эти ошибки оставляют глубокий след в памяти школьника, определяя его характер, его воспоминания о школе.

Характерным симптомом проявления оценочного отношения школьников к педагогу является наименования (клички, прозвища), которыми обозначаются некоторые педагоги. Мы не располагаем в этом отношении современным материалом, хотя нет оснований по­лагать, что этот школьный жаргон полностью у нас ликвидирован. Мы можем обратить внимание читателя на очень интересные произ­ведения Огнева («Дневник Кости Рябцева») и Кассиля («Кондуит и Швамбрания»), где ситуация взаимооценивающих сторон в советской школе первого периода ее существования показана с большим мастер­ством и правдивостью.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 358 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...