Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

quot;СТРАНА СКАЗОК"



Рассказать детям о том, что на их пути будут встреча сказочные домики, в которых живут герои разных сказок. Сказочные 1. Рассказ о путешествии по стране сказок.

Герои будут выходить к детям, если они правильно назовут эмоцию, изображенную на пиктограмме. Пиктограмма будет висеть на двери домика.

 

2. Первый домик с пиктограммой гнева.Дети называют эмоцию.

Из домика выходит злой Карабас и говорит, что у него в театре нет актеров. Он хочет забрать всех детей в театр.

Ведущий предлагает детям изобразить гнев и зло ответить Карабасу Барабасу, что они ни за что не пойдут в его театр.

Это помогает прогнать Карабаса Барабаса и продолжить путешествие.

путешествие.

3. Второй домик с пиктограммой страха.
Дети отгадывают эмоцию.

Из домика выходит зайчик, который боится лису. Она вы­гнала его из собственного дома. Вопросы детям:

—Кто пытался помочь зайчику, но не помог?

—Почему звери не смогли помочь зайчику?

—Как пугала лиса зверей?

—Кто помог зайчику?

Затем предлагается проиграть сценку, в которой петух вы­гоняет лису. Для этого выбирают детей на роль лисы и петуха.

Зайчик благодарит детей, и путешествие продолжается.

4. Третий домик с пиктограммой горя.
Дети называют эмоцию

Предлагается рассмотреть картину В.М. Васнецова "Але­нушка".

Вопросы.

—Кто написал эту картину?

—Как она называется?

—Как художник показал горе Аленушки?

После того, как дети ответят на вопросы, из домика вы­ходит Аленушка. Она рассказывает детям о своем горе. Дети предлагают разные варианты того, как можно помочь Аленушке расколдовать Иванушку А чтобы чудо сверши­лось, дети должны назвать пословицы о горе.

Ответы детей помогают Аленушке встретиться с братом, который выходит из домика. Иванушка и Аленушка благо­дарят детей.

Дети продолжают путешествие.

5. Четвертый домик с пиктограммой удивления.
Дети называют эмоцию.

Из домика выходит Карлсон. Он предлагает детям вспом­нить эпизоды из сказки А. Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше", в которых герои удивляются.

Карлсон просит детей рассказать, чему они удивлялись в своей жизни. Далее Карлсон предлагает детям потанце­вать под веселую мелодию так, чтобы все удивились, как дети здорово танцуют.

После танца дети продолжают путешествие.

6. Пятый домик с пиктограммой радости.

Дети называют эмоцию.

Из домика выходит Буратино. Он предлагает детям вспомнить:

Каким героям вы помогли?

Какие чувства вы при этом испытали?

Каких веселых героев сказок вы знаете?

Затем Буратино предлагает детям играть в игру "Хоровод сказочных героев".

Дети встают в круг и, двигаясь по кргу, изображают веселых сказочных героев, которых называет Буратино.

«Сурдопереводчики»

Воспитатель предлагает рассказать сказки людям, которые ничего не слы­шат, зато хорошо понимают язык жес­тов, мимики и пантомимики. Подчерки­вает, что, осуществляя перевод, важно следить за выразительностью движе­ний. Начинать желательно с несложных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Ру­кавичка» и т.п. Можно использовать сти­хи, песни, загадки.

«Живые картинки»

Для проведения этой игры желатель­но оформить занавес и возвышение ти­па театральной сцены. Воспитатель предлагает подготовиться к показу «жи­вых картин», а именно продумать сю­жет, позы, жесты, выражение лица, одежду, украшения и т.д. По мере необ­ходимости оказывает помощь. Во время проведения игры дети сидят на стульях. Занавес открывается только тогда, когда ребенок полностью готов к показу, зри­тели, рассматривая «живые картины», пытаются определить их название.

Примечание. Одежду, украшения дети могут приносить из дома.

« Маленький народ»

Содержательную основу игры со­ставляет стихотворение Д. Хармса. Воспитатель предлагает обдумать, ка­кое эмоциональное состояние они бу­дут демонстрировать. Затем читает текст, дети поочередно изображают не­большие этюды, отражающие те или иные настроения.

Тра-та-та-тра-та-та,

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот,

Вышел маленький народ.

Один дядя - вот такой,

Другой дядя - вот такой,

Третий дядя - вот такой,

А четвертый - вот такой.

Одна тетя - вот такая,

А вторая - вот такая,

Третья тетя - вот такая,

А четвертая - вот такая...

Примечание. Текст можно дополнить «Один мальчик вот такой...», «Одна де­вочка вот такая...» и т.п.

« Поговорим о настроении »

Воспитатель обращает внимание де­тей на то, что очень разные выражения лиц можно увидеть в магазине, автобу­се, парке и т.д. Просит назвать извест­ные им эмоциональные состояния. За­тем показывает вырезанные из журна­лов изображения людей. Дети к каждой картинке подбирают соответствующую пиктограмму. Предлагает задания типа «Собери человечков: веселого, обиженного, злого». В заключение предлагает поработать в альбомах «Радуга настроений»: создать два-три рисунка на темы: «радостное настроение», «Мне грустно», меня удивляет» и т.п.

«Раз, два, три, нужное мест найди». Воспитатель устанавливает в разных местах пиктограммы. Читая небольшие отрывки из художественных произведений, предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению. качестве домашнего задания можно предложить детям создать свои книги для этого им раздают заранее подготовленные пособия - книги, страницы которых имеют прорезь в виде квадрата (круга). Сзади прикрепляется диск с изображением пиктограмм (пять-семь символических изображений). Каждая пиктограмма должна быть хорошо видна в прорезях. Детям предлагают дать название книги и заполнить все страницы сюжетными рисунками, передающими различные эмоциональные состояния героев. Обменявшись такими книгами, дошкольники учатся подбирать пиктограммы (посредством вращения диска), соответствующие сюжету той или иной страницы, используя проблемные ситуации, наглядный материал, можно остановиться в таких моментах, как причины, вызывающие те или иные эмоциональные вживания, способы изменения негативных переживаний.

В дальнейшем рекомендуется подвести детей к мысли: от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми др. С этой целью рекомендуется использовать следующие произведения: В. Данько («Опасные очки»), Э. Мошковская («Кислые стихи») и др.

Поговорим об этом подробнее на мере стихотворения М. Щелованова «Утро»

Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро, Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь.

Почему же плохое утро!

Сегодня хорошее утро!

И тучи уходят прочь.

Сегодня не будет солнца?

Сегодня не будет солнца,

Сегодня будет хмурый,

Серый пасмурный день.

Почему же не будет солнца?

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И прохладная, синяя тень.

При повторном чтении стихотворения воспитатель предлагает детям посмот­реть на репродукции (пейзажи) через разноцветные стеклышки. При чтении первого и третьего четверостиший дети пользуются стеклышками темных, туск­лых тонов, при чтении второго и четвер­того - яркими, светлыми стеклышками.

Педагог подчеркивает: мрачное наст­роение часто делает все окружающее (природу, предметы и т.д.) безрадост­ным, унылым, неинтересным. И наобо­рот, доброжелательный светлый наст­рой дает возможность видеть красивое, удивительное, приятное вокруг.

В ходе совместной деятельности про­должается работа по обогащению сло­варя эмоциональной лексики (безраз­личный, жалкий, жадный, капризный, ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый и др.), при этом важно побуж­дать детей не только называть эмоцио­нальные состояния, но и подбирать си­нонимы, выделять оттенки настроений, прослеживать ассоциативные связи с цветом. Читая отрывки из художествен­ных произведений, воспитатель пред­лагает охарактеризовать особенности внешнего выражения того или иного состояния (например, что значит устав­ший); воспроизвести данное состояние движениями, подобрать цвет, ему соот­ветствующий.

В общении важно обращать внима­ние на образность стилистических форм речи детей.

Детей продолжают также учить пони­мать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов, адекватно ис­пользовать их (Царевна-Несмеяна, Во­вка-добрая душа, Гадкий утенок и т.д.). Для этого необходимо познакомить де­тей с произведениями, содержащими такие собирательные образы: А. Барто

(Вовка-добрая душа», «Девочка-ревушrа»), Г.Х. Андерсен («Гадкий утенок», Дюймовочка»), Братья Гримм («Золушка»), С. Маршак («Вот какой рассеянншй»), Я. Аким («Неумейка»), С. Михалков («Фома»), сказка «Крошечка-Хаврошечка» и др.

Можно создать альбом «Они живут среди нас» (каждый рисунок основательно продумывается вместе с детьми: фон, поза, выражение лица, окружающие предметы и т.д.).

Рекомендуется проводить беседы, вечера-развлечения, например «Путешествие в страну знакомых героев». Вос-питатель заранее готовит силуэтные изображения Царевны-Несмеяны, Гадкого утенка, Рассеянного с улицы Бассейной и т.д. Предлагает отправиться в удивительную страну, где их ждет встречa с интересными героями.

Показывает изображение Царевны-несмеяны, сопровождая показ шуточным стихотворением.

Ой, беда, ой, беда:

В огороде лебеда.

Я Царевна-Несмеяна,

Я реветь не перестану.

Ни за что не рассмеюсь,

5

Только пуще разревусь.

Просит детей ответить, почему так назвали царевну, можно ли назвать таким именем еще кого-либо и тд. Предлагает подобрать слова, характеризующие людей, похожих на Царевну-Несмеянy. В случае затруднения называет их сам (плаксивые, капризные, неве­селые). Можно организовать игру «Рас­сямеши Несмеяну»: дети показывают коми­ческие этюды, пытаясь рассмешить се.

Затем появляется Гадкий утенок, Воспи­татель предлагает вспомнить, из какой он сказки, назвать персонажей других ска­зок, которые тоже сначала были внешне непривлекательными (Золушка, Крошечка-Хаврошечка и др.); подобрать слова, характеризующие их (скромные, неза­метные и т.п.).

Демонстрирует превращение Гадкого утенка в прекрасного лебедя (пе­реворачивает карточку).

Далее показывает детям изображение Рассеянного с улицы Бассейной, читая отрывки из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный». Исполняя роль этого героя, воспитатель может попро­щаться с детьми вместо того, чтобы поз­дороваться, и т. п. Затем предлагает оха­рактеризовать человека, которого можно назвать «Рассеянный с улицы Бассейной».

В заключение побуждает детей к вос­произведению характерных особеннос­тей героев движениями: мальчики изоб­ражают Рассеянного человека с улицы Бассейной, а девочки- Царевну-Несмеяну.

Приложение №

Признаки некоторых эмоциональных состояний

Приложение №

Краткий словарь используемых терминов

Адекватный – соответствующий, правильный.

Амимия – отсутствие выразительной лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях нервной системы.

Вербальный – словесный, относящийся к речи.

Гипомимия – легкое понижение выразительной мимики.

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.

Личность – 1. человек как субъект межличностных отношений.

2.совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди других людей.

Настроение – устойчивое переживание каких-либо эмоций в течение сравнительно продолжительного отрезка времени.

Пантомимика - одно из видов, выразительных действий человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям.

Пиктограмма – рисунок, служащий символом определенного слова или понятия; П.используют при экспериментальном психологическом исследовании.

Эмоции – реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Имеющих ярко выраженную окраску; обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.

Приложение №

Музыкальное сопровождение,

которое определяет эмоциональный характер.

Веселое.

Насауменко, Чайковский «Новая кукла», Шаинский «Вместе весело шагать». «Улыбка»,

Грустное.

Гречанинов, С. Майкапер «Тревожная минута», «Раздумье»

Испуганное.

А. Жилинский «Марш зайчат»

Используемая литература

Нормативные документы:

Государственный образовательный стандарт (национально региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. – Екатеринбург.199г.

Декларация прав человека. 1959г.

Закон РФ «Об образовании» 23.01.1996.

Областной закон «Об образовании» 16.07.1998.

Конвенция о правах ребенка.1989.

Концепция дошкольного воспитания.1989.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 03.05.1998.

Литература по теме:

Аверин В.А. «Эмоциональное развитие дошкольников» стр.145-161 // Развитие личности ребенка от 3 до 5 /Сост.В.Н. Ильина. -:У-Фактология.2004.(Серия «Психология детства»

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.

Выготский Л.С. «Педагогическая психология». – М.. 1991.

Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.2-ое изд., доп. И перераб.СПб. – Изд-во «Речь», 2004.

Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры. Упражнения. /Под ред. Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольника. Игры. Пособие для практикующих работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ.1999. (Развитие и воспитание дошкольника)

Чистякова М.И. Психогимнастика.М., 1990.

Селеверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1999.

Словарь синонимов русского языка: в 2 т./Под ред.А.П. Евгеньева. Л., 1970, 1971.

Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи.//Выявление и преодоление речевых нарушений в детском возрасте – М.: Айрис-пресс, 2005.

Эльконин Д.В. Развитие речи. М., 1964.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.,1964.

Минаева В.М. «Знакомим детей с эмоциональным миром человека. // ДВ. 2, 2003, стр.13.

ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 5-ого возраста с общим недоразвитием речи. М., 1991.

ДВ – 1,2003.стр.25-27; 9.2003. стр. 44-45;, 12,2002. стр.90-93.

htt//www/eti-deti.ru.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 555 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...