Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 14 страница



Проблемное пространство определяется как материальными, так и нематериальны­ми элементами, которые создают проблему или вносят в нее свой вклад.

Решения берут начало в «пространстве решения» и складываются из ресурсов и аль­тернатив.

Чтобы породить адекватное решение, пространство решения должно быть шире, чем проблемное пространство.

Практикум

Мысленно вернитесь к проблеме, над которой вы работали последнее время. Приве­дите пример материальных и нематериальных факторов, которые составляют про­блемное пространство, таких как отношения,убеждения, ценности, история, контекст, культуральные различия и т. п.

Приведите пример эффективных и неэффективных решений, которые вы опробовали на различных проблемах. Что обусловливало их э фективность или неэЛЛрктипыпт.?


Глава 5. Креативность и решение проблем РАЗДЕЛ 5.1. КАРТА Б

I                      
  Креативные процессы могут потребоваться для того, чтобы:     Проблема не может быть решена с помощью той же карты, которая ее создала  
         
  1. Выявить проблемное пространство        
I   «Наше мышление создает проблемы, которые не в состоянии решить» (Эйнштейн)  
E        
Ни 1.1.      
1 1
  Расширить наше восприятие этого пространства   Найти способ мышления, отлич­ный оттого, которым была создана данная проблема   Добавить «тип пространства решения», дост точно широкий для того, чтобы решить пробле  
        а-
  2. Определить элементы пространства решения,   иу
  которые могут решить  
  эту проблему   Для решения
I           проблемы мож оказаться недо статочным доб ление нового типа мышлени; °т
     
Wai 1шч 2.1. 1ти огра-ивающие рждения 2.2. Определить помехи/ препятствия 2.3. Определить/ применить подходящие   зв-
     
Г и ресурсы Проблемные пространства различаю"  
    (-Я
    их взаимоотношения с элементами проблемы       в зависимости от того, является ли проблема личной, связана ли она с другим человеком или целой групп эй
             

пючевые положения

Креативность необходима для того, чтобы 1) выявить все элементы проблемного Пространства и 2) раскрыть или создать некоторую область пространства решения.

|,Нельзя решить проблему с помощью того же типа мышления, которое ее создало.! Практикум

^■Приведите примеры того, как вы использовали креативность для определения про­блемы.

Вспомните случай, когда бы вы долгое время боролись с проблемой и неожиданно * Нашли решение. Как изменилось ваше мышление? Какого рода пространство реше­ния вы открыли?

Приведите наглядный пример того, как вы или кто-то другой безуспешно пытались решить проблему тем же способом мышления, которым создали ее.


Часть II. Совместная креативность

Раздел 5.2. Пунктуация ключевых элементов проблемного пространства. Модель SCORE

Что такое проблема? Благодаря чему нечто становится проблемой? Какие важнейшие элементы следует определить в проблемном про-странстве?

Прежде всего важно осознать, что если у вас нет желаемого резуль­тата, у вас нет и проблемы. Если вы хотите остаться там, где вы есть, у вас нет проблемы. На самом деле зачастую проблему создает сам про­цесс постановки цели. Проблема — это разница между нынешним и желаемым состояниями, а также вопросы, которые необходимо решить, чтобы достичь этого состояния.

Процесс движения к желаемому состоянию сопровождается сим­птомами в форме ограничителей, сопротивления и помех, препятству­ющих достижению результата. Как правило, симптомы — самый оче­видный аспект проблемы. Характерным симптомом для компании может быть спад прибыли или производства.

Разумеется, эффективное решение проблемы подразумевает поиск и работу с конкретным симптомом или набором симптомов. Причи­ны нередко оказываются менее очевидными, более широкими и сис­темными по своей природе, чем конкретный симптом, проявившийся в данный момент Спад прибыли или производительности может быть результатом конкуренции, организационных проблем, проблем ли­дерства, изменений рынка, изменений технологий, результатом рабо­ты коммуникационных каналов или чего-то другого. То, что вы иден­тифицируете как причину, предопределяет область, в которой вы бу­дете искать решение.

Желаемый эффект достижения конкретной цели или результата может также оказаться значимым фактором при определении про­блемного пространства. Специфический результат обычно является шагом по пути к более долговременным желаемым последствиям Важно, чтобы решение проблемы было конгруэнтно этим долговре­менным последствиям. Иногда способ достижения результата оказы­вается настоящей помехой для достижения более долгосрочной цели, иными словами, можно «выиграть битву, но проиграть войну».

Таким образом, проблемное пространство определяется взаимо­связью между целью или результатом, видом симптомов, сопровож­дающих путь к достижению этого результата, причинами этих сим­птомов и долговременным желаемым эффектом достижения данного


Глава 5. Креативность и решение проблем

ультата. Чтобы найти ресурсы, создающие эффективное решение [ конкретного симптома, важно знать причины этого симптома, же-«ый результат и конечный эффект, к которому следует стремить-(Все это — первичные элементы модели SCORE (Dilts and Epstein, 57,1991).

Креативность может потребоваться для определения любого эле-пространства SCORE. В дополнение к поиску потенциальных сурсов и альтернатив креативность служит для того, чтобы задать аемые результаты, предсказывать последствия, определять и из-рять симптомы и выявлять причины.

Таким образом, креативность может применяться в различных об-гях решения проблем; не все из этих областей порождают решения, i каждая может пригодиться на пути к этому решению. В зависимо-: от того, насколько специфической или общей является конкрет-[ проблемная ситуация, процесс креативности позволяет получить вмедленный результат или всего лишь сделать шаг по направлению; желаемому результату. Некоторые решения могут потребовать ин-енсивного применения креативности на протяжении нескольких ме-щев или даже лет. Процесс определения симптомов, результатов, Причин и потенциальных эффектов — непрерывный процесс.

В целом, потребность в креативном решении проблем возникает в Ситуациях перемен и переходов из состояния в состояние. Креатив­ность может применяться по отношению к:

восприятию изменения и сопротивления этим изменениям или |2) управлению изменениями.

Способность к креативному решению проблем подразумевает опре-|деление «проблемного пространства» и потенциальных областей «про-f странства решения» путем установления взаимосвязи между различ-I ными элементами SCORE:

Симптомы

Как правило, наиболее заметные и осознаваемые аспекты актуальной проблемы или проблемного состояния, например путаница и конф­ликты, сопутствующие изменениям политики или методов.

Причины

Базовые элементы, отвечающие за создание и поддержание симпто­мов, например ригидные или устаревшие когнитивные карты или огра­ничивающие убеждения и допущения («мысли-вирусы»), которые при­водят к конфликтам или путанице.


Часть И. Совместная креативность


Результаты

Конкретные цели или желаемые состояния, Которые должны занять место симптомов, например принятие и воплощение новой политики или методов

Ресурсы

Базовые элементы, отвечающие за устранение причин симптомов, d также за проявление и поддержание желаемых результатов, например инструменты и альтернативы для коммуникации и прояснения где, когда, что, как и кто изменений политики или методов.

Эффект

Долговременные результаты достижения конкретного результата, на­пример повышение производительности, прибыльности или качества производственного окружения как предполагаемый результат измене­ния политики или Методов.

Передача
Прошлое I Будущее

Сопротивление Причины Симптомы Результаты Эффект

L ""-!■ ■ Ресурсы I. I I.. -II I

Рис. S.2. Модель SCORE и изменения

При определении этих элементов проблемного пространства и про­странства решения креативность может использоваться для того, чтобы

объединить информацию в большие или меньшие «группы»;

сконцентрироваться на различных аспектах проблемного про­
странства;.

смотреть на ситуацию с различных точек зрения и позиций воспри­
ятия и

создавать множественные описания проблемы и потенциальных
решений.


Глава 5, КреатиЁНоеть и решение проблем РАЗДЕЛ 5.2. КАРТА А

                       
DS ¥»Uu Я Креативноаи Если нет цели, вбходимо нет и проблемы оичие цели   Проблемы — следствие возникновс люфта между: • настоящим состоянием; • желаемым состоянием :ния  
P" i*      
i        
  1 - -    
               
Сопротивление или Нюмехи продвижению Во направлению Щ желаемому состоянию Проявляются в форме римлтомов вопрос заключается в следующем: какова(ы) причина(ы) симптома(ов) i— Знание причин симптома позволяет определить ресурсы, необходимые для: • устранения этих причин; • достижения желаемого результата  
                   
I Креативность применяется для:    
Г • идентификаци и результата; • понимания симптомов; • исследования причин; • нахождения альтернативных ресурсов     В каждом случае для создания решения используются различ­ные типы креативноаи    
         
           
           

очевые положения

облемное пространство может быть определено через взаимосвязь между не-пькими ключевыми измерениями, описываемыми моделью SCORE.

{"Модели SCORE соответствует результатам (Outcomes).

ультаты — существенный элемент проблемных пространств, поскольку они созда-f Люфт между тем, где вы находитесь, и тем, где вы хотели бы находиться.

актикум

умайте о проблеме, над которой вы в данный момент работаете.

аков желаемый результат для этой проблемы? Какую роль сыграла креативность в Йределении этого результата?

1КОЙ долгосрочный эффект от достижения этого результата вы можете предсказать? |Ного ли креативности или воображения требуется для того, чтобы предсказать этот ект?


Часть И. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 5.2. КАРТА Б

      SCORE        
 
Симптомы   Причины Результаты Ресурсы   Эффект  
               
Наиболее замет­ные и осознава­емые аспекты актуального со­стояния или проблемного состояния Базовые элемен­ты, отвечающие за «создание» и «поддержа­ние» симптомов Желаемые со­стояния или цели, которые должны заменить собой симптомы (крат­косрочный прогноз) Элементы,отве­чающие за пре­образование причин и симп­томов, создание и поддержание результатов/ эффектов Средне-и долго­срочные реакции на достижение результата или последствия его
       
Относительно неизменные во времени В целом, менее очевидны, чем симптомы Методы/ действия Позитивный эффект: причины, мотив для результата ы
         
   
Более или менее отдаленного по времени происхождения Структуры/ последователь­ности для «при­менения» ре­сурсов Негативный эффект: порождает со­противление/ экологические проблемы
                 

Ключевые положения

Буква 5 в аббревиатуре SCORE соответавует симптомам {Symptoms) — которые, как правило, проявляются как ограничения, сопротивление или помехи, препятствующие достижению желаемого состояния.

Буква С модели SCORE относится к причине или причинам {Cause) конкретного симп­тома. Как правило, причины менее очевидны, чем симптомы.

Е в аббревиатуре SCORE соответавует последавиям, эффекту {Effects), т. е. долго­срочным продуктам достижения желаемого результата. Практикум

Подумайте о проблеме, над которой вы в данный момент работаете. Каковы наиболее очевидные симптомы! Как вы думаете, в чем заключаются причины этих симптомов?


Глава 5. Креативность и решение проблем

РАЗДЕЛ 5.2. КАРТА В

\           SCORE            
\      
\\ Симптомы Причины   Результаты   Ресурсы   | Эффект  
'\              
■' J Подтверждение     Подтверждение:
h Подтверждение существования «Связывание» Проверка аде- • связи с резуль-
; существования причинно-след- причин действу- кватности, чтобы: татом, т. е. что
, различных более ственной цепоч- ющих симптомов. • устранить при- вероятнее все-
, ши менее замет- ки: прагмати- чтобы предотвра- чины; го случится
t иых «частей» ческий выбор гить их повтор- • достичь желае- «до» и «после»;
  «релевантных» ное появление мых результатов • вторичных
  причин   и последствий цепочек и эко-
        логии
г  
  г   Креативность            
     
               
  Разгруппирование/     Наличие нескольких  
\ группирование   перспектив(позиций   множественные
f информации на более   восприятия) для опи-   описания
  или менее мелкие части       сания ситуации        
                             

Ключевые положения

■Буква R в модели SCORE соответствует ресурсам (Resources), которые представляют собой элементы, альтернативы или действия, необходимые для преобразования при-[ чин и симптомов и достижения желаемого результата.

|'Креативность может применяться для определения любого элемента модели SCORE. ^Практикум

Подумайте о проблеме, над которой вы в настоящий момент работаете. К каким ре-[ Сурсам вы имеете доступ (какие ресурсы можете задействовать), чтобы проработать " симптомы и их причины и достичь таким образом желаемого результата? Какую роль 1 В определении и мобилизации ресурсов играет креативность?


Часть И. Совместная креативность

Раздел 5.3. Креативность и расширение восприятия проблемного пространства

В дополнение к различиям между процессом и продуктами креатив­ности существует также разделение между процессом креативности и контекстами, или ситуациями, в которых она имеет место. Таким об­разом, можно выделить элементы креативного процесса, которые эф­фективны в одном контексте или ситуации, и применить их с положи­тельными результатами в других контекстах или ситуациях.

Как и другие целеориентированные виды деятельности, процесс креативного решения проблем представляет собой ТОТЕ — петлю об­ратной связи, цель которой — свести ситуацию к решению, которое было бы адекватно адресовано всему проблемному пространству. Ме­тоды НЛП позволяют смоделировать и перенести в другие контексты и ситуации ключевые элементы структуры ТОТЕ для эффективной стратегии решения проблем. Это будет способствовать:

расширению восприятия проблемного пространства и

введению новой формы мышления, отличной от той, которая со­
здала данную проблему.

Общая схема эффективного переноса элементов ТОТЕ подразуме­вает:

идентификацию и применение уроков, полученных от прежних до­
стижений, и

добавление новых вариантов восприятия проблемной ситуации,
чтобы преобразовать фрейм трудностей в обратную связь (по кон­
трасту с воспринимаемой неудачей).

Задача заключается в том, чтобы перенести процессы, которые ус­пешно протекали в эффективном контексте, в контекст тупиковой, затруднительной ситуации.

Базовый процесс переноса подразумевает идентификацию когни­тивных и поведенческих паттернов, которые наблюдаются в эффек­тивном контексте, и добавление их или воплощение их в таком кон­тексте, где вы хотели бы получить больший доступ к собственному креативному потенциалу или обогатить свой креативный процесс Важнейшей задачей является перенос того или иного элемента эффек-


Глава 5. Креативность и решение проблем

еативный процесс в затруднительной ситуации. Иными словами, ржно изучить способы переноса или адаптирования эффективных цементов из позитивной ситуации в ситуацию, которая в настоящий ромент является негативной или проблематичной.

Здесь особое значение приобретает понятие «добавления» {add-). Добавление отличается от замены или отмены других процессов 5И подходов. Важнейшее допущение переноса ТОТЕ гласит: нахож-Ьние подходящего решения — функция доскональности охвата про-|емного пространства. Доскональность ведет к тому, что возможным зывается множество решений, а не только какое-то одно. Цель всех цетодов применения НЛП — добавлять альтернативы, а не устранять

Первый шаг моделирования и переноса ТОТЕ подразумевает срав-ение ТОТЕ проблемной ситуации и ТОТЕ ситуации, в которой креа-авность оказалась эффективной. Следующий шаг включает в себя Добавление элементов эффективной ТОТЕ в текущий малоэффектив­ный процесс решения проблемы. По существу, от вас требуется добав-|лять что-либо из эффективной ситуации в контекст, связанный с опре­деленными затруднениями.

Поскольку различные мыслительные процессы охватывают раз-f личные типы пространства восприятия, вы можете столкнуться с тем, - что некоторые элементы креативного процесса, хорошо себя зареко-! мендовавшие в одном контексте, оказались нерелевантными в другой ситуации. Иногда приходится корректировать или адаптировать такие элементы, чтобы они «заработали». Сам по себе процесс переноса тре­бует определенной креативности.

Сравнение конкретных ситуаций дает вам информацию о микро-уровневых паттернах. Сравнение общих классов ситуаций дает ин­формацию о макроуровневых паттернах Чем ближе находятся друг к другу сравниваемые контексты, тем больше будет разница между ними благодаря варьированию микроуровневых процессов, например репрезентативных систем, конкретных доказательств и действий и т. п. Если сравниваемые контексты находятся далеко друг от друга, ре­левантные паттерны, как правило, обнаружатся на более высоких уровнях, например состояние души, убеждения, ценности и т. п. Очень часто самые значительные инновации в той или иной области осуще­ствляют люди, далекие от этой области, — за счет того, что использу-


Часть П. Совместная креативность

стами может потребовать большей адаптации, но при этом оказаться весьма плодотворным.

Помните, что цель данного процесса — не в том, чтобы создать кон­кретное решение, но скорее в том, чтобы расширить карту проблемно­го пространства, научиться находить другие альтернативы и развить метазнание об эффективных стратегиях решения проблем. Очевидно, что все ситуации из прошлого, которые мы сравниваем, уже утратили актуальность. Польза от их сравнения заключается в том, чтобы из­влечь необходимые уроки применительно к самому процессу решения проблем. Нас интересуют не столько конкретные ситуации как таковые, сколько креативный процесс, который использовался в них, а также уроки эффективной креативности, которые содержатся в этих ситуа­циях. Изобретательное, креативное референтное переживание не обя­зано предоставить готовое решение, — его задача заключается скорее в том, чтобы подсказать вам, что можно добавить к креативному про цессу, связанному с затруднительной ситуацией.


Глава 5. Креативность и решение проблем РАЗДЕЛ 5.3. КАРТА А

  Последовательность переноса элементов ТОТЕ  
         
1Г i. У Моделирование ЮТЕ контекста, Ч в котором вы эффективны, и опре-   2. Моделирование ЮТЕ контекста, в котором вы желали бы достичь
Л деление элементов ее структуры А   лучшего и который окажется полезен вам в будущем
     
' Проведение контрастного анализа для каждого элемента обеих моде­лей ЮТЕ (сходство и различие)  
  Пример: «доказател в ситуации А ограни тельным результате^ задачи, но не наличк  
    ьство» успеха ЧёНО ЛёЙСТВИ-
«Какие доказательства исполь­зуются для оценки успеха   1 выполнения 1ем несколь-
в контексте А и контексте Б? В чем разница между ними?»   ких способов оценивания про­межуточных этапов

мочевые положения





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...