Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 13 страница



В. 2: Можно ли использовать эту стратегию для того, чего мы хо­тим достичь в будущем?

Р. Д.: Да. Стратегию можно применять не только к проблеме, кото­рую вы хотите решить. Я советую всем начать с какого-либо видения, которое у вас уже сформировалось. Если цикл начнет работать, вы удивите сами себя.

После упражнения

В. 1: Упражнение оказалось очень эффективным. А можно ли выпол­нять его нескольким людям одновременно?

Р. Д.: Через это упражнение можно «провести» всю группу. Таким образом вам удастся охватить куда большее пространство.

Я использую этот процесс в собственной компьютерной компании. Для разных способов мышления мы приспособили разные комнаты: одна для мозговых штурмов, другая — для планирования, третья — для оценки результатов. При «мозговом штурме» мы обычно рассажива­емся по кругу. Однако, приступая к планированию, мы садимся бок о бок и смотрим на план, который лежит на столе. Чтобы оценить этот план, мы размещаемся вокруг стола, на котором лежит план, и зада-


Глава 4. Реализация личной креативности

вопросом: «Будет ли это работать?» Таким образом, всегда мож-1^0 организовать окружающую среду так, чтобы она поддерживала це-; почку из нескольких человек.

В. 2: Где находится точка принятия решений? Р. Д.: Решения принимаются в момент критической оценки. В. 3: Можно ли сказать, что во время оценивания проекта за при-|^ятие решений отвечает один человек?

Р. Д.: В некоторых компаниях принята иерархическая структура, I для них это утверждение верно. Однако то, что в менеджменте ho­st название «покупка акций», основано скорее на групповом консен-рсе, чем на иерархии. Все это зависит от типа используемой проце-ры доказательства.

В. 4: Это упражнение удивительным образом изменило мои взаи­моотношения со временем. Завтра вечером я начну работу над проек-эм, который рассчитан на три года, но у меня уже не будет ограниче-1Й во времени: я понял, что всегда смогу фантазировать и осуществ­ить свои мечты!

Р. Д.: Иногда люди начинают с мечты, воплощение которой в бук-|.Вальном смысле весьма удалено от них, порой на целые годы. Однако нюсле знакомства со стратегией Диснея мечта оказывается рядом, по­близости, и больше уже не отдаляется.

В. 5: Попав в состояние критика, я нередко расстраивался, прояв-' лял негативизм; теперь я знаю, что всегда могу перейти в состояние мечтателя, и чувствую себя намного лучше.

Р. Д.: Вся динамика цепочки меняется, если критик знает, что я приду к нему за советом и что он тоже сможет получить помощь по всем остальным функциям. Тогда критический настрой перестает вос­приниматься как потерянность или одиночество.

Иногда можно видеть, как критика удивительным образом стано­вится конструктивной. «Критик» начинает давать позитивную обрат­ную связь. А если ваш самый непримиримый критик говорит: «Годит­ся!» — вас уже ничто не остановит.

В. 6: Я заметил, что «критическая часть» обычно создает ощуще­ние безопасности.

В. 7: После завершения трехчастного раунда мы почувствовали, что нуждаемся в четвертой части — части «желания», которую испытуемый хотел бы разместить перед частью мечтателя.

Р. Д.: На каком-то этапе действительно может возникнуть жела­ние связать мечту с собственной миссией. Я думаю, вы именно это


Часть I. Личная креативность

имели в виду, говоря о «желании». Таким образом, как только я при­вязываю видение, мечту, к своей миссии, мечта становится идеологи­ей, приверженностью. Это следующий шаг.

Сейчас я хотел бы сказать несколько слов о потенциальных про­блемах, связанных с данным процессом.

Применительно к любой стратегии важно в первую очередь осо­знать, что прочность цепочки равна прочности ее слабейшего звена Иными словами, если какая-то часть стратегии недостаточно сильна, это может расстроить весь проект. Иногда человек говорит следующее: «Я не могу визуализировать, я не могу пройти этап мечтателя». Одна­ко очевидно, что способность к креативности напрямую связана со способностью развивать и использовать собственные чувства. Неко­торые люди чувствуют себя весьма комфортно в роли критика: они проводят в ней более 90 процентов жизни. Вот почему так важно раз­вивать гибкость микростратегий.


Глава 4. Реализация личной креативности РАЗДЕЛ 4.2. КАРТА Б

Нрфажнение         Фаза!       Фаза II       Фаза III  
I                  
Щвнедрение шш- стратеги и Ц Диснея   Исследователь восаанавливает в памяти яркие примеры состоя-   Исследователь вспоминает проект или идею и прово­дит его/ее по циклу   Исследователь восаанавливает в памяти позитив­ное референтное
  ний мечтателя,   «мечтатель—ре-   переживание,
■Мжжите физические Кдации для мечтателя, НЙЯйста и критика, Вщже метапозицию   реалиста и кри­тика и «привя­зывает» их(«са­жает на якоря») к соответству­ющим положениям в пространстве   алист—критик», проходя через все указанные позиции   не связанное с д ным проектом т идеей, и проход» по всему креати! ному циклу, чтоб стимулировать латеральное мыи ление и неосозн ное «вынашивай замысла» ан-и т -
      II-эн-ие
           
  Гид помогает иссле­дователю найти релевантные пере­живания для каж­дого состояния и откалибровать ключевые физиче­ские сигналы, связанные с каждым состоянием   Гид направляет ис­следователя и следит затем, чтобы иссле­дователь не «загряз­нял» состояния, свя­занные с каждой по­зицией Также он напоминает иссле­дователю о когнитив­ных и поведенческих паттернах, подходящих для каждой позиции   Гид следит за координацией и интеграцией соответствующих сигналов доступа
       
         
     
  С помощью метапозиции можно обеспечить адекватное разделение состояний   Перед возвращением в позицию мечтателя следует превратить замечания критика в вопросы  
                                 

очевые положения

Ьзиционное разделение различных процессов помогает организовывать и коорди-Ировать их и предупреждает помехи или смешение состояний.

образование критических замечаний в вопросы позволяет избежать негативно-) эффекта критики и стимулирует мечтателя.

1рочно установленный креативный цикл может быть обогащен за счет процессов, Эмулирующих латеральное мышление и неосознанное «вынашивание замыслов».


Часть I. Личная креативность

Практикум

Каковы отношения между вашим «мечтателем» и «реалистом»? «Реалистом» и «кри­тиком»? «Критиком» и «мечтателем»?

В ходе выполнения этого упражнения обратите внимание на то, легко ли вам сохра­нять четкие границы между тремя состояниями.

Какие когнитивные и поведенческие сигналы могут свидетельствовать о том, что состояния смешаны или загрязнены?

Как разделение и координация различных состояний меняют роль вашего внутрен­него критика?

Подумайте: как в вашей профессиональной реальности можно использовать процесс раскадровки.

Подумайте: как в вашей профессиональной реальности можно использовать умение принять точку зрения аудитории.

Применительно к вашему производственному окружению: как можно было бы про­странственно разделить и «поставить на якоря» мечтателя, реалиста и критика.


Глава 4. Реализация личной креативности

дел 4.3. Условия формальной правильности 1Я оценки новых идей

fools for Dreamers, pp. 60-62)

ритерии, используемые для тестовой фазы каждой стадии креатив-> процесса, в общих чертах соответствуют тому, что в НЛП носит звание «условия формальной правильности»: Эти условия использу-: для установления минимального набора требований, которым или результат должны соответствовать, чтобы считаться «фор-1ьно правильными». Стандартный набор условий формальной пра-иьности НЛП приводится ниже.

Мечтатель»

Результат сформулирован в позитивных терминах. Иными слова­ми, он характеризует то, «чего вы хотите», а не «чего вы не хотите». Вопросы: Чего вы хотите? Что из этого осуществимо? Какой це-I?

«Реалист»

Может инициироваться и поддерживаться заинтересованным че­ловеком или группой.

Вопрос: Что именно вы сделаете для достижения этой цели? Проверяется сенсорным опытом.

Вопросы: Как именно вы узнаете о том, что достигли цели? Како-i критерии успешности? Как их можно будет проверить?

(Критик»

Сохраняет позитивные побочные продукты текущего поведения

или деятельности.

Вопросы: Какую пользу вы извлекаете из текущего состояния ве-

\щей?Как вы собираетесь сохранить эти позитивные следствия, когда

^достигнете новой цели?

§5. Соответствующим образом контекстуализированный, экологиче­ски дружелюбный. Вопросы: При каких условиях вы не захотели бы добиваться по-

' ставленной цели? Какие факторы могли бы на это повлиять?

Я организовал эти условия согласно соответствующим фазам креа-

' тивного процесса. В зависимости от стадии процесса меняется и уело-


Часть I. Личная креативность

вие формальной правильности. Критерии ТОТЕ «мечтателя» в первую очередь организованы вокруг возможности и желательности. Крите­рии ТОТЕ «реалиста» — вокруг осуществимости и пригодности. Крите­рии ТОТЕ «критика» — вокруг приемлемости и соответствия более крупной системе.

Следующее упражнение показывает, как можно скомбинировать условия формальной правильности с логическими уровнями и эле­ментами диснеевской стратегии. Таким образом может быть создан могущественный «мотор» креативности, предназначенный для ис­пользования с помощью «тренера» или самостоятельно.

Упражнение на раскадровку

Выберите проект или идею, которые хотели бы «раскадровать».

Для каждой фазы креативного цикла (мечтатель, реалист и кри­
тик) задайте релевантные вопросы (список см. ниже). Тренер мо­
жет давать советы исследователю и помогать отслеживать его от­
веты.

Отвечая на вопросы, исследователь должен использовать и под­
держивать соответствующие физиологические проявления и стиль
мышления согласно инструкциям (см. ниже).

Заметьте, что адекватный ответ может дать только комбинация подходящего вербального вопроса и физиологического состояния. Если вам задают вопрос «мечтателя», а вы находитесь в «критиче­ском» состоянии, ответ будет «загрязненным». Если вопрос не пропу­щен по соответствующей цепочке, ответ окажется слишком сбивчивым, невнятным. Подобное совмещение и обеспечение конгруэнтности меж­ду языком, когнитивными процессами и физическими состояниями составляют суть нейролингвистического программирования.

3. Тренер и исследователь должны следить за тем, чтобы исследова­
тель сохранял нужное состояние и не «загрязнял» его.

Когда вы закончите выполнение этого упражнения:

4. Продолжайте следовать фазам вашего цикла, чтобы выработать
план методом последовательных приближений.

Фаза «Хочу» — Мечтатель Задачи:

Позитивно определить конкретную цель; определить выгоду от до­стижения этой цели.


Глава 4. Реализация личной креативности

1то вы хотите делать? (По контрасту с тем, что вы хотите пере-, делать, чего хотите избежать, с чем покончить.)»чему вы хотите это сделать? Что представляет собой цель?

> выгоду вы получите от достижения этой цели? Как вы узна -to том, что получили ее? Когда следует ожидать этой выгоды?: бы вы хотели, чтобы ваша идея повлияла на ваше будущее? ем бы вы хотели быть (на кого походить) применительно к дан-ludee?

^Уровень концентрации: что.

^Когнитивный стиль: видение — определить «общую картину». [Установка: все возможно.

^Базовая микростратегия: синтезирование и комбинирование чувств. ^Физиология: голова и глаза подняты вверх. Поза симметричная, набленная.

Рис. 4.4. Физиология состояния «мечтатель»

i «Как» — Реалист

ювить временные фреймы и «вехи» продвижения к цели; убе-J, что этот процесс может быть инициирован и затем осуществ-[ подходящим человеком или группой, а также что продвижение к

[ можно оценивать через сенсорное восприятие. *Как именно будет воплощена идея? Как вы узнаете о том, что цель

ггнута?Как вы будете проверять критерии эффективности? *Кто будет это делать? (Распределите ответственность и обес-ьте лояльность людей, которые будут выполнять план.) Когда будет осуществляться каждая фаза? Когда будет достиг-

i общая цель? Где будет осуществляться каждая фаза?


Часть I. Личная креативность

Почему каждый шаг данного плана является необходимым?

Уровень концентрации: как.

Когнитивный стиль: действие — определить краткосрочные шаги

Установка: действовать так, как если бы мечта осуществима.

Базовая микростратегия: ассоциирование себя с персонажами и «раскадровка».

Физиология: голова и глаза — прямо или слегка вперед. Поза сим­метричная, тело слегка наклонено вперед.

Рис. 4.5. Физиология состояния «реалист»

Фаза «Случись что» — Критик Задачи:

Убедиться в том, что идея экологически дружелюбна и сохраняет все позитивные побочные продукты нынешнего способа (или способов) достижения цели.

Почему у кого-либо могут возникнуть возражения против вашей идеи?

На кого повлияет эта идея? Кто способен обеспечить ее эффектив­ность или воспрепятствовать ей, каковы потребности и выгоды этих людей?

Где и когда вы не захотели бы воплощать эту идею?

Какие позитивные следствия приносит вам текущая ситуация (си­туации)?

Как вы могли бы сохранить эти позитивные следствия, воплотив новую идею?

Уровень концентрации: почему.

Когнитивный стиль: логика — избежать проблемы путем поиска недостающих звеньев.


Глава 4. Реализация личной креативности

Рис. 4.6. Физиология положения «критик»

Установка: подумать о том, «что будет, если» возникнут проблемы. Базовая микростратегия: принять точку зрения «аудитории», физиология: глаза опущены. Голова опущена и наклонена вбок. Зоза угловатая.

Обзор части II

Задачи части II:

Связать способности к креативному мышлению с контекстами ре­
шения проблем.

Расширить способности к креативному решению проблем посред­
ством исследования ряда интерактивных инструментов и страте­
гий инновационного мышления.

Часть II состоит из трех глав:

Глава 5. -«Креативность и решение проблем». Определяет взаимосвязь креативности и решения проблем, а также предоставляет метод раз­вития способностей к креативному решению посредством переноса элементов эффективной стратегии решения проблем из одного кон­текста в другой.

Глава 6. -«Развитие множественных точек зрения». Помогает чита­телям выработать визуальные стратегии построения карт как средства интерактивного решения проблем и раскрытия неосознаваемых допу­щений.

Глава 7. -«Развитие латерального мышления». Знакомит читателей с латеральными стратегиями мышления, такими как построение ана­логий, метафоры и символы, а также исследует их влияние на креатив­ное решение проблем.

Материал, рассматриваемый в части II данного издания, основан на ряде допущений относительно креативности и решения проблем.

Допущения

Проблемы в первую очередь создаются нашим восприятием ситуации и альтернативами, которые мы воспринимаем как допустимые или доступные в данной ситуации.

Восприятие проблемы конкретным человеком прежде всего явля­ется функцией его когнитивной карты проблемного пространства. Подобные внутренние карты направляют или ограничивают нас в большей степени, нежели внешняя «реальность» проблемы.

Существует определенная разница между формой и содержанием мыслительных стратегий.

Наши стили мышления создают проблемы, которые нельзя решить с помощью этих же самых стилей.


Обзор части II

креативность в решении проблем преимущественно связана с рас-ением или «переакцентированием» нашего восприятия и когни-лх карт проблемного пространства применительно к способу ре-ентации проблемы и базовым допущениям относительно про-того пространства.)пределенные элементы процессов, составляющие стратегию, эф-гивную в одном контексте, могут оказаться эффективными и в лх контекстах.

|Различные люди используют различные карты мира, а также раз-ше стили представления и «пунктуации», акцентирования про-лных пространств. Это разнообразие способов восприятия на са-[ деле весьма полезно для креативности и решения проблем.

^Стратегии креативного мышления можно усиливать или перено-. в другие контексты путем идентификации когнитивных паттер-i и микроповеденческих сигналов, а также манипуляции ими.


Шсть

И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ


Обзор главы 5 Основные задачи главы 5

Дать определение понятиям «проблемное пространство» и «про­
странство решения», а также обозначить их связь с креативностью

Предоставить модели и понятия, с помощью которых читатели
смогут а) определять и расширять восприятие проблемного про­
странства и б) открывать адекватное пространство решения,

Помочь читателям в применении навыков НЛП и моделей для того,
чтобы определить и перенести эффективный креативный процесс из
одного контекста решения проблем в другой

Помочь читателям понять преимущества различных способов мыш­
ления в процессе решения проблем.

Разделы и цели каждого раздела

Раздел 5.1. Определение проблемного пространства и пространства решения

Дать определение взаимосвязи между «проблемным пространством» и «пространством решения», а также ввести следующий принцип, про­блема не может быть решена с помощью создавшего ее стиля мышле­ния.

Раздел 5.2. Пунктуация ключевых элементов проблемного про­странства. Модель SCORE

Представить модель SCORE и ее связь с определением проблемного пространства и пространства решения.

Раздел 5.3. Креативность и расширение восприятия проблемного пространства

Объяснить процесс и ключевые соображения относительно определе­ния и переноса релевантных элементов эффективной ТОТЕд,ля креа­тивности в ситуацию, где наблюдается дефицит креативности.


Глава 5, Креативность и решение проблем

[ 5,4, Креативные навыки как совместный тренинг

делить базовые концептуальные, наблюдательные и интерактив-j навыки, связанные с обучением креативности для решения про-

[ 5,5. Перенос эффективной стратегии креативности из кон-та в контекст

ге с читателями осуществить процесс определения и переноса итных элементов эффективной ТОТЕ для креативного решения тем в проблемную ситуацию, связанную с коммуникацией,

дел 5,6, Оценка прогресса в креативности

дставить ряд способов, с помощью которых можно оценить про-: в креативности отдельного человека или группы,

1дел 5.1. Определение проблемного)странства и пространства решения

юй из основных областей применения креативности и новаторства ияется решение проблем, Ключевой элемент эффективного реше-: проблем — определение «проблемного пространства». Проблем-5 пространство — это не только физическое пространство, непосред-внно связанное с проблемой. В него могут также входить взаимоотно-, ценности, восприятие и убеждения. Проблемное пространство еделяется элементами, материальными и нематериальными, кото- создают или вносят свой вклад в проблему. Для того чтобы решить проблему, необходимо найти «простран-Во решения». Такое пространство содержит альтернативы и ресур-I, позволяющие преодолеть, трансформировать проблему или избе-%тъ ее. Если же альтернатив и ресурсов, доступных в пространстве, оказывается недостаточно для работы со всеми элементами элемного пространства, решение будет неудовлетворительным, рространство решения должно быть шире пространства проблемы, ешения могут оказаться неадекватными потому, что адресованы не ем элементам проблемы.

Креативное мышление может способствовать расширению доступ-эго пространства решения; однако для начала вам потребуется неко-Эрое количество креативности, чтобы выявить и определить про-чемное пространство. Таким образом, креативность выполняет две Сновные функции в контексте решения проблем. С ее помощью можно:


Часть II. Совместная креативность

обогатить и прояснить наше восприятие проблемного прострац.
стваи

определить или создать некоторую область пространства решения
достаточно широкую для того, чтобы охватить все релевантные
аспекты проблемного пространства.

Прежде чем мы найдем решение, необходимо понять, какие фак­торы создают проблемное пространство. Базовый принцип определе­ния пространства решения гласит: проблему нельзя решить с помо­щью того же вида мышления или той же карты, которые, по сути, со­здают проблему. Или, говоря словами Альберта Эйнштейна, «наше мышление создает проблемы, которые мышление того же типа не в состоянии решить». Карта, которая приводит нас в проблемное про­странство, не может вывести нас оттуда.

Глобальная цель креативного решения проблем — найти способ мыш­ления, который отличался бы от создавшего проблему. При благопри­ятных обстоятельствах этот способ приведет нас в пространство реше­ния, которое будет по меньшей мере равно проблемному пространству или шире его. Здесь и отыщутся подходящие альтернативы и ресурсы.

Креативность и решение проблем

(из Tools for Dreamers, pp. 258-260)

Вероятно, большая часть креативной активности протекает в области решения проблем. В НЛП само слово «проблема» относится к особому классу слов — так называемым «номинализациям». Номинализация — это процесс или взаимосвязь, о котором (которой) можно говорить как об объекте. В понимании нейролингвистического программирования проблема не может быть воплощена в каком-то одном конкретном предмете или объекте. Проблема — это взаимосвязь. В частности, НЛП определяет проблему как разницу, или люфт, между актуальным со­стоянием и желаемым состоянием.


Глава 5. Креативность и решение проблем

[ между тем, кем вы являетесь, и тем, кем вы хотите стать, нет эй разницы, то у вас нет и проблемы. Небольшой люфт между вы являетесь, и тем, кем вы хотите стать, означает наличие |неболыпой проблемы. Существенная разница — существенная 1ема.

1 самом деле это определение позволяет сказать, что практически явления креативности и новаторства направлены на решение ie проблемы того или иного рода. Важно осознавать, что, 1ько вы определяете желаемый результат, вы создаете себе про-у. Сформулировав цель или желаемое состояние, вы создаете нему буквально из ничего — только лишь потому, что еще не до-ГЛИ нужного состояния. Вот почему так много людей боятся соб-бнного «мечтателя» — мечтатель создает проблемы, потому что

швает желаемые результаты.

Разумеется, проблема может остаться проблемой или превратить-i возможность — и это определяется вашей картой или моделью, шой для репрезентации проблемы. Как задействовать «реали-►? Как подключить к работе «критика»?

Итак, вы сидите и размышляете: «Что мне делать с X? У меня есть нема. Мне нужно кое-что решить». Как вы об этом думаете? Как I организуете этот процесс? Первым делом следует преобразовать чу проблему в вопрос. Намного легче найти ответ на вопрос, чем пение проблемы. Однако само собой разумеется, что ответ на во-: может создать дополнительные проблемы. «Правильный ли это вет?», «Что мне теперь делать, коль скоро у меня уже есть ответ?», 5остаточно ли одного ответа?»

Конечно, многие хватаются за первый пришедший им в голову от-г: «Ага! У меня появилась интуитивная реакция. Так я и поступ-з», — и делают это. Другие раз за разом проигрывают в уме бесконеч-*е сценарии, пока не обнаруживают, что время действий прошло и спокоиться не о чем — слишком поздно.

Предположим, вы хотите решить проблему и придумали для этого |Три или четыре сценария. Как далеко в будущее вы можете заглянуть, f Проигрывая эти сценарии? Сколько истории, прошлого вы включили \ь них? Как далеко в прошлое вы заглянули? Сколько человек задей-' ствовано в вашем плане, на скольких он повлияет? В частности, вы создаете решения креативно для самого себя или ваша креативность относится к тому, на скольких людей это решение непосредственно повлияет?


Часть II. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 5.1. КАРТА А

    Два центра внимания в креативных процессах    
             
  1.   2.   Образование взаимосвязи
  Ориентация   Ориентация на решение   между креативностью
  на результат   проблемы (проблем/   и решением проблем
      решения)   позволяет правильно
          сфокусировать применение
          креативности
             
Решение проблем   Для того чтобы решить    
(по сравнению   проблему, нужно опре-    
с креативностью)   делить «проблемное   Пространство решения
предполагает   пространство», т. е.   должно:
определение про-   альтернативы, которые   • охватывать проблемное
странства элементов.   позволят изменить   пространство целиком;
как материальных,   основные аспекты   • содержать дополнитель-
так и нематериальных   проблемного простран-   ные элементы, способные
(например, ценностей),   ства или избежать их   решить проблему
которые и составляют        
проблему        
           
     
Ресурсные   Действия
            переживания      

Ключевые положения





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...