Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 10 страница



Буква L обозначает языковые паттерны (Language patterns), которые означают типы (Качества когнитивных процессов.

уппы физических сигналов указывают на когнитивные микропаттерны, которые билизуются и образуют между собой связи в процессе мышления.

актикум

|Ьк вам кажется, какой тип языковых паттернов вы используете наиболее часто?

ак вам кажется, какой тип языковых паттернов вы используете в тот момент, когда оявляете креативность?

одумайте о каком-либо переживании или событии, которое вы обычно описываете I терминах одной из сенсорных модальностей, и попытайтесь описать его в другой Модальности. Как этот эксперимент меняет ваше восприятие?


Часть I. Личная креативность

Раздел 3.3. Исследование микро-и макросигналов креативности

Один из самых простых и основательных способов определения реле­вантных поведенческих сигналов в НЛП носит название «контраст­ный анализ». В данном случае он подразумевает сравнение состояний креативности и состояний тупика или замешательства.

К примеру, вспомните случай, когда вы ощущали прилив вдохно­вения, и постарайтесь как можно полнее ощутить это переживание, погрузиться в него. Затем воссоздайте состояние, когда вы хотели быть креативным, однако были отвлечены чем-то или столкнулись с каким-то препятствием, посторонним вмешательством. Сравните эти два состояния. Обратите внимание на различия между поведенчески­ми сигналами, как очевидными, так и еле заметными.

Учение НЛП предполагает, что даже мельчайшие элементы пове­дения могут оказать существенное влияние на эффективность всего процесса. Если вам удастся определить хотя бы некоторые из этих элементов, вы сможете научиться получать повторный доступ к состо­янию креативности — более сознательно и целенаправленно.

Разумеется, какие-то из сигналов доступа окажутся идиосинкрати­ческими, т. е. уникальными и присущими только конкретному чело­веку, — подобно некоторым другим когнитивным аспектам индивиду­альной креативной стратегии. Однако есть и такие виды сигналов, которыми пользуются многие люди. Известно, в частности, что какие-то виды жестов могут менять значение в зависимости от культурной среды, однако другие виды физиологических реакций и сигналов яв­ляются общими для нескольких культур, например выражение лица.

Что касается индивидуального процесса креативности, чрезвычай­но важным является максимальное развитие метазнания или осозна­ния наших идиосинкратических сигналов. С его помощью мы сможем определять, ведет ли актуальное состояние к креативности, а также при необходимости возвращаться в креативное состояние. Чем боль­ше вы узнаете о когнитивных и физиологических аспектах, связанных с вашей личной креативностью, тем больше вероятности, что вы на­учитесь получать повторный доступ к этому состоянию по собствен­ному желанию.

Говоря же об управлении креативностью окружающих, следует отметить, что многие из нас склонны предполагать, что креативность других имеет ту же природу, что и наша собственная, и что поведен-


Глава 3. Физиология и креативность

ские сигналы означают одно и то же для всех. Это допущение мо-породить определенные проблемы, особенно для ваших сослу-явцев. Развивая осознание общих и идиосинкратических сигналов, [ научитесь избегать проблем, связанных с интерпретацией поведе-

[ окружающих.

Цели упражнения, которое вам предстоит проделать, заключают-[ в следующем:

Совершить открытия, связанные с вашими собственными сигнала­ми креативности.

Научиться более эффективно наблюдать за сигналами окружа­ющих и понимать их значение.

В ходе упражнения вы можете осознать что-то, связанное с физио-огией индивидуальных состояний, влияющих на вашу способность; креативному мышлению. Не исключено, что вы начнете осознавать акже тип сигналов, которые имеют значение для идентификации и правления состояниями других людей.

Если есть возможность, выполняйте это упражнение в группе из ех человек. Один из вас будет играть роль «исследователя». Иссле-эватель — это человек, который переживает различные состояния реативности в сравнении с тупиковыми состояниями. Второй человек зьмет на себя роль «наблюдателя» за физиологией исследователя. Третий является своего рода «гидом», который будет давать указания Исследователю и помогать наблюдателю.

Опираясь на инструкции, приведенные в этом разделе, гид просит |Нсследователя припомнить случай, когда бы тот проявлял креативные Способности. Исследователь должен вжиться в этот пример креатив­ного состояния настолько глубоко и полно, насколько это возможно. [Наблюдатель и гид следят за значимыми поведенческими сигналами, |}йэтом им помогают наши инструкции. Затем гид просит исследовате-|*Дя вспомнить ситуацию, когда бы тот ощущал замешательство и не 1&нал, как действовать дальше. Наблюдатель и гид сравнивают пове­денческие сигналы обоих состояний, прибегая к помощи инструкций ^Данного раздела.

Затем наблюдатель и гид должны прокомментировать увиденное. I этом упражнении важно помнить о разнице между наблюдением и герпретацией. Фраза: «Ты выглядел расслабленным» не является {[Наблюдением, это интерпретация. Здесь вам пригодится умение дей­ствительно описать наблюдаемое поведение, например: «Твои глаза


Часть I. Личная креативность

были направлены вверх-вправо»; «Ты поднял руку к лицу»; «Ты на­клонился вперед» и т. п. В противном случае вас ожидают разногла­сия, основанные на индивидуальных интерпретациях.

Чтобы проверить свои навыки наблюдения, гид просит исследова­теля припомнить еще один пример ситуации, в которой бы тот прояв­лял креативность или, наоборот, оказался в тупике, но ничего не го­ворить о характере ситуации. Наблюдатель и гид должны догадаться о том, является ли воспоминание исследователя примером креативно­го состояния. Когда они сформулируют свои предположения, иссле­дователь может подтвердить или опровергнуть догадку.

Помните, что задача этого упражнения — не в том, чтобы попытать­ся скрыть свои реакции: важно научиться лучше понимать друг друга. Одна из самых серьезных проблем, с которыми сталкиваются креатив­ные люди в сотрудничестве, заключается в том, что они то и дело пре­рывают творческий процесс друг друга. Важно научиться понимать, можно ли в данный момент отвлечь коллегу от дела, чтобы при этом не помешать ему, не прервать важный процесс.

Кроме того, вы, вероятно, захотите узнать, какие виды микропове­дения помогают вам в достижении креативного состояния. Может быть, вы катаетесь на велосипеде, как это делал глава судоходной ком­пании? Другие люди предпочитают принять душ. Третьи встают и некоторое время ходят по комнате. Какими способами вы стимулиру­ете креативность через макроповедение в дополнение к микроповеде­нию?


Глава 3. Физиология и креативность

[Положение тела и креативность



Обведите кружком те рисунки, которые в наибольшей степени соот-: ветствуют вашей позе в момент проявления креативности. Обведите ^'квадратной рамкой рисунки, которые наиболее точно отражают вашу j. позу в тупиковой ситуации, в состоянии растерянности (отметьте и i вид спереди, и вид сбоку).


Часть I. Личная креативность

Жесты и креативность

Обведите кружком рисунок, наиболее точно отражающий жесты, ко­торые вы чаще всего используете в креативном состоянии, или дори­суйте эти жесты на предложенной картинке.



Креативное состояние

Обведите кружком рисунок, наиболее точно отражающий жесты, которые вы чаще всего используете в состоянии тупика, замешатель­ства, или дорисуйте эти жесты на предложенной картинке.



Состояние тупика или замешательства

Положение глаз и креативность

На представленной ниже диаграмме отметьте, какое положение глаз наиболее ассоциируется с вашим креативным состоянием. Если таких положений несколько, укажите последовательность или порядок, в котором они обычно сменяют друг друга. Можно использовать циф­ры или стрелки.


Глава 3. Физиология и креативность

Креативное состояние

На представленной ниже диаграмме отметьте, какое положение: наиболее ассоциируется для вас с состоянием тупика или заме-дательства. Если таких положений несколько, укажите последова-

тьность или порядок, в котором они обычно сменяют друг друга. 1ожно использовать цифры или стрелки.

Состояние тупика или замешательства

Языковые паттерны и креативность

В приведенной ниже таблице отметьте или впишите языковые паттер-' ны, которые в наибольшей степени ассоциируются с вашим креатив­ным состоянием.

Визуальные Аудиальные Кинестетические
видеть слышать хватать
смотреть слушать трогать
вид звук ощущение
ясный звучный твердый
яркий громкий тяжелый

Часть I. Личная креативность

картина слово рычаг
туманный шумный грубый
освещает бьет в набат связывает
показывать рассказывать двигаться

В приведенной ниже таблице отметьте или впишите языковые пат­терны, которые в наибольшей степени ассоциируются с состоянием тупика или замешательства.

Визуальные Аудиальные Кинестетические
видеть слышать хватать
смотреть слушать трогать
вид звук ощущение
ясный звучный твердый
яркий громкий тяжелый
картина слово рычаг
туманный шумный грубый
освещает бьет в набат связывает
показывать рассказывать двигаться
     

Глава 3. Физиология и креативность

РАЗДЕЛ 3.3. КАРТА А

ВТ*            
w Иостояния креативности Противопоставлены:   Контрастный анализ поведенческих сигналов позволяет увидеть типы  
^состояниям тупика; р состояниям замеша-   сигналов, связанных со всеми этими состояниями  
Ь тельства; ^состояниям вынаши-it вания замысла    
К. 1 Mi '   Наблюдение за внут-
г I* Паузы в творческом Ш процессе могут быть К полезными или огра-Р ничивающими         ренними сенсо репрезентация и внешними си лами даетоснс для микроанал креативности рными ми
  чтобы использовать их для оценивания и выявления креатив­ных состояний   гна-шание иза
к,              

вые положения

авнение различных состояний — надежный способ определить, какие виды фи-ческих сигналов и когнитивных паттернов наиболее релевантны для данного че-ека.

левантные поведенческие сигналы и когнитивные паттерны личной креативности кно обнаружить путем сравнения состояния креативности и состояния тупика или ешательства.

и кум

иведите несколько примеров ситуаций, когда вы проявляли высокий уровень креа-Цвности, и сравните их с ситуациями, в которых вы оказывались в тупике или заме-пьстве. Какие различия вы можете отметить на уровне когнитивных и физиче-их паттернов?

для вас заключается разница между замешательством и тупиком? (чем для вас заключается разница между «вынашиванием замысла» и промедлени-,отсрочкой?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 3.3. КАРТА Б

  Калибровка внутренних состояний    
             
Контрастный анализ позитивных и ограничивающих переживаний выявляет ключевые различия   Каждый индивид использует собственные сигналы для различных состояний
      Это повторяющиеся паттерны
относительно того 1 1    
Как человек думает в ходе своего пере­живания, какие сенсорные репре­зентации он задействует: • образы; • внутренний диалог; • эмоции Как меняется физиология Примеры: • положение тела; • дыхание • голос • жесты Некоторые сигналы, например жесты, меняют свое значе­ние и сами меняются в зависимости от культурной среды Они присущи носи­телям определенной культуры Индивидуальные (идиосинкратические) и «общие» сигналы • группы • культурной среды необходимо изучать, чтобы с их помощью управлять креатив­ностью
       
Внутренние наблюдения человека Внешнее наблюдение за человеком Люди пользуются «общими», одина­ковыми сигналами
                 

Ключевые положения

Комбинация сенсорных репрезентаций и микроповеденческих сигналов составляет базиз для микроанализа в НЛП. Сравнение сигналов, связанных с креативными со­стояниями и состояниями тупика или замешательства, выявляет ключевые микро­поведенческие и когнитивные различия.

Различают индивидуальные «идиосинкратические» сигналы и глобальные «общие» сигналы, связанные с креативностью.

Практикум

Какие аспекты индивидуального опыта креативности, по вашему мнению, являются личными и уникальными, присущими только вам?

Какие аспекты индивидуального опыта креативности, по вашему мнению, присущи всем креативным процессам всех людей?


Глава 3. Физиология и креативность

РАЗДЕЛ 3.3. КАРТА В

Микроповеденческий анализ

plarl: Частник А думает р, креативном переживании Частник Б наблюдает:» физио­логическими сигналами   Шаг 2: Участник А думает об огра­ничивающем переживании Участник Б наблюдает за физиологи­ческими сигналами Участник А сообщает о том, что происходило «внутри», в его сознании   ШагЗ: А/Б, контрастный анализ двух переживаний   Шаг 4: Участник Б на основании невербальных сигналов строит догадки о том, какое состояние переживает участник А
     
   
Участник А сообщает о том, что происходи­ло «внутри», в его сознании   Шаг 5: Макроанализ А и Б описывают соответствующее макроповедение, которое привело их в состояние креативности

мочевые положения

пибровка предполагает наличие связи между наблюдаемым поведением и внут-нними субъективными переживаниями.

Сознание микро- и макроповедений, связанных с вашим креативным процессом, — езвычайно значимый инструмент для повышения креативности.

собность наблюдать за микроповеденческими сигналами других людей обеспе-ивает проникновение в их креативные способности и является важным инструмен­том, позволяющим поддерживать креативность окружающих и управлять ею.

Ррактикум

!%о вы узнали о собственных когнитивных и физических паттернах из данного упраж­нения?

|Чем отличаются ваши когнитивные и поведенческие паттерны от паттернов ваших Ьюллег?

j Успешно ли вы калибровали креативные и тупиковые состояния своего партнера? какими сигналами наблюдать было легче всего? За какими — труднее всего?

; Как бы вы могли использовать полученные навыки наблюдения в повседневной про-'-фессиональной реальности?


Часть I. Личная креативность

Раздел 3.4. Повышение креативности за счет управления физиологией

Физиологические сигналы являются «якорями», позволяющими чело­веку управлять своим состоянием, воспроизводить желаемое состоя­ние или в любой момент получать к нему доступ. Осознание собствен­ных физиологических сигналов — инструмент, который поможет вам входить в состояние креативности вне зависимости от контекста.

Кроме того, физиология — это мощный рычаг, позволяющий нам изменять состояния и мыслительные процессы. Управляя другими людьми, чрезвычайно важно уметь наблюдать за ними без интерпре­тации. Вы могли заметить в ходе выполнения упражнения, что для того, чтобы оценить различия в микрофизиологии двух состояний, нужно быть чрезвычайно внимательным и точным наблюдателем, потому что многие поведенческие проявления в той или иной степе­ни похожи. Точность подобного рода требует определенной наблюда­тельности, на которую нам не всегда хватает времени в повседневной жизни. С другой стороны, есть такие контексты, в которых вниматель­ность к собеседнику окупается сторицей — к примеру, общение с че­ловеком, с которым вам приходится работать очень интенсивно, или ситуация очень важного взаимодействия. Кто-то из топ-менеджеров сказал однажды: «Бывают моменты, когда от руководителя требуется умение изменить вторую половину фразы на основании обратной свя­зи, полученной на первую половину». Разумеется, этим не нужно за­ниматься постоянно, но иногда обстоятельства заставляют вас про­явить навыки наблюдателя.

Важно осознавать, что в стрессовых или конфликтных ситуациях вы можете выражать данные установки, даже если не осознаете этого. По мере осознавания некоторые из подобных сигналов становятся оче­видными, особенно в ситуациях, когда люди действуют спонтанно.

Возможно, в ходе упражнения вы обратили внимание на то, что временами мы стремимся имитировать поведение другого человека. Это на самом деле достаточно важный момент для НЛП. Когда люди взаимодействуют и начинают устанавливать настоящий раппорт, не­редки проявления своего рода парного поведения. Этот процесс в НЛП получил название «подстройка» (pacing). Если понаблюдать за людьми, которые находятся в настоящем раппорте, вы заметите, что они «зеркально отражают» многие детали поведения друг друга. Это


Глава 3. Физиология и креативность

разовый принцип коммуникации, который может быть использован ак инструмент, помогающий более эффективно управлять людьми. В частности, один из способов развития раппорта с человеком за-дачается в том, что вы определяете тип языковых паттернов, кото­рые он использует, и переходите к своего рода «активному слуша-*ию», подкрепляя слова собеседника парными словами. Например, |»сли вам говорят «Я чувствую, что мы должны более подробно изу-?ить эту проблему», вы отвечаете «Да, я понимаю, что у вас такое ощу­щение, что нам следует подробно заняться этим вопросом», а вовсе не «Я вижу, что вы хотите сфокусировать внимание на проблеме».

Вы могли заметить также, что одни люди творят в статике, в спо­койной позе, а других креативное состояние делает более оживленны-1ми, они активно жестикулируют. Отсюда следует вопрос: существует |ли базовый тип установок, общий для креативных состояний всех |людей? Разумеется, такие типы установок существуют, однако эти |установки могут быть выражены через различные организации мыш-[ления и поведения. Установки в большей степени связаны с уровнем [убеждений и ценностей, чем с конкретными видами поведения. Таким [ образом, они могут выражаться через различные микроповеденческие и когнитивные процессы. В очень напряженном контексте та или иная > установка может быть выражена через один вид поведения и один тип [ мышления. В другом, более расслабленном контексте эти микроуров-невые процессы могут претерпеть изменения.

Фактически единственный способ удостовериться в том, что, об­ращаясь к человеку, вы не вмешиваетесь в его креативный процесс, — перенять элементы поведения вашего партнера, так сказать, «влезть в его шкуру». Разумеется, гораздо легче сделать это, если вы хорошо знаете друг друга и уже установили раппорт. В данном случае такое поведение является практически подтверждением раппорта. Однако если дело касается людей незнакомых, вы можете столкнуться с опре­деленными трудностями; ваше поведение может быть воспринято даже как невежливое. Можно порекомендовать вам лишь «осуществ­лять подстройку» к человеку поэтапно, копируя элемент за элементом. Сначала голос, потом жесты и т. п.

Подводя итоги, можно сказать, что с помощью физиологии можно уп­равлять креативными процессами окружающих; физиология позволяет:

1. Установить раппорт через подстройку и согласование своего пове­дения с основными поведенческими паттернами партнеров.


Часть I. Личная креативность

Более полно понимать или ощущать мировоззрение других людей
путем отзеркаливания ключевых элементов их физиологии;

Получать информацию о внутренних процессах окружающих че­
рез их физические сигналы, усиливать состояния и когнитивные
паттерны, связанные с креативностью, или получать повторный
доступ к ним.


Глава 3. Физиология и креативность

РАЗДЕЛ 3.4. КАРТА А

  Использование физиологии для повышения креативности  
         
Ирнание собственных физиологических ■сигналов, связанных с позитивным ■[состоянием, позволяет воспроизводить Ирги сигналы и тем самым возвращаться На необходимое состояние   «Калибровка» — это наблюдение (в большей степени, нежели толкование) за конкретными сигналами того или иного человека: • в различных состояниях; • в момент перехода из одного состояния в другое
     
   
1 Н| Физиологические сигналы — К, своего рода «якоря», позволяющие В человеку управлять собственным   С помощью сигналов один человек может «вести» другого, возвращая его в позитивное состояние
Ш состоянием  
§.   Креативность группы может быть выявлена за счет «ведения» их взаимодействий с помощью поведенческих сигналов
     
         

мочевые положения

ля управления окружающими важно развить в себе навык наблюдения без интер­претации.

Физиологические сигналы являются «якорями», которые позволяют человеку управ-йять собственным состоянием, чтобы при желании воспроизводить нужное состоя­ние или получать к нему повторный доступ.

|Нтобы установить раппорт с человеком, можно «подстроиться» под его поведенче-|©сие сигналы или согласовать свое поведение с его поведением.

[Практикум

^Поупражняйтесь в воспроизведении креативного состояния путем воспроизведения ' физических сигналов, связанных с этим состоянием.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 3.4. КАРТА Б

Сознательная осведомленность о вербальных и невербальных сигналах может позднее усовершенствовать их спонтанное использование   Чтобы установить раппорт, можно подстроиться под один или несколько поведенческих сигналов Изменение второй части предложения в зависи­мости от реакции собеседника на первую часть
        i
     
Для установления раппорта полезно откалибровать 4-5 релевантных состояний партнера, таких как: • мотивация; • понимание; • согласие     Установки/состояния в любом случае «выра­жаются» по-разному, в зависимости от различ­ных уровней переживания: • что? • как? • почему?
Установки и базовые состояния человека выражаются через различные сигналы и поведенческие проявления
     
       
Подстройка под сигналы партнера позволяет нам понимать/«ощущать» его/ее карту мира   Откалибруйте типичные повторяющиеся сигналы партнера, такие как: • выражения лица; • почесывания головы; • изменение цвета кожи
             

Ключевые положения





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...