Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 18 страница



| Упражнение по переносу ТОТЕ само представляет собой ТОТЕ.

Целью здесь является расширение восприятия исследователем проблемного про­странства.

' Доказательство успеха включает в себя изменения состояния исследователя и мик-роуровневых когнитивных и поведенческих паттернов, связанных с проблемой, а так­же осознание исследователей других вариантов и альтернатив.

Действия в данном случае подразумевают сравнение ТОТЕ проблемной ситуации с примером эффективного креативного решения проблемы, чтобы определить когни­тивные и поведенческие элементы, добавление которых позволит обогатить подход исследователя и доступные ему альтернативы в проблемной ситуации.

Практикум

В какой степени вы проявляете себя как «мечтатель», «реалист» или «критик» в каж­дой из рассматриваемых ситуаций? Какой стиль мышления использует другой чело­век? Как компенсировать различия между стилями мышления? Как бы вы адаптировали процесс переноса ТОТЕ к собственной профессиональной реальности, чтобы улучшить личные способности к креативному решению проблем? Способности повышать креативность других в качестве тренера?


Часть П. Совместная креативность

Раздел 5.6. Оценка прогресса в креативности

Оценка прогресса в креативности — это функция оценивания степе­ни, в которой человеку удалось расширить свое восприятие проблем­ного пространства. При оценивании прогресса применительно к реше­нию проблем важно помнить, что креативные способности могут со­вершенствоваться, даже если конкретное решение проблемы все еще не было найдено. Уже само по себе повышение осознания элементов проблемного пространства или новое метазнание о креативном про­цессе могут служить важным свидетельством и результатом креатив­ности.

Мы уже обсуждали такой способ оценивать прогресс в креативно­сти, как применение трех принципов креативности к трем основным элементам ТОТЕ, которые используются для креативного решения проблем:

Ориентированы ли цели на позитивный результат?

Обеспечивает ли процедура доказательства эффективную обрат­
ную связь?

Достаточно ли гибкими и разнообразными являются действия, что­
бы с их помощью можно было управлять проблемным простран­
ством?

По существу, эффективное решение проблем включает в себя:

желание сделать что-то,

знание «как это сделать» и

наличие «шанса» определить и воплотить адекватное решение.

По Ягеру (Yeager, 1985), для эффективного подхода к проблеме и решения ее человек нуждается в мотивации, средствах и возможности. Каждый из этих факторов связан с отдельным уровнем процесса реше­ния проблем. «Желание» относится к убеждениям и ценностям приме­нительно к конкретной проблеме. Знание «как делать» связано с раз­витием и мобилизацией способностей и поведенческих проявлений, необходимых для определения и воплощения решений. «Шанс» сде­лать задуманное связан с восприятием ограничений или возможно­стей в проблемном окружении или контексте.

Таким образом, на индивидуальном уровне прогресс в креативно­сти может быть оценен в терминах позитивных изменений примени­тельно к любому из трех факторов:


Глава 5. Креативность и решение проблем

\) степень мотивации и дозволенности, которую субъект ощущает при­менительно к креативности в проблемной ситуации;

I) субъективное переживание достаточности ресурсов в индивиду­альном состоянии или физиологии применительно к ситуации;

J) богатство индивидуальной карты ситуации и количество потенци­альных возможностей и альтернатив.

В последующих разделах нам предстоит исследовать способы сти-улирования креативности в группе. При оценке повышения креатив-йости в группе важно помнить, что человек представляет собой систе-г элементов, а также часть более крупных систем. В рамках группы эгресс в креативности может оцениваться по отношению к:

|) степени, в которой все члены группы разделяют цели, доказатель­ства и допущения;

принятию, поощрению и координации различных стилей мышле­ния и креативных процессов внутри группы;

3) диапазону способностей, выраженных и используемых членами группы.


Часть П. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 5.6. КАРТА А

  Три типа тестов для оценки методов усовершенствования ЮТЕ  
     
  Соответственно трем основным принципам/фреймам креативности  
         
В цели: наличествует ли видение и фрейм результата, выра­женные в пози­тивной форме?   В доказательствах: действует ли человек на основании фрейма обратной связи (по контрасту с фреймом неудачи)?   В действиях: наличествуют ли до начала действий по крайней мере два альтернативных варианта?
         
Двигайтесь не от чего-либо, а к чему-либо   Иногда приходится «делать» что-то заве­домо неэффективное.   Если то, что вы де­лаете, не работает, делайте что-нибудь
    чтобы получить обрат­ную связь, необходи­мую для следующего шага   другое, практически все равно что.
       

Ключевые положения

Одним из общих способов оценки прогресса в креативности является применение принципов креативности к трем основным элементам ТОТЕ, используемым для креа­тивного решения проблем:

Ориентированы ли цели на позитивный результат?

Обеспечивает ли процедура доказательства эффективную обратную связь?

Достаточно ли гибкими и разнообразными являются действия, чтобы с их помо­
щью можно было управлять проблемным пространством?

Практикум

Мысленно вернитесь к опыту, полученному при изучении предыдущего раздела. Как вы думаете, каким образом вам удалось расширить или усовершенствовать свои кре­ативные способности в тех конкретных ситуациях, которые вы исследовали? А в це­лом?


Глава 5. Креативность и решение проблем

РАЗДЕЛ 5.6. КАРТА Б

г                          
    Применительно к самому себе  
ш          
I Возможность оказывать 1 влияние на собственные 1 креативные процессы 1 основана на том факте, i что наша карта ситуации 1 не есть территория   Наша карта ограни­чивающего или «ту­пикового» контекста может быть обогащена и дополнена   1. Исследуйте нейро-лингвистические про цессы, связанные с личными креатив­ными переживаниями  
             
     
  2. сследуйте собст-енное состояние физиологию   3. Исследуйте собст­венные ценности, убеждения и допущения  
Г к в   Креативн подразум мотиваци «дозволе 0СТЬт требует  
I 1 и   ' убежден и нность» J ^ й
       
               
  Сходные исследования можно провести применительно к креативности в группах   • Человек является системой, состоящей из различных частей. • Группа — это система, состоящая из людей  

пючевые положения

Применительно к конкретному человеку, креативность может оцениваться в связи с |l) собавенными субъективными переживаниями богатства карты ситуации, 2) из-енениями состояния или физиологии в связи с ситуацией и 3) степенью мотивиро-анности и дозволенности, которую человек ощущает в связи с креативностью в дан-Ной ситуации. Практикуй

то претерпело наибольшие изменения в вашем восприятии проблемной ситуации: аша карта ситуации? Ваше состояние? Ваше чувство мотивации или дозволенности еативности?


Часть П. Совмеаная креативность

РАЗДЕЛ 5.6. КАРТА В

        В группе      
Нужно исследо­вать TOTE всей группы как целого и ТОТЕ каждого ее члена   Дать группе идею — еще не значит поста­вить перед группой конкретные цели   Следует проверить допущения, которые действуют внутри группы. Допущения неудачи, а не обратной связи, нередко становятся препятствиями  
               
  Координация креатив­ных процессов важна для группы, в которой есть: • общие цели; • общие доказательства; • разнообразие действий/личного вклада участников     Существует потребность в: • консенсусе относительно «что» для всей группы (миссия/идентификация) и «почему»(ценности/ допущения); • разнообразии «как» и «что»  
       
    Различия между «зачем» порождают конфликты  
         
     
  Разнообразие личного вклада может быть синергическим   Недостаток консенсуса относительно целей может стать препятствием для креативности  
     

Ключевые положения

В группе прогресс креативности может оцениваться по 1) степени, в которой члены группы разделяют цели, доказательства и допущения, 2) принятию, поощрению и координации различных стилей мышления и креативных процессов внутри группы и 3) диапазону возможностей, выражаемых и используемых членами группы.

Практикум

Вспомните несколько групп, членом которых вам довелось быть, — групп, проявля­вших эффективную креативность. Сравните их с группами, которые не проявляли креативности.

Что послужило для вас доказательством того, что одна группа проявляла эффектив­ную креативность, а другая — нет? Что следовало бы изменить, чтобы усовершенствовать неэффективную группу?


раз!

1ТИЕ

МНОЖЕСТВЕННЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ


)6зор главы 6 сновные задачи главы 6

Обсудить различные способы репрезентации и нанесения на кар­ту проблемного пространства и влияние допущений применитель­но к интерпретации проблемы.

Представить и обсудить общие процессы укрепления способности к креативному мышлению посредством различных модальностей репрезентации.

Вместе с читателями провести со-креативный практикум, чтобы создать множественные репрезентации проблемного пространства и осознать преимущества наличия множественных репрезентаций для эффективного решения проблем.

Рассмотреть влияние различных видов репрезентаций и допуще­ний на идентификацию проблем.

разделы и цели каждого раздела

цел 6.1. Репрезентация проблемного пространства

едставить различные способы репрезентации и нанесения на кар-г проблемных пространств.

чел 6.2. Выявление допущений относительно проблемного про-1ства

писать влияние допущений на решение проблем и их взаимосвязь с зентативными картами.

дел 6.3. «Интервидение»: множественные точки зрения на про­пое пространство

едставить со-креативный процесс создания множественных карт 5лемного пространства.


Часть П. Совместная креативность

Раздел 6.4. Влияние допущений и типа репрезентаций иа решение проблем

Определить и рассмотреть влияние различных видов репрезентаций и допущений на восприятие проблемного пространства.

Раздел 6.1. Репрезентация проблемного пространства

Способ, которым мы представляем проблему, оказывает существенное влияние на то, как мы воспринимаем ее и как ведем поиск решений. В качестве простого примера: кажется, что определить, сколько будет2/ от V2 проще, чем посчитать У2 от 2/3, даже если ответ (2/6 или У3), как и способ решения, одинаков для обоих случаев. В этом разделе нам пред­стоит исследовать ряд стратегий репрезентации проблем и проблем­ного пространства.

Для репрезентации проблемного пространства, а также усовершен­ствования и укрепления способности к креативному мышлению мо­гут быть использованы несколько общих процессов. Каждый из них предполагает особый способ репрезентации чего-либо:

Использование метафорических или символических репрезента­
ций.

Изменение репрезентативных систем.

Создание мультисенсорных карт.

Одним из наиболее базовых креативных процессов является ре­презентация одного объекта через другой объект, будь то символиче­ская репрезентация или метафора.

Другой процесс репрезентации проблемного пространства подра­зумевает изменение репрезентативного канала, через который вы вос­принимаете проблему или наносите ее на карту — например, замена вербального канала визуальным с помощью рисунка, или замена ви­зуального кинестетическим (изображение чего-либо мимикой, испол­нение роли).

Еще один базовый креативный процесс, к которому прибегал Дис­ней, — синестезия, связанная с синтезом сенсорных репрезентаций. К примеру, Моцарт утверждал, что одновременно и слышал, и видел музыку — не нотные листы, но абстрактные образы. Кроме того, он ощущал музыку, то есть пользовался мультисенсорной репрезентацией


Глава б. Развитие множественных точек зрения

эв. Композитор говорил даже, что звуки обладают особым вкусом

> одна из его стратегий написания музыки схожа с процессом при-
ггения пищи. Различные виды музыки должны быть сбалан-

ованы, как различные оттенки вкуса. Некоторые фразы он считал

шми, другие могли сойти за сытное жаркое (hors d'oeuvre). t заключение можно сказать, что для обогащения репрезентации немного пространства существует три базовых способа:

1етафора и символизм.

ленение репрезентативного канала. Лштезирование каналов репрезентации.

> целом, чем более полно мы задействуем собственные репрезен-
вные системы, тем большее количество возможностей стимули-

; или воспринимается.


Часть II. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 6.1. КАРТА А

Процессы, способствующие креативности

1. Репрезентация чего-либо различными путями     1.1. Репрезентация чего-либо посредством: • метафор; • символов; • рисунков   2. Изменение испс репрезентативн с вербальной на • визуальную; • физическую (вание проблем решения как р шьзуемой ой системы :  
    1роигры-оы/  
3. Приветствуются про­цессы, основанные на синестезии чувств = мультисенсорные репре­зентативные системы    
        оли)  
       
     
  Чем полнее человек задействует свои сенсорные репрезентации, тем больше число потенциальных альтернатив    
Моцарт ощущал и видел музыку в процессе слушания      

Ключевые положения

Существует несколько общих процессов, которые могут использоваться для усовер­шенствования и укрепления способности к креативному мышлению. Каждый из них подразумевает репрезентацию проблем и целей различными способами.

Метафорические или символические диаграммы.

Изменение репрезентативных систем.

Создание мультисенсорных карт.

В целом, чем более полно мы задействуем собственные репрезентативные системы, тем большее количество возможностей мы воспринимаем.

Практикум

Насколько хорошо вам удается использовать все сенсорные модальности? Какова ваша сильнейшая модальность? Какая из модальностей наиболее вам знако­ма? Какую из них вы используете в последнюю очередь?

Вспомните несколько ситуаций, в которых вам уже доводилось использовать мета­форы или символические диаграммы при решении проблем.

Попрактикуйтесь в составлении мультисенсорных карт ваших переживаний.


Глава б. Развитие множественных точек зрения

пните приятное или расслабляющее переживание и нанесите на карту то, что Видели, слышали, ощущали, запахи и вкусы, которые сопутствовали этому пере-анию.

ведите несколько примеров ситуаций, в которых вы переключались с одного ре-зентативного канала на другой. Как это влияло на ваш мыслительный процесс?

Практикуйтесь в репрезентации своих переживаний с помощью различных кана-§; описаний, рисунков и инсценировки.


Часть II. Совместная креативность

Раздел 6.2. Выявление допущений относительно проблемного пространства

При решении проблем существует риск оказаться слишком абстраги­рованным от ситуации или слишком большим редукционистом- ина­че говоря, можно настолько увлечься моделью или теорией как тако­вой, что потерять контакт и обратную связь с конкретным референтным опытом. Это ведет к проблемам, вызванным обобщением, удалением и искажением. Как рекомендовал Альберт Эйнштейн,

«Все следует делать максимально просто, но не проще того».

Если делать вещи слишком простыми, это уже приведет нас к упро­щенчеству.

Для того чтобы решать многочисленные проблемы, сопутству­ющие нашему существованию, мы вынуждены постоянно строить мо­дели нашего переживания. Вопрос заключается в том, как определить, в каких случаях эти модели следует упрощать, а в каких они оказыва­ются слишком простыми. К примеру, Эйнштейн постоянно находил­ся в поиске ограничивающих допущений, делающих наше мышление либо слишком простым, либо слишком непростым. Как он любил го­ворить,

«Наше мышление создает проблемы, которые нельзя решить с помощью этого же типа мышления».

Думая о чем-либо, мы нередко используем скрытые допущения, которые затем принимаем как доказанные. В целом такие допущения помогают нам, потому что позволяют нашему мышлению двигаться кратчайшим путем. Однако если мы забываем об их существовании, допущения начинают нас ограничивать. К примеру, давайте рассмот­рим следующую задачу.

Отец и сын попали в автомобильную аварию. Мужчина, отделавшийся легкими ушибами, везет мальчика в больницу. Врач скорой помощи спе­шит в приемный покой, но при виде пациента останавливается: «Я не могу оперировать этого мальчика. Он мой сын!» Кем был врач скорой помощи7

В западной культуре многие до сих пор разделяют подсознательное допущение о том, что доктора — преимущественно мужчины. Именно поэтому некоторые из читателей наверняка замешкались, прежде чем найти наиболее очевидный ответ: врач скорой помощи был матерью


Глава б. Развитие множественных точек зрения

*ка. Эта простая задача способна сбить людей с толку настолько, i в качестве ответа предлагаются разнообразные версии, например > мальчика в больницу привез отчим и т. п.

|Что касается различных организаций, проблемы, возникающие в, обычно связаны с паттернами и причинами, лежащими в основе ой системы событий. Иногда отдельные системы внутри «совокуп-[ систем» оказываются выпущенными из описания или исполь­ной модели. Когда какие-то люди или другие факторы не включе-I в репрезентативную карту проблемного пространства, влияние их Эетвий на элементы карты воспринимается как случайное или су-> статистическое. По аналогии, подумайте над следующим приме-

> Какое из следующих чисел в наибольшей степени отличается от

|ТИХ?

Один.

Тринадцать.

Тридцать один.

Если мы будем рассматривать систему чисел, указанных прописью, придется придумывать ответ, каким-то образом определяющий Ёикальность числительных «один», «тринадцать» или «тридцать ш». Если же, с другой стороны, мы осознаем, что в данном примере |, 2 и 3 — тоже числа, очевидным решением окажется число 2, посколь-г это единственное четное число и не имеет отношения ни к едини-, ни к тройке, в отличие от остальных членов ряда.

)атегии поиска неосознанных допущении

1тобы адекватно определить проблемное пространство, мы должны лявить все допущения. Один из способов поиска неосознанных до-цений — применение нескольких различных модальностей репре-ентации. Хорошим примером для нас служит стратегия Альберта Инштейна, который утверждал, что мыслит прежде всего визуальны-[ образами и ощущениями, не прибегая к помощи слов или матема-«еских формул. В своем письме когнитивному психологу Жаку цамару (Jacques Hadamard) Эйнштейн объяснял это так:

«Кажется, слова и речь вообще, письменная или устная, не играют ника­кой роли в моем механизме мышления. Физические объекты, которые, как


Часть II. Совместная креативность

мне кажется, служат для меня элементами мысли, — определенные знаки и более или менее четкие образы, которые могут спонтанно воспроизво­диться и образовывать комбинации».

«Я очень редко мыслю с помощью слов. Сначала приходит мысль, а уже потом я могу попытаться выразить ее словами».

Мы все знаем, что слова нередко оказываются двусмысленными и «скользкими». И все же мы настолько доверяем речи, что забываем о том, что карта не есть территория, и не осознаем моменты, в которые используем основные допущения. Эйнштейн достаточно изящно опи­сывал проблему речи:

«На ранней стадии слова могут напрямую соответствовать впечатлениям. Позднее прямая связь утрачивается, поскольку некоторые слова связаны с восприятием, только если используются вместе с другими словами (напри­мер, такие слова, как "есть", "или", "вещь"). Кроме того, словесные группы имеют более прочную связь с восприятием, чем отдельные слова. Когда язык становится таким образом частично независимым от фона впечатле­ний, можно достичь большей внутренней логичности.

Только на этой, более поздней стадии развития, когда часто используются так называемые абстрактные понятия, язык становится инструментом рас­суждения в полном смысле этого слова.

Однако именно это развитие превращает язык в опасный источник оши­бок и обмана. Все зависит от степени, в которой слова и комбинации слов соответствуют миру впечатлений».

Вероятно, именно потенциальная способность языка стать «опас­ным источником ошибок и обмана» послужила причиной тому, что Эйнштейн предпочел положить воображение и ощущения в основу своего мыслительного процесса. Это было для него способом сохра­нить понятия и взаимосвязи, закодированные «словами и комбинаци­ями слов», более приближенными к «миру впечатлений». В качестве иллюстрации точки зрения Эйнштейна приведем следующую задачу.

Полицейский, находясь надежурстве, заметил, как водитель автобуса дви­жется в неправильном направлении по улице с односторонним движени­ем, однако не оштрафовал его. Почему?

Поскольку проблема сформулирована вербально, мы вынуждены оперировать множеством бессознательных допущений относительно этой задачи. В этом случае ключом к кажущейся аномальности ситуа­ции становятся предположения, связанные со словами и комбинаци­ями слов: «водитель автобуса» и «движется». Большинство людей


Глава б. Развитие множественных точек зрения

эпускают, что «водитель автобуса» находится внутри автобуса, а «дви-гся» означает «ведет автобус». Если мы осознаем, что водитель ав-

эбуса мог просто идти по улице, кажущаяся аномальность ситуа-

1И исчезает.

Подход Эйнштейна подразумевал, что нужно определить наиболее зуально двусмысленные слова, такие как «движется». Затем следу-

р попытаться сформировать символическую, но четкую когнитивную

арту определяемого данной проблемой взаимодействия; построить > воображаемую визуальную конструкцию и рассмотреть ситуацию

f перцепционных позиций водителя автобуса и полицейского. Чтобы строить четкую картину описываемой задачи (например, символи-ский рисунок), вы должны в какой-то момент сознательно помес-гь водителя в автобус. В этом случае вероятность того, что допуще­ние будет обнаружено, выше, чем если бы вы решали задачу сугубо

ербально.

Упражнение: использование символических метафор для миска и проработки базовых допущений

|Подумайте, как бы вы решили следующую задачу.

Вы руководите предприятием «Б». Начальник административно-хозяй­ственного отдела управляет шестью бригадами по восемь человек, брига­ды возглавляют шесть бригадиров. Вы обеспокоены тем, что хозяйствен­ники работают недостаточно эффективно. Фактически рабочие шести бригад склонны делать только то, что непосредственно касается их кон­кретных заданий. В результате вся работа и конкретные проекты отдела замедляются. Это положение вещей удается преодолеть только в экстрен­ных случаях. С другой стороны, вы знаете, что способности и компетент­ность этих сотрудников достаточно высоки и допускают более эффектив­ное использование.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...