Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 9 страница



РАЗДЕЛ 2.5. КАРТА А

Три ключевых слова, позволяющих быть креативным и повысить собственную креативность

1. ДОПОЛНЕНИЕ: что я могу добавить к тому, что уже суще­ствует и эффективно работает, чтобы усовершенствовать то, что имею?   2. ПЕРЕНОС: есть ли в этом контек­сте такие паттерны креативной стратегии, которые можно приме­нить к другим контекстам?   3. КООРДИНАЦИЯ: как мне скоордини­ровать собственный стиль креативности со стилем другого человека, чтобы они взаимодополняли ДРУ" ДРУга (а не конфликтовали)?
           
         
Координирование креативных страте­гий человека с дру­гими стратегиями этого же человека   Координирование репрезентативных систем нескольких человек   Координирование «визуала» с «ауди-алом» или «кине-стетиком»
             

Ключевые положения

НЛП выделяет три основных способа повышения креативности.

Дополнение: какие еще процессы или фильтры можно добавить к уже используемо­му процессу?

Перенос: какие паттерны креативного процесса, эффективного в одном контексте, могут быть перенесены в другой контекст?

Координация: как скоординировать различные виды креативных стратегий, когнитив­ных паттернов и стилей мышления, принадлежащие одному и тому же человеку или разным людям?

Практикум

Что бы вы могли добавить к креативному процессу, чтобы он стал более эффектив­ным?

Какие паттерны креативного процесса вы с наибольшей легкостью перенесли бы в другие контексты, в которых стремитесь усовершенствовать свои креативные способ­ности?

Как бы вы усовершенствовали координацию различных фаз вашего собственного креативного процесса?


огия

И КРЕАТИВНОСТЬ


Обзор главы 3 Основные задачи главы 3

Ознакомить читателей со взаимоотношениями между физиологи­
ей и когнитивными процессами, связанными с креативностью.

Определить и продемонстировать ряд основных взаимосвязей меж­
ду микроповеденческими сигналами и специфическими когнитив­
ными паттернами и процессами.

Помочь читателям развить базовые навыки наблюдения.

Определить некоторые базовые стратегии использования физио­
логических закономерностей, позволяющие совершенствовать ин­
дивидуальную стратегию креативности и управлять поведением
окружающих.

Разделы и цели каждого раздела

Раздел 3.1. Креативность и индивидуальные состояния

Представить важность физиологии и внутренних состояний как фак­торов, влияющих на когнитивные процессы, связанные с креативно­стью.

Раздел 3.2. Влияние микроповеденческих проявлений на креатив­ность. Модель BAGEL

Представить базовые микроповеденческие понятия, составляющие модель BAGEL, и соотнести их с моделью ROLE и референтными пе­реживаниями читателей.

Раздел 3.3. Исследование микро- и макросигналов креативности

Помочь читателям выполнить упражнение на сравнение поведенче­ских сигналов, связанных с креативным состоянием, и сигналов, ас­социированных с состоянием ступора или замешательства.


Часть I. Личная креативность

Раздел 3.4. Повышение креативности за счет управления физиологией

Описать основные способы использования физиологических законо­мерностей для улучшения креативного состояния и управления креа­тивностью окружающих.

Раздел 3.1. Креативность и индивидуальные состояния

Каким образом нам удается преднамеренно инициализировать или операционализировать когнитивные процессы? Креативность сама по себе — психический процесс. Что нужно сделать, чтобы каким-то кон­кретным образом получить доступ к ментальному процессу?

В этой главе нам предстоит рассмотреть некоторые методы, позво­ляющие начать операционализировать уже изученную информацию о креативности. Мы исследуем ряд инструментов, повышающих лич­ную креативность а также фиксирующих или фокусирующих прояв­ления креативности. Эти же инструменты могут быть использованы для повторного достижения состояния креативности в случае, если вас отвлекли или прервали.

Немалая часть того, что касается креативности, находится на бес­сознательном уровне. Нередко ключевые аспекты тех или иных про­цессов проявляются вне нашего осознания. Помимо специальных ин­струментов и средств, которые поднимают неосознаваемые мысли на уровень осознания, полезно также располагать рядом методов, позво­ляющих поощрять и в каком-то смысле направлять или использовать даже неосознаваемые процессы.

Важнейшим вкладом НЛП в психологию стало определение взаи­мосвязей между поведенческими сигналами и паттернами и внутрен­ними когнитивными структурами и неосознаваемыми процессами. В дополнение к психическим стратегиям и программам, связанным с креативностью, существуют также физиологические и поведенческие аспекты креативности. Разумеется, есть и специальные языковые сиг­налы, которые могут быть использованы для стимулирования, иници­ализации или поощрения креативности. Есть и сугубо поведенческие сигналы.

Например, основатель крупной судоходной компании утверждал, что в решении проблем ему помогали физические нагрузки. Чтобы войти в состояние духа, подходящее для решения одних вопросов, ему необходимо было сыграть партию в гольф. Чтобы эффективно поду-


Глава 3. Физиология и креативность

, мать о других проблемах, он садился на велосипед. Этот руководитель {был настолько разборчив относительно того, какой тип физических рузок следует использовать, что мог сказать примерно следующее: «Эту проблему в гольф не сыграешь. Пожалуй, по ней лучше прока-

на велосипеде».

Речь здесь идет о том, что физиологическая деятельность стимули-Грует и организует нервные процессы. Езда на велосипеде — деятель­ность макроуровня. Когнитивные процессы сопровождаются также Рмикроуровневыми физиологическими и поведенческими сигналами и ^'Процессами.

Креативность — это функция состояния человека, равно как и его/ [ ее психических процессов. Нейролингвистическое программирование ' признает влияние поведения, и даже мельчайших аспектов физиоло-|'ГИИ на нашу эффективность и продуктивность. Если понаблюдать за | спортсменами, которые тренируются перед состязанием, мы явствен-^ увидим, как они готовят собственное состояние с помощью опре-\ деленных физических сигналов. Подобным образом эффективная креа­тивность подвержена влиянию индивидуального внутреннего состоя­ния, которое можно откорректировать с помощью определенных макро-, и микроуровневых поведенческих сигналов.

Иногда креативность зависит от нашего состояния, порой даже слишком сильно. Иллюстрацию к этому мы находим в американской кинокартине Butch Cassidy and the Sundance Kid. Герой фильма Сан-дэнс Кид отличался выдающейся меткостью в стрельбе, но был спосо­бен стрелять, только находясь в движении. Если же он был неподви­жен, выстрел не попадал в цель; чтобы не промахнуться, Сандэнс Кид вынужден был бежать, падать, менять позу... Таким образом, его пре­имущество одновременно являлось и ограничением. Аналогичным об­разом некоторые из нас способны проявлять креативность только в состоянии стресса.

Различные люди обладают различными мотивациями для того, чтобы быть креативными. Одни проявляют креативность, если стре­мятся достичь чего-либо.

Другие более креативны, если пытаются избежать чего-либо. Об этом есть даже поговорка:«When the goinggets tough, the tough get going» (ср. «Создаем себе трудности и с успехом их преодолеваем». — При­меч. перев.). Иными словами, неординарно сложная ситуация может заставить сильного человека обратиться к внутренним ресурсам. От­сутствие подобной ситуации становится для таких людей проблемой.


Часть I. Личная креативность

Им приходится самим создавать трудности, чтобы с успехом их пре­одолевать. Физиологические сигналы, выявленные в НЛП, предостав­ляют нам инструменты, позволяющие воздействовать на собственное состояние, равно как и на когнитивные процессы, связанные с креа­тивностью.

В НЛП разработана система идентификации определенных видов сигналов. Различают макросигналы, такие как положение тела и жес­ты, и более мелкие микро- и мини-сигналы.

В этой главе нам предстоит исследовать взаимоотношения между физиологией и креативностью. Изучив влияние, оказываемое физи­ческим состоянием на творческий процесс, мы сможем завершить микроанализ креативности и подвести его итоги.


Глава 3. Физиология и креативность

РАЗДЕЛ 3.1. КАРТА А

Креативность и физиология

Креативность зачастую зависит от состояния

           
^Креативность человека Цмередко зависит ргг специфического 3состояния I   Например, есть люди, которые творят только в состоянии стресса, покоя или каких-либо затруднений   Креативные состояния связаны с различными типами мотивации креативности  
|- 1          
■ Проблема: | как перенести | креативность   Цель: перенести «способ­ность к креативности» с помощью:   Базовые мотивы: • движение к... (морковка) • движение от...  
1 • из одного состояния 1 в другое | • из одного контекста, в другой   • элементов ЮТЕ и физиологических сигналов; • элементов языковых паттернов   (палка)  
   
...являются макро­характеристиками креативности  
         
       

Ключевые положения

В дополнение к когнитивным процессам способность индивида быть креативным " подвержена влиянию его физиологического состояния. Подобно когнитивным пат-Р-тернам, физиологические состояния могут быть связаны с микро- и макрохаракте­ристиками креативности.

Креативность можно повышать и переносить с помощью физических сигналов. Практикум

Приведите пример того, как ваше состояние влияет на способность быть креатив­ным — позитивно и негативно.

Каким образом ваше состояние влияет на общую установку по отношению к креа­тивности?

Вернитесь к упражнениям, которые вы проделали в предыдущих главах. Какие мик­ро- или макроуровневые физические паттерны, содержащиеся в них, могут быть свя­заны с вашей креативной способностью?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 3.1. КАРТА Б

Микрофизиология

Креативные процессы —   НЛП изучает   Языковые   предикаты
 
это психические процессы: • внутренние; • частично неосозна­ваемые - наблюдаемые поведенческие сигналы, связан­ные с этими про­цессами       ключевые слова
Физиологические сигналы  
          I [_    
  i
Эти сигналы могут быть использованы   Физиологическая активность выявля- Микросигналы Примеры: Макрофизио­логия: классы
для того, чтобы: оценить/выявить собственные креа-   ет и организует нервную деятельность • положения тела; • жесты; поведения, например заня­тия спортом
    1 1
тивные состояния или состояния |с_   • движения глаз;  
остояния| Психические
других людей     процессы • тон голоса  
  Состояния превосходства     >    
                   

Ключевые положения

Физическая деятельность влияет на нервную деятельность, и наоборот.

НЛП выделяет микроповеденческие сигналы, которые связаны с когнитивными про­цессами.

Эти микроповеденческие сигналы могут быть использованы для того, чтобы

определить те или иные аспекты неосознаваемых психических процессов и

мобилизировать или реактивировать процессы, связанные с когнитивными пат­
тернами, или физиологические состояния, связанные с креативностью.

Практикум

Попрактикуйтесь в изменении тех или иных аспектов вашего физического микро-и макроповедения, обратите внимание на то, как они влияют на способ мышления, ощущения и восприятия.

Если бы вы могли значительно повысить собственную креативность в том или ином контексте, в котором хотите проявить более новаторский подход, как вам кажется — какие компоненты вашего поведения изменились бы больше всего?


Глава 3. Физиология и креативность

>аздел 3.2. Влияние микроповедения ia креативность. Модель BAGEL

\ этом разделе речь пойдет о так называемой модели BAGEL, которая определяет типы поведенческих сигналов, связанных с когнитивны-[ процессами. Как и в случае с моделью ROLE, вам нет необходимо-[ полностью понимать или постигать в деталях особенности моде-[ BAGEL. Вы можете обращать внимание только на те понятия, ко-орые интуитивно представляются наиболее значимыми и полезными рименительно к вашему пониманию и опыту креативности. Аббревиатуру BAGEL составляют первые буквы английских слов, эзначающих ключевые категории поведенческих паттернов. (Кро-: того, bagel в английском языке означает разновидность булочки \roll), что, в свою очередь, созвучно слову ROLE — еще одна преднаме-|ренная двусмысленность.)

Буква В соответствует Body posture — «положение тела». Положе-|ние тела оказывает существенное влияние на креативность. К приме-Гр"у, большинство из нас столкнулись бы с серьезными затруднениями, | если бы попытались творить, ссутулив плечи и опустив голову. Попро-|буйте сами, и убедитесь, что ощутить прилив вдохновения в этой позе |1рудновато. Специалисты по НЛП обнаружили тот факт, что в момент [визуализации мы предпочитаем выпрямлять спину. Слушая что-либо, } мы по большей части откидываемся назад, сложив руки на груди или | склонив голову. Испытывая какие-либо чувства, мы наклоняемся впе-1ред, дыхание становится глубже. Подобные сигналы ничего не гово-|*рят о «знаке» переживания (позитивное/ негативное) — только о том, 1 что данный человек испытывает те или иные чувства. Таким образом, человек может чувствовать себя очень расслабленно и комфортно, но принять ту же позу, что и человек в состоянии глубокой депрессии. Буква А относится к типам невербальных сигналов доступа {Acces­sing cues). К примеру, голос может быть весьма значимым сигналом. Визуализируя, мы склонны говорить в слегка повышенном тоне, чуть ускорив темп речи. Погрузившись в ощущения, мы замедляем речь и понижаем голос. Эти типы голосовых паттернов могут повлиять на состояние человека. К примеру, если собеседник медленно скажет вам низким голосом: «А теперь внимательно следите за этим сложным движением...», вы скорее ощутите желание уснуть, чем сосредоточите на чем-то внимание. С другой стороны, если вам скажут: «Хорошо, а теперь всем следует расслабиться и почувствовать себя комфортно!»,


Часть I. Личная креативность

но тон будет слишком высоким, а скорость речи слишком быстрой, вы испытаете неконгруэнтность другого рода Тон голоса и темп речи могут послужить также ключами для инициализации когнитивных процес­сов. Аудиальное внимание нередко можно привлечь с помощью мело­дических изменений тона, модуляций, варьирования темпа и ритма.

Буква G соотносится с жестами {Gestures). Нередко мы указываем жестами на тот орган чувств, который наиболее активен в настоящий момент. Так, например, мы прикасаемся к глазам или указываем на них, если пытаемся визуализировать что-либо или испытываем ин-сайт. Говоря о чем-либо, что слышали или пытаемся услышать, мы жестикулируем в направлении собственных ушей. Точно так же мы прикасаемся к губам, если мыслим вербально (подобно роденовско-му «Мыслителю»). Прикосновения к груди или желудку, как прави­ло, обозначают ощущения, чувства.

Буква Е связана с движениями глаз {Eye movements). Паттерны глазных движений — один из самых интересных поведенческих мик­росигналов, в наибольшей степени ассоциируемый с НЛП. Принято говорить, что глаза — это зеркало души. В НЛП глаза рассматривают­ся как зеркало психики. Направление взгляда может послужить важ­нейшим ключом к внутреннему состоянию. Глаза, направленные вверх, как правило, указывают на состояние визуализации. Взгляд влево или вправо сопровождает работу слуха, взгляд вниз — ощуще­ния. Если глаза двигаются влево, это зачастую указывает на воспоми­нание, вправо — на воображение. Все эти сигналы более подробно бу­дут рассматриваться в следующих разделах.

Буква L относится к языковым паттернам {Language patterns). Не­редко люди дают вербальные ключи или подсказки относительно соб­ственного мыслительного процесса. К примеру, мы говорим: «Я про­сто чувствую, что что-то не в порядке». Эта фраза указывает на иную сенсорную модальность, нежели: «Что касается этой идеи, у меня все время какие-то помехи» или «Мне это пока не очень ясно». Каждое утверждение обозначает когнитивное включение той или иной сен­сорной модальности.


Глава 3. Физиология и креативность

РАЗДЕЛ 3.2. КАРТА А

Модель BAGEL

Классы сигналов:

физиологические

языковые

и типичные их соединения

с внутренними сенсорными репрезентациями

Положение тела

1— Репрезентация Тело Голова и плечи Дыхание
^Визуальная Наклонено назад Подняты или округлены Неглубокое, частое
Аудиальная Прямо Голова набок, плечи отведены назад Диафрагмальное
,Кинестетическая Наклонено вперед Вниз Глубокое, абдоминальное
 
Репрезентация Сигналы доступа
Визуальная Прищуренные глаза Голос: высокий тон, темп речи
Аудиальная Нахмуренные брови Голос: варьирование тона и быстрый темп
Кинестетическая Руки на груди/ в области сердца Голос: глубокий, замедленный темп речи
         

■Ключевые положения

Модель BAGEL Представляет собой набор поведенческих микроособенностей, выде­ленных НЛП, с помощью которых можно идентифицировать и усиливать когнитивные. И физиологические состояния, связанные с креативностью.

| Буква В в аббревиатуре BAGEL связана с положением тела, позой (Body posture). Раз-I личные позы ассоциируются с доступом к различным сенсорным процессам и физио-' логическим состояниям.

РБуква А в BAGEL связана с такими сигналами доступа (Accessing cues), как паттерны * дыхания и невербальные голосовые сигналы, указывающие на когнитивные паттер­ны и внутренние состояния.


Часть I. Личная креативность

Практикум

Потренируйтесь изменять положение тела, обращая внимание на то, какой эффект оказывают те или иные позы на ваше восприятие и внутреннее состояние.

Какие положения тела вы в наибольшей степени ассоциируете с собственным про­цессом креативности?

Поэкспериментируйте, меняя паттерны дыхания и голоса (варьируя тон и темп речи). Как эти паттерны влияют на ваш способ мышления, ощущения или восприятия?


Глава 3. Физиология и креативность РАЗДЕЛ 3.2. КАРТА Б

-—■ репрезентация Жесты: указывают на тот орган чувств, о котором говорящий думает
Визуальная Прикосновение к глазам Жесты на уровне глаз
^Аудиапьная Прикосновение или указание на уши Прикосновение к губам или челюсти
•Кинестетическая Прикосновение к груди или области желудка Жестикуляция не выше шеи

мочевые положения

ква G в аббревиатуре BAGEL связана с жестами (Gestures) —сигналами, указыва­ющими на ориентацию когнитивного процесса, равно как и его сенсорного источника.

ррактикум

«Определите, какие повторяющиеся жесты вы используете в моменты креативного

г мышления.

^Попеременно касайтесь собственных глаз, ушей, рта, груди, живота или указывайте

j-на эти органы. ъ

• Что эти жесты инициализируют в вас или символизируют для вас?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 3.2. КАРТА В

Неосознаваемые движения глаз:   Можно наблюдать типичные
указывают на использование   движения глаз, чтобы понять
того или иного класса сенсор-   внутренние паттерны мышле-
ных репрезентаций и их   ния окружающих и управлять
последовательность   ими через «подстройку
    и ведение»

Положение глаз и органы чувств

Ключевые положения

Е в аббревиатуре BAGEL обозначает движения глаз (Eye movements). В НЛП движе­ния глаз указывают на внутреннюю ориентацию когнитивных микропаттернов, рав­но как и на то, к какой репрезентативной системе осуществляется в данный момент доступ.

Практикум

Попробуйте проделать какие-либо из «Упражнений для мысленного взгляда» (Exer­cises for the Mind's Eyes), представленных в третьей главе «Инструментария мечтате­ля» (Tools for Dreamers). Обратите внимание на то, как они влияют на ваше восприя­тие и внутреннее состояние.


Глава 3. Физиология и креативность

РАЗДЕЛ 3.2. КАРТА Г

ш                  
    Языковые паттерны Использование глаголов, наречий, прилагательных (предикатов), которые   Действия    
         
           
Г   Черты/качества вещей,    
  указывают н:     событий, эмоций    
и!         i      
  сенсорную модальность, с помощью которой человек думает или   качество (субмодальность) этого чувства  
     
E~          
1 lL " тот тип языка,   Чаще всего используемые предикаты  
Выбирается Риеосознанно f Он отражает «базовую под-Р^энательную |«труктуру   Визуальные Аудиальные Видеть Слышать Смотреть Слушать Вид Звук Ясный Звучный Яркий Громкий Картина Слово Туманный Шумный Освещает Бьет в набат Кинестети Хватать Трогать Ощущение Твердый Тяжелый Рычаг Грубый Связывает ческие  
           
                 

Мочевые положения





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 255 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...