Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

управление креативностью 16 страница



Основные цели тренера заключаются в том, чтобы 1) задавать вопросы, которые вы­являют информацию о когнитивных паттернах, связанных с эффективными и неэф­фективными ситуациями, задействующими креативность; 2) помочь исследователю добавить и адаптировать релевантные факторы эффективного креативного процес­са в неэффективную ситуацию с помощью фрейма «как если бы»; 3) помочь иссле­дователю определить любые ограничивающие убеждения или допущения в неэффек­тивной ситуации и 4) наблюдать за изменениями поведенческих ключей исследова­теля в ответ на произведенные изменения и дополнения.

Поведенческие сигналы являются одновременно инструментом и доказательством переноса креативных процессов из контекста в контекст.

Практикум

Приведите примеры ситуаций, в которых вам удавалось быть эффективным тренером (в отличие от начальника или советчика).

Приведите примеры ситуаций, в которых вы помогли другим в решении их проблем благодаря тому, что задавали вопросы, а не высказывали свое мнение о том, что, по вашему мнению, следует делать.

Вспомните упражнения на моделях TOTE, ROLE, BAGEL и «диснеевское» упражнение из первой части. Мысленно вернитесь к полученным навыкам 1) концентрации на процессе, а не на его содержании, 2) определения когнитивных микропаттернов и


Глава 5. Креативность и решение проблем

РАЗДЕЛ 5.4. КАРТА В

         
Анализируя стиль мыш­ления, определите: • внутренние сенсорные   В ограничивающие ситуации могут быть добавлены различные  
репрезентации (визу­альные, аудиальные, кинестетические); • внутренний язык; • качество внутренних репрезентаций (напри-   типы ресурсов: • сенсорные репре­зентации; • состояния; • цели; • физилогия;   Общее предположение: расширение карты переживания изменяет восприятие того, что следует делать
мер, громкость голоса/ темп речи, распределе­ние образа)   • ценности («почему») эффективной ситуации    
       
На «добавление» на­правлена следующая последовательность операций: • прежде всего, по воз­можности, изменение состояния Затем: • физиология; • внутренние сенсорные репрезентации (мо­дальности и субмо­дальности)   Дальше можно думать «как если бы» («Что, если...?») и добавлять элементы этих операций в каждую часть ТОТЕ, начиная с цели  
Фрейм «как если бы» тоже может быть исполь­зован вне зависимости от контрастного анализа
       

Ключевые положения

цель переноса ТОТЕ заключается не в том, чтобы найти «правильную карту», но ско­рее в том, чтобы обогатить собственную карту с помощью стилей мышления «как если бы» и «что, если».

Расширяя наши карты, мы приобретаем новые представления о том, что может быть Сделано.

Практикум

Действуйте «как если бы» вы могли применить в проблемной ситуации ряд целей4 Доказательств, действий, ресурсов и допущений, использовавшихся в эффективном Примере. Какие альтернативы или новые реакции вам это дает?


Часть П. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 5.4. КАРТА Г

Ограничивающие TOTE строятся на некоторых допущениях «или... или...». В качестве альтернативы рекомендуется определять в любом переживании комплементарные аспекты «и... и...». 1 Это позволяет добавлять   К допущениям, изначально заключенным в ограничи­вающей ситуации, можно добавлять (или подстав­лять взамен) новые допу­щения, как порожденные ресурсной ситуацией, так и «сконструированные» для расширения простран­ства восприятия (точки    
  В целом: исследо­вание различных уровней пережи­вания имеет боль­шое значение для обогащения карты
новые варианты, не заменяя один другим зрения, временные фрей­мы, «почему» для других «почему»)  
При определении того, «что» и «где» нужно доба­вить в трех областях ТОТЕ, следует руководствоваться принципами креативности Принципы креативности могут быть использованы как тест при определении ограничивающих аспектов ЮТЕ

Ключевые положения

Применение принципов креативности и условий формальной правильности помога­ет найти прорехи и недостающие звенья в неэффективных стратегиях креативности.

Собственно тренинговая работа включает в себя значительный объем креативности. Важно, чтобы тренеры в любом взаимодействии руководствовались принципами креативности.

Практикум

Примените принципы креативности и условия формальной правильности к вашей проблемной ситуации. Подумайте, каким образом вы могли бы повысить уровень соответствия этим принципам и условиям в данном контексте.


Глава 5. Креативность и решение проблем РАЗДЕЛ 5.4. КАРТА Д

|5 Процесс изменений 1 зависит от того, как f при этом исполь-       «Что делать» может являться объектом переноса между близкими контекстами
I зуется креативность     или ♦
1 ♦  
1 Результаты креативности 1 могут быть:     Следует сделать шаг вверх, на уровень «как»:
1 | немедленными |     Существуют непрерывные     • Думаю ли я? • Использую ли я слова?
 
    креативные     • Какие эмоции я испытываю?
| шаг за шагом * веаи к желаемому '• результату     процессы     чтобы перенести процессы
        \
        Если контексты значительно удалены друг от друга.
   
в зависимости от слож­ности контекстов, их   «шагните» на следующий уровень, чтобы перенести
специфичности или обобщенности     «почему»: ценности/убеждения
            как ресурсы
  *
- Иногда единственным ресур­сом оказываются выход на уровень «кто я?» и сопостав­ление критериев и паттернов мышления с собственной идентификацией/миссией

лючевые положения

авнение конкретных ситуаций дает информацию о микроуровневых паттернах, авнение общих классов ситуаций дает информацию о макроуровневых паттернах.

Практикум

Приведите пример двух ситуаций, которые сходны практически во всех аспектах, нако различаются по успешности креативных процессов. К примеру, успешное егирование задания конкретному человеку и неуспешное делегирование задания эму же человеку.

|Какие элементы восприятия или поведения повлияли на разницу креативных резуль-тов? (Рассматривайте ситуацию применительно к микроповеденческим и когнитив-1 ным паттернам.)

'Приведите пример двух ситуаций, в которых результат бы различался (т. е. в одном [ случае был бы позитивным, в другом — негативным) и контексты тоже различались. Какой урок можно извлечь из успешного контекста? Что можно перенести в неэф-'. фективный контекст для его обогащения? (Рассматривайте ситуацию применитель­но к об им установкам, убеждениям, ценностям и т. п.)


Часть И. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 5.4. КАРТА Е

    /ровни субъективного переживания  
При осуществлении досту­па к высшим уровням пере­живания (ценности/иден­тификация) нервная система задействована в большей степени   Когда я воспринимаю окружение, нервная система задействована в незначительной степени   Если переживания затрагивают мои ценности, подключа­ется неврология мо­их «внутренностей»
Когда я нахожусь на уров­не идентификации, задей­ствованным оказывается все мое существо   Можно наблюдать за физиологией человека, чтобы определить, какой уровень пере­живаний задействован в данный момент   Чтобы расширить «включенность» нервной системы человека, можно заставить его выйти на уровень «почему» и «кто я»
                 
    Нервная система и уровни переживания тесно взаимосвязаны  

Ключевые положения

Различные типы и интенсивность поведенческих сигналов связаны с различными уровнями процессов. В целом, более высокие уровни процессов требуют большей отдачи от нервной системы; иными словами, мышление задействует более глубин­ные неврологические процессы, чем рутинные действия; убеждения и ценности пе­реживаются и обрабатываются на более глубинном уровне, чем мышление, и т. п.

Практикум

Исследуйте то, как различные уровни процессов внутри вас задействуют различные физические и нервные «схемы».

1. Какое-то время пассивно наблюдайте и слушайте ваше непосредственное внеш­нее окружение.

Произведите простое действие, например сожмите руку в кулак и затем разожмите. Попробуйте вспомнить какую-либо из диаграмм предыдущего раздела книги. Подумайте о чем-нибудь, во что вы действительно верите или что цените в соб­ственной работе.

Подумайте о чем-либо, что вы могли бы делать, но не делаете, потому что это не соответствует вам как личности.

Обратите внимание на то, как все эти различные уровни деятельности требуют за­действования различных видов когнитивного пространства и по-разному влияют на ваше переживание.


Глава 5. Креативность и решение проблем

»аздел 5.5. Перенос эффективной стратегии >еативности из контекста в контекст

!ы уже убедились в том, что элементы креативных процессов можно вносить, даже если контексты существенно отличаются друг от дру-Однако это дополнительное измерение может вызвать затрудне-J, если вы делаете только первые шаги в тренинговом процессе. В та-эм случае рекомендуется начать с такой ситуации, которая не допус-ает слишком большого числа вариантов контекстуальных влияний. '. примеру, вы можете выбрать две ситуации, основанные на личной эммуникации: более успешную и менее успешную. Таким образом, этенциальное влияние существенно различающихся контекстов бу-: минимизировано. Это также позволит вам сконцентрироваться на екоторых микроуровневых паттернах из числа уже изученных.

Очевидно, что проблемное пространство расширяется по мере включения в него новых участников. Когда вы находитесь в одиноче-ве, вы мобилизуете иные типы убеждений, способностей и поведе-|ия, нежели когда вам приходится выполнять роль родителя, супруга ни взаимодействовать с коллегами, подчиненными или начальством. 1ые взаимоотношения корректируют вашу систему ценностей и /тетер требуемых способностей и навыков. Одной из проблем, свя-шых с креативным управлением различными взаимоотношениями, 1яется координирование различных кластеров ценностей и навы-PlKOB, которые требуются в различных контекстах. Применительно к ашей семье приоритет получает один набор ценностей. Во взаимодей-вии с начальником на первое место выходят другие ценности. И ра­зумеется, проблемы начинаются тогда, когда вы оказываетесь в ситу-дии с множественными референтными точками зрения.

В НЛП, однако, считается, что вне зависимости от того, находитесь 1 Ли вы в одиночестве или окружены сотней людей, способность креа­тивно реагировать является функцией вашей карты, вашей физиоло-|Тии и вашей способности использовать собственные нейролингвисти-Уческие программы в работе с проблемным пространством той или; иной ситуации. Это — ключевая предпосылка, лежащая в основе пе-[реноса элементов креативного процесса. Вы переносите не содержа­ние предыдущего эффективного решения, а элементы процесса, свя-f занные с использованием ваших чувств, физиологии, убеждений, цен-I ностей и т. п. Эти процессы могут способствовать обнаружению I большего числа потенциальных альтернатив независимо от контекста.


Часть П. Совместная креативность

Различные виды стратегий и ТОТЕэффективно охватывают различ­ные виды проблемных пространств. Задача процесса переноса ТОТЕ ~ определить и применить психические процессы, которые полезны для расширения восприятия проблемного пространства.

Контекст имеет большое значение применительно к проблемному пространству, релевантному для решения конкретной проблемы. Что же касается креативности, креативный процесс остается неизменным и сохраняет свою ценность вне зависимости от контекста, поскольку находит свое выражение в нас самих. Применительно к решениям вам необходимо принимать контекст во внимание. Применительно к креа­тивности вы получаете доступ к процессу, который релевантен в раз­личных контекстах и может быть полезным, даже если проблемные контексты существенно различаются. Однако, приступая к этой прак­тике, постарайтесь для начала минимизировать контекстуальные ас­пекты. Обеспечьте сходство сравниваемых контекстов, так чтобы вам не пришлось беспокоиться о влиянии, оказываемом существенными отличиями ситуаций.

Сравнение элементов ТОТЕ для эффективных и неэффективных примеров креативности позволяет определить релевантные психиче­ские процессы. Общий процесс подразумевает нахождение двух ситу­аций (таких, как непосредственная коммуникация), в одной из кото­рых вы способны проявлять креативность, а в другой ощущаете опре­деленные офаничения, от которых предпочли бы избавиться. Первая фаза процесса включает в себя определение ключевых элементов двух ТОТЕ. На этом этапе вам не нужно пытаться что-либо изменить, вы всего лишь выявляете структуру текущей карты ситуации для иссле­дователя. Вторая фаза включает определение и перенос релевантных элементов из эффективной ТОТЕ в неэффективную.

Зачастую тренерам бывает полезно использовать пространствен­ную сортировку, чтобы более четко и легко разграничить ситуации. К примеру, можно использовать два стула — один для успешного ре­ферентного переживания, другой — для более проблематичного кон­текста. Таким образом вы сможете собрать воедино все сигналы и эле­менты, связанные с каждым контекстом. Затем в процессе осуществ­ления переноса можно представить себе, что вы просто перемещаете эти элементы со стула на стул.

Схема, предложенная в данной книге, поможет вам определить и сравнить различные элементы ТОТЕ для двух ситуаций. Тренер дол­жен также обращать внимание на физиологические различия, посколь-


Глава 5. Креативность и решение проблем

у, как мы уже установили ранее, физиология — мощный инструмент [ усиления когнитивных процессов. Кроме того, не упускайте из виду пиния репрезентативных каналов. Все это входит в три основных ин-

лента, над которыми мы работали в предыдущих главах. Приступая к данному процессу, полезно будет помнить о следу­ющих моментах.

ни

ли — это осязаемое выражение ценностей. Ценности, связанные с иями, могут быть релевантным элементом для идентификации и переноса.

Нередко с теми или иными ситуациями связаны целые группы (кла-|стеры) целей. В ситуации коммуникации, к примеру, если вы не по-Iтрудитесь определить собственные цели и задачи применительно к [данным отношениям, вероятность проявления любого вида креатив-\ ности снизится. Тот факт, что задача и цели в отношениях могут раз-} личаться, не меняет дела; он всего лишь указывает на потребность в i другом виде креативности.

\ - Некоторые цели изначально не осознаются. Нередко ситуации под­разумевают недекларируемые цели. Однако именно потому, что эти 'цели не выявлены, человек оказывается неспособным эффективно и | целенаправленно действовать по направлению к их осуществлению. Таким образом, иногда тренерам полезно проверить ситуацию на на-; личие предполагаемых или несформулированных целей.

Доказательства

Доказательства связаны с типом целей. Иногда человек, изменив цель, пытается использовать те же доказательства и действия, которые были ■ эффективными для другой цели. В такой ситуации доказательства и | действия не будут достаточно адекватными для достижения цели. Для различных уровней целей существуют различные типы дока­зательств. Некоторые доказательства могут не подходить для опреде­ленных типов целей. Есть непрерывные доказательства и доказатель­ства завершения работы, которые действуют в различных временных фреймах.

' Некоторые из нас обращают внимание лишь на то, в какой мере ситуация не соответствует нашим доказательствам; иными словами, они видят только, что стакан наполовину пуст, и не замечают, что он наполовину полон.


Часть П. Совместная креативность

Действия и реакции на проблемы

Различные действия связаны с различными целями и должны быть разграничены. Реакции на проблемы нередко оказываются ключевым фактором для креативности. Различные уровни действий служат ре­сурсами для различных типов проблем и препятствий.

Важно, чтобы тренер следил за аспектами физического состояния и даже задавал вопросы о других аспектах состояния исследователя, таких как эмоциональные реакции. Иногда наибольшая разница об­наруживается в самих состояниях, ассоциированных с двумя ситуаци­ями. Как сказал однажды успешный руководитель. «Когда я включа­юсь в проблемную ситуацию, я думаю о том, в каком состоянии я хочу оказаться, а не о том, что мне нужно сказать или сделать. Когда я в нужном состоянии, вдохновение приходит само».

Допущения

Допущения, связанные с конкретными ситуациями и общими контек­стами, также являются частью проблемного пространства, поскольку порождают вопросы мотивации и дозволенности креативного мышле­ния. Перенос позитивных убеждений и допущений иногда может ока­зать сильнейшее влияние на ситуацию.

Применение принципов креативности

Применение принципов креативности и условий формальной пра­вильности помогает найти прорехи и недостающие звенья в неэффек­тивной стратегии креативности.

Фрейм результата. Необходимо наличие результата.

Обратная связь, а не поражение. Процедура доказательства долж­
на обеспечивать обратную связь, которая ведет по направлению к
цели.

Гибкость. Если то, что вы делаете, не работает, попробуйте делать
что-нибудь другое. Эти три принципа можно применять к целям,
доказательствам и действиям соответственно.

Помните, что вы не должны пытаться найти «единственно верную карту» — особенно в области креативности. В понимании НЛП един­ственно верной карты не существует. Карта не есть территория. Наи­лучшее решение — располагать богатой картой с множеством выборов и альтернатив.


Глава 5. Креативность и решение проблем

Само по себе «тренерство» (coaching) требует немалой креативно-I. Для тренера важно руководствоваться принципами креативности

»всех взаимодействиях. Один из базовых инструментов НЛП — по-цение «как если бы». Действуя «как если бы», мы всего лишь добав-

йём новые элементы в собственную карту, и вовсе не обязательно —

территорию.

Сверхзадача НЛП — обеспечить способность переносить и добав-гь новые ресурсы в любую ситуацию. Благодаря обогащению наших

арт мы начинаем воспринимать то, что делаем, по-новому. Цель пе-

еноса ТОТЕ — не в том, чтобы отыскать «правильную карту», но ско-в том, чтобы обогатить уже имеющуюся с помощью мышления ак если бы» и «что, если». В основе этого процесса лежит следующее еждение: если вы обогатите свою карту, ваши реакции на реальность: начнут автоматически меняться.

уктура упражнения

го упражнение лучше всего выполнять в таком формате, когда один

човек выполняет роль исследователя, а другой — тренера. Исследо-атель выбирает две ситуации для сравнения (такие, как непосред-гвенная коммуникация). Тренер помогает исследователю определить яючевые микроэлементы двух ТОТЕ — для этого он задает вопросы! наблюдает за физиологическими паттернами и сигналами различ-ах стилей мышления.

Первый этап подразумевает выявление элементов ГОГ£ ресурсно-»референтного опыта. Затем выявляются состояние и стиль мышле-

ч, ассоциированные с данным позитивным референтным примером.)пределите физическое состояние и любые поведенческие ключи и

дли мышления, связанные с позитивной референтной ситуацией.

Второй этап служит для выявления элементов ТОТЕ проблемного эстояния, а затем — для определения физического состояния и сти-«я мышления, ассоциированного с данной ситуацией.

На третьем этапе оба примера сравниваются, чтобы установить уров-Ш ресурсов, которые можно перенести из одной ситуации в другую. ача этого этапа — расширить восприятие проблемного простран-гва. В ходе сравнения у исследователя, не без помощи тренера, по­явятся новые идеи относительно проблемного пространства. Зачас-

»именно вопросы тренера помогают обнаружить новые грани про-темного пространства.


Часть II. Совместная креативность

Контрольная таблица выявления ЮТЕ

Контекст:

Цели Репрезентативные каналы Поведенческие паттерны Уровни
Каковы ваши цели? Визуальный Положение тела Что
  Вербальный Жесты Как
  Эмоциональный Тон голоса Почему
  Воображение Положение глаз Кто
  Память Языковые паттерны  
  Внешний    
Доказательство      
Как вы определяете. Визуальный Положение тела Что
что достигли Вербальный Жесты Как
своих целей? Эмоциональный Тон голоса Почему
  Воображение Положение глаз Кто
  Память Языковые паттерны  
  Внешний    
Действия      
Что вы делаете Визуальный Положение тела Что
для того, чтобы Вербальный Жесты Как
достичь поставлен- Эмоциональный Тон голоса Почему
ных целей? Воображение Положение глаз Кто
  Память Языковые паттерны  
  Внешний    
Реакция на проблемы      
Как вы реагируете Визуальный Положение тела Что
на проблемы или Вербальный Жесты Как
препятствия, кото- Эмоциональный Тон голоса Почему
рые мешают вам Воображение Положение глаз Кто
достичь поставлен- Память Языковые паттерны  
ных целей? Внешний    

Кроме того, применение принципов креативности на третьем эта­пе позволяет определить элементы, которые можно добавить или пе­ренести в проблемную ситуацию.

Четвертый этап включает в себя перенос ресурсов, начиная с фи­зиологии, состояния и стиля мышления. Задача этого этапа — начать «раскрывать» пространство решения путем добавления элементов эффективных процессов к элементам неэффективного.


Глава 5. Креативность и решение проблем

Затем можно исследовать более высокие уровни проблемного про-ранства и пространства решения применительно к допущениям, енностям и убеждениям. Идентификация и «очная ставка» с ограни-явающими предположениями позволяет расширить потенциальное странство решения. Подводя итоги, можно сказать, что упражнение на перенос ТОТЕ но по себе является ТОТЕ. Цель в данном случае — расширить вос-риятие исследователем проблемного пространства. Доказательством iiexa служат изменения состояния исследователя и микроуровневые ^гнитивные и поведенческие паттерны, связанные с проблемой, а так-> осознание исследователем новых вариантов и альтернатив. В рам-действий сравниваются ТОТЕ проблемной ситуации и пример ективного креативного решения проблем. Эти операции позволя-• определить когнитивные и поведенческие элементы, которые мо-1 быть добавлены для обогащения исследовательского подхода и ьтернатив, связанных с проблемной ситуацией.

змонстрация процесса использования ТОТЕ

(из Tools for Dreamers, pp. 156-161)

ерт Дилтс: Итак, С, в каком контексте вам удалось проявить эф-

ективную креативность? С: При проведении презентации — например, в рамках тренинго-

ЭЙ программы.

*. Д.: В каком контексте вы хотели бы усовершенствовать свои

ативные способности?

С: Продажи презентаций.

Р. Д.: ОК. Продажи презентаций. Звучит интересно.

Для начала я бы хотел, чтобы вы вошли в то состояние, в котором

эводите презентации, и представили, что в данный момент заняты

ленно этим. Каковы ваши цели?

С: Сделать так, чтобы люди больше узнали о моем продукте. Это лая основная цель.

Р. Д.: Хорошо, а сейчас возвращайтесь из этого состояния. Идите теперь сюда и войдите в состояние «попытка продать». Ка-

эвы ваши цели? |i С: Продавать, сделать так, чтобы люди платили деньги!





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...