Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Человек неоплатонизма



Великая космическая драма, создаваемая Плотином, может показаться весьма далекой от человеческого существа. Позднеантичная мысль культивировала жизненно-практическое призвание философии и в течение многих веков усердно ему следовала. Кажется странным, что в час своего завершения она как будто изменяет сама себе, отстраняясь от конкретного человека и вновь погружаясь в космогоническую проблематику, как это было на заре ее истории. На самом деле противоречие во многом кажущееся. Своей картиной мироздания Плотин задает координаты именно человеческой судьбе. Мысля космос (а точнее, бытие), он промысливает участь человека. Но – как уже отмечалось выше – человек для него не посюстороннее, земное и телесное существо, а душа, духовная сущность.

Все то, что некогда так интересовало и волновало Платона – люди в их гражданском состоянии, устройство их общей жизни и порядок человеческих дел, – оставляет Плотина равнодушным. Единственное, что имеет для нас смысл и в чем заключается действительность человека – это жизнь души. Люди – это души; их природа и их судьбы – это природа и судьба их души. Разумная душа всегда служила важнейшим определением сущности человека в античности. Но в неоплатонизме она становится исключительным и единственным его определением. Еще Марк Аврелий говорит о гражданственности и общей пользе как важнейших качествах человеческой личности. Плотин весь земной мир отстраняет от человека и выносит как бы по ту сторону подлинного человеческого существования, каковым оказывается жизнь души, дух.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 179 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...