Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Три сферы бытия



В иерархии видов бытия Плотин выделяет три основных сферы, или сущности. Это: бестелесный Ум, бестелесная Душа, телесный Космос (мироздание).

УМ

Ближайшим к Единому видом бытия является Ум (Нус). Если Единое является сверхсущим и находится как бы за пределами бытия, то Ум представляет собой первое определение того, что существует. Ум соединяет в себе единство и множественность. С одной стороны, он представляет собой единый вид бытия – мышление, мыслящее самое себя (здесь мы вспомним аристотелевское определение Бога). С другой, Ум наполнен множеством идей-эйдосов, предвосхищающих – в полном соответствии с платоновским учением об эйдосах – бытие конкретных вещей. Таким образом, платоновский мир идей, служащих первообразами вещей и явлений посюстороннего мира, превращается у Плотина в совокупность мыслей – идей Ума, от которых берут начало все сущие в мире вещи. Позднее средневековая схоластика воспользуется этим неоплатоническим образом, чтобы решить вопрос о природе общего: общих понятий, универсалий. Тогда неоплатонический Ум, содержащий мысли – первообразы вещей, – станет мышлением Бога, в котором изначально существует общее.

ДВИЖЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ: ОТ ОБЩЕГО К КОНКРЕТНОМУ

Мышление оказывается в неоплатонизме и первым творческим, бытийным актом. Ибо мысля самое себя, промысливая заключенные в нем идеи, Ум сам себя преумножает, творит новые идеи. В этом процессе Ум исходит от самых общих понятий (в роли таковых выступают платоновские категории бытия, движения, покоя, тождества, различия), производя из них все более широкий круг все более конкретных идей. Этим движением от общего к конкретному как бы задан общий принцип наполнения сознания, развития и углубления его содержания.

Для Плотина данный процесс, происходящий во вселенском Уме, имеет бытийный характер: ведь здесь Ум не нечто рядоположенное с "действительностью", а само исходное, высшее бытие. От Ума исходит все остальное, что существует. Впоследствии европейская мысль придаст этому процессу преимущественно интеллектуальный смысл. Многие философские учения будут стремиться развернуть систему категорий, исходящую из наиболее общих понятий к более конкретным, вытекающим из первоначальных. В этом они будут видеть способ промысливания сущего, а не его творения. Но общую схему всем попыткам такого рода – исходя из наиболее общих смыслов, не поддающихся дальнейшему обобщению, создать систему понятий, способных выразить полноту существующего – задал именно неоплатонизм понятием Ума, содержащего идеи – первообразы вещей.

ДУША

Ум существует и совершает свою работу в вечности. Он – вневременен. От него происходит (истекает, эманирует) другой вид бытия – Мировая Душа, существующая во времени. Так же, как и Ум, Душа бестелесна. Но она погружена в течение времени и тем самым приближена к телесному, чувственному миру (Космосу). В силу этой двойственности (бестелесности с одной стороны, – погруженности во время и, следовательно, в поток постоянных изменений с другой), Душа является своеобразным посредником между сверхчувственным Умом и телесным Космосом. Мировой Душе открыты существующие в Уме идеи, но они для нее существуют как нечто внеположенное ей, что она лишь созерцает, а не непосредственно имеет в себе. Отражаясь в Душе, идеи Ума начинают существовать как осеменяющие логосы (вспомним стоическую космогонию), от которых затем происходят все чувственные вещи, явления и лица. Если Ум содержит в себе совершенное бытие в виде первообразов (эйдосов), то Душа дарует жизнь и лад телесному мирозданию.

КОСМОС

Производным от Мировой Души бытием является телесный, чувственный, окружающий нас мир – Космос. Он образует третью, низшую область вселенского бытия. Если в себе самой Мировая Душа едина, то нисходя в чувственный мир она дробится на множество осеменяющих логосов, каждый из которых становится природой (сущностью) конкретной вещи. Свои души есть у каждого из людей, у живых существ, растений, у звезд и планет. Главная особенность бытия Мира (Космоса) состоит в том, что в нем духовное начало (душа) пленено телесностью. В телесности Плотин видит убывание света Единого, все более глубокие сумерки бытия, приближающегося к полному мраку – небытию. Космос объемлет собой весь зримый, чувственный, окружающий нас мир. Будучи низшей формой бытия, он ближе всего стоит к тьме небытия, выражением которой служит в неоплатонизме материя.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 368 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...