Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
О важнейшей черте эллинистически-римских философий – смещении философского внимания на проблему человеческой индивидуальности, судьбы личности в мире, уже сказано.
Другая черта, относящаяся к содержанию мышления – это вторичность многих идей эллинистических философий. Все они являются развитием, а то и прямым продолжением философских концепций, выработанных предшествующими эпохами. Об этом говорят и сами названия: перипатетики – это ученики Аристотеля, неоплатоники трансформируют философию Платона, эпикурейцы продолжают традиции атомизма и киренаиков, скептики развивают некоторые мотивы Гераклита, Ксенофана, и особенно софистов и сократических школ. Но сказанное не отменяет самостоятельной духовной и интеллектуальной значимости эллинистических философий. Это не простое эпигонство, а самобытные системы мысли, которые лишь возникают в русле определенных духовных традиций. Поэтому особую роль в качестве средства и инструмента философского мышления, в том числе для развития собственных идей, приобретает истолкование (экзегетика) и комментаторство классических текстов.
СОЕДИНИТЬ НАИЛУЧШЕЕ: ЭКЛЕКТИЗМ
Третья черта – эклектизм, синтез разных элементов, установок, идей. Нет такого позднеантичного учения, в котором бы не воспроизводились сюжеты и идеи, присущие мышлению прежних эпох. Их удельный вес бывает столь велик, что, кажется, вся позднеантичная философия соткана из нитей, сплетенных досократиками или мыслителями классического периода. Посмотрим, к примеру, на две самые влиятельные философии эллинистического времени: эпикуреизм и стоицизм. Первая из них выглядит соединением двух заимствованных учений классической поры: атомизма Демокрита в области онтологии и гедонизма киренаиков в сфере этики. Что касается стоицизма, то в нем мы найдем реминисценции Гераклита (образ Огня, вечного возвращения, мирового года), Анаксимена (дыхание-пневма, всепроникающая мировая душа, обеспечивающая целостность мира), Анаксимандра и Эмпедокла (четыре основополагающих стихии и путь их образования), киников (следование природе как нравственный принцип) и ряда других мыслителей. А в венчающем историю античной философии неоплатонизме причудливо сочетаются платонизм, возрожденный пифагореизм, перипатетизм и стоицизм.
Итак, эти философии эклектичны. Однако следует ли из этого их неоригинальность, несамобытность? Нисколько. Ибо, используя ранее выработанные образы, понятия, ходы мысли философы эллинистически-римской эпохи выражают духовные и теоретические установки, не имевшие аналога в прошлом.
Продолжением эклектизма, то есть стремления соединить в своем учении все наиболее сильные элементы других систем – является симбиоз философского мышления с иными видами духовного опыта: мистицизмом, мифологией, религией. Философия все более приобретает религиозно-этическую направленность.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 163 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!