Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Динамика позднеантичного мышления



Эпоха эллинизма охватывает около трехсот лет. Еще пять веков просуществовала Римская империя, пришедшая на смену эллинистическим государствам. В сумме мы имеем огромный период, протянувшийся на восемь столетий и именуемый поздней античностью. Понятно, что история мысли столь продолжительной эпохи не представляет собой чего-то однородного: она знает времена бурного творчества и упадка, плодотворных новаций и тщательной разработки традиции, надежд на силу мышления и разочарования в его возможностях. Просмотрим в самых общих чертах динамику этих перемен.

ПЕРИОД НАЧИНАНИЙ (323/322–ок. 270 до Р.Х.)

В начале эллинистически-римской эпохи мы находим краткий, длившийся всего около полувека, но чрезвычайно плодотворный и решающий для судеб позднеантичной мысли период. Начинаясь после смерти Александра Македонского и Аристотеля, владыки и мыслителя, вместе с которыми завершилась история прежнего мира и его мысли (323/322 г. до Р.Х.), он заканчивается к исходу 70-х годов следующего, III века до Р.Х., когда уходят со сцены выдающиеся философы, заложившие основы главных направлений эллинистически-римской мысли: Теофраст (372–287), Эпикур (341–270), Зенон (335–262), Пиррон (360–270). В общеисторической перспективе – это период окончательного отказа эллинского мира от полисной формы государственности и становления системы государств нового типа – эллинистических монархий. Процесс этот завершается к 281 г. до Р.Х., когда армия Селевка разгромила войска фракийского правителя Лисимаха, тем самым подведя черту под сорокалетней борьбой за державное наследие Александра Македонского.

ПЕРИОД ОФОРМЛЕНИЯ ШКОЛ (сер. III – нач. I в. до Р.Х.)

В течение последующих полутора-двух веков происходит систематизация и упорядочение основных философских направлений, каждое из которых превращается в самостоятельную интеллектуальную традицию и автономную институцию мысли. Образцы оригинального философского творчества, даже в рамках указанных направлений, являются в это время скорее в виде исключения. Мышление занято по преимуществу промысливанием сюжетов, которые вычленила мысль великих предшественников, приложением к конкретным темам выработанных ими подходов. Собственно философские вопросы отходят в тень. Основные усилия прилагаются к филологическим, историческим, логическим, специально научным изысканиям.

ПЕРИОД ОБНОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИИ (сер. I до Р.Х.–II в. н.э.)

Положение изменяется в I в. до Р.Х., ближе к его середине. Это время бурных исторических перемен, когда на смену эллинистическому миру приходит Pax Romana – римский мир, а само римское государство трансформируется из республики в своеобразную "конституционную монархию" – принципат. Одновременно с изменением общества происходит подъем культурного творчества. В сфере философской мысли это выразилось в появлении ряда мыслителей, трудами которых обновляются сложившиеся философские традиции.

Во-первых, происходит проникновение греческой философии в римскую культуру. Уже в 156 г. до Р.Х. произошло первое непосредственное знакомство римлян с греческой философией благодаря посольству из пяти философов (в их числе – академик Карнеад), прибывшему в Рим для переговоров. В дальнейшем оно расширялось благодаря деятельности греческих философов, живших в Риме (особую роль сыграл стоик Панэций). Образованные римляне постепенно приобретали вкус к философскому мышлению и уже к середине I в. до Р.Х. смогли выдвинуть первых заметных мыслителей. Среди них прежде всего следует назвать Цицерона, с которого начинается отсчет истории римской философии.

Во-вторых, благодаря деятельности Андроника Родосского (глава Ликея в 70–50 гг. до Р.Х.) были систематизированы и изданы важнейшие, дотоле неизвестные философские сочинения Аристотеля. С этих пор перипатетическая школа получила мощный толчок и прочную основу своего развития. Исследование и комментирование аристотелевских сочинений становится отныне не только центром работы Ликея на протяжении последующих нескольких столетий, но и одной из важнейших форм развития философской мысли вообще – что справедливо как для поздней античности, так и для арабской и затем европейской средневековой философии.

В-третьих, появляются мыслители, чье творчество придало новый импульс развитию ранее сложившихся философских направлений. Эпикуреизм и атомизм получают емкое и образное выражение в поэме Лукреция Кара (99–55 до Р.Х.); благодаря Энесидему возрождается классический, пирроновский скептицизм, который к тому времени казался "умершим учением". Самым популярным философским направлением становится стоицизм, чему он во многом обязан трудам Посидония (135–51 до Р.Х.).

В целом период весьма оживленного интеллектуального творчества и ощутимого влияния философии на умонастроения эпохи продолжается вплоть до последних десятилетий II века уже нашей эры. Его достоянием стало, в частности, развитие и систематизация скептической традиции в трудах Агриппы и Секста Эмпирика. Но, бесспорно, важнейшим плодом философского духа стал римский стоицизм, представленный в первую очередь тремя известными мыслителями: Сенекой (5 до Р.Х.–65 н.э.), Эпиктетом (50–138) и Марком Аврелием (121–180). В это же время развертывается состязание античной образованности и новой, христианской духовности, достоинство которой отстаивается писателями-апологетами.

Характерной чертой эпохи стал философский эклектизм: мышление все чаще стремится свести воедино наиболее эффективные и емкие элементы различных учений. Установка эклектического философствования в полной мере проявила себя уже в творчестве Посидония, а со времен Цицерона (106–43 до Р.Х.) (может быть самого замечательного эклектика античности) она стала общей нормой мышления.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПЕРИОД (III–V вв. н.э.)

На протяжении первых веков новой эры античная философия испытывает нарастающее воздействие иных культурных начал и традиций, главным образом восточных. Среди них ведущую роль играют религиозные учения: христианство, гностицизм, митраизм, манихейство. Во многом под их влиянием философия стремится к симбиозу с религиозно-мистическим опытом. Отношение человека с Богом становится в центр философских исканий. Возникает последняя великая философия античности – неоплатонизм. Ее основоположником стал Плотин (III в.), продолжателями – Порфирий, Ямвлих и Прокл.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 141 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...