Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сознание на рубеже эпох



Философское сознание классической эпохи стремилось охватить мир человеческого бытия во всей его целостности и многомерности, соединив в едином образе начала общественного (общегосударственного) и личностного существования. Это было мышление, мыслящее мир. Многое изменилось: мироздание для классики – уже не досократический космос, а универсум человеческого бытия; мир мыслится не только в своей целостности и всеобъемлемости, но и конкретности. И все-таки мышление сохраняет свою глобальность, или "мировость".

Напротив, эллинистическая мысль отстраняется от глобального воззрения и разворачивается из другой точки. Для нее человеческая индивидуальность, "этот вот человек", каждый из нас становится отправным пунктом и непременным элементом любого рассуждения или воззрения. Это не значит, что эллинистическое сознание поглощено всецело приватными вопросами. В нем сохраняется интерес и к устройству мироздания, и к возможностям познания, и к проблемам государственной жизни или общественной справедливости. Но к чему бы ни обращалась теперь мысль, она отчетливо сознает автономию человеческого индивида, его несводимость ни к каким иным реалиям. И в конечном счете в центре усилий философского разума оказываются потребности конкретной человеческой души, ее заботы, тревоги и стремления.

Несколько огрубляя, общий поворот мышления при переходе от классической к эллинистической эпохе можно выразить формулой: "от всеобщего к особенному, от родового (общегосударственного) к личностному, от умозрительного к жизненно-практическому". Обычно этот процесс именуют "этизацией" философии, то есть обращением философского сознания к вопросам нравственной жизни, положению личности. Однако у Теофраста и современных ему перипатетиков дух новой эпохи проявляет себя несколько иначе. Работа Ликея концентрируется не столько на проблеме человеческого индивида, сколько на конкретных вопросах природной жизни и человеческого опыта. Конкретность человеческого индивида здесь заместилась конкретностью естественных и гуманитарных сюжетов.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 165 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...