Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В поздней античности философское мышление движимо тем же духовным стремлением, которое определяет мысль и в предшествующие эпохи. "Как человеку жить в мире?" Этот вопрос – в сущности, вопрос о судьбе человека – был и остается главенствующим на всем протяжении развития античной мысли. Однако в каждую из трех основных эпох древней философии он осмысливался и решался в различном контексте. Для досократиков понимание человеческой участи в мире непосредственно вытекало из содержания самого мироздания. Зная генезис и строение космоса, мы получаем надежное основание и для знания человеческой судьбы. Чем глубже понят миропорядок, тем полнее открывается место человека в нем. Исходя из этой посылки, движется мысль досократиков, очерчивая соответствующий круг проблем и способов их разрешения.
Философская мысль последующей – классической – эпохи сосредоточивается на иной действительности. Уже не космос, мироздание в целом, а непосредственно мир человека становится предметом внимания. Классическая греческая философия хочет знать, что есть человек; она не разделяет уверенности предшествующей досократической мысли, что это знание непосредственно присутствует в знании мироздания. Тема человека выделяется из общей космогонической темы и становится самостоятельной областью мышления. Классика стремится понять человеческую жизнь во всех ее проявлениях и измерениях.
Философия поздней античности сохраняет глубокую заинтересованность человеческой судьбой. Но, в отличии от классической эпохи, для эллинистически-римских философий мир человека не представляет собой единого целого. Для классики человеческий индивид и человеческий род связаны неразрывно: это две ипостаси одного бытия. В поздней античности мир общественной и государственной жизни дистанцируется от людей, становится внешним для них. Теперь "человек" – это конкретная человеческая индивидуальность, личность. Именно ее судьбой в мире озабочена мысль эллинистически-римской эпохи.
Это не значит, что в эллинистически-римских философиях исчезают другие темы: устройства общества, происхождения мироздания и т. д. Однако они неизменно сопряжены с проблемой человеческого индивида и его судьбы, что делает последнюю смысловым центром всей позднеантичной мысли.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 152 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!