Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В отличие от Платона, вся творческая жизнь которого прошла в
Афинах, Аристотель длительное время после двадцати лет ровной и
налаженной академической жизни проводит вне Афин: в течение трех
лет он сначала в Ассосе (в Малой Азии), где благодаря тирану Атар-
нея Гермию, учившемуся в Академии, двумя другими платониками,
Эрастом и Кориском, была открыта философская школа, привлекшая
помимо Аристотеля Ксенократа, Каллисфена и позднее Теофраста;
затем он - в Митилене и Стагире; следующие восемь лет - при
Филиппе Македонском в качестве воспитателя Александра Македон-
ского. За это время Аристотель, вероятно, пишет <Историю живот-
ных>, <О частях животных>, <О передвижении животных>, трактат
<О душе>, а также совместно с Теофрастом описывает 158 государст-
венных устройств греческих городов (из них до нас дошла <Афинская
полития>), негреческие обычаи и установления, пишет часть <Поли-
тики> и делает эксцерпты из <Законов> Платона.
По возвращении в Афины Аристотель перерабатывает <Ритори-
ку>, завершает <Политику> и дописывает <Физику>, пишет ряд книг,
вошедших в <Метафизику>, <О рождении животных>, редактирует
трактат <О душе> и <Никомахову этику>. Перед нами новый тип
философа, профессионально сформировавшегося в школе Платона и
ведущего независимый образ жизни педагога и ученого. На примере
Аристотеля и других учеников Платона мы видим, что феномен шко-
лы начинает тиражироваться, а профессиональные научные занятия
плодотворно ведутся в пределах той ниши, которая была очерчена и
освоена Академией. Один из первых прецедентов такого рода - шко-
ла, основанная в Кизике Евдоксом Книдским, слушателем Платона,
математиком и астрономом, занимавшимся также географией. В гра-
ницах очерченного выше интеллектуального горизонта находили свое
естественное место занятия отдельными науками и их специальная
разработка. Однако нахождение внутри этого мира естественным же
образом сужает взгляд: и уже у Аристотеля мы отчетливо наблюдаем
это сужение.
Для Аристотеля - как и для Платона - высшее начало есть без-
условное благо. Но у Аристотеля - в отличие от Платона - оно
перестало быть за пределами ума и бытия. Первое начало есть полная
осуществленность: это ум, вечно обладающий предметом мысли, т. е.
непрерывно существующий как ум, или бог. Природа этого блага аб-
солютно постижима: бодрствование, восприятие, мышление - прият-
нее всего, а именно это и свойственно вечно деятельному уму. Мы -
как и весь мир - стремимся к нему, потому что ему так хорошо
всегда, как нам - бывает иногда, а может быть, ему и еще лучше.
Аристотель прекрасно понимает, что такое первоначало ничего не мо-
жет породить, но его это, очевидно, не смущает: когда нечто уже есть,
его не нужно порождать, и тревожащий Платона и предшествующих
мыслителей вопрос о происхождении мира - не вопрос для Аристоте-
ля. Платон в <Тимее> не дает на этот вопрос прямого ответа: он укры-
вается за рядом метафор, но вопрос о происхождении этого порядка
вещей безусловно существует для него. Для Аристотеля же (Метафи-
зика XII 10) все в мире уже "упорядочено для одной [цели]... так, как
это бывает в доме". И этот порядок можно изучить и непротиворечиво
описать с помощью соответствующих наук.
Точно так же вопрос о душе для Аристотеля - предмет исследова-
ния специальной рациональной науки, принадлежащей к числу наук о
природе. Вопросы о возникновении души, о душе мира, о наличии
доброй и злой души, т. е. все то, что занимало Платона, - философ-
ски нерелевантны для Аристотеля. О существовании души мы судим
по определенным ее проявлениям (все одушевленные существа нахо-
дятся в движении и обладают ощущением), которые можно изучить и
квалифицировать. Можно описать виды движения (перемещение, пре-
вращение, убывание, возрастание) и зафиксировать, что если движе-
ние и свойственно душе как таковой, то только привходящим образом.
Можно также установить число ощущений, которых может быть ров-
но столько, сколько их есть (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание),
и указать на связь души и ума у разумных одушевленных существ.
Аристотель, чтобы показать все логические несообразности, выте-
кающие из признания отдельного существования души от тела, рассу-
ждает следующим образом: предположим, что топор был бы естест-
венным (существующим от природы) телом; тогда его сущностью, без
которой он не мог бы оставаться самим собой, было бы бытие в качес-
тве топора, - это и было бы его душой, без которой он не был бы
топором. Точно так же сущность живого существа, обладающего орга-
нами (органического), его бытие в качестве такового и единство всех
его функций и проявлений и есть его душа. Бессмысленно спраши-
вать, отделен ли отпечаток на воске от воска; поэтому душа - как
совершенная осуществленность живого органического тела - не мо-
жет существовать без него так же, как живое органическое тело не
может существовать без души. Как благо-ум имманентно миру, так
душа имманентна одушевленному (= живому органическому) телу.
Аристотель с такой легкостью уходит от умножения трансцендент-
ных сущностей и отказывается от признания вышебытийного начала
потому, что он замечательным образом расширил категориальный
аппарат описания наблюдаемых явлений, которые впервые с такой
решительностью становятся исходной реальностью научного знания.
В самом деле, сама механика определения и уяснения сущности любо-
го предмета - той же души, например, - в корне меняется: сущность
есть либо форма, либо материя, либо то, что состоит из того и другого;
форма есть осуществленность (энтелехия), материя - возможность.
Одушевленное существо состоит из материи и формы, т. е. из тела и
души. Тело осуществлено в возможности, душа - осуществленность
этой возможности, или энтелехия некоторого тела. Душа не есть тело,
а нечто, принадлежащее определенного рода телу, некое осуществле-
ние его возможности быть живым; ясно, что эта возможность тела
быть живым не может реализоваться вне тела.
Таким образом, с одной стороны, душа как некая самостоятельная
сущность исчезла; но в то же время она оказалась подлинной сущно-
стью одушевленного тела, подробно рассмотренной и описанной. Оду-
шевленные тела могут расти, вожделеть, ощущать, перемещаться, мыс-
лить. Одни живые существа обладают всеми этими способностями,
другие - некоторыми или одной. При внимательном рассмотрении
мышления мы обнаруживаем между ним и ощущением еще одну про-
межуточную способность - воображение. Все это многообразие есте-
ственным образом существующих вещей, к числу которых относятся и
элементы, Аристотель объединяет единым понятием природы, кото-
рая, вытеснив платоновскую мировую душу, и оказалась принципом
движения и изменения, но также и покоя - для тех вещей, которым
по природе свойственно покоиться.
Абсолютная очевидность того, о чем говорит Аристотель, его уме-
ние учесть все уже высказанные точки зрения и предвосхитить все
возможные вопросы, - все это заставляло забывать самые обычные и
здравые вопросы по их поводу. Так, Аристотель обращает внимание
на то, что два элемента - земля и вода - естественным образом
движутся вниз, а два других - воздух и огонь - вверх, но ни одному
из этих элементов не свойственно непрерывное круговое движение,
каким движется небесный свод; следовательно, заключает Аристотель,
существует еще один элемент - эфир, которому свойствен именно
этот вид движения. Его мы должны признать первым, самым совер-
шенным и вечным. Аристотель приводит множество логически безу-
пречных, но с физической точки зрения совершенно бессмысленных
доказательств этого тезиса, как бы не замечая исходной несводимости
описываемой им зримой реальности к нашему способу анализировать
и объяснять ее.
Это же наивное стремление овеществить наши рациональные по-
строения проявилось и в том, с какой готовностью Аристотель прида-
ет физический смысл геометрическим моделям небесного свода Евдокса
и Каллиппа (Метафизика XII 8). Безусловный прорыв, осуществлен-
ный Аристотелем в рационализации познания, был ошеломляющим и
для него, и для многих поколений мыслителей после него, и это рацио-
налистическое ослепление решительно сужало тот интеллектуальный
горизонт, который принципиально уже был открыт для философии в
предшествующий период.
Но этот имманентизм, это стремление не выходить за пределы
здешнего мира в рассмотрении трансценденталий, т. е. того, что
непосредственно не дано нам ни в чувстве, ни в рассудке, и рациона-
лизм в интерпретации физических явлений совокупно с твердой уве-
ренностью в том, что данность явленного мира - вечная, безусловная
и окончательная, - все эти новые установки познания открывали фи-
лософскому разуму огромный простор в конструировании его основ-
ных категорий. Разработанные Аристотелем понятия начала, причины,
формы, материи, возможности, действительности и окончательной
осуществленности - энтелехии, движения, места, времени, беско-
нечности, непрерывности и др. впервые и навсегда показывают, до
какой степени совершенствование понятийного аппарата философии
принадлежит к ее основным заботам.
Аристотель закрепляет деление науки на теоретическую и прак-
тическую. Ко второй относятся этика и политика. И та и другая свя-
заны с культивированием добродетелей. И хотя для Аристотеля -
как и для Платона - воспитание добродетелей связано с представле-
нием о высшем благе, которое постигается некой высшей наукой о
государстве, для него все же бессмысленно искать некое всеобщее выс-
шее благо, а предпочтительнее рассматривать те блага, которые мож-
но реально преследовать в разных видах деятельности.
Специальное рассмотрение, на какое стали претендовать в этом
сузившемся аристотелевском мире явления природы и факты чело-
веческой деятельности, было продолжено его ближайшими ученика-
ми и последователями.
Теофраст, приобретший для нужд школы крытую галерею (пери-
пат) с садом, по которой последователи Аристотеля стали называться
перипатетиками, был первым после Аристотеля схолархом осно-
ванной им школы. Его лекции пользовались чрезвычайной популяр-
ностью. Теофраст занимался отдельными проблемами логики, физики,
метафизики, этики, историей законов, риторикой, поэтикой, а также
ботаникой. Ему принадлежит систематическая подборка <Мнений физи-
ков> - доксографический компендий, лежащий в основе наших сведе-
ний по истории ранней греческой философии и науки. Огромный корпус
его сочинений -так же, как и всех прочих перипатетиков IV-11 вв.
до н.э., - дошел до нас во фрагментах, об его идеях мы можем судить
благодаря поздним свидетельствам.
Евдем Родосский, Дикеарх и Аристоксен - также непосредст-
венные ученики Аристотеля. Из них первый впоследствии организо-
вал собственную школу на Родосе, специально занимался толкованием
трактатов учителя, разрабатывал проблемы аристотелевской логики и
физики, а также изучал историю арифметики, геометрии, астрономии
и теологии. Второй прилежал к трудам исторического толка: помимо
общей истории греческой культуры от золотого века до современности
и государственных устройств ряда греческих городов, Дикеарх составил
жизнеописания Платона и других философов, а также писал о Гоме-
ре, Алкее, о состязаниях в музыке и поэзии. Аристоксен, учившийся
также у пифагорейца Ксенофила, составил жизнеописания Пифагора,
Архита, Сократа, Платона, собрал пифагорейские изречения, писал о
воспитательных и политических законах и составил целый ряд исто-
рических записок. Наиболее известны его сочинения по музыке, из
которых до нас дошла <Гармоника>.
Учеником Теофраста был Деметрий Фалерский, в течение деся-
ти лет (317-307 гг.) бывший правителем Афин. После изгнания из
Афин он перебирается в конечном счете (в 297 г.) ко двору Птолемея
1 Сотера в Александрию и переносит туда самый тип перипатетичес-
кой учености, наиболее адекватно отразивший одну из важнейших тен-
денций развития интеллектуальной сферы в период эллинизма не столь-
ко в замкнутых школах, культивирующих божественную мудрость,
сколько в открытых научных центрах, предполагающих специализа-
цию и самостоятельную разработку отдельных научных дисциплин.
Нам известны имена схолархов и представителей перипатетичес-
кой школы более позднего времени: все они занимались сходного рода
историческими и филологическими штудиями, а также этикой. Но как
философская школа Аристотеля Перипат перестает существовать. И
дело здесь не только в том, что школьные сочинения основателя школы,
после смерти Теофраста по наследству перешедшие Нелею из Скепси-
са и забытые его наследниками, на два века выпадают из поля зрения
перипатетиков; гораздо важнее было то, что заложенные Аристотелем
основы конкретных научных, в частности исторических, занятий оказы-
ваются значительно более важными в эпоху эллинизма, нежели репре-
зентирующие философскую мудрость авторитетные тексты.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!