Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
о том, что за пределами неба (247с2: т< ё^о) той oupavoO).
Несомненно также влияние перипатетиков на физику и метеороло-
гию Эпикура. Но и его этическое учение тоже во многих пунктах
выводится из Аристотеля. В <Главных мыслях> (XIX) Эпикура чита-
ем: "Бесконечное время и конечное время содержат равное наслаждение,
если мерить его пределы разумом", что является прямым переложением
того, что пишет Аристотель в <Никомаховой этике> (X 3, 1174а17 слл.):
"...за сколь угодно малый срок можно испытать наслаждение, которое не
станет совершеннее, продлившись большее время". Выше уже говори-
лось о том, что учение Эпикура о бестревожности есть вариант соответст-
вующего учения Спевсиппа.
Не менее интересно также и происхождение эпикуровского учения
об атомах. В письме к Геродоту (X 55-59) Эпикур специально и под-
робно рассуждает о минимальных частицах, которые служат мерой
длины атомов: "Мельчайшие и несоставные частицы следует считать
пределами длины, которые от самих себя дают мерило для меньших и
больших [длин] при рациональном рассмотрении невидимых предме-
тов". Собственно говоря, в этой концепции минимальных заключается
вся особенность эпикуровского атомизма: мы имеем дело не просто с
атомами разной величины, а с частицами минимальной длины, кото-
рые их составляют. Но эти минимальные частицы могут двигаться не
сами по себе, а только войдя в состав атомов. Этот момент прямо
отсылает нас к шестой книге <Физики> Аристотеля, где он, доказы-
вая необходимость бесконечной делимости для возможности движе-
ния, критикует академическое учение о не имеющем частей, посколь-
ку таковое не может двигаться. Эпикур же явно был знаком с этим
учением, а критику его Аристотелем он учел в той части, которая
запрещает движение не имеющего частей.
Отечество почтило Эпикура медными статуями, число его друзей
измерялось целыми городами, его ученики были прикованы к его
учению словно песнями Сирен... - Эпикур, как мы видим по этим
сообщениям Диогена Лаэртия (X 9-10), придал философии еще боль-
шую популярность по сравнению со стоиками и сделал ее доступной
для всех. О необыкновенной популярности эпикуреизма мы можем
судить по тому, с какой легкостью он сам популяризирует свое учение
в дошедших до нас письмах и <Главных мыслях>, а также по тому,
как им увлекались не имевшие своей философии римляне.
Среди учеников и восторженных почитателей Эпикура - Колот
изЛампсака: он полемизировал с отдельными сочинениями Платона,
а также написал трактат о том, что <Нельзя жить в соответствии с
учениями прочих философов>.
Преемником Эпикура был Гермарх Митиленский, писавший
<Против Платона> и <Против Аристотеля>. Мы знаем имена других
учеников и последователей Эпикура. Но вплоть до Лукреция среди
эпикурейцев не было ни одной значительной фигуры.
2. СТОИКИ И АКАДЕМИКИ ВО 11-1 вв. до н.э.
Стоицизм - так же, как и другие эллинистические школы, -
выходит за пределы Афин. Перипатетики нашли себе применение в
Александрии, где Птолемей 11 Филадельф организовал знаменитые
Музей и Библиотеку. Стоики были связаны с другим центром эллини-
стической учености - Пергамом, который расцвел при Атталидах:
библиотека Пергама уступала только Александрийской, и здесь с 168 г.
до н.э. процветала школа находившегося под влиянием стоицизма грам-
матика Кратета, учеником которого был Панетий. В 144 г. до н.э.
Панетий приезжает в Рим, где сближается с кружком интеллектуалов
вокруг Публия Сципиона Эмилиана, а в 141 г. до н.э. сопровождает
его в поездке на Восток. С 129 по 102 гг. до н.э., Панетий возглавляет
Портик и открывает период так называемой Средней Стой.
Наивное заимствование отдельных достижений предшествующей
философии, ее частичное усвоение и самостоятельная схоластическая
разработка, свойственные представителям Древней Стой, оказывают-
ся в принципе неубедительными для Панетия и его ученика Посидо-
ния, впоследствии организовавшего собственную школу на Родосе,
где в 78 г. до н.э. его слушал Цицерон, и оказавшего большое влияние
на современников. И тот, и другой отказываются от непродуктивной
оппозиции предшествовавшим философским школам со значительно
более мощным интеллектуальным и духовным потенциалом: Панетий
выдвигает концепцию единого Логоса, который во все времена прояв-
ляет себя в мудрецах, разумеется, независимо от их школьной при-
надлежности; и он сам, и Посидоний (признававший Платона божественным)
прилежат учениям Платона и Аристотеля, хотя и толкуют
их в свойственном стоицизму духе: Панетий признает вечность мира,
Посидоний отличает от бога мировую душу, численно выражаемую
идею мира, которая, однако, материальна. Но гораздо более важным
оказывается не столько разработка тех или иных учений в стоицизме
этого периода, сколько само осознание того, что философский гори-
зонт не ограничен одной школой.
Этому способствует научная.деятельность филологов и историков
в тех же главных центрах эллинистической учености. Сводки учений
философов и ученых по отдельным проблемам - доксографические
компендии, восходящие к Феофрасту и Эвдему; жизнеописания фи-
лософов, которые начали составляться в Древней Академии (Спев-
сипп) и у перипатетиков (Аристоксен и Неанф), в александрийский
период были продолжены Гермиппом и Сатиром; Антигон из Кари-
ста, в середине III в. до н.э. живший в Афинах и связанный с Акаде-
мией, а затем работавший в Пергаме, составил биографии современ-
ных ему философов; <Преемства философов>, т. е. изложение фило-
софских учений по школам, от учителя к ученику, составленные в
начале II в. до н.э. Сотионом Александрийским и переработанные
затем Гераклидом Лембом, Сосикратом Родосским и Антисфеном Ро-
досским; списки философских сочинений, над которыми филологи
Александрийской библиотеки работали начиная с Каллимаха, а также
хронологии древних философов, составлявшиеся в III в. до н.э. Эра-
тосфеном, а во II в. до н.э. Аполлодором Афинским, - все эти мате-
риалы безусловно расширяли интеллектуальный кругозор и к 1 в. до
н.э. привели к созданию ряда компендиев, о которых речь пойдет
ниже.
Специального рода сводки философских учений составлялись так-
же в скептической Академии. 06 этом можно судить по значительно
более позднему (II в. н.э.) сочинению Секста Эмпирика <Против
ученых>, представляющему собой сводку догм разных философских
школ и их систематическое опровержение. Собственно, это и было
целью скептической Академии начиная с Аркесилая; но в особенности
при Карнеаде (ум. ок. 129 г. до н.э.) с его подчеркнутым антистои-
цизмом полемический характер деятельности скептической Академии
принимает систематический характер. Указанное сочинение Секста Эм-
пирика ни в каком случае нельзя считать оригинальным: оно восходит,
во всяком случае, к Энесидему, вероятные годы жизни которого -
рассматриваемый период.
Это специальное заострение скептической позиции могло объяс-
няться оппозицией к тому, какое направление постепенно принимала
Академия в конце 11 - начале 1 вв. до н.э. при Филоне из Ларисы.
Филон возглавил Академию в 109 г. до н.э. и покинул Афины из-за
войны с Митридатом в 88 г. до н.э., перебравшись в Рим, где его
слушал Цицерон. Филон стремился показать, что Академия едина и
что предпосылки скептицизма можно найти у Сократа и в диалогах
Платона. И хотя он отрицал возможность восприятия на основе по-
стигающего впечатления стоиков, однако признавал восприятие ве-
щей в соответствии с их природой (Секст Эмпирик, <Три книги пир-
роновых положений>, 1 235). Это уже был путь к догматизму.
Этот путь был продолжен слушателем и оппонентом Филона Ан-
тиохом Аскалонским. В 88 г. до н.э. Антиох вместе с Филоном - в
Риме, но впоследствии он возвращается в Афины и преподает плато-
новскую философию, правда, уже не на прежнем месте (поскольку Ака-
демия была разрушена во время взятия Афин Суллой в 86 г. до н.э.),
а в городской черте, где Цицерон слушал его зимой 79-78 гг. до н.э. и
"под руководством этого великого ученого и наставника возобновил
занятия философией" (<Брут>, 315). Если Филон стремился пока-
зать единство академической традиции, то Антиох настаивал на ее
разрыве в скептической Академии и призывал "вернуться к древним"
(veteris sequi), т. е. к учению Древней Академии. Это одновременное
физическое расставание платоновской школы с Академией и призыв
платоника Антиоха вернуться к древнему состоянию школы и ее учения
представляются весьма символичными и явственно знаменуют наступ-
ление нового этапа всей античной философии - этапа возвращения.
Однако, прежде чем речь пойдет об этом, необходимо упомянуть еще
одно важное явление в философии эллинизма - пифагореизм.
3. ПИФАГОРЕИЗМ
Пифагореизм - единственный в своем роде феномен, который на
протяжении всего существования античной философии играет роль
подводного течения и, никогда не становясь доминирующим, всегда
присутствует в качестве фона. Не забудем о том, что сама философия
возникает в школе Пифагора как новый феномен в оппозиции к двум
ведущим направлениям в духовной жизни VI в. до н.э.: уходящему
движению "мудрецов" и набирающему силу движению ионийских
"ученых". И те, и другие - на поверхности, и те, и другие определя-
ют стиль и общую светскую установку своего времени. Пифагор и его
окружение также представляют чрезвычайно важную тенденцию гречес-
кой мысли VI в. до н.э. - тенденцию консервативную и религиоз-
ную, - но она всегда до известной степени остается под спудом. На
поверхности лежит политическая активность пифагорейцев, причем
она до такой степени решительна, что вызывает противодействие, и
пифагорейские общины сметаются с политической арены, хотя еще в
IV в. до н.э. пифагорейцы сохраняют какое-то политическое влияние.
Над их учением посмеиваются начиная с Ксенофана. Гераклит их
поносит и изобретает для них ироническое прозвище философы. Зе-
нон пишет специальный трактат <Против философов>, поскольку смысл
учения его учителя Парменида по существу направлен против учения
пифагорейцев, хотя создается в той же традиции. Геродот обвиняет их
в фальсификациях. Но у Эмпедокла мы находим почтительное и востор-
женное отношение к Пифагору; о Пифагоре пишет Демокрит; Исократ
признает его первым, принесшим философию грекам, а само слово
философия употребляет уже совершенно всерьез и называет филосо-
фией - как и Платон - собственную педагогическую и литературную
деятельность; Платон, единственный раз упоминающий Пифагора, тем
не менее очевидно связан с пифагорейцами и пифагорейским учением.
О пифагорейцах пишут Аристотель и Аристоксен. Диоген Лаэртий
(VIII 45-46) сообщает, что установления Пифагора "держались еще
девять или десять поколений - ибо последними из пифагорейцев бы-
ли те, которых еще застал Аристоксен... они были слушателями Фи-
лолая и Еврита Тарентских". Таким образом, Аристоксен осознавал
непрерывность предшествующей традиции, но, вероятно, на нем она
прерывалась. Влияние пифагорейцев и специальные сочинения, им
посвященные, были у Спевсиппа и Ксенократа. Порфирий в <Жизни
Пифагора> (53) замечает:- "...пифагорейцы жалуются, что Платон,
Аристотель, Спевсипп, Аристоксен, Ксенократ присвоили себе все их
выводы, изменив разве лишь самую малость...".
О пифагорейцах не забывают Зенон и другие стоики, также посвя-
тившие им специальные сочинения. При всем том пифагорейское учение
не выходит на поверхность, и при изложении эллинистической фило-
софии его практически не учитывают. Однако Феокрит (14, 7) в
насмешливом сравнении упоминает "ученика Пифагора, желтого и босо-
го", что свидетельствует о том, что и в его время пифагорейская ас-
кеза была достаточно известна. Именно пифагореизм был одним из
первых философских учений, которое вошло в моду у римлян, едва
они стали приобщаться к греческой философии. Последователем Пифа-
гора объявляется царь Нума, и под его именем появляется сочинение
пифагорейского толка. С пифагорейским учением, очевидно, знаком
Энний, написавший <Эпихарма>. Пифагорейское учение знает Цице-
рон, а его современник Нигидий Фигул осуществляет, по словам Цице-
рона, восстановление пифагореизма (Тимей, 1). Можно предположить,
что Нигидий Фигул познакомился с пифагореизмом благодаря гречес-
кому ученому Александру Полигистору, который преподавал в Риме
в 70-е годы. Александр написал сочинение о пифагорейских символах,
а также <Историю философии>, изложенную по школам ("преем-
ствам"), которые содержали, в частности, очерк пифагорейского учения.
Наконец, на протяжении четырех веков - с IV до 1 вв. до н.э. -
в Южной Италии и в Греции создаются пифагорейские тексты, часть
которых приписывается Пифагору или древним пифагорейцам. С пи-
фагорейцами во все годы их существования постоянно связаны фаль-
сификации. Начинается пифагореизм с изготовления орфических
сочинений в VI-V вв., подложные сочинения в стихах и в прозе созда-
ются и позднее. Неизменная потребность европейского сознания -
обрести своих духовных предшественников в далеком прошлом и тем
самым обосновать свои духовные поиски древним авторитетом - оказы-
вается выраженной пифагорейцами в самой высокой степени. Неуди-
вительно, что обновление платонизма на рубеже двух летосчислений
оказывается тесно связанным с возрождающимся пифагореизмом. И
здесь впервые пифагореизм выходит на поверхность и становится одним
из ведущих духовных движений.
Глава 3. ВОЗВРАЩЕНИЕ (~epistrof`j)
Когда мы выше говорили о периодизации античной философии,
речь шла о том, что на последнем этапе развития античной философии
ведущие философские школы античности угасают в последовательно-
сти, определяющейся их мировоззренческим и культурным горизон-
том. Поэтому первыми сходят с арены эпикурейцы, уже при жизни
основателя этой школы получившие "награду свою" в виде необыкно-
венной популярности и широкого признания; затем приходит черед
стоиков; позже перестают существовать как самостоятельная школа
перипатетики; и последними представителями античной языческой фи-
лософии были платоники, вплоть до конца античности репрезентиро-
вавшие и культивировавшие все богатство ее духовной жизни. Этот
многовековой процесс подведения итогов был также временем разви-
тия второй европейской культуры - римской, включившейся в духов-
ные движения общей греко-римской культуры, теперь уже окончательно
переросшие рамки одной национальной культуры и одного языка.
Философия обретает свой дом в латинском языке, который наряду с
греческим становится родным языком не знающей национальных гра-
ниц мысли и вселенской духовности. Однако сколь бы ни была значима
латинская культура для последующего развития Европы, в пределах
античной философии она была только эпизодом.
1. ЭПИКУРЕЙЦЫ, СТОИКИ, ВТОРАЯ СОФИСТИКА
В ту самую эпоху, когда меняется очерченная выше общая ориен-
тация стоицизма и платонизма, эпикуреизм занимает довольно прочное
положение в кругах римских интеллектуалов. Эпикурейцев изгоняли
из Рима уже во II веке, но их популярность продолжала расти. 06
этом мы можем судить по сочинению Лукреция <О природе вещей>
(ок. 55 г. до н.э.), где он возносит в прекрасных латинских стихах
хвалы своему греческому кумиру, а также ведет традиционную для
эпикурейцев полемику с Платоном. 06 этой же распространенности
эпикуреизма свидетельствует и Цицерон, которому в свою очередь
приходится вести решительную полемику с эпику ровым учением. В
трактате <О высшем благе и крайнем зле> (45 год), в первых двух
книгах, действие которых относится к 50 году и представляет собой
беседу Цицерона с двумя достойными юношами, Цицерон излагает и
опровергает учение Эпикура о наслаждении, а в трактате <О природе
богов> (45-44 год), якобы воспроизводящем беседу 77-76 годов меж-
ду тремя образованными римлянами, эпикурейцев представляет друг
оратора Красса сенатор Гай Веллей.
Неприемлемость и прямой вред эпикурова учения очевидны для
Цицерона (что не помешало ему ознакомиться с еще не изданной поэмой
Лукреция и выправить ее), но не меньше его раздражает невежество
эпикурейцев. В ответ на речь Веллея Котта, другой участник диалога
замечает: "...вы твердите словно заученный урок то, что Эпикур, зе-
вая, набредил, а сам он, между прочим, хвалится, как мы видим из
его писем, что он-то не имел никакого учителя. Да если бы он и не
предупредил, я мог бы легко в это поверить... Не пахнет от Эпикура
ни Академией, ни Ликеем, не чувствуется в нем даже школьного обра-
зования" (1 72). Хотя мы уже видели, что к образу Эпикура-самоучки
нужно относиться осторожно, в данном случае необходимо обратить
внимание на другое: изложение учения Эпикура Беллей предваряет
критической сводкой платоновского и стоического учения и обнару-
живает явное знакомство с доксографическими компендиями того вре-
мени, излагавшими взгляды ранних философов (18-41).
И действительно, к этому времени эпикурейцы явственно цивили-
зуются, и общее стремление сознательно вместить в свой кругозор
предшествующую философию свойственно также и им. 06 этом мож-
но судить по библиотеке современника Цицерона друга Пизонов эпи-
курейца Филодема, найденной на так называемой "вилле папирусов"
в Геркулануме. Библиотека дает представление о необыкновенной эру-
диции ее владельца. Эпикурейцы этого периода погружены в изучение
платоновской и стоической традиции, и в данном случае не так важно,
что целью этих ученых штудий могла быть и полемика. Просвещен-
ный эпикуреизм оказал несомненное влияние на поэта Горация. От-
метим также, что доксографический компендий Филодема по истории
философии в десяти книгах был, в частности, одним из важнейших
источников для Диогена Лаэртия.
Судя по той полемике, которая велась с эпикурейским учением в
1-11 веках н.э. можно судить о том, что их учение прочно вошло в
обиход школьных дискуссий. В частности, Плутарх Херонейский в
своих <Моралиа> опровергает ряд положений эпикурейской филосо-
фии в трактатах <Хорошо ли сказано "проживи незаметно">, <О невоз-
можности жить в удовольствие согласно Эпикуру>, <Против Колота>.
Известно имя еще одного эпикурейца поздней эпохи (рубеж 11-111
BCKQB н.э.) - Диогена из Эноанды, составившего сводку эпику ров-
ского учения и записавшего ее на каменной стеле, фрагменты которой
были найдены в 1884 году. Но уже задолго до этого времени у эпику-
ровского учения и его школы не было никаких перспектив плодотвор-
ного развития.
Если тенденция популяризации философии в эпикуреизме прояви-
лась уже у его основателя, в стоицизме с его подчеркнутой в ранний
период школьной окрашенностью она развивалась постепенно, причем
собственно популярной философия стоиков становится у римлян. К
концу первого века образованность в Риме уже явно предполагала
знакомство с философией, и такой необходимой для образованного
человека философией все более оказывается стоицизм, не исключав-
ший после Панетия н Посидония платонического влияния и могущий
при необходимости заимствовать элементы эпикуреизма. Таким обра-
зом, теперь дело идет не об исключительном случае Цицерона, напри-
мер, сознательно ставившего своей целью ознакомление римлян со
стоицизмом и платонизмом, а о превращении философии в необходи-
мый элемент общего образования.
В частности, о влиянии стоицизма и его влиятельности можно су-
дить по тому, до какой степени именно стоицизм инспирировал вели-
кого эпика Вергилия, <Энеида> которого пронизана стоическим учени-
ем о роковой предопределенности мирового и исторического процесса.
Вероятнее всего к традиции просвещенного стоицизма принадлежал
Арий Дидим, друг и советник императора Августа, наставник Меце-
ната, автор сводки философских учений стоиков, перипатетиков и ака-
демиков, изложенных по школам, а в рамках школы - по проблемам
(логика, этика, физика, - здесь Арий опирался на платоника Евдора
Александрийского). По-видимому, Арий не испытывал никакого ин-
тереса к эпикуреизму и не излагал его.
Войдя в поле зрения образованных римлян, не стремящихся стать
профессиональными ("школьными") философами, стоицизм предпо-
лагает теперь интенсивную разработку в соответствующих популяр-
ных жанрах: увещания, утешения, письма. Именно с этими жанрами
мы сталкиваемся у Сенеки. Воспитатель будущего императора Неро-
на прежде всего развивал этическую проблематику, то есть учил циви-
лизованно и осмысленно реагировать на любые жизненные проявления.
Для этого в качестве основной модели поведения создавался идеал
мудреца, умеющего достойно вести себя при всех обстоятельствах:
перед лицом неудач, болезней, смерти. Мудрец знает, что и весь мир
ждет "выжигание", и для него всегда открыто избавление от невзгод
этого мира: путем самоубийства он может добровольно уйти из жизни.
Философ-стоик становится нравственным руководителем для тех, кто
не хочет безвольно подчиняться превратностям судьбы, но стремится
понять свой рок и, поняв, любит его. Метафора философа-врача, ис-
целяющего души, становится чрезвычайно распространенной в этот
период.
Философ-стоик, постоянно контролирующий себя и стремящийся
излечить обращающихся к нему за духовной поддержкой, не чувству-
ет необходимости писать, но устные наставления, беседы, проповеди
становятся важным и культивируемым жанром. Так, неизвестны сочине-
ния влиятельного римского стоика Мусония Руфа (ум. ок. 101 г.),
ничего не писал его ученик Эпиктет (ум. ок. 140 г.); обращенные
<К самому себе> составленные на греческом языке записки римского
императора (161-180 гг.) Марка Аврелия свидетельствуют о том, что
именно совершенный человек, а не совершенное сочинение было це-
лью подлинного философа-стоика.
Между тем и записки Марка Аврелия, и <Беседы> Эпиктета, запи-
санные его учеником Флавием Аррианом, стали чрезвычайно влия-
тельными греческими текстами, представляющими стоицизм римского
периода. Имя Арриана отсылает нас к тому движению II века, кото-
рое получило название Второй софистики и самым ярким образом
символизировало возвратный пафос всей греко-римской культуры, кото-
рый определяет ее характер в этот период.
В Риме эта неизбежная метаморфоза всей античной культуры подго-
тавливалась с тех самых пор, когда римляне только-только стали приоб-
щаться к достижениям греческой культуры. Естественным и в то же
время исключительным образом (ни одна другая культура, сталкивав-
шаяся до сих пор с греческой, этого не делала) римляне стремились
обрести на латинском языке и в пределах собственной культуры то,
что уже стало достоянием греков, достижения которых воспринима-
ются в качестве образцов. Именно это отношение к более развитой
культуре как к образцу побуждает римлян уже во 11-1 веках до н.э.
подражать грекам и соревноваться с ними. Цицерон в <Бруте> (67-68
год) говорит о римлянах, которые восхищаются греческой стариной и
"хотят быть Гиперидами и Лисиями; прекрасно, но почему они не
хотят быть Катонами?.. Откуда это восхищение Лисием и Гиперидом,
в то время как Катон совершенно забыт?".
Сам Цицерон полон патриотического внимания к истории римско-
го красноречия и ко всему тому, что способствует культивированию
мудрости в Риме. Но вместе с тем, что занимает Цицерона, как не
идея быть Платоном для римлян? И поскольку Платон написал <Го-
сударство> и <Законы>, Цицерон делает то же самое. Если у греков
были Гомер, Гесиод, Феокрит, то у римлян их стремится заместить
Вергилий. Гораций воспроизводит поэзию эолийцев, Катулл - алек-
сандрийцев, Теренций стал для римлян вторым Менандром, а Сенска
с гораздо меньшим успехом стремился в своих трагедиях представить
римлянам Софокла и Еврипида, решительно усовершенствовав их в
стоическом духе.
Тот же Сенека ополчается против авторитета Цицерона, его племян-
ник поэт Лукан - против Вергилия. Но классицистическая реакция
становится преобладающей тенденцией, и римские авторы постепенно
начинают входить в число бессмертных, заслуживающих безусловно-
го почитания и подражания: те же Цицерон и Вергилий воспринима-
ются как Платон и Гомер римлян, и вокруг них постепенно выстраи-
вается универсум римской культуры.
Эта тенденция сблизить две культуры - римскую и греческую -
свойственна как римлянам, так и грекам. Грек Плутарх в <Парал-
лельных жизнеописаниях> рисует греческое прошлое в сопоставлении
с прошлым римлян. В конце 1 века н.э. цивилизованные римляне прояв-
ляют становящийся модным интерес к греческим древностям, но уже
во втором веке происходит решительная метаморфоза: Антонины и
специально император Адриан на уровне империи поддерживают эту
тенденцию восстановления греческой культуры. Адриан рассматрива-
ет Рим как греческий город и, в частности, создает в Риме Атенеум -
центр благородных искусств, - однако не для воссоздания исконной
римской культуры, а для того, чтобы в Риме развивать культуру греков.
Именно в этой атмосфере и развивается Вторая софистика.
Стремление восстановить в буквальном виде традиции греческой
литературы V-IV веков до н.э. приводит к появлению таких фигур,
как Элий Аристид (ум. 189 г.), соблюдавший чистоту аттического
стиля и воспроизводивший стиль Демосфена; он также многим обязан
Платону, а из историков предпочитает Фукидида. Флавий Арриан, о
котором шла речь выше, хочет быть Ксенофонтом, который написал
<Воспоминания о Сократе>: именно по его образцу Арриан записыва-
ет <Беседы> Эпиктета. При этом речь идет именно о том, чтобы быть
вторым Ксенофонтом, а не просто его подражателем.
Стремление восстановить чистоту греческого языка и ввести его в
круг благородных забав образованного человека свойственно Лукиа-
ну из Самосаты (род. ок. 120 г.), в ряде своих блестящих безделок
воспроизводившему, в частности, особенности учений современных и
предшествовавших философов.
Еще раз подчеркну, что это стремление буквально возродить гречес-
кую культуру давно прошедших веков ее классического расцвета
происходит в Римской империи и поощряется римскими императора-
ми: в частности, для многих из них греческий становится вторым род-
ным языком. Это способствует тому, что ко второму веку мы можем
говорить об единой греко-римской культуре, в пределах которой и
готовилось постепенно глобальное возвращение к истокам первой ев-
ропейской культуры - греческой, предполагавшее вмещение всех ее
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 133 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!