Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Платон - представитель старинного аристократического афинского семейства, исконно связанного с политикой. В <Хармиде> (155а) и <Тимее> (20d-e) он сам припоминает своего предка Солона, законодателя и поэта; его дядя Критий, также участник ряда платоновских диалогов, - софист и поэт, приверженец олигархии, - стоял во главе "тридцати тиранов" в 404-403 гг. до н.э. Но Платон попадает под влияние нищего разговорщика Сократа и вопреки семейной традиции отказывается от активной политической деятельности, хотя и не теряет интереса к политике.
Когда вернувшиеся к власти демократы казнили Сократа, Платон
на некоторое время уезжает в Мегары, затем возвращается в Афины
и, вероятно, принимает участие в Коринфской войне. За пределы Гре-
ции Платон выбирается в 388 г. до н.э., возможно, - в Кирену, во
всяком случае, - в Южную Италию (в Локры, знаменитые благодаря
первым записанным законам Залевка, хранившие аристократическую
ориентацию, имевшие политическое влияние в Южной Италии и тес-
но связанные с Сицилией) и в Сицилию (в Сиракузы, где знакомится
с Дионом, приближенным правителя Сиракуз Дионисия 1). Знакомст-
во с Дионом, попавшим под обаяние личности Платона и его образа
мыслей, предопределило впоследствии еще две поездки Платона в Си-
цилию - своеобразный эрзац политической деятельности. А Дион,
занимавшийся политикой реально, был убит своими политическими
соперниками в 354 г. до н.э.
Платон начинает писать в том жанре прозаических сочинений,
который в его время был наиболее развит и распространен: во второй
половине 90-х годов до н.э. он пишет защитительную судебную речь
<Апология Сократа>. Платоном использован целый ряд штампов, при-
менявшихся в судебных речах того времени логографами (профессио-
нальными литераторами, писавшими на заказ речи для неискушенных
в красноречии граждан, которым предстояло выступать перед судом
присяжных), например Лисием: когда Сократ предупреждает о своем
неумении говорить, о том, что он произносит речь без подготовки,
когда он "зачитывает" текст своих старинных обвинителей, в числе
которых Аристофан, задает вопросы реальному обвинителю Мелету и
проч., - все эти моменты его речи абсолютно традиционны. Живость
воспроизведения стиля Сократа, его абсолютная узнаваемость и прав-
доподобие также сами по себе не были чем-то исключительным. Ис-
ключительной была литературная одаренность Платона, а также то,
что он пишет судебную речь для процесса, который состоялся семь лет
назад и завершился казнью подсудимого.
Парадоксальное воскрешение Сократа, сделанное с таким литера-
турным блеском, имело огромный успех у публики, подготовленной к
восприятию этого литературного жанра. Для Платона оно имело чрез-
вычайно важное значение потому, что фигура Сократа, уже ставшего
героем сократических диалогов в школах сократиков, оказалась чрез-
вычайно удобной для выражения собственных взглядов.
Уже в <Апологии> Платон определил основные интересующие его
темы и выявил тот движущий механизм развития идей, который про-
должал работать на протяжении всего его творчества: им стало про-
тиворечие между индивидуальной добродетелью и несовершенным
государственным устройством, которое привело к гибели, как пишет
сам Платон в <VII Письме> (324е), "старшего моего друга, дорогого
мне Сократа, которого я, не обинуясь, могу назвать справедливейшим
из живших тогда людей". Поэтому на протяжении всей своей жизни
Платон работает над двумя беспрецедентно огромными произведения-
ми, <Государством> и <Законами>, которые были призваны решить
это противоречие в принципиальном плане и в конкретном приложе-
нии к реальному человеческому бытию.
Первый очерк <Государства> - как и <Апологию> - Платон соз-
дает во второй половине 90-х годов IV в. до н.э. еще до основания
собственной школы: отклик на него мы находим у Аристофана в коме-
дии <Женщины в народном собрании>, поставленной в 392 г. до н.э.
Над <Законами> он работал до последних дней своей жизни. Но с
того момента, как Платон приобрел после возвращения из Сицилии
небольшое имение рядом со знаменитым общественным гимнасием,
носившим имя героя Академа, и стал вести постоянные беседы в кругу
учеников и единомышленников, его размышления над проблемами го-
сударства и права сопровождались активным литературным творчест-
вом: к нему Платон-схоларх был постоянно подвигаем как внешними
обстоятельствами школьной жизни и межшкольной полемики в Афи-
нах, так и внутришкольными задачами.
Платон поначалу продолжает писать речи, явно соревнуясь с наибо-
лее известными ораторами того времени: таковы речь в <Менексене>,
написанная в распространенном жанре "надгробной речи", три речи в
<Федре>, разрабатывавшие жанр показательных речей на парадок-
сальную тему - восхваление невлюбленного поклонника и божест-
венного безумия, а также семь речей в <Пире> - похвала божеству
Эроту и Сократу. Помимо этого Платон откликается в диалогах на
традиционную софистическую проблематику: воспитание благородно-
го юноши, возможность научить добродетели, возникновение справед-
ливости в обществе и в отдельном человеке (<Протагор>, <Горгий>).
Ясно, что здесь же Платон дает частную разработку более общих про-
блем, которые он постепенно решает в <Государстве>, а параллельно
ниспровергает риторику, отказывая ей в праве называться искусством.
Что же касается внутришкольных стимулов к сочинению диало-
гов, то к их числу, прежде всего, следует отнести постепенно развиваю-
щуюся в школе Платона стихию диспутов, которая провоцирует напи-
сание <Евтидема>. По <Менону> мы можем судить, что математика
постепенно занимает в Академии все большее место. Темы <Федона>
(бессмертие души), <Хармида> (одна из главных добродетелей - здра-
вомыслие), <Лисида> (дружба) показывают, какие проблемы были в
Академии предметом наиболее заинтересованного обсуждения.
Раскрытие этих тем Платон доверяет Сократу и постепенно с пол-
ным самозабвением входит в увлекательную литературную игру вос-
создания жизни ушедшего V в. до н.э., когда его учитель мог вести
подобного рода беседы. Естественным образом он вовлекает в эту иг-
ру своих учеников, которые в подражание Платону пишут диалоги и
подчиняются правилам, заданным учителем: по видимости отвлекшись
от современности, изображают в качестве действующих лиц Сократа и
его современников. Ученики по образцу и при участии Платона сочиня-
ют знаменитый диалог <Критон>, а также диалоги <Лахет>, <Алкиви-
ад>, <Гиппий меньший>, <Ион> и др. Эта литературная игра позволя-
ет сплотить школу стилистически некоим консервативным и реакци-
онно-аристократическим пафосом, а также постепенно определяет круг
проблем, которые и мы со времен Платона считаем наиболее важными
для философии.
Само слово "философия" во времена Платона употреблялось в до-
вольно широком значении: им, в частности, пользуется знаменитый
оратор и политический мыслитель Исократ для того, чтобы обоз-
начить то, чем он сам занимался в своей риторической школе, которая
одновременно была своего рода политическим клубом. Платон, от-
стаивая позиции своей школы, постепенно переходит от более общего
значения слова "философия" - стремление к учению, страсть к зна-
нию, - с каким мы встречаемся, например, в диалогах <Федр> (239Ь),
<Горгий> (484с), <Евтидем> (288d) и др., к подчеркиванию в нем
совершенно определенного аспекта.
В VII книге <Государства> (521 с) Платон рассуждает об образе
жизни, посвященном истинной философии, и замечает, что именно он
позволяет возвести душу к истинному бытию. Вслед за этим Платон
разбирает, какие науки позволяют душе ученика постепенно отвлечься
от мира зыбкого мнения и перейти к истине и бытию: ими оказывают-
ся прежде всего арифметика, геометрия, астрономия и музыка, а венчает
все науки диалектика, т. е. искусство рассуждать, благодаря чему чело-
век, "минуя ощущения, посредством одного лишь разума устремляет-
ся к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи са-
мого мышления не постигнет сущности блага" (532а). Эта простая и
прекрасная формула позволяет Платону вместить в понятие филосо-
фии все основные черты ее предшествующего развития: завещанная
пифагорейцами "любовь к мудрости", проявляющаяся, прежде всего, в
изучении математических наук; парменидовское стремление освобо-
диться от мира мнения и подняться к миру подлинного бытия, совпа-
дающего с подлинной мыслью; а осознанная и сформулированная со-
фистами необходимость "воспитывать людей" трансформируется в
стройную систему формирования совершенной добродетели, явлен-
ной в полноте Сократом.
Проблемы педагогические и политические рассматриваются в <Госу-
дарстве> до такой степени слитно потому, что само государство, по
Платону, отражает строение нашей души с ее вожделеющим, пылким
и разумным началами, которым в государстве соответствуют сосло-
вия ремесленников, воинов и философов-правителей. Воспитание от-
дельной души и построение истинного государственного устройства
совпадают по существу, поскольку, правильно установив способности
и потребности людей, распределив все население государства по со-
словиям, дав представителям каждого сословия соответствующее вос-
питание и приобщив к соответствующему образу жизни, мы и получаем
совершенное государственное устройство. Его высшими типами ока-
зываются монархия и аристократия, а низшими - олигархия (власть
немногих богатых) и демократия (власть народа, т. е. всех полноправ-
ных граждан), которая слишком легко превращается в охлократию
(власть толпы), а та в свою очередь неизбежно скатывается к тира-
нии. И если подлинный правитель - философ - строит всю свою
деятельность на основе созерцания подлинного бытия и умения согла-
совывать ее с общим божественным замыслом мироздания, то тиран
оказывается символом нарушения всех божественных и человеческих
законов и установлений.
Однако когда Платон выстраивает свое идеальное государство,
перед ним встает необходимость понять его место внутри человеческой
истории и укоренить его в космосе. Так Платон постепенно приходит
к <Тимею>, где рисует величественную картину мироздания в целом -
макрокосма, и дает описание человека - микрокосма - во всей его
психофизической определенности. А в незавершенном <Критии> пред-
полагалось утвердить человека и человеческое общество в историчес-
кой реальности.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 161 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!