Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
§ 1 Александрия
Кризис античного мышления, сопровождавшийся решительной победой скептицизма, привел к тому, что философия у себя на родине, в древней Греции, уже не находила более поклонников и должна была искать их в другом месте. В то время казалось, что все философские вопросы уже рассмотрены и ни один из них не получил удовлетворительного разрешения, что все мыслимые философские системы уже созданы и ни одна из них не выдержала критики. В начальный период развития философской мысли постановка любого нового вопроса представляла собой решительный Шаг вперед; пробуждение малейшего сомнения развивало мысль. Но когда все вопросы уже были исчерпаны и даже истощен запас старых вопросов в новой постановке, философы потеряли интерес к исследованиям, ведь они не могли более надеяться на успех.
Не находя новых вопросов или новых ответов на существующие вопросы, философы прибегли к единственному оставшемуся у них средству приобретения славы - к путешествиям. Они отправились распространять свои идеи в Египет и Рим, и, оказалось, что там их готовы слушать с удивлением и наслаждением. Их устаревшие взгляды были новыми для общества, не имевшего своей собственной философии. В то время, из-за чрезвычайной дороговизны книг, единственным способом распространения просвещения оставалась устная речь, и чужеземные философы встречали повсюду радушный прием, а идеи, которые они заносили, представлялись столь же новыми, как будто они высказывались впервые.
Философия, покинувшая древнюю Грецию, стала почетным гостем в Александрии и Риме, но при этом она осталась чужестранкой, так и не получившей прав гражданства. В Александрии философия заявила о себе блестящими успехами, и лица, занимавшиеся ею, придали ей ту оригинальность и то влияние, которых она не имела в Риме.
Римская философия была слабой копией греческой, и потому она недостойна пристального внимания. В Риме было модно говорить и писать по-гречески. Дети обучались греческими рабами. Греческие мудрецы преподавали философию и риторику всем честолюбивым юношам. Для того чтобы завершить свое образование, считалось необходимым посетить Афины. Именно там Цицерон воспринял те идеи, которые он впоследствии любил развивать в своих очаровательных беседах. Там Гораций усвоил ту легковесную и безмятежную философию, которая сквозит в его блестящем, как кристалл, стихе. Переходя из Академии в Портик и из Портика в Сад, он набирался того скептицизма, который подавлял его поэтическое вдохновение. Там же развил он в себе и мечтательный эпикуреизм, придавший его поэмам тот особый характер, который сделал его любимым писателем светских людей. В Риме философия могла лишь придать окраску поэзии, оказать влияние на развитие ораторского искусства, установить метод для юриспруденции и служить темой дли разговоров, но она не ложилась в основу убеждений серьезно мыслящих людей, не пускала корней в народную жизнь, не воспитывала великих мыслителей.
Но совершенно не так было в Александрии. Будучи центром обширной торговли и управляемая просвещенной династией Селевкидов, Александрия быстро превратилась в средоточие наук и не уступала в этом отношении Афинам. Александрийская библиотека была самой знаменитой библиотекой античности. Этой библиотеке и собиравшимся в ней людям обязано человечество теми обширными научными трудами по литературе и философии, которые принесли столько пользы. Невозможно перечислить всех ученых, прославивших Александрию, но достаточно указать Евклида - математика, Гиппарха - астронома, Эратосфена - географа и Аристарха Самофракийского -литературного критика. Кроме того, с Александрией связано творчество остроумного скептика Лукиана и замечательных поэтов: Аполлония Родосского, Каллимаха, Ликофрона, Трифиодора и, в особенности, Феокрита, автора нежных идиллий.
Вообще Александрия представляла собой, любопытное зрелище. Наряду с Мусейоном1 в ней основывается и приобретает огромное значение христианская дидаскалия.
¹ Мусейон - научное учреждение, созданное в Александрии в 3 веке до н.э. царской династией Птолемеев, где наряду с разработкой филологических проблем велись исследования в области астрономии, ботаники, математики.
Еврей Филон и последователь Пиррона Энесидем открывают в этом городе каждый свою школу. Сюда же является Аммоний Сакк. Климент Александрийский проповедует рядом с Лукианом вслед за Плотиной развивают свои идеи Арий и Афанасий. Греческий скептицизм, иудаизм, платонизм, христианство - все находит здесь своих истолкователей, в таком близком соседстве с храмом Серапис1.
1 Серапис - божество эллинистического Египта, созданное для сближения египетского и греческого населения страны на религиозной почве, в образе и имени которого были соединены популярные египетские боги Осирис и Апис. Вместе с той цивилизацией, для которой была последним оплотом.
Различные учения, появлявшиеся в Александрии, вносили в существовавшие тогда философские системы некоторые новые элементы. И славу александрийской школе доставили те мыслители (Плотин, Прокл и Порфирий), которые смогли воспринять и переработать их. Кроме того, в Александрии философия встретила такого соперника, одного противостояния с которым было достаточно для того, чтобы увековечить память о ней; этим соперником было христианство. Александрийская школа имела все, что необходимо для величия: на ее стороне были гений, власть, продолжительность существования. Поддерживая в эпоху упадка деятельность одряхлевшей цивилизации, эта философская школа выдвинула целую плеяду замечательных философов. Плотин, истинный основатель александрийской школы, как бы воскресил собой Платона, Прокл дал человечеству нового Аристотеля, а в лице Юлиана Отступника эта школа властвовала над миром. В течение целых трех столетий александрийская философия серьезно соперничала с величайшей силой, когда-либо появлявшейся на Земле - христианством. Она пала, побежденная в борьбе, но пала лишь
§2 Филон
За свою многовековую историю Александрия неоднократно была ареной разнообразных столкновений, но с точки зрения развития философии наибольший интерес представляет борьба неоплатоников с отцами христианской церкви.
Александрийская школа - это довольно неопределенное название, распространяющееся на всех мыслителей, искавших спасения от скептицизма в новой философии, основанной на совершенно особых принципах. Все эти мыслители ни в каком случае не составляли одну школу, но они породили известное движение и составили эпоху в истории философии. Заметим здесь, что "Александрийская школа" и неоплатоники - не одно и то же: первая является представительницей всего движения, а последние вписали лишь наиболее славную страницу в историю этого движения.
Первым неоплатоником был еврей Филон. Он родился в Александрии приблизительно за 25 лет до Р. X. Влияние греческих идей давно уже чувствовалось в Александрии, и Филон комментировал еврейские книги в духе истинно греческой мысли. Он обладал восточным складом ума, но получил греческое образование, и результатом этого стала странная смесь мистицизма и диалектики (апостол Павел хорошо охарактеризовал национальные особенности евреев и феков, заметив: "Евреи требуют знамения, то есть чуда, греки же ищут мудрости, то есть философии"). Многое Филон позаимствовал у Платона, но, быть может еще большим он был обязан Новой Академии. Карнеад научил его не доверять чувственному знанию и не признавать разум критерием истины.
До этого пункта Филон во всем соглашался с греками и руководствовался диалектикой. Но в его умственном складе был еще и другой элемент, помимо греческого, элемент восточный или мистический. Поэтому признавая вместе со скептиками обманчивость человеческого знания, Филон, однако, полагал, что человек должен искать истину в какой-либо высшей сфере. Чувства могут лгать, разум может быть бессильным, но в человеке остается еще особая способность - способность верить. И тогда истинная наука есть дар Бога; ее имя - Вера, ее источник - благость Бога; ее причина - благочестие.
Это соображение не принадлежит Платону, но, тем не менее, оно носит платоновский характер. Платон никогда бы не осудил Разума и не выдвинул бы на первый план Веру, однако и он полагал, что природа Бога непознаваема, хотя существование Его доказуемо. В этом отношении он вполне сходился с Филоном. Более того, хотя Платон и не считал науки даром Бога, но в одном месте он именно в этом смысле отзывался о добродетели, а его диалог "Менон" полностью посвящен доказательству того, что добродетели нельзя научиться, ибо она не от разума человека, а есть дар Бога. Ознакомление с подобными идеями Платона не могло не вызвать у Филона намерение развивать их, однако в результате такого развития философия у него превратилась в теологию.
Бог невыразим и непостижим; в существовании его можно убедиться, но познать природу его немыслимо. Однако знать, что Бог существует, значит знать, что он Един, совершенен, однороден, неизменен и лишен всяких атрибутов. Знание всего этого предполагается уже в знании того, что он существует; он не может быть иным, если он существует. Но знать, что он совершенен, не значит знать, в чем состоит его совершенство. Человек не в состоянии разгадать тайну божественной сущности, он может только верить.
Но если человек не в состоянии познать Бога в его сущности, то он все же может составить себе некоторое понятие о его Божественности и познать ее с этой стороны в Слове. *3амечательно, что Слово (в том смысл, в каком оно употребляется в священном писании) встречается во всех мистических системах. Так как Бог непостижим и недоступен нашему пониманию, то между ним и человеком должен быть некоторый посредник, который и называется мистиками Словом. Согласно Филону, "Слово" есть мысль Бога. Эта мысль двоякого рода: 1) мысль, обнимающая все идеи (в платоновском смысле), то есть мысль, как мысль; и 2) мысль осуществленная, то есть мысль, воплотившаяся в мире. Эти три вида божества являются предвестием троицы Плотина. Первый вид - Бог-отец; второй - Бог-сын, то есть "Слово"; третий - сын "Слова", то есть мир.
Этот краткий очерк теологии Филона достаточен Для пояснения двух крупных фактов, понимание которых весьма важно. Вот эти факты: первый - союз платонизма с восточным мистицизмом; второй - совершенно новое направление, приданное философии при соединении ее с религией. Это новое направление и составляет характерную особенность интеллектуального движения, порожденного александрийской школой. Разум был признан совершенно бессильным в Деле решения великих вопросов, занимавших тогда философию. Различные школы руководствовались в своих философских построениях различными методами, но результат был один: каждая попытка завершалась скептицизмом. Но, по утверждению мистиков, "у Человека все-таки есть понятие о Боге и его благости, мы все глубоко верим в его существование, в совершенство его природы и, следовательно, в благодетельность его намерений. Однако такие понятия наши не врожденны нам; если бы они были врожденны, то они были бы присущи всем людям и всем народам. Если же эти понятия не врожденны, то, спрашивается, как они вырабатываются? Не путем разума и не путем опыта; они даются верой".
Можно различно смотреть на философию, но нельзя не признавать, что она есть порождение разума, есть попытка объяснить с помощью разума тайны, среди которых "мы движемся, живем и имеем бытие". Можно с полным правом заявить, что разум неспособен решить предложенную ему проблему, но совершенно незаконно пытаться сделать это с помощью веры. В философии разум должен или властвовать один, или же отречься от всякой власти. Никакой компромисс здесь не возможен.
Одно из двух: или разум может решить предложенную ему проблему, или не может; в первом случае его попытка вполне философская, во втором - она бесплодна. Стремление примешивать веру к разуму в вопросах, обращенных исключительно к разуму, ни к чему не может привести. Это вовсе не означает того, что все слепо принимаемое верой не может быть сознательно оправдано разумом, нет, но призыв веры на помощь разуму лишает исследование всякого философского характера. Разум может оправдать веру, но вера не должна влиять на выводы философии. Достаточно только отвернуться от разума, как философия прекращается; с этого момента всякое объяснение получает теологический характер и должно быть проверяемо на основании критерия, совершенно отличного от того, который прилагается к философскому объяснению.
Первоначально всякое положение имело теологический характер, но мало-помалу разум робко стал предлагать так называемые "естественные объяснения", а затем, когда он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы действовать самостоятельно, наступило время философии. В ранних умозрениях ионийцев уже можно рассмотреть усилия разума разгадать тайну жизни. Однако, по мере развития философии, делалось все более очевидным, что философы не только не приближаются к решению проблем, занимавших первых мыслителей, но только лишь начинают осознавать всю сложность и трудность их решения. Трудность эта прояснялась все более и более и, наконец, возникло убеждение, что она и вовсе непреодолима. Разум был признан некомпетентным в деле решения этих проблем, и вот тогда мыслителями вновь была призвана на помощь вера, которая так долго оставалась в стороне. Итак, философия, сознав свое бессилие, уступила место теологии.
ГЛАВА 2: АНТАГОНИЗМ МЕЖДУ ХРИСТИАНСТВОМ И НЕОПЛАТОНИЗМОМ
§ 1 Плотин
В то время как христианство, несмотря ни на какие препятствия, делало быстрые и прочные успехи, и апостолы переходили из города в город, то встречаемые с почетом, как евангелисты, то ссыпаемые бранью и побиваемые каменьями, как враги, неоплатоники, перерабатывая выдвинутые Филоном идеи, не только создали свою теологию, но и попытались создать на ее почве свою церковь. Философы эти были настолько безрассудны, что вообразили, будто старая религия сможет достойно противостоять набирающему силу христианству.
Однако христианству победы доставались без особых усилий. Достаточно только взглянуть на него с чисто нравственной точки зрения, как сразу же становится очевидным его неизмеримое превосходство. Последователи же александрийской школы довели до крайней степени развития ту фальшивую идеологию, которая уже принесла свои плоды в виде учений циников и стоиков, - идеологию, основанную на презрительном отношении ко всему человеческому. Плотин, например, стыдился того, что у него есть тело; дальше, кажется, уже не могло простираться презрение к человеческой личности. Но на какие цели указывали эти философы со своей стороны? На экстаз, на слияние личности с Божеством, на Божество недоступное познанию и любви, Божество, созерцание которого возможно только после полного отречения человека от своей личности.
Неоплатоники потерпели неудачу, и совершенно заслуженно. Однако, среди них было много талантливых, которые оставили заметный след в истории философии. В самом развитии неоплатонизма можно выделить три периода.
Первый, наименее блестящий, но самый плодотворный период, связан с именами Аммония Сакка и Плотина. Удивительно, но простой александрийский носильщик Аммоний Сакк становится главой новой философской школы и привлекает к себе внимание умнейших людей того времени: в числе его учеников Плотин, Ориген и Лодаин. К сожалению, сведения о данном периоде, в ходе которого неоплатонизм формировался как метафизическая система, весьма скудны. Завершением этого периода можно считать утверждение неоплатонизма в Риме, выразившееся в основании там Плотиной собственной школы и в чтении им лекций с огромным успехом.
В это время александрийская школа вступила во второй период своего развития. Порфирий и Ямвлих придали ей характер церковного института, и она смогла оспаривать у христианства господство над миром. Ей даже удалось на короткое время перехватить историческую инициативу: император Юлиан Отступник, несмотря на данное ему строгое христианское воспитание, под влиянием своих учителей-неоплатоников воздвиг гонения на христиан и обратился к языческим культам. Но заметим здесь одно обстоятельство. Со смертью Константина христианство нисколько не утратило своего влияния, которое определялось искренней убежденностью и горячей верой, а не поддержкой со стороны властителей. Это было влияние духовное, вечно деятельное и плодотворное. Между тем, со смертью Юлиана, неоплатонизм лишился своего значения, как политического, так и религиозного. С этого момента наступил третий период неоплатонизма, и гений Прокла озарил его последним лучом славы. Но усилия Прокла воскресить научный дух платонизма
были столь же тщетны, сколь безуспешны были де попытки Плотина оживить религиозный дух язычества. В стремлении к достижению своей цели Прокл напрягал все свои силы, но безуспешно. При Юстиниане александрийской школы уже не существовало.
Такова внешняя история этой философской школы; обратимся теперь к выработанным ею доктринам. Можно заранее предположить, что в произведениях мыслителей-эклектиков, каковыми и были последователи александрийской школы, будут встречаться, по большей части, повторения того, что уже было сказано прежними философами. Но необходимо, конечно, оставить в стороне все взгляды, заимствованные этой школы, и ограничиться только ее оригинальными идеями. Оригинальность же ее последователей выразилась в том, что с помощью диалектики Платона они дошли до мистицизма и пантеизма. Именно они связали учение, порожденное Востоком, с греческой диалектикой и принялись искать в разуме оправдание веры.
Поэтому обратим внимание на главные пункты учения александрийской школы: ее диалектику, ее теорию троицы и ее принцип эманации. В диалектике представители александрийской философии оказались сторонниками Платона, в своей теории троицы - мистиками, а в учении об эманации - пантеистами.
§2 Александрийская диалектика
Предполагая, что сущность диалектики Платона уже была достаточно выяснена прежде, не будем вдаваться здесь относительно ее в излишние повторения. Заметим лишь, что диалектика лежала в основании александрийской философии, однако не служила опорой убеждениям, как у Платона. Вообще, рассматривая философию как продукт человеческого разума, александрийская школа считала ее всего лишь достаточной, но не необходимой, ибо предполагались еще другие проблемы, не входившие в сферу философии и требующие совершенно иного метода их решения.
Плотин соглашался с Платоном в том, что может быть только наука об общностях. Все индивидуальное есть лишь случайное проявление, быстро исчезающее и не имеющее действительного бытия; поэтому индивидуальное не может быть объектом философии. Но, спрашивается, не подчинены ли сами общности, сами идеи, которые только одним и присуще действительное бытие, еще чему-либо высшему? Феномены подчинены ноуменам, но и ноумены подчинены одному ноумену; другими словами, чувственный мир есть только проявление идейного мира, а идейный мир, в свою очередь, есть лишь один из видов бытия Бога.
Здесь возникает вопрос, как человек получает какое бы то ни было знание о Боге? Чувственный мир человек воспринимает через посредство чувств; намеки на мир идейный дают ему воспоминания, пробуждаемые восприятиями чувственного мира, но каким образом человек достигает последней ступени, как он познает Божество? "Я" - существо конечное, и потому каким образом "я" могу постигнуть Бесконечное? Пытаясь ответить на этот вопрос, Плотин предположил, что в то время, как "я" постигает Бесконечное, оно само делается существом бесконечным, то есть "я" перестает быть самим собой, тем конечным существом, которое сознает свое отдельное бытие. Бесконечное воспринимается не путем разума, так как он конечен и распространяется только на конечные объекты, но благодаря какой-то высшей способности, совершенно безличной, отождествляющей себя со своим объектом. Тождество субъекта и объекта, мысли и мыслимого предмета, есть, по мнению Плотина, единственно возможное основание знания. Этот принцип, составляющий основу новейшей немецкой философии, совершенно отличен от всех обычных философских взглядов, и для объяснения его необходимо сделать некоторое отступление. Принцип этот играет такую важную роль в системе неоплатоников, что без него она теряет всякое значение.
. Знание и бытие (наше) тождественны; для того, чтобы знать больше того, что мы знаем, мы должны быть больше того, что мы есть. Однако, отсюда вовсе не следует то нелепое заключение, что познавать лошадь значит быть лошадью. Все, что мы знаем об этой лошади, ограничивается знанием происшедших в нас перемен, произведенных какой-то внешней причиной, и, отождествляя происшедшую в нас внутреннюю перемену с этой внешней причиной, мы называем ее лошадью. Здесь знание и бытие (наше существо) тождественны. На самом деле, мы ничего не знаем об этой внешней причине (лошади), мы знаем (сознаем) только о состоянии собственного нашего бытия и потому сказать, "что во время познания лошади мы делаемся лошадью" значит только выразить в необычной форме ту мысль, что наше познание есть лишь состояние нашего бытия, и ничего более.
При обсуждении учения философов Новой Академии уже затрагивался вопрос о восприятии и предпринималась попытка доказать, что знание человека есть только определенное состояние его сознания, порожденное некоторой известной причиной. Эта причина должна оставаться для человека неизвестной, потому что знание есть действие, а не причина. Поясним это следующим примером. Перед вами яблоко, вы видите его, осязаете, пробуете, обоняете и говорите, что знаете, что это такое. Но что такое это знание-
Просто осознание различных действии, производимых на вас яблоком. Предположим, что вы слепы и не можете видеть яблоко, тогда у последнего будет одним качеством меньше, то есть меньше одной стороной, которой оно может на вас действовать. Предположите, что у вас нет обоняния и вкуса, тогда в вашем знании об яблоке явятся еще два пробела. Таким образом, по мере того, как вы Лишаетесь органов чувств, яблоко теряет свои качества, другими словами, теряются способы воздействия на вас, и, в конце концов, ваше знание об яблоке сведется к полному отсутствию знания. Подобным же образом от прибавления новых чувств, увеличится сумма свойств яблока; ваше знание возрастет вместе с тем, как расширится ваше бытие. Таким образом, знание и бытие тождественны; знание есть состояние бытия в момент познания.
"Если знание",- говорил Плотин, -"есть то же, что и познаваемый предмет, то, конечное, как таковое, будучи не в состоянии стать бесконечным, никогда не может познать бесконечное. Поэтому попытка познать бесконечное разумом будет бесполезна; оно может быть постигнуто только тогда, когда мы будем знать о нем непосредственно. Способность, благодаря которой человек отрешается от своей личности, есть экстаз. В момент этого экстаза душа освобождается от своих материальных оков, отделяется от своего индивидуального сознания и растворяется в бесконечном разуме, от которого она произошла. В этом экстазе душа созерцает истинное бытие; она отождествляет себя с тем, что она созерцает".
Воодушевление, на котором основан этот экстаз, не является постоянной способностью человека, подобной разуму или восприятию; оно является только временами, по крайней мере в течение того периода, в который длится личностное существование человека 8 этом мире. Это проблеск света, приводящий человека в восхищение, во время которого воспоминание обращается в интуицию, так как в этот момент плененный человеческий дух возвращается к породившему его Богу. Узы, приковывающие дух к человеческому телу, бренны. Бог, отец рода человеческого, из сострадания к нему, создал непрочными и тонкими эти узы, приносящие мучение людям, и в своей благости иногда посылает им моменты покоя.
В этом учении заслуживает внимания его восточный и мистический характер, но в то же время хорошо заметен и платоновский элемент. Платон в своем диалоге "Ион" говорил о цепи вдохновения, спускающейся от Апполона к поэтам, и через них далее к рапсодам. Последними звеньями этой цепи являются души людей любящих и философов, которые будучи не в состоянии передать этот божественный дар дальше, тем не менее испытывают на себе его влияние. Последователи александрийской школы также допускали божественное вдохновение, не то вдохновение, которое лишь согревает и возвышает душу, но вдохновение, открывающее истину, недоступную разуму. Пользуется ли человек руководством различных наук и терпеливо восходит по ступеням диалектики для того, чтобы достигнув, наконец, вершины сорвать покров, скрывающий божество, или же, вместо такого медленного восхождения, он возносится на эту вершину внезапным порывом, силой добродетели или силой любви, в обоих случаях откровение это одно и то же. В этом отношении поэт, пророк и философ отличаются друг от друга лишь тем, что у каждого из них своя особая точка отправления. Поэтому, диалектика, представляющая собой важный философский метод, не есть, однако, единственный путь, приводящий к экстазу. Все, что очищает душу и придает ей ее первоначальную простоту, способно вести к экстазу. При этом в душах людей отмечаются коренные различия. Одни восхищаются красотой и находятся во власти муз; другие тяготеют к единству и соразмерности (это -философы); третьи, стремящиеся более всего к нравственному совершенству, есть те благочестивые, пламенные души, которые живут только одной религией.
Таким образом, переход от простого ощущения или воспоминания к экстазу может совершаться тремя путями: путем музыки, путем диалектики и путем любви или молитвы. Результат во всех этих случаях один и тот же: победа всеобщего над индивидуальным. Таков был ответ александрийской школы на старый, как мир, вопрос, как человек познает Бога. Человеческому разуму недоступно такое познание, потому что он конечен, а конечное не может вместить в себе бесконечное. Но так как человек все же имеет понятие о Божестве, то, разумеется, он должен был приобрести это понятие каким-либо образом. Спрашивается, каким? Отцы христианской церкви, отвечая на этот вопрос, имели возможность просто сослаться на откровение, но последователи александрийской школы на этот же вопрос могли дать лишь крайне неудовлетворительный ответ, объявив, что средством общения с Божеством является экстаз, во время которого душа отрешается от своей личности и поглощается бесконечным разумом.
Философия эта служит поучительным примером того, в какой безвыходный круг заводят все подобные рассуждения философов. "Бедное конечное существо беспокойно суетится в пропасти бесконечного бытия". Это конечное существо силится обнять то, что охватывает его со всех сторон, и в этих невозможных усилиях изощряет свое остроумие в надежде на успех. Александрийская школа, понимая, что конечное, как таковое, не может постигнуть бесконечное, была последовательна, выдвинув гипотезу о том, что конечное становится на некоторый момент, бесконечным; но
основа этой гипотезы довольно нелепа. Ведь известна аксиома: конечное не может понять бесконечное. Д между тем, решалась следующая задача: как может конечное постигнуть бесконечное, и решение ее было найдено в том, что конечное должно стать бесконечным.
Как ни неуклюже подобное решение, но оно выведено сильным умом как заключение из посылок, считавшихся неоспоримыми. И это не более, чем одна из тех нелепостей, к которым неизбежно приводит попытка решения неразрешимых задач.
§3 Александрийское учение
Сущность александрийского учения можно выразить такой формулой: Бог един, но в то же время он существует в трех лицах. Эти три отдельные ипостаси, соединяющиеся в одном существе таковы: первая - Единство (не Единое существо, вообще не Существо, а просто Единство); вторая - Разум, который тождествен с бытием; третья - всемирная душа, причина всякой деятельности и жизни.
Такова формула этого учения. Посмотрим, как могла диалектика привести к нему александрийскую школу. Наблюдая за окружающим миром и замечая постоянно происходящие в нем изменения, человек не может не задаваться вопросом, что прежде всего является причиной всех этих изменений? Первый ответ, который приходит на ум, что это жизнь. Та жизнь, которой, видимо, также как и человек, живет весь остальной мир. Вникая глубже в дело, приходится предположить, что эта жизнь порождена какой-то высшей причиной, которая и должна быть той отыскиваемой всеобщностью. Логика, в свою очередь, подсказывает, что эта причина есть деятельность, движение. Однако одним только принципом движения невозможно объяснить всего. Внимательное рассмотрение бесчисленных явлений природы заставляет признать, что все происходящее носит разумный характер. Не случай управляет этим миром, но присутствующий повсюду разум. Таким образом, искомая причина найдена; это - разумная деятельность. Но спрашивается, что же она такое, как не та таинственная, заключающаяся в каждом человеке сила, которая руководит и побуждает его ко всему? Что такое эта разумная деятельность, как не душа? Душа же, побуждающая человека к деятельности и управляющая им, есть лишь образ той души, которая является возбуждающей и правящей силой мира. Бог, поэтому, есть предвечная душа. Это, по понятию александрийской школы, есть первая ипостась Божества. Однако это понятие вряд ли можно признать удовлетворительным. Диалектическому искусству, основанному на учениях Платона и Аристотеля, заключающемуся в проведении группировки и подразделения для нахождения полного единства и занятому распутыванием сложной ткани идей для того, чтобы выделить из многого чистое и беспримесное Единое, трудно смириться с таким сложным принципом, как разумная деятельность. В понятие этой разумной деятельности включаются, по меньшей мере, Две идеи, совершенно отличные одна от другой: идея разума и идея движения. Для этих идей может быть найдена какая-либо одна идея, общая им и возвышающаяся над каждой из них, но тогда ни та, ни другая Уже не будет считаться последним результатом анализа. Если подвергнуть анализу идею разума, то окажется, что он сам есть деятельность некоторого разумного начала, ума.
Поэтому, Бог есть Ум, абсолютный, вечный и неизменный; и это - вторая ипостась Божества. Этот божественный ум выше божественной души, которая выступает как причина всякой деятельности и управляет чувственным миром. Человек может составить себе лишь слабое понятие о величии этого божественного ума, созерцая все великолепие чувственного мира с его богами, людьми и растениями; великолепие, которое есть лишь несовершенное подобие несравненного блеска вечной истины. Божественный ум обнимает все постигаемые разумом Идеи, в которых нет несовершенств и которые недвижимы. В мире этих идей - золотой век, Богом которого является Сатурн, ибо Сатурн, столь воспетый поэтами, и есть божественный Разум. Это тот совершенный мир, где, по словам Овидия, "на полях и лугах красовались никем непосаженые цветы, и, благодаря западным ветрам, была вечная весна; каждый год из земли вырастали хлебные колосья, но почва не обрабатывалась и не обновлялась. Реки долины текли млеком и нектаром, а из дуба сочился мед".
Этот золотой век и есть Идейный Мир, вечная Мысль вечного Разума.
Поясним еще немного смысл, вкладывавшийся философами александрийской школы в идею божественного ума. Это ум, отвлеченный от всего мыслящего; он не размышляет, потому что размышлять значит приобретать знания о чем-либо. Человек, размышляющий или рассуждающий, путем напряженного обдумывания выводит из своих посылок заключение, но Бог усматривает заключение одновременно с посылками. Его знание совершенно не похоже на знание людей. Бог сразу обнимает мыслью то, к чему люди приходят лишь путем рассуждения.
В то же время этот Божественный ум есть вечное бытие, так как в нем соединены все Идеи. Это - "мысль как мышление мысли" Аристотеля, или, говоря словами Платона, видение видения, тождество акта зрения и видимого объекта. Понятие это станет более понятно, если припомнить то, что уже было ранее сказано о тождестве знания и бытия.
Можно было бы предположить эту степень отвлечения вполне удовлетворительной. Казалось бы, что анализ, зашедший так далеко, приблизившийся к чистой мысли и к чистому бытию (мысли, отвлеченной от всего мыслящего, и бытии, отвлеченного от всяких форм) достиг крайнего предела человеческого остроумия, последней ступени возможной абстракции. Но нет; была усмотрена возможность дальнейшего отвлечения, получения еще более простого принципа, который получил наименование Единства. Бог, как бытие и мысль, есть Бог, представление о котором выработано человеческим разумом, и подняться до высшего понятия о Боге человек не может. Однако уже то, что человеческий разум сознает в этом отношении свое бессилие и уверен, что Бог есть нечто невыразимое и непостижимое, приводит его к убеждению, что, в конце концов, Бог не есть Бытие и Мысль. Что же такое мысль? Каков ее тип? Очевидно, ее типом служит человеческий разум. Но о чем свидетельствует исследование человеческого разума? Оно позволяет сделать вывод, что мыслить значит сознавать какой-либо объект, от которого мыслящий отличает себя. Мыслить значит сознавать себя, отделять свою личность от всех Других объектов, определять отношение своего "я" к 'не я". Но вне Бога ничего нет, следовательно, в этом случае не может быть и речи об установлении различий, о самоопределении и взаимных отношениях. Таким образом, Бог, в своей высшей форме, не может Думать, он не может быть мыслью, но должен быть выше ее. Отсюда проистекает необходимость третьей Ипостаси Бога, которая является третьей лишь в порядке обнаружения ее логическим анализом, но долж-на быть первой в порядке бытия; эта ипостась - единство.
Единство не есть ни бытие, ни разум, но выше того и другого, выше всякого действия, выше всякого самоопределения и всякого познания. Как сложное содержится в простом, а многое в едином, точно так же простое содержится в Единстве. Пока человек не признает этого абсолютного Единства, ему не овладеть сущностью предмета, ибо как возможно составить себе понятие о ней вне этого принципа Единства? Что такое индивид, животное, растение, как не Единство, главенствующее над множеством? Что такое само множество - армия, собрание, стадо - если оно не приведено к Единству? Единство вездесуще, это - связь, соединяющая части самых сложных предметов. Единство безусловно, неизменно, бесконечно и в самом себе находит удовлетворение, это не единица в арифметическом смысле и не делимая точка. Единство есть абсолютное, всемирное Единое в его совершеннейшей простоте. Это - высшая ступень совершенства, идеальная Красота, высшее Добро.
Поэтому, Божество в его абсолютном состоянии, в его первой и высшей форме, не бытие и не мысль. Недвижимое и неизменное, Божество есть простое Единство или, как сказал бы Гегель, абсолютное ничто, имманентное отрицание. Возможно, изложение всех этих диалектических ухищерений выглядит излишним, но необходимо иметь в виду, что зачастую даже заблуждения гения более поучительны, чем истины обыкновенных людей. Нелепости и диалектические извороты александрийской школы принадлежат именно к числу поучительных. Если мощная логика выдающихся умов приводит к выводам нелепым и бесплодным, то это, конечно, должно внушить только благотворное недоверие к способности логики разрешать касающиеся ее проблемы. Отсюда же можно извлечь урок, имеющий значение и для нашего времени. Нынешнее увлечение немецкой литературой и философией, конечно, обратит внимание многих молодых людей на те философские идеи, которыми так плодовита Германия. Поэтому-то такой мыслитель, как Плотин, который занимался теми же вопросами и давал на них те же ответы, что и современная немецкая философия, должен вызывать особенный интерес. Вообще, немецким метафизикам Плотин гораздо ближе, чем Платон и Аристотель, и не трудно понять, почему это так. Плотин, вступивший на философское поприще уже после того, как великие мыслители перебрали почти все метафизические вопросы и перепробовали всевозможные ответы на них, должен был или обратиться к скептицизму, или не останавливаться ни перед какими, даже самыми крайними, выводами диалектики. Философии предстояло или отречься от самой себя, или же обратиться к тирании. Философия выбрала последнее. Поэтому Плотин не останавливался ни перед какими нелепостями; там, где разум оказывался бессильным, он призывал на помощь веру. Что же касается нынешних немецких мыслителей, то и они, вследствие убедительных успехов естественных наук, нашли философию почти в таком же затруднительном положении, и философии также должна была или признать себя несостоятельной, или провозгласить свою непогрешимость и объявить безусловно истинным все, доказанное логикой.
Эта вера в логику замечательна; она может быть сопоставлена только с верой александрийской школы в экстаз. Немецким философам даже и в голову не приходит, что человеческая логика может оказаться несостоятельной в деле установления истины; им совершенно чужд скептицизм древних греков относительно критерия достоверности. Спокойным, не допускающим возражений тоном объясняют они, что Божество есть то-то и то-то, и поучают, как ничто обратилось в существующий мир и как вообще нужно понимать многое такое, что совершенно непостижимо. Если прервать их и поинтересоваться, как они узнали все это и на чем основывается их уверенность в своей правоте, они улыбнутся в ответ и, добродушно сославшись на разум, продолжат свое изложение.
Плотин был умнее, хотя и не настолько последователен. Он утверждал, что, несмотря на то, что диалектика отчасти убеждает человека в существовании Бога, о его природе все же можно говорить только отрицательно. По словам Плотина, "мы вынуждены допустить существование Бога, хотя собственно неправильно говорить об этом существовании. Сказать, что он выше бытия и мысли, еще не значит определить его сущность, так как мы этим только отличаем его от того, что он не есть. Но что он есть, этого мы не можем знать, и было бы смешно пытаться постигнуть его". За исключением этого пункта, философские взгляды александрийской школы представляют замечательное сходство с новейшей немецкой философией, сходство, которое должно быть признано каждым, кто только способен открывать тождество идей, несмотря на различную форму их выражения.
Итак, учение александрийской школы предполагало совершенный принцип, Единое, от которого все берет начало, но которое само никем и ничем не порождено. Начало, происшедшее из этого совершенного принципа, есть наиболее совершенное из всего, что только порождается; поэтому это начало - Разум. Подобно тому, как Разум есть Слово Единого и проявление его силы, точно так же душа есть слово и проявление разума. Следовательно, Божество представляется в трех ипостасях, из которых первая есть Совершенный Принцип, Абсолютное Единство, вторая - Первый Разум, и третья - Душа мира.
Это сильно напоминает тройственную природу Бога в системе Спинозы, который утверждал, что Бог есть бесконечное бытие, имеющее два бесконечных атрибута - протяжение и мысль. Бытие это, обладающее протяжением и мыслью только как атрибутами, отличается лишь по форме выражения от принципа абсолютного или Единого, предложенного Плотиной, но в сущности совершенно сходно с ним. Бесконечное бытие Спинозы есть такая же наивысшая ступень абстракции, до которой только может подняться логика. Логические деления и подразделения, как бы далеко они ни простирались, должны быть оставлены здесь, перед этим безусловным, неограниченным "Нечем", - перед тем, что Прокл называл не-бытием, но что нельзя называть "ничто".
Невозможно изложить это учение так, чтобы не были заметны свойственные ему грубые противоречия. Оно есть плод сильной логики, опирающейся на ложные посылки. Философы, предшествовавшие александрийской школе, стремясь открыть великую тайну бытия, первопричину всего сущего, последовательно исключали, одно за другим, все, что не представлялось им самосущим, самоудовлетворяющимся, что не могло быть принято за необходимое первоначало всего. С помощью этого подхода и были установлены такие основные начала, как Вода, Воздух, Душа, Число, Сила. Но в эпоху александрийской школы, уже требовалось нечто более тонкое. Философы-неоплатоники продолжали ставить те же вопросы, но при этом они помнили о неудачах своих предшественников. Мысль, как основное начало, не удовлетворяла их, равно как и отвлеченное бытие. Они говорили, что есть нечто выше мысли, нечто выше бытия, это то, что мыслит, то, что существует. Это нечто, неопределимое и невыразимое, и есть основное начало. Оно есть нечто самоудовлетворяющееся, самосущее; и нет ничего, что можно было
бы вообразить себе выше. Согласно древнему индийскому сказанию; мир поддерживается слоном, стоящим на спине черепахи, которая не имеет под собой никакой опоры. В этом сказании можно усмотреть грубую попытку решения той же проблемы. При ее решении ум вынужден на чем-нибудь остановиться, но на чем бы он ни остановился, ему затем приходится - признать, прямо или косвенно, что конечным результатом его поисков должно быть ничто, ибо как только он припишет какое-либо свойство тому, на чем он остановился, он тотчас же будет вынужден допустить вслед за этим дальнейшее нечто. То есть, если предположить, что черепаха стоит на спине какого-либо другого животного, то неизбежно возникает вопрос, а на чем стоит это другое животное? Логика, решающая этот вопрос, обязана в конце концов признать ничто, Абсолютное Отрицание. Мысль эту можно выразить по-разному, но от этого ее сущность не изменится, и в этом случае Плотин и Гегель могут подать друг другу руки.
Если окинуть взглядом историю античной философии, от "воды" Фалеса и до "Абсолютного Отрицания" Плотина, то невозможно отделаться от мысли о бесплодности метафизики. Столько лет упорной работы, столько блестящих умов, посвятивших себя ей, и все-таки по прошествии целого ряда веков остаются те же вопросы, и только в нелепостях ответов становится больше изощеренности. Но можно ли, однако, считать весь этот труд совершенно напрасным? Даром ли потрачены эти многолетние усилия? Все ли эти блестящие умы трудились зазря? Нет, серьезные попытки редко остаются безрезультатными. Эти вековые усилия мысли не были тщетны; они воспитывали человечество, они, по крайней мере, убедили его в том, что бесконечное не может быть постигнуто конечным, и что человеку, как существу конечному, доступно только знание явлений. Вообще, эти усилия, столь безуспешные по непосредственным их результатам, были для человечества важным уроком. Философия древней Греции столь же значима, как и великие произведения ее искусства и литературы, ведь она послужила образцом для последующих философов и была использована ими. История новейшей метафизической философии проникнута теми же стремлениями, которыми воодушевлены были древние греки, те же вопросы поднимает она и те же ответы предлагает на них.
§4 Учение об Эманации
Метафизики обычно задаются тремя вопросами.
1) Может ли человеческое знание быть абсолютно истинным?
2) Какова природа Бога?
3) Как возник мир?
Какие же ответы давали на эти вопросы философы александрийской школы? Как известно они полагали, что:
1) Человеческое знание необходимо лишено достоверности, но возможность приобретения абсолютно истинного знания существует в состоянии экстаза, во время которого душа отождествляется с бесконечным;
2) Природа Бога выражается в тройственном Единстве, в трех ипостасях Единого Существа;
3) Мир образовался путем Эманации.
Третий, из приведенных ответов, уже содержится во втором. Бог, как Единство, не есть бытие, но он становится бытием в силу Эманации от его Единства (Разум), а также в силу другой Эманации от его Разума (Душа), и образовавшаяся таким путем Душа, в ее проявлениях и есть Мир.
Обыкновенно дуализм, как убеждение, свойственен тем, кто допускает какое-либо различие между миром и его создателем. Юпитер, организующий Хаос; бог Анаксагора, тратящий свою силу на создание; демиург Платона, побеждающий материю и управляющий ею и движением; недвижимая мысль Аристотеля, все это - дуалистические верования.
Дуализм становится неизбежным при противопоставлении Бога и мира. Ведь если Бог отличен от мира, то он должен отличаться от него своей сущностью. Но в таком случае, на вопрос - как возник мир - нет ответа, ибо при условии противопоставления Бога и мира они должны существовать одновременно.
Все затруднение здесь заключается в следующем: Бог или сотворил мир, или нет. Если он сотворил его, то спрашивается из чего? Логика говорит, что он не мог создать его из ничего, ибо из ничего может получиться только ничто; поэтому Бог должен был создать мир из своей субстанции. Но тогда мир тождествен Богу и должен был уже ранее содержаться в нем, иначе Бог не смог бы создать его из себя. Подобное отождествление Бога с миром есть пантеизм. В таком случае вопрос о создании мира уже не решается, поскольку изменяется сама его постановка. Если же Бог создал мир не из своей субстанции, то он мог создать его лишь из какой-либо уже существовавшей субстанции, и тогда вопрос опять остается без ответа.
Христиане и последователи александрийской школы разрешили этот вопрос одинаковым по сути и только на первый взгляд различным образом. По мнению христиан, Бог создал мир из ничего, силой своей всемогущей воли, ибо для всемогущества все возможно, и одно дело столь же легко, как и всякое другое. Последователи же александрийской школы полагали, что мир отличен от Бога больше по действию, чем по сущности, так как мир есть проявление его воли или его разума.
Таким образом, по учению этой школы, мир есть Бог, но Бог не есть мир. Следовательно, отказываясь признать необходимость двух основных начал, александрийская школа усматривала различие между создателем и созданием. Бог, согласно этому учению, не смешивается с материей, и»э результате исчезает потребность непростого объяснения присутствия двух вечно существующих и вечно различных основных начал.
Плотин, используя свой диалектический метод, пришел к необходимости признать Единство основой бытия; тем же путем он пришел к заключению, что Единство не может быть единичным, ибо тогда не могло бы существовать Многое. Если Многое предполагает Единое, то и Единое предполагает Многое. Всякое начало порождает последующее начало присущей ему неизъяснимой силой, которая не уменьшается в результате такого порождения. Эта неизъяснимая и неисчерпаемая сила действует непрерывно, из поколения в поколение, пока она не достигнет пределов возможного.
Закон этот управляет миром и его влияния не может избежать и само Божество. В силу этого закона все существа, образующие, согласно диалектике, одну иерархию, начинающуюся Богом и заканчивающуюся чувствующей материей, составляют одну нерасторжимую цепь, так как каждое существо в этой цепи есть необходимый продукт предшествующего существа и производитель последующего.
На вопрос, что заставляет Единство обращаться во Множество и отчего Бог проявляется в мире, Плотин отвечал так: "Принцип Единого, как он понимался элейцами, уже давно признан недостаточным, так как Божество, не имеющее разума, не может быть совершен-
Обыкновенно дуализм, как убеждение, свойственен тем, кто допускает какое-либо различие между миром и его создателем. Юпитер, организующий Хаос; бог Анаксагора, тратящий свою силу на создание; демиург Платона, побеждающий материю и управляющий ею и движением; недвижимая мысль Аристотеля, все это - дуалистические верования.
Дуализм становится неизбежным при противопоставлении Бога и мира. Ведь если Бог отличен от мира, то он должен отличаться от него своей сущностью. Но в таком случае, на вопрос - как возник мир - нет ответа, ибо при условии противопоставления Бога и мира они должны существовать одновременно.
Все затруднение здесь заключается в следующем: Бог или сотворил мир, или нет. Если он сотворил его, то спрашивается из чего? Логика говорит, что он не мог создать его из ничего, ибо из ничего может получиться только ничто; поэтому Бог должен был создать мир из своей субстанции. Но тогда мир тождествен Богу и должен был уже ранее содержаться в нем, иначе Бог не смог бы создать его из себя. Подобное отождествление Бога с миром есть пантеизм. В таком случае вопрос о создании мира уже не решается, поскольку изменяется сама его постановка. Если же Бог создал мир не из своей субстанции, то он мог создать его лишь из какой-либо уже существовавшей субстанции, и тогда вопрос опять остается без ответа.
Христиане и последователи александрийской школы разрешили этот вопрос одинаковым по сути и только на первый взгляд различным образом. По мнению христиан, Бог создал мир из ничего, силой своей всемогущей воли, ибо для всемогущества все возможно, и одно дело столь же легко, как и всякое другое. Последователи же александрийской школы полагали, что мир отличен от Бога больше по действию, чем по сущности, так как мир есть проявление его воли или его разума.
Таким образом, по учению этой школы, мир есть Бог, но Бог не есть мир. Следовательно, отказываясь признать необходимость двух основных начал, александрийская школа усматривала различие между создателем и созданием. Бог, согласно этому учению, не смешивается с материей, и»э результате исчезает потребность непростого объяснения присутствия двух вечно существующих и вечно различных основных начал.
Плотин, используя свой диалектический метод, пришел к необходимости признать Единство основой бытия; тем же путем он пришел к заключению, что Единство не может быть единичным, ибо тогда не могло бы существовать Многое. Если Многое предполагает Единое, то и Единое предполагает Многое. Всякое начало порождает последующее начало присущей ему неизъяснимой силой, которая не уменьшается в результате такого порождения. Эта неизъяснимая и неисчерпаемая сила действует непрерывно, из поколения в поколение, пока она не достигнет пределов возможного.
Закон этот управляет миром и его влияния не может избежать и само Божество. В силу этого закона все существа, образующие, согласно диалектике, одну иерархию, начинающуюся Богом и заканчивающуюся чувствующей материей, составляют одну нерасторжимую цепь, так как каждое существо в этой цепи есть необходимый продукт предшествующего существа и производитель последующего.
На вопрос, что заставляет Единство обращаться во Множество и отчего Бог проявляется в мире, Плотин отвечал так: "Принцип Единого, как он понимался элейцами, уже давно признан недостаточным, так как Божество, не имеющее разума, не может быть совершенен.
ГЛАВА 3: ПРОКЛ
Плотин предпринял попытку связать философию с религией и привлечь веру к решению вопросов, неразрешимых с помощью разума. Неизбежным результатом его усилий стал мистицизм. Однако, хотя мистический элемент и играл важную роль в учении Плотина, философ все же не допускал каких-либо крайних нелепостей. Этого уже нельзя сказать о его преемниках и в особенности об Ямвлихе, который творил чудеса и объявил себя верховным жрецом Вселенной.
В лице Прокла александрийская школа предприняла свое последнее усилие и в его же лице потерпела окончательное поражение. Прокл родился в Константинополе в 412 году после Р. X. в семье богатого адвоката. Еще подростком он был отправлен для обучения в Александрию, где стал учеником философа-неоплатоника Олимпиодора Старшего. Известно, что в Александрии Прокл пробыл недолго и занимался там главным образом изучением логических трактатов Аристотеля. Из Александрии в возрасте двадцати лет он отправился в Афины и здесь, благодаря Плутарху Афинскому и Сириану, ознакомился с учениями Платона и Аристотеля. Впоследствии, посвященный в теургическия таинства1, он был избран верховным жрецом Вселенной.
Теологическая тенденция у Прокла еще более заметна, чем у Плотина. Прокл считал орфические2 поэмы и халдейские изречения³ божественными откровениями и находил, что, при надлежащем их истолковании, они могут служить истинным источником философии. В таком истолковании и заключалось все его учение.
¹ Теургические таинства - коллективное культовое действо, в ходе которого человек приобщается к самой природе божества.
² Орфические поэмы - философско-ритуальные стихотворные произведения, содержавшие прямое обращение к богам и носившие характер магического заклятия; появление первых произведений подобного рода относится к 6 веку до н.э.
³ Халдейские изречения - произведения, получившие в начале нашей эры большое распространение и носившие практически-мистическую направленность, создание которых приписывалось вавилонским жрецам.
Подобное умонастроение очень хорошо передано итальянским гуманистом Пикколомини: "Ясные создания древних поэтов, прекрасные человеческие образы древней религии, сила, красота и величие, все, что, обитает в долинах, на вершинах, покрытых соснами, в лесах, где медленно течет река или струится кремнистый ручей, в оврагах, или в глубине вод, - все это исчезло и уже не находит в нас веры. Но в душе сохранилась еще потребность выразить свои прежние чувства, и старый инстинкт приводит на память прежние имена. Теперь же, вы переселились в звездный мир, духи и боги, населявшие эту землю вместе с человеком, как со своим другом".
Вдохнуть жизнь в эти отжившие божества и воскресить прекрасные языческие верования, придав им новый смысл, - было постоянной целью философов александрийской школы.
Прокл поставил веру выше науки. Вера, по его мнению, была единственной способностью, которая позволяла познать Бога, то есть Единое. Он полагал, что "философ есть жрец не одной, но всех религий, другими словами, он должен своими разъяснениями примирить все верования. Разум - вот выразитель веры". Впрочем, была религия, для которой Прокл сделал исключение; эту религию он не мог терпеть и не хотел разъяснять.
При таком понимании своей миссии, Прокл мог быть только эклектиком. Ведь в его глазах философия была лишь выразительницей религии, и, следовательно, незачем создавать свою собственную систему, вполне достаточно тех учений, которые были созданы его предшественниками. Так лучшей подготовкой к изучению философии Прокл считал чтение сочинений Аристотеля, которого он называл "философом рассудка". По его словам, сочинения Аристотеля "учат нас пользоваться своим умом, а также знакомят нас с формами мысли". После подобной подготовки, по его мнению, должно следовать изучение Платона, которому Прокл отводил место единственного руководителя в области идей (то есть вечных истин) и называл "философом разума". Стоит обратить внимание на это различие между рассудком и разумом, которое много веков спустя было вновь введено Кантом и на необходимости которого так сильно настаивали Кольридж и его последователи. Платон был кумиром Прокла. Каждое слово учителя в глазах благоговевшего перед ним ученика было равносильно изречению оракула. Повсюду в сочинениях Платона Прокл находил какой-то сокровенный и загадочный смысл и даже простейшие его рассказы принимал за возвышенные аллегории. Любовь Сократа к Алкивиаду, например, послужила Проклу темой для целого тома мистических толкований.
Любопытно проследить, как изменялся взгляд различных школ на философию. Надпись на Дельфийском храме "познай самого себя" Сократ понимал как совет обратиться к изучению психологии и этики. Он занялся самопознанием и установил несколько истин, которые смогли противостоять разъедающему воздействию скептицизма. Именно поэтому Сократ мог рассуждать о справедливости и неправде, о святости и нечестии.
Платон также искал в самом себе основу философии, но изречению "познай самого себя" он придавал совершенно иное значение. Человек, по его мнению, должен изучать самого себя для того, чтобы, ознакомившись вполне со своим умом, он мог бы познавать вечные идеи, воспоминания о которых пробуждаются [ чувством. Самопознание Платона имело скорее диалектический, чем этический характер, оно было направлено на созерцание вечного бытия, а не на регулирование земных поступков человека.
Александрийская школа, также принявшая участие в объяснении надписи на Дельфийском храме, полностью отвергла толкование Сократа, а соображения Платона довела до крайности. Так комментарий Проклом диалога Платона "Алкивиад I" выдержан вот в таком духе: "познай самого себя, чтобы узнать ту сущность, из которой ты произошел. Познай заключенное в себе Божество, чтобы познать то Божественное Единое, лучом которого является твоя душа. Познай свой собственный разум для того, чтобы иметь доступ ко всем знаниям". Это не буквальное воспроизведение слов Прокла, но таков смысл многих страниц, написанных им под влиянием наполнявшей его энтузиазмом диалектики.
В сочинениях Прокла поражает та откровенность и решительность, с которыми он объявил метафизику единственно возможной наукой. Основная ошибка метафизического мышления наивно выставлена им на показ, как абсолютная истина. Ни в одной из философских систем античности эта ошибка не проявлялась в таком неподкрашенном виде. Вообще, при желании убедиться в бесплодности метафизики, лучше всего обратиться к сочинениям Прокла, который всего лишь довел до логического завершения то, что было сделано другими.
По учению Прокла иерархия идей, представляющая собой взаимосвязанную последовательность от самой абстрактной до самой конкретной идеи, в точности соответствует иерархии реальных сущностей, которая точно также является взаимосвязанной последовательностью от самого абстрактного (Единства) до самого конкретного (явления). Поэтому взаимные отношения идей (законы), в силу которых идеи оказываются подчинены друг другу, словом, всевозможные группировки человеческих понятий, суть выражения реальных причин, их действий, их комбинаций и вообще всего строя Вселенной (почти как у Гегеля).
Это достаточно откровенно. Метафизиков всегда упрекали в том, что они в самих себе ищут того, что лежит вне их, рассчитывая тем самым обрести искомое в своих собственных понятиях о нем. Философия, опирающаяся на разум, признает лишь то, что анализ души может дать только объяснение ее природы, но не более того. Прокл же смело утверждал, что познать природу души означает познать и всю Вселенную. С его точки зрения это вполне последовательно. Но с полным правом можно спросить, как доходит человек до такого познания? Конечно, не путем простого самонаблюдения, ибо в таком случае все философы дошли бы до этого познания, и даже не путем размышления. Но как? Вот что думал по этому поводу Прокл: "Меркурий, вестник Юпитера, объявляет нам его отеческую волю и таким образом обучает нас наукам; как инициатор всяких исследований, он сообщает нам, его ученикам, дух изобретательности. Наука, нисходящая в душу с высоты, совершеннее всякой науки, добытой исследованиями; знание же, заимствованное нами у других людей, наименее совершенно. Открытие есть проявление энергии души. Нисходящая с высоты наука наполняет душу влияниями высших причин. Боги раскрывают перед нами эту науку самим своим присутствием и своим светом, а также и показывают нам весь строй Вселенной".
Вот так, прибегая к откровениям свыше, мистики освобождают себя от необходимости руководствоваться обычными методами исследования. Последовательность* и в этом отношении на стороне Прокла, но, к сожалению, это та последовательность, которая приводит к абсурду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Со смертью Прокла александрийская школа, а вместе с ней и античная философия, прекратили свое существование. Казалось, что только религия была в состоянии удовлетворительно разрешить смущавшие человечество вопросы. Философия стала играть ту подчиненную роль, которую последователи александрийской школы предназначили логике Аристотеля. Утратив всякую самостоятельность, философия стала прислужницей религии.
Так завершился круг философских исследований. Со времени Фалеса разум отделился от веры; но он снова соединился с ней при александрийской школе. Века, наполняющие промежуток между этими эпохами, прошли в беспомощной борьбе с неодолимыми препятствиями.
Существует огромная разница между детским вопросом ионийского мыслителя и наивной нелепостью александрийского мистика, но и тот, и другой тем не менее стоят на одной и той же почве: они смотрят на одно и то же волнующееся море, стараясь разглядеть берега и не предчувствуя, что философия "есть тот свод, через который виднеется неизведанный мир с границами, постоянно бледнеющими, по мере того, как мы приближаемся к нему".
Несмотря на многовековые усилия, философы античности оказались прикованы к одному и тому же месту; взоры метафизика александрийской школы и ионийского мыслителя были жадно устремлены на один и тот же предмет, которым ни тот, ни другой не могут овладеть. Все это было бы невыразимо грустно, не будь утешительного осознания того, что эти философы не смогли продвинуться вперед лишь потому, что им не удалось встать на тот единственно верный путь, который надежно вел к цели последующих мыслителей. Тем не менее, это зрелище полной неудачи оставляет тяжелое чувство. Нельзя без горечи вспоминать о всех этих несбывшихся надеждах, о заблуждениях столь многих замечательных умов. Но из этого можно извлечь урок о бесплодности философии; урок, почти равносильный доказательству невозможности для человеческого ума справиться с теми вопросами, к решению которых подстрекает человека его спекулятивная пытливость. Это подтверждает справедливость глубокомысленного замечания Огюста Конта, что во всякого рода исследованиях существует постоянное и необходимое соответствие между размерами наших действительных умственных потребностей и размером наших настоящих или будущих знаний.
Но все эти великие мыслители, о заблуждениях которых шла речь, жили не напрасно. Действительно, они оставили великие проблемы философии в том виде, в каком и нашли их, но нельзя сказать, чтобы и человечество они оставили таким же, каким оно было до них. Метафизика, конечно, до сих пор остается еще такой областью, где возможно только сомнение, но ум человеческий, исследуя эту область, до некоторой степени познал свою слабость и свою силу. Философия античности была ошибкой, но исследования античных мыслителей имели огромное значение. Ведь испытывались и отвергались всевозможные методы, а это служило важной подготовкой к установлению истинного метода.
Кроме того, античная философия возвела этику в степень науки. Согласно языческой религии, вся нравственность заключалась в повиновении воле богов; снискать их благосклонность - это все, что требовалось от человека. Античная философия открыла людям глаза на важность человеческого поведения и тех нравственных принципов, которые должны занять место умилостивления богов. Заслуги Сократа в этом отношении громадны. Он отвергал умилостивление богов, как дело нечестивое, и учил, что только нравственное поведение может доставить человеку счастье в этой и будущей жизни. Но этика античности, в лучшем случае, была узкой и эгоистической. Нравственность, как бы ни была она возвышенна и глубока, касалась только личности и в незначительной мере распространялась на семью, но о том, что принято называть социальными отношениями, во времена античности едва ли имелось какое-либо представление. Древний грек не шел дальше того, чтобы сообразоваться в своем личном поведение с принципами справедливости. И только благодаря христианству, этика стала не только индивидуальной, но и социальной.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 462 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!