Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Диалектика. Следовательно, предметом науки служат те следы неизменного бытия, которые обнаруживаются среди постоянных изменений



Бытие, идеи, сфера абстрактного = Абстрактные идеи = Наука.

Следовательно, предметом науки служат те следы неизменного бытия, которые обнаруживаются среди постоянных изменений, служащих объектом чувствен­ного восприятия. Такой подход нашел отражение во всех сочинениях Платона. Так, его воззрения по воп­росам психологии, физики, этики и политики отлича­лись непостоянством и часто подвергались пересмот­ру, но, вместе с тем, во взглядах Платона заметно гос­подство одного и того же метода. В области диалекти­ки Платон никогда не колеблется. Из всего здесь ска­занного вполне понятно, почему он придавал такую важность диалектике и отождествлял ее с философи­ей.

Таким образом, основу учения Платона составляет диалектика, главным содержанием которой служат идеи, а его метод состоит в определениях, анализе и индукции.

§7 Теология и космология Платона

До сих пор шел общий разговор об учении Плато­на, теперь же следует обратиться к конкретным воп­росам. Как уже было отмечено, Платон зачастую не отличался постоянством в своих воззрениях по ка­ким-либо конкретным вопросам: то, что утверждалось в одном месте его сочинений, вполне могло опровер­гаться в другом, а между тем философы и историки неустанно спорят между собой по поводу этих изменчивых взглядов Платона, как будто тут возможен не­кий компромисс. Кто-то утверждает, что Платон имел такое-то мнение, и в подтверждение приводит такие-то его слова. Еще кто-то, считая своего предшествен­ника глупцом, также приводит слова Платона, из кото­рых вроде бы следует полное опровержение мнения, прежде ему предписанного. Наконец, появляется не­кто третий, кто связывает отрывки из одного диалога с отрывками из другого и, составив из них целое, тол­кует его по-своему. Поэтому не будем стремиться представить здесь некую цельную теологическую док­трину Платона, но остановимся лишь на некоторых из его воззрений и в особенности на тех, которые оказал ли влияние на дальнейший ход развития философе* кой мысли.

Как уже было отмечено, во множестве материаль­ных явлений Платон искал Единое, определяя его в качестве истинной сущности материи. Точно также и во множестве идей Платон стремился обнаружить Единое, полагая, что это и есть Бог. И тем, чем долж­ны были служить идеи по отношению к феноменам, тем Бог должен был являться для идей - последним результатом обобщения. То есть Бог - то Единое Су­щество, которое обнимает все другие существа и зак­лючает в себе причину всего, что существует на небе и на земле. Бог - есть высшая идея. С какой точки зрения не взглянуть на космологию Платона, - предпо­лагая ли, что Бог создал Идею, или же что он только преобразовал бесформенную материю по образцу идей, - в любом случае выходит, что Бог есть высшая Идея всякого Бытия, что он есть великий Разум, источник всякого разума, Солнце, светом которого озарен мир. Бог есть совершенство, он всегда одинаков, ему чужда зависть, он всегда желает только хорошего. Познать Бога в совершенстве для смертных невозможно, мож­но лишь составить приблизительное представление о нем или о том, с чем он имеет сходство. Бог должен быть добрым, потому что доволен собой, равным образом и мир должен быть прекрасен, потому что он со­здан Богом. Но почему Бог создал мир? Потому, что Бог чужд зависти и желал, чтобы все как можно бо­лее походило на него, именно поэтому он убедил Не­обходимость сделаться постоянной и гармоничной и дать преобразовать себя по совершенному образцу. убедил - это выражение Платона. Согласно его убеж­дению, существуют два вечных принципа Разум и Необходимость, из смешения которых произошел мир, но Разум убедил Необходимость дать себя преобразо­вать по совершенному образцу. Приводя в порядок хаос, Бог обратил его в Красоту. Но так как ничего нет прекраснее разума и так как нет разума без души, то Бог одарил тело мира душой, а сам мир сделал животным.

Доказательство Платона, что мир есть животное, представляет собой настолько характерный образец его рассуждений по аналогии, чтобы на нем необхо­димо остановиться. По мнению Платона миру, точно также как и человеческому телу, присуща теплота. Человеческое существо состоит из разнообразных элементов и потому называется телом (собранием частей), мир также состоит из разнообразных элемен­тов, а потому он тоже есть тело. Так как тело человека имеет душу, то и тело мира должно иметь душу, кото­рая соответственно должна так соотноситься с душой человека, как теплота мира соотноситься с теплотой человека.

Доказав таким образом, что мир есть животное, Платон, естественно, предположил, что это животное походит на своего творца, а человеческие существа на всемирное животное. Поэтому когда мир, этот об­раз бессмертных богов, это огромное животное, пришел в движение, начал жить и мыслить, Бог, наблюдающий все это, не мог не возрадоваться.

В своей благости Бог не мог создать ничего дурного, но он был не в состоянии предотвратить существование зла. Долгое время велись горячие споры о сущности того зла, которое был вынужден допустить Пла­тон. По мнению многих, в этом случае Платон пред­восхитил - ни более, ни менее - учение манихейцев¹. На этот счет можно заметить только то, что без поня­тия о злом начале не обходится ни одно религиозное учение. А так как Бог есть существо благое и так как зло несомненно существует, то они должны существо­вать независимо друг от друга; вместе с тем зло так­же вечно. Платон разрешил эту проблему зла весьма просто, исходя из того логического принципа, что по­скольку существует добро, то необходимо должна су­ществовать и его противоположность, то есть зло. Но если зло существует, то спрашивается, где оно? Ему не может быть места в небесной сфере идей; следова­тельно, оно должно находиться только в земной сфе­ре явлений - его жилище есть мир, оно изгнано из небесных сфер. С точки зрения Платона это вполне логично. Что такое на самом деле мир явлений - все­го лишь более или менее удачная копия мира идей, а может ли то, что несовершенно, быть вполне добрым? Когда идеи реализуются, то есть когда идеи, являющи­еся чистыми, неизменными сущностями, облекаются в материальные формы, или когда материя организуется в соответствии с этими идеями, то из этого не может выйти ничего иного, кроме разного рода несовершенств. В этом мире нет идей, или, точнее, здесь они в состо­янии вечной смены. Явления не совершенны по са­мой своей природе, они лишь стремятся стать реальностями. В них есть нечто божественное, они образы и идеи и несколько сопричастны ей, но больше всего в них первобытного хаоса.

1 Манихейцы - последователи религиозного учения, созданно­го в 3 веке персом Мани, в основе которого лежит учение о добре и зле как равноправных и изначальных, принципах бытия.

Таким образом те, кто утверждал, что Платон счи­тал зло присущим материи, в сущности правы. Мате­рия есть та великая Необходимость, которую преобра­зовал Разум. Но именно потому, что материя есть Не­обходимость и лишена Разума, она есть зло, ибо только От Разума может исходить добро. Любопытно в этом отношении различие, проведенное Платоном между Разумом и Жизненным принципом, в его "Законах". Конечно, Жизненный принцип есть самодовлеющее начало, но так как он иногда относится ко злу и добру безразлично, то было необходимо допустить еще и другое начало, которое бы направило сам Жизненный принцип в ту или другую сторону. Этим другим на­чалом Платон счел Разум, назначение которого на­правлять душу (как человеческую, так и мировую) к добру, между тем как невежество (недостаток Разу­ма) толкает ее ко злу.

Поскольку этот мир явлений является жилищем зла, то, по мнению Платона, всякий разумный человек должен стремиться во что бы то ни стало устранять себя от этого мира. Но каким образом? Самоубийством? Вовсе нет. Для этого ему достаточно жить жизнью богов, а, как известно, жизнь богов, по Платону, заклю­чается в вечном созерцании истины и идей. Таким образом, выходит, что единственным спасением для человека остается постижение диалектики.

Из вышеприведенных объяснений сущности зла ясно, что Платон не противоречил себе, утверждая, что зла в этой жизни больше, чем добра. Зла больше на­столько, насколько явлений больше, чем ноуменов, или насколько материи больше, чем идей.

Хотя зло и является необходимой принадлежностью мира, но оно находится в постоянной борьбе с добром. Человек одарен свободной волей и разумом, и потому он может выбирать между добром и злом. Этот выбор, безусловно, оказывает влияние на его будущую жизнь. Свои аргументы для доказательства необходи­мости благоразумной и добродетельной жизни Пла­тон почерпнул из заимствованного им у Пифагора учения о переселении душ. Никакое другое учение в то время не могло предоставить Платону чего-либо подобного.

До сих пор еще ничего не было сказано о том, ка­ким образом Платон доказывал существование Бога. Опуская многие подробности, в конце этой главы сле­дует все же указать на один из его аргументов, кото­рый приобрел довольно широкое распространение, хотя при этом немногие знают о его истинном происхож­дении. Платон доказывал существование Бога прису­щим каждому человеку и волнующим его душу со­знанием сродства с Богом.

Все вышеизложенные взгляды были ясно и опре­деленно сформулированы Платоном в разное время. Но все же уместно напомнить, что не следует рас­сматривать их в качестве устоявшихся убеждений. Многие суждения Платона носят противоречивый ха­рактер скорее всего потому, что они были изложены в произведениях, которые разделены значительными промежутками времени. У Платона можно также об­наружить и намеки(^а одно ужасное учение, утверж­дающее, что человек есть игрушка в руках Бога, кото­рый попеременно, то управляет миром, то оставляет его на произвол судьбы. Первая часть этого учения, по-видимому, заимствована у Гераклита? который по­лагал, "что создание миров было забавой Демиургов". Вторая часть выражена Платоном следующим обра­зом: "Бог попеременно управляет миром и покидает его, когда он управляет миром, все идет прекрасно и тает золотой век; но, когда он покидает его, мир тотчас же начинает вращаться в противоположную сторону, наступает страшный кризис, все приходит в беспорядок, земное бытие совершенно расстраивается только спустя некоторое время водворяется порядок, хотя и весьма несовершенный".





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 259 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...