Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
СКЕПТИКИ, ЭПИКУРЕЙЦЫ, СТОИКИ И НОВАЯ АКАДЕМИЯ
ГЛАВА 1: СКЕПТИКИ
Пиррон
Среди блестящей свиты, сопровождавшей Александра Македонского во время его похода в Индию, находился один задумчивый человек, принявший участие в походе исключительно из философских побуждений, - это был Пиррон, основатель скептицизма, как самостоятельного философского направления. Впечатления, полученные в ходе этого похода, а в особенности образ жизни и религиозно-философское учение так называемых индийских гимнософистов, заставили его серьезно задуматься над вопросом о сущности веры. Правда, еще ранее (до похода), находясь, по-видимому, под влиянием философии Демокрита, Пиррон интересовался проблемой происхождения знания и высказывал сомнение в его истинности. Теперь же эхо сомнение стало неодолимо.
Вернувшись в Грецию, Пиррон поселился в Элиде и вскоре приобрел там известность своим простым образом жизни и своей практической философией. Скептическое отношение ко всем метафизическим построениям он выражал точно так же, как и Сократ: сосредоточивая все внимание на нравственных принципах. Известно, что Пиррон отличался уступчивым и спокойным нравом; принимал жизнь такой, какой ее находил, и следовал в ней тем общим правилам, которые диктует человеку здравый смысл. Сократ же, напротив, имел беспокойный характер и неутомимо теребил себя и других, ревностно отыскивая истину. Неудовлетворенный предпринятыми до него попытками разрешения великих проблем, Пиррон сделал вывод, что эти проблемы не имеют решения. У Сократа, который испытывал сходное чувство и утверждал, что он ничего не знает, сомнение, в отличие от Пиррона, носило деятельный, страстный, пытливый характер и служило стимулом к новым поискам, а не конечным результатом. Можно сказать, что в сомнении Пиррона, выразилось осуждение всей философии, а сомнение Сократа привело к созданию новой философии. Даже жизненный путь каждого из них завершился в соответствии с их учениями. Пиррон, великий ж^>ец Элиды, прожил около девяноста лет и умер (приблизительно в 270 г. до Р. X.) в счастье и мире, окруженный всеобщим почетом. Жизнь же Сократа, прошедшая в непрерывной борьбе, в которой он был не понят и осмеян, как софист, завершилась осуждением 33 богохульство и насильственной смертью.
Бесполезно пытаться восстановить в точности учение Пиррона. Даже в древности его идеи всегда смешивались со взглядами его последователей и не мог- ли быть выделены в самостоятельное целое. Поэтому при изложении основ скептицизма придется опираться, главным образом, на свидетельства Секста Эмпирика, чьи философские произведения и являются основным источником сведений об античном скептицизме.
Основа скептицизма незыблема и заключается в следующем: нет критерия, позволяющего установить истину. Так, Платон создал теорию идей, а Аристотель доказал, что она вполне субъективна и тем совершенно разрушил ее. Но, спрашивается, не была ли столь же субъективна и теория доказательства, предложенная вместо нее Аристотелем? Что такое хваленая логика Аристотеля, как не приведение в порядок идей, полученных первоначально с помощью чувств? Ведь Аристотель полагал, что знание может быть только знанием феноменов, хотя все же он и намеревался создать науку причин. А что такое феномены? Феномены - это видимые образы явлений. Но где критерий истинности этих образов? Из чего можно убедиться, что эти образы в точности соответствуют предметам? Хорошо известно, что предметы представляются различными в разное время, равно как и то, что они воспринимаются по разному разными людьми и разными животными. Существуют ли среди этих образов какие-либо истинные? Если да, то каковы они и каким образом можно узнать о том, что они истинные?
Обратим внимание на то, что у человека пять чувств, каждое из которых указывает ему на особое качество "предмета. Так, имея перед собой яблоко, можно видеть его, обонять, осязать, попробовать на вкус и услышать звук, раздающийся при его разламывании. Следовательно, зрение, обоняние, осязание, вкус и слух - это все пять различных проявлений предмета, пять различных сторон, которыми он предстает перед нами. Если бы у нас было тремя чувствами более, то и у предмета было бы еще три лишних свойства и три лишних проявления, ну и равным образом, если бы у нас было тремя чувствами менее, то и предмет лишился бы трех качеств. Но зависят ли всецело эти качества от наших чувств, или же они принадлежат самому предмету? И все ли они, или только некоторые из них принадлежат ему? Различие впечатлений, производимых одним и тем же предметом, по всей видимости, доказывает, что восприятие его качеств зависит от чувств. Во всяком случае, это различие свидетельствует о том, что предмет не всегда дает один и тот же ряд проявлений.
Единственное, что можно утверждать со всей определенностью, это то, что предметы представляются нам такими-то. То, что у нас есть некое ощущение, - это верно, но вряд ли оправдано принимать наши ощущения за истинные образы предмета. Говоря, что находящееся перед нами яблоко имеет блестящую красную поверхность, что оно круглое, источает медовый запах и сладкое на вкус, мы будем совершенно правы, если только желаем этим выразить, что данное яблоко именно таким воспринимается нашим чувствам. При ином состоянии зрения, обоняния, осязания и вкуса яблоко может показаться бледного цвета, шероховатым, с неприятным запахом и отвратительным привкусом.
Философы утверждали, что среди этой путаницы чувственных впечатлений они могут отличить истинное от ложного, по их мнению разум должен служить тем критерием истины, с помощью которого возможно находить различие между предметами. В этом были согласны между собой и Платон, и Аристотель. Вступая в полемику с ними, скептики требовали доказательства того, что разум способен правильно распознавать предметы. Почему, спрашивали они, предполагается, что разум никогда не заблуждается, где доказательства того, что он всегда судит правильно? И отвечали, что для такого критерия как разум всегда будет недоставать еще какого-то критерия, ну и так далее - до бесконечности.
С точки зрения скептиков наше знание есть только знание феноменов1, а не ноуменов2 (ибо мы знаем предметы только такими, какими они кажутся нам, а не такими, какие они есть на самом деле), следовательно, все попытки овладеть тайной бытия напрасны, речь может идти только об изучении ее проявлений.
¹Феномен - термин, обозначающий явление, в котором обнаруживается сущность чего-либо.
²Ноумен - термин, служащий для обозначения сущности, недоступной непосредственному познанию, но о которой можно судить по доступным восприятию проявлениям (феноменам).
Однако, хотя человек не в состоянии овладеть абсолютной истиной и создать науку бытия, но зато им вполне может быть создана наука о проявлениях. Ведь феномены, по утверждению самих скептики, истинны как таковые. Поэтому все, что нам остается делать, это наблюдать и группировать феномены, замечать законономерность их проявления и чередования и отыскивать связь между причиной и следствием. Таким путем и возможно создать науку о проявлениях, соответствующую нашим потребностям. Но век, когда жили скептики, не созрел для подобного взгляда. Доказав невозможность науки о бытии, скептики решили, что этим самым они доказали невозможность всякой науки и разрушили основы всякой достоверности. Интересно заметить, что скептики Нового времени не сказали ничего, чего уже бы не заключалось во взглядах Пиррона. Аргументы Юма, с помощью которых он отрицал саму возможность хоть какой-либо достоверности, отличаются от аргументов Пиррона только изложению, но по сути они такие же, и, следовательно, ответ на них может быть дан тот же.
Учение скептиков носившее отрицательный характер и оказывавшее отрицательное влияние на умы, было, вероятно, некоторым противовесом стремлению философов античности считать свои выводы точным отражением реальных фактов. Деятельность скептиков сдерживала стремительность метафизического духа и демонстрировала то, что философия того времени, несмотря на все ее притязания, покоилась вовсе не на такой прочной основе, как казалось многим. В самом деле, любопытно видеть, как Сократ, Платон и Аристотель, каждый по-своему, усиленно стремились к возрождению разрушенной софистами философии и как затем безжалостная логика скептицизма подводит подкоп под это сооруженное с таким трудом здание и обращает его в груду развалин. Следует отметить, что скептики не только отрицали возможность познания бытия посредством познания явлений, считая, что ощущение обманчиво по самой своей природе, а суждение разума недостоверно, но они подвергли критике и практически разрушили тот метод, который служил основанием достоверности, - метод индукции и определений.
Секст Эмпирик так изложил взгляды скептиков на индукцию во второй книге "Трех книг Пирроновых положений": "Индукция есть заключение о всеобщем, выведенное из частного. Но такая индукция может быть правильной лишь настолько, насколько частное согласуется со всеобщим. Это всеобщее должно быть поэтому проверено, прежде чем приступать к индукции; единственный случай, не подходящий к этому всеобщему, подорвет истину индукции".
Поясним это примером. Предположим, что речь идет о том, что лебеди белые. Утверждение, что все лебеди белые, основывается на том, что отдельные лебеди которых видел утверждающий, белые. Таким образом общее (белизна) выведено путем индукции из частных фактов, и индукция эта верна постольку, поскольку все отдельные лебеди белые. Однако, существуют пусть и в небольшом количестве, черные лебеди, и достаточно увидеть одного такого лебедя, чтобы прежняя индукция утратила свою истинность. Поэтому согласно Сексту Эмпирику, если нет возможности проверить, согласуется ли все общее с каждым частным фактом, то есть если нельзя доказать, например, что нет черных лебедей, то и сама индукция не может считаться верной и точной. Но очевидно, что подобная проверка невозможна.
В той же второй книге "Трех книг Пирроновых положений" содержится и утверждение о совершенной бесполезности определений. С точки зрения Секста Эмпирика: "Прежде всего, не знающий определяемого не может определить неизвестного ему, а знающий и потом определяющий воспринял определяемое не из определения, но составил определение на основании этого воспринятого ранее; в таком случае определение не является необходимым для воспринимания вещей".
Но подорвав доверие к догматической философии своих предшественников, скептики, однако, не заменили ее своим собственным догматизмом. Секст Эмпирик довольно удачно охарактеризовал скептицизм, сравнив взгляды скептиков с соответствующими взглядами Демокрита и Протагора. Так утверждая (как и скептики) недостоверность чувственного знания, Демокрит, однако, заключал из этого, что объекты имеют совершенно не те свойства, которые воспринимаются человеком через посредство ощущения. Скептики же, отказывая в доверии чувственному знанию, не высказались определенно о том, существуют ли объективно предметов или нет. Протагор, также не доверявший чувственному знанию и считавший человека мерилом истины, предполагал наличие определенных соотношений между изменениями материи и переменами в ощущении. Предположение это, казавшееся Протагору непреложной истиной, выглядело очень сомнительным для скептиков.
В своем стремлении сомневаться во всем и воздерживаться от любых суждений скептики не знали меры, так они говорили: "Мы ничего не утверждаем, даже и того, что мы ничего не утверждаем". Отрицание достоверности во всем зачастую ставило скептиков в забавное положение, о чем свидетельствуют многочисленные рассказы античных авторов и более современные литературные произведения. Достаточно указать на Мольера, который в своем "Браке поневоле" (действие 1, явление 8) остроумно высмеял объяснение скептиками различия между предметом кажущимся и предметом существующим. Но оставим все подобные нелепости и обратим внимание на более замечательные усилия человеческого ума.
ГЛАВА 2: ЭПИКУРЕЙЦЫ
§1 Эпикур
Так уж сложилось, что слово "эпикурейство" принято употреблять в отрицательном смысле, подразумевая под ним особое пристрастие к чувственной жизни и стремление к достижению личного блага. Это такой же предрассудок, как и тот, что тяготеет над философской школы софистов, вследствие которого каждому представителю этой школы уже заранее навешивается ярлык отъявленного проходимца. Равным образом, несмотря даже на доказанность в настоящее время того, что сам Эпикур вел безупречную и добродетельную жизнь, а в учении своем настаивал на необходимости умеренности и воздержания, предубеждение против эпикурейцев, видимо, сохранится навсегда.
Эпикур родился в 109 олимпиаду (342 г. до Р. X.), по словам одних, на острове Самосе, а по словам других - в Гаргетте, вблизи Афин. Его родители были бедны; отец его занимался преподаванием грамматики. По словам Эпикура, заниматься философией он стал очень рано, - на тринадцатом году жизни. Вообще говоря, это не должно казаться странным, ведь именно в этом возрасте многих юношей, особенно не лишенных дарования, начинают действительно волновать первые серьезные вопросы. Эпикур, говоря о начале занятий философией, несомненно, имел в виду ту пору своего отрочества, когда он ставил в тупик своего учителя каким-либо непосильным для него вопросом. Так, по преданию, услыхав стих Гесиода, гласящий, что все произошло из хаоса, юный Эпикур спросил: "откуда же взялся хаос?"
"Откуда взялся хаос?" Не такого ли рода вопросы занимают деятельный ум подростка? И не такие ли вопросы заставляют людей заниматься философией? Поэтому и неудивительно, что Эпикур в поисках ответов на свои вопросы обратился к философии. Известно, что он ревностно изучал философские произведения Демокрита, посещал признанных знатоков философии, стремясь расширить свое философское образование и получить ответы на интересующие его вопросы. Однако, все поиски Эпикуром удовлетворительной философской системы закончились ничем: всюду Он вместо истины находил только намеки и полуответы. Неудовлетворясь этим, он впоследствии выработал на основе узнанного свою собственную систему, которая делает честь ему как самоучке.
Молодость Эпикура прошла среди постоянного движения и деятельности. В восемнадцать лет он посетил Афины и, пробыв там один год, отправился далее в Колофон, Митилены и Лампсаку. В Афины он вернулся лишь на тридцать шестом году жизни с тем, чтобы открыть свою собственную школу, главой которой он и оставался до самой смерти, наступившей в 127 олимпиаду (271 г. до Р. X.).
Школа Эпикура разместилась в саду, что как нельзя лучше соответствовало самому духу его учения. Последователи Платона имели свою Академическую рощу, ученики Аристотеля прогуливались по аллеям Ликея, циники брюзжали в своих Циносаргах, стоики занимали Портик, у эпикурейцев же был свой сад.
Здесь, в этом уединенном саду, в сообществе своих друзей, Эпикур спокойно провел остаток жизни среди удовольствий и занятий философией. Известно, что эпикурейцев связывала крепкая дружба. Во времена всеобщей нужды и голода они оказывали друг Другу поддержку, как бы доказывая этим излишность пифагорейского принципа общности имущества для друзей, которые могут положиться во всем друг на друга. У входа в сад помещалась такая надпись: "Гостеприимный владелец этого жилища, где вы найдете удовольствие - высшее благо, - предложит вам вволю ячменных пирогов и напоит вас свежей водой из источника. В этом саду искусственные лакомства не будут раздражать вашего аппетита, но вы удовлетворите его естественным способом. Желаете ли вы хорошо провести время?" Впрочем, некоторые называли эпикурейский сад свиным хлевом, а самих эпикурейцев рабами наслаждения. Но, несмотря на то, что у Эпикура было множество врагов, ни в древности, ни теперь никто не ставил под сомнение его человеческие качества. Диогену Лаэртскому не составило большого труда опровергнуть некоторые выдвинутые против Эпикура обвинения путем подробного разбора и сопоставления их с известными фактами. Современным исследователям легко удалось установить источник той напраслины, которая возводилась на Эпикура в древности - это, главным образом, измышления стоиков. Надо заметить, что во все времена учение, подобное эпикурейству, могло оказаться предметом грубых искажений. Но грубые нравы той эпохи и резкий контраст учения Эпикура с философией стоиков привели к тому, что соперничество между этими враждующими школами приняло непримиримый характер и нашло свое выражение в грубой и грязной клевете. Стоики не могли не ощущать невыразимое презрение к слабости и изнеженности эпикурейцев. Эпикурейцы относились с не меньшим отвращением к противоестественной суровости и преувеличениям стоиков. Полемика между оппонентам выражалась в том, что они осыпали друг друга бранью. Однако, обвинения стоиков казались окружающим более основательными, вследствие того, что их действия были решительнее, а учение жестче и конкретнее.
Эпикур, наверное, был самым плодовитым среди древнегреческих философов, за исключением стоика Урисиппа. И хотя ни одно из его сочинений целиком не сохранилось, зато имеется множество отрывков из них, и, следовательно, об истинных взглядах Эпикура можно составить вполне определенное представление. Кроме того следует отметить еще и то обстоятельство, что учение эпикурейцев само по себе не трудно для понимания.
Учение Эпикура не имеет никакого сходства с учениями Платона и Аристотеля. Различие между ними заключается прежде всего в неодинаковом понимании философии: для Эпикура философия была искусством жить, а не искусством находить истину. По его словам: "Философия - это та сила, посредством которой разум ведет человека к счастью". К специальным философским исследованиям Эпикур относился с пренебрежением; в его глазах они были не только ненадежны, но и совершенно бессмысленны, ибо совершенно не способствовали счастью. Логика, как орудие философии, также не пользовалась его расположением. Таким образом, выходит, что учение Эпикура представляло собой лишь особую форму скептицизма, создание которой было обусловлено только недовольством прежними системами. Сократ полагал, что главной целью философского исследования должна быть природа человека, но человек, по его мнению, должен заниматься философией не из простого любопытства и не ради того, чтобы обогатить себя знаниями, а для того, чтобы усовершенствовать себя, для того, чтобы, определив свои способности, обеспечить им надлежащее приложение. Наградой всех таких исследований должно было быть счастье. Но что такое счастье? На этот счет у философов нет единого мнения; все они указывают на пути, ведущие к счастью, но оказывается, что все эти пути совершенно разные. Что есть счастье, - об этом споров гораздо меньше, чем о те> средствах, с помощью которых оно может быть достигнуто. Достаточно вспомнить, что последователи киренской школы и циники, решая этот последний вопрос, пришли к совершенно противоположным выводам. Теперь же спор о способе достижения счастья возобновился с новой силой, но уже между эпикурейцами и стоиками.
Эпикур, также как и Аристипп, полагал, что счастье состоит в удовольствии - все животные инстинктивно стремятся к нему и инстинктивно избегают страдания. Поэтому человек должен сознательно делать то, что животные делают инстинктивно. Всякое удовольствие само по себе хорошо, но при определенных обстоятельствах оно может оказаться и злом. Философ отличается от обыкновенного человека тем, что хотя они оба стремятся к удовольствию, но первый знает, как избежать тех наслаждений, за которыми последуют страдание и неприятности, тогда как обыкновенный человек ищет только непосредственного наслаждения. Философ способен предвидеть последствия своих действий, а это дает ему возможность не только избегать наслаждений, влекущих за собой печальные результаты, но и переносить те страдания, за которыми следует превосходящее их своей силой удовольствие.
Истинное счастье заключается не в минутном наслаждении, а в наслаждении в течение всей жизни. Таким образом, не интенсивность, а равномерность наслаждения, не разврат сегодня и пресыщение завтра, а одинаковое наслаждение круглый год - вот что должно обеспечить счастливую жизнь. Доставить подлинное удовольствие может только добродетельная жизнь; что же касается физического наслаждения, то хотя им и не следует пренебрегать, но оно не идет ни в какое сравнение с душевным наслаждением, ибо первое смутно, а последнее обнимает прошедшее и будущее. Отсюда Эпикур выводил золотое правило воздержания: он не только настаивал на умеренности ради продолжительности наслаждения, но вместе с тем высказывался и против любой изысканности в наслаждении, относясь к ней с чувством некоторого презрения. Питался Эпикур простой пищей, употребляя ее в весьма умеренном количестве. Не запрещая роскоши, Эпикур полагал, что без нее удовольствие чище и продолжительнее. Этот же принцип лежит в основе философских учений циников и стоиков. Они также предпочитали простоту роскоши, но в своем предпочтении они зашли слишком далеко. Умение довольствоваться малым было, по мнению Эпикура, великим благом; так он утверждал, что богатство заключается не в обладании значительным имуществом, а в том, чтобы иметь скромные потребности. Эпикур не настаивал на ограничении человеческих наслаждений, напротив, он желал, чтобы человек умножал их всеми средствами, но помимо того он хотел, чтобы человек мог довольствоваться малым, так как это позволяет легче переносить бедствия и повышает ценность удовольствий, вследствие их редкости. Человеку, ведущему простой образ жизни, не приходится опасаться бедности, вместе с тем он более способен оценить и изысканные удовольствия.
По учению Эпикура, добродетель человека обусловливается действием свободной воли и разума, которые неотделимы друг от друга. Ведь без свободной воли разум играл бы пассивную роль, а без разума свободная воля была бы слепа, поэтому все поступки человека, добродетельные и порочные, определяются его знанием и волей. Следовательно, цель философского воспитания должна состоять в том, чтобы приучить ум человека к точному суждению, а волю его развить так, чтобы он был решителен и мужествен.
Даже столь краткое изложение этических взглядов Эпикура позволяет понять, сколь уязвимо было его учение. Растяжимость и неопределенность его позволяли использовать идеи Эпикура для того, чтобы с их помощью оправдывать любые пороки и добродетели. Так, сластолюбец мог увидеть в учении Эпикура поощрение своим наклонностям, а для человека умеренного оно давало научное оправдание воздержания
Однако, учение Эпикура, позволяющее человеку правильно определить нравственную цель его существования и показывающее ему, в чем именно состоит счастье, должно было учитывать те многочисленные помехи, которые препятствуют человеку трезво относиться к жизни. Такими помехами могут быть как незнание, так и иллюзии человека, его предрассудки и заблуждения. Эпикур разделял незнание на два рода. Незнание первого рода - это незнание законов, управляющих внешним миром; оно порождает нелепые суеверия и наполняет душу человека ложными страхами и тщетными надеждами. Незнание этого рода может быть частично устранено посредством изучения физики. Второй род незнания обусловливается тем, что человек не знает своей собственной природы. Преодоление этого незнания должно достигаться с помощью эпикурейской логики, известной под именем канонов, которые представляют собой собрание правил относительно человеческого разума и умения им пользоваться.
Свои взгляды, касающиеся психологии и физики, Эпикур заимствовал из учения Демокрита. Атомы, из которых состоит Вселённая, постоянно испускают некие частицы, которые, приходя в соприкосновение с чувствами, вызывают появление ощущения. Но Эпикур не считал эти испущенные частицы образцами атомов: по его мнению, они должны иметь лишь некоторое сходство с атомами, о котором, впрочем, он не мог сказать ничего определенного. Согласно его учению, всякое ощущение само по себе истинно; и как таковое не подлежит ни подтверждению, ни опровержению- Утверждая, что ощущение сумасшедшего или спящего человека также истинно, как и ощущение человека здорового и бодрствующего, и что в то же время эти ощущения существенно отличаются, Эпикур не скрывал своего бессилия определить в чем состоит это различие. Однако, одни ощущения еще не есть знание; у человека имеется способность к выработке представлений, которую развивают постоянно повторяющиеся ощущения. Эта способность состоит в воспоминании об различных ощущениях или, как сказал бы Аристотель, в выводе общей идеи из отдельных ощущений. Таким образом, из представлений образуются общие идеи, и уже в этих-то общих идеях и встречаются ошибки. Ощущение можно рассматривать либо применительно к объекту, который его обусловливает, либо применительно к тому, кто его испытывает; в последнем случае ощущение, становясь приятным или неприятным, и превращает чувства в основу нравственности. Нетрудно представить, какое философское "здание" могло быть воздвигнуто на подобной основе. Раз уж приятные и неприятные ощущения служат источником всех нравственных явлений, то не может быть какого-либо иного нравственного правила, кроме стремления к приятному и уклонения от неприятного. То есть, главной целью жизни становится все, что доставляет удовольствие.
Что касается физики Эпикура, то она до такой степени походит на физику Демокрита, что нет никакого смысла останавливаться на ней.
В целом, оценивая философские взгляды Эпикура, нельзя не отметить в них следы влияния вульгарного скептицизма, который, впрочем, был в той или иной мере свойствен всем философам того времени. Именно его влиянием можно объяснить особое внимание философов к морали и стремление их основывать этику на философских началах. Усилия, предпринятые в этом направлении Эпикуром, не увенчались успехом вследствие того, что основа, избранная им для своих философских построений, была недостаточно широка, однако сами по себе они достойны внимания, ибо весьма характерны для всего сократовского движения. Сократ первый низвел философию с метафизических высот на землю, он же первым стал смотреть на нее как на основу нравственности, а уж вслед за ним и все его последователи, равно как и созданные ими школы, устремились - так или иначе - к тем же целям. Метод Сократа, предназначенный собственно для воссоздания философии, предполагал нравственную цель этого воссоздания. Следовательно, эпикурейство - это одно из ответвлений сократовского движения, пытавшееся разрешить великую проблему достижения человеком счастья, но не добившееся в этом полного успеха потому, что во внимание была принята только одна сторона этой проблемы.
ГЛАВА 3: СТОИКИ
§7 Зенон
Школа стоиков столь многочисленна, а многие ее представители столь знамениты, что желание хотя бы вскользь рассказать о каждом из них, потребовало бы написания отдельного труда. В состав этой школы, начиная с Зенона, основателя школы, и кончая Брутом и Марком Антонием, входили многие из достойнейших греков и римлян, но было в ее рядах и достаточное число шарлатанов. К сожалению, невозможность подробного изложения, принуждает ограничиться рассказом о жизни и учении основателя этой философской школы - Зенона.
Зенон родился на острове Кипре в небольшом городке Китионе, основанном еще финикийцами. Дата рождения Зенона точно неизвестна, но скорее всего он появился на свет около 335 г. до Р.Х.. Известно, что его отец был купцом и, видимо, благодаря этому обстоятельству Зенон, сопровождавший отца в его поездках и оказывавший ему помощь в торговле, смог получить первоначальные сведения о философии.
В возрасте приблизительно тридцати лет, Зенон, направлявшийся в Афины с грузом финикийского пурпура, попал в кораблекрушение. Перенесенное потрясение и утрата всего имущества заставили его обратиться к философии. Оставшийся без средств к существованию, Зенон первоначально увлекся учением Циников, показная и хвастливая нищета которых была тогда притягательна для многих.
Имеется следующий рассказ о начале его философских занятий. Однажды, читая в лавке одного книгопродавца "Воспоминания о Сократе" Ксенофонта, Зенон пришел в такой восторг, что стал тут же выспрашивать у хозяина, не знает ли он, где можно найти таких людей. Книгопродавец, якобы, указал на проходившего в это время мимо циника Кратета и посоветовал обратиться к нему. Зенон так и поступил, но став учеником Кратета, он вскоре разочаровался в учении циников. Нарочитая грубость их манер, Не имевшая ничего общего с истинной простотой, а также их неспос9бность к логическим построениям, скоро заставили его искать себе учителя в другом месте. Такого учителя он обрел в Стильпоне Мегарийском. Именно у него Зенон научился тому искусству ведения спора, которое он впоследствии демонстрировал с таким успехом.
Усвоив философские идеи мегарской школы и не удовлетворясь ими, Зенон обратился к толкователям Платона, Ксенократу и Полемону. Философия Платона, как уже отмечалось, содержала в себе зародыш стоицизма, однако многие ее идеи противоречили стоицизму, и потому-то, наверное, она не устроила Зенона.
После двадцатилетнего усиленного штудирования учений различных философских школ, Зенон создал свою собственную. Для изложения своих взглядов Зенон избрал зал, известный среди афинян благодаря фрескам как Пестрый портик, от греческого названия которого (stoa poikile) школа и получила свое наименование.
По свидетельству некоторых его современников Зенон, будучи довольно высоким и стройным, имел слабое телосложение; что, впрочем, не помешало ему дожить до преклонного возраста благодаря строгой воздержанности и умеренности в питании. Отмечали также постоянную задумчивость, придававшую философу суровый вид, который так соответствовал серьезному характеру его учения. Как человек, Зенон заслуживал глубокого уважения. Хотя он и разделял воззрения циников, но ему чужды были их грубость, наглость и стремление к внешним эффектам. Зенон снискал у афинян такое уважение и почет, что при жизни ему доверяли хранить ключи от городской цитадели, а по смерти - воздвигли бронзовый памятник. О смерти его рассказывают, что будучи уже почти девяностолетним старцем, он упал и сломал при этом палец; удрученный своей немощью и беспомощностью, Зенон отправился домой и там добровольно расстался с жизнью.
Вся история человечества наглядно демонстрирует, что бывают такие периоды, когда существующая организация общества начинает распадаться, когда прежние верования теряют свою силу, а новые еще не находят приверженцев. Мудрец видит, как колеблется все общественное здание, и в то время как его сограждане пребывают либо в мрачном отчаянии, либо легкомысленно глумятся над происходящим, он осознает, что спасение еще возможно, если у людей достанет смелости. Он возвышает свой голос, обращаясь с предостережением и увещанием, он убеждает людей измерить опасность и ужаснуться ей, признать возможность спасения и выказать решимость. Он развивает перед окружающими такие идеи, которых они никогда не слышали, или, слыша, не обращали на них внимания; силой своего глубокого убеждения он собирает вокруг себя немногих уверовавших и спасает их. Если же социальная анархия распространилась еще не слишком широко, такой мудрец способен спасти и всю свою страну, придав новое направление ее силам. Но если процесс разложения стал необратимым и страна уже обречена на гибель, ему остается лишь обнаружить благородное, но тщетное усилие с тем, чтобы оставить потомству свое имя незапятнанным.
Именно таким человеком и был Зенон. Древняя Греция приходила в упадок, но еще оставалась надежда на ее возрождение. Широко распространившийся недуг быстро истощал ее жизненные силы. Скептицизм, индифферентизм, чувственность, эпикурейская изнеженность находили лишь противовес в велико, лепных, но туманных творениях Платона, или в про. странной, но смутно понимаемой системе Аристотеля. Древнегреческая цивилизация быстро клонилась к упадку. Еще немного времени и место авангарда европейской цивилизации займет могучий Рим; он примет от слабеющей Греции то достояние, хранить которое она более недостойна. Та энергичность и строгая простота, с помощью которых впоследствии римлянам удалось покорить весь мир, были вполне присущи и Зенону. Он глубоко уважал нравственное достоинство человека. Зенон - стоик оказался римлянином по духу, и, наверное, именно поэтому среди его учеников оказалось столько благородных римлян: он разгадал потребности их духовной жизни.
Встревоженный распространением скептицизма, который, казалось, неизбежно сопровождал всякие метафизические учения, Зенон, также как и Эпикур, сосредоточил все свое внимание на морали. Его философия отличалась преимущественно практическим характером и самой тесной связью с обыденной жизнью. Такая философия, по мнению Зенона, должна иметь целью не столько человеческие наслаждения, сколько добродетель. Но добродетель должна заключаться не в созерцательности и отвлеченных рассуждениях, а в деятельной жизни. Ибо что есть добродетель? Добродетель - это мужество. Какими же качествами должен обладать мужественный человек? Не очевидно ли, что это должны быть качества как деятельного, так и мыслящего существа? Да и вообще, может ли добродетель исключать или пренебрегать деятельностью? Платон и Аристотель полагали, что люди созданы только для отвлеченного мышления, хотя и допускали, что мудрость - не единственная цель человека. Люди также не созданы и для одного лишь наслаждения, как воображал Эпикур; человек обязан делать что-либо еще, он должен кем-либо быть. Философия - великое дело, но она не исчерпывает всего; наслаждение же ничтожно, и даже если бы в нем было заключено больше смысла, оно все-таки не вместило бы всей деятельности человека.
Поэтому цель существования человека состоит не в том, чтобы быть мудрым или наслаждаться, но в том, чтобы быть добродетельным, в том, чтобы проявить на деле свое мужество. Философия, как и наслаждение, может быть средством достижения этой цели, но и философия, и наслаждение имеют лишь второстепенное значение. Но, для того, чтобы вести добродетельную жизнь, прежде всего нужно знать, что же это такое - добродетель. Зенон, как и Сократ, полагал, что добродетель заключена в понимании того, что такое добро, а порок - есть ни что иное, как заблуждение. Если знать добро суть тоже самое, что стремиться к нему и делать его, то задачу стремящегося к добродетельной жизни легко определить: ему следует только выяснить природу человеческого знания и понять то место, которое человек занимает во Вселенной.
Таким образом у Зенона, как и у Сократа, нравственность оказывается неразрывно связана с философией и, в особенности, с психологией. Поэтому для объяснения морали стоиков необходим краткий очерк этой психологии. Зенон совершенно отвергал теорию познания Платона, более приемлемой, хотя и с некоторыми изменениями, ему представлялась теории Аристотеля. "Воспоминание" и "идеи" были для него только словами. Идеи Зенон считал общими понятиями, которые вырабатываются умом посредством сравнения частностей. Весь материал для знания доставляется чувствами, а обработкой этого материала занимается разум. Но все утверждающие, что чувства доставляют материал для знания, сталкиваются с определенным затруднением. Каким образом чувства воспринимают предметы? Какая существует связь между ощущением и ощущаемым предметом? Чем можно доказать, что воспринимаемое ощущение вполне соответствует тому предмету, который его вызывает? Затруднение это весьма серьезно и философы уже давно потеряли его значимость. Можно сказать, устранение этого затруднения есть жизненный вопрос философии, от решения которого в значительной мере зависит решение и всех прочих вопросов. Поясним это примером.
На расстоянии пятидесяти метров от себя вы видите башню и по первому впечатлению решаете, что она круглая. Что вы подразумеваете под тем, что она круглая? Вероятнее всего то, что ваше зрительное впечатление от этой башни походит на те впечатления, которые вы связываете с другими предметами, например деревьями, которые принято называть круглыми. Если же вы никогда не подойдете к этой башне ближе, то она так и останется для вас такой навсегда. Однако, подойдя к башне поближе, вы обнаружите, что она вовсе не круглая, а четырехугольная. Оправдывая такую разницу в своих зрительных ощущениях, вы можете сослаться на слабость зрения, на законы оптики, но в сущности это ничего не объясняет. Вы будете утверждать, что на расстоянии пятидесяти метров башня выглядит круглой, но в действительности она четырехугольная, между тем как на самом деле башня не является ни круглой, ни четырехугольной. "Круглый" и "четырехугольный" - это всего лишь понятия, а не свойства предметов; это то, что существует субъективно, а не объективно.
К такому выводу пришли и древние скептики. А так как подобными выводами уничтожается всякая достоверность чувственного знания, то, несмотря даже на осознание того,что чувство является все-таки единственным источником знания, скептики пришли к выводу об обманчивости всякого знания. Только спустя много веков был найден выход из этой дилеммы, заключающийся в том, что признавая недостоверность чувственного знания, примирить эту идею с естественным стремлением человека мыслить, то есть примирить скептицизм и с верой, и с разумом.
Все утверждавшие, что чувства дают истинное знание о предметах, воздействующих на них, были вынуждены с помощью какой-либо гипотезы объяснять отношения, складывающиеся между объектом и субъектом, предметом и чувством. Для этой цели уже были изобретены воздушные, исходящие от предметов образы, при посредстве которых устанавливалась прямая связь между субъектом и объектом. Зенон довольно хорошо понимал, что отделяющийся от объекта воздушный образ способен дать представление только о его поверхности, если только он вообще может дать о ней правильное представление. Поэтому такая гипотеза, предполагающая существование исходящих от предметов образов, могла быть полезной лишь для объяснения видимых проявлений объекта, вопрос же заключается не в том, как воспринимаются проявления объектов, а в том, как воспринимаются сами объекты. Если воспринимается только их поверхность, то тогда получаемое знание есть лишь знание каких-то проявлений, в которых лишь обнаруживается некая сущность, и, следовательно, совершенно правы скептики, принципиально подвергающие сомнению возможность познания.
Зенон вполне оценил всю трудность этого вопроса и постарался разрешить его на свой лад. Однако его собственная гипотеза, выглядящая более понятной, все же лишена всякого основания. Зенон предположил, что чувство способно проникнуть далее проявлений и воспринять самую субстанцию. Взгляды Зенона на этот предмет обстоятельнее и надежнее всего были переданы Секстом Эмпириком. Так в сочинении "Две книги против логиков" Секст Эмпирик сообщал: "Итак, •эти мужи утверждают, что критерием истины является постигающее представление". Необходимо отдельно остановиться на том, что подразумевалось под словосочетанием "постигающее представление". По словам того же Секста Эмпирика: "Представление у них есть отпечаток в душе. Но относительно этого отпечатка тут же возникли у них разногласия. Клеанф говорил об отпечатке в смысле углубления или возвышения, наподобие того отпечатка, что появляется от печати на воске. Хрисипп же полагал, что это абсурд,.... ибо если в нас возникает одновременно множество представлений, то и душа будет иметь весьма многочисленные фигурные образования, что еще хуже прежнего. Сам же он предполагал, что Зенон употребил "отпечаток" вместо "изменение", так что получается такой смысл: "Представление есть изменение души"..... Подобно тому как воздух, воспринимая сразу неисчислимые различные удары, когда многие издают звук одновременно, имеет и множество изменений в одно и то же мгновение, также и ведущее начало, имея разнообразные представления, может воспринимать нечто этому соответственное".
Все это весьма остроумно, а понятие об ощущении, как об изменении души, представляет значительный шаг вперед в области психологии. Но вместе с тем эта гипотеза создает и новое затруднение. Если душ3 испытывает изменения, то не оказывает ли она в свою очередь изменяющего влияния? Ведь если подлить к воде вино, то оно изменит воду, но и вода также изменяет вино. Не может быть воздействия без реакции на него. Так, например, находящийся перед глазами человека камень изменяет его душу, но можно ли утверждать, что сам камень остается без изменений? Ни в каком случае. Камень получает от человека известные качества, определенную форму, цвет, вес и тому подобное; все эти качества придает камню душа человека, сам по себе он не обладает ими.
Таким образом, вновь возникают сомнения, ибо если душа изменяет ощущаемый объект, то может ли она положиться на истинность ощущения? Не стало ли вино водянистым, а вода в свою очередь не приобрела ли свойств вина? Зенон не предвидел подобного возражения. Он хотел только доказать, что душа воспринимает предметы со всей их сущностью, а не одни лишь исходящие от них образы и не на подобие того, как воск получает отпечаток от приложения к нему печати. Но обратимся опять к изложению учения стоиков Секстом Эмпириком.
По его словам представление, сопровождаемое тем изменением души, которое принято называть ощущением, приобретало у стоиков также и значение идей. Подразумевая представление в этом самом общем смысле, они выделяли три вида представлений: представления вероятные, невероятные и представления, которые не могут быть отнесены ни к той, ни к другой категории. Первые представления (вероятные) производят в душе легкое и равномерное движение; таковы, например, представления свидетельствующие о том, Что в данный момент светло. Вторые представления (невероятные) противоречат разуму человека, как, например, представление вследствие которого, несмотря На присутствие дневного света, утверждается, что сейчас ночь или же, несмотря на ночь, выясняется, что теперь день. Третьи представления - это те, справедливость которых не может быть проверена; таковы представления, позволяющие утверждать, что "число звезд четное" или "число это нечетное".
Представления вероятные могут быть либо истинными, либо ложными, или истинными и ложными од. повременно, или же, наконец, ни истинными, ни ложными. Они истинны в том случае, если с их помощью формируется верное суждение о предмете, и ложны если создают неверное суждение о предмете, как в том случае, когда человек думает, что весло, погруженное в воду, сломано, лишь на том основании, что оно кажется ему таким. В качестве примера представления и истинного и ложного одновременно Секст Эмпирик указывает тот эпизод мифа об Оресте, когда Орест, в припадке сумасшествия, принял Электру за Эринию; истинность такого представления заключается в том, что Орест увидел кого-то (Электру), а ложность в том, что об Электре он судил как об Эринии.
Истинные представления подразделяются на постигающие и на непостигающие. Последние обычно проявляются в результате болезни или умственного расстройства; таковы, например, разнообразные представления, возникающие при безумии и ипохондрии. Постигающее представление порождается у человека находящимся перед ним объектом и, являясь копией этого объекта, не может быть вызвано каким-либо другим объектом. По мнению стоиков восприятие есть нечто вроде света, который обнаруживается тогда, когда он высвечивает предметы, от которых исходит.
Зенон хорошо видел слабую сторону категорий, выработанных другими, но сам он был не в состоянии предложить что-либо лучшее. Секст Эмпирик справедливо назвал учение стоиков смутным и неопределенным. Ведь остается непонятным, как отличить в явлениях истинное от ложного. И, что очень важно, совершенно неясно как можно установить, что полученное впечатление в точности соответствует вызывающему его объекту. Зенон тщетно пытался ответить на эти вопросы, вращаясь, с помощью одних и тех же аргументов. Задача, которую было необходимо решить, заключалась в следующем: каким образом отличать истинные впечатления от ложных? Пытаясь решить ее, Зенон утверждал, что нужно узнать, какие именно впечатления соответствуют истинным объектам или, другими словами, требуется отличить истинные впечатления от ложных.
Продолжая изложение учения стоиков, Секст Эмпирик указывал, что восприятие предметов не составляет еще знания, для его приобретения необходимо также и согласие разума. Восприятие человек получает извне, согласие же исходит от него самого - оно представляет собой результат свободной деятельности человеческого разума. Восприятия, истинность которых не может быть оспорена с помощью каких-либо аргументов, составляют основу науки. Из восприятий, не обладающие такой степенью достоверности, образуются лишь обычные мнения.
Это, конечно, довольно простой способ избавиться от затруднений. Стоики, в своем желании противопоставить распространявшемуся скептицизму что-либо положительное и в своем стремлении созидать, мало заботились о прочности основ возводимых ими построений. Они понимали, что сомневаться во всем невозможно. Человек иногда не может не выражать согласие с чем-либо, притом согласие неизменное и абсолютное. Существуют восприятия, неотразимость которых вынуждает человека приходить к определенному убеждению. Бесспорно то, что без существования некоторых несомненных истин любая человеческая деятельность оказалась бы невозможна. Однако, то, что не все восприятия человека верны - с этим нельзя не согласиться. Но какие из них верны, а какие? Каким критерием следует руководствоваться установления этого? В качестве такого критерия предложена очевидность. По мнению стоиков, ничего не может быть яснее очевидности, и вследствие такой своей ясности она не требует определения. Но именно это-то и необходимо для очевидности; стоикам только не удавалось найти этого определения.
Борьба со скептицизмом поставила стоиков в такое же затруднительное положение, в каком оказались впоследствии шотландцы Рид, Битти и Гетчисон. стремившиеся победить скептицизм Юма. Стоики были вынуждены оставить философию и апеллировать к здравому смыслу. Сама борьба стоиков весьма похожа на борьбу шотландских философов: и те, и другие стояли на одной и той же почве, действовали одним и тем же оружием, имели дело с одним и тем же противником и добивались одной и той же цели. И те, и другие защищали нравственность, которой, по их мнению, грозила опасность.
И здесь стоит показать то замечательное непонимание истинной силы врага и ту крайнюю беспомощность, которые продемонстрировали философы здравого смысла. Скептики выразили недоверие двум опорам тогдашней философии - восприятию и разуму Так, показав сначала, что восприятие предоставляет человеку понятие о кажущемся, а не о чем-то достоверном, они затем заявили, что разум не в состоянии отличить кажущееся от достоверного по двум причинам: во-первых, вследствие того, что материалами для построений разума служат внешние явления, а, во-вторых, из-за отсутствия критерия для проверки самого разума. Обосновав эти положения, скептики заявили, что философии более не существует. Однако с ними не согласились стоики, взявшие на вооружение свои здравый смысл, согласно которому восприятия могут быть как истинными, так и ложными, причем различить их вполне возможно с помощью разума, используя в качестве критерия очевидность, которая сама уже не требует никакого критерия вследствие своей ясности. Это равносильно тому, как если бы в ходе войны одна из сторон, терпящая полное поражение и уже утратившая свои важнейшие центры, стала бы шумно уверять всех в своей полной победе только на том основании, что некая группа патриотов заняла какое-то местечко и развернула там национальные знамена под музыку и барабанный бой.
Остановимся теперь на этике стоиков. Для того, чтобы получить о ней более ясное понятие, посмотрим прежде всего, как относились стоики к божеству. В природе стоики выделяли два элемента. Первый элемент - это первоначальная материя, представляющая собой тот пассивный элемент, из которого все создано. Второй элемент - активный, занимающийся созиданием из материи - Разум, Предопределение, Бог. Таким образом, Божественный Разум, воздействуя на материю, устанавливает управляющие ею законы. Эти законы носили у стоиков наименование производительных причин. Следовательно, Бог у стоиков действует как Разум мира.
Нетрудно понять, какие правила для руководства в жизни могли быть предложены стоиками исходя из таких положений. Впрочем, этика стоиков легко объясняется их теологией. Разум рассматривался ими как великий творческий закон, и, следовательно, практический нравственный закон должен заключаться в том, чтобы жить в соответствии с указаниями Разума. Если Вселенная подчинена всеобщему закону, то и всякая часть этой Вселенной также должна быть подчинена ему. Вывод из всего этого ясен - существует только один нравственный принцип, который может быть сформулирован так: "необходимо жить согласно с природой.
Сказать это, конечно, легко. Однако, любой не довольствующийся поверхностными пояснениям пожелает узнать: "нужно ли жить согласно со всей природой, или только с природой человека?" Среди стоиков некоторые (Клеанф) склонялись в первого толкования, а другие (Хрисипп) в сторону второго, точнее сказать, эти последние утверждали, что нравственная формула должна распространяться к, только на всю природу, но и на природу человека. По-видимому, именно в таком смысле эту формулу и понимали чаще всего.
Направленность нравственной формулы стоиков вполне очевидна: все должно быть сведено к Разуму, который должен главенствовать в человеке так же, как он главенствует в мироздании. Кстати, такого же взгляда придерживался и Платон. В соответствии с воззрениями подобного рода, правила жизни устанавливаются логикой. Из таких правил следует, что в уме человека нет ничего, что не могло бы быть подчинено логике и что весь человек есть не более чем интеллект. Поэтому, все, что мешает чисто интеллектуальному существованию, подлежит устранению, как нечто опасное. Физическими удовольствиями и страданиями следует пренебрегать; достойными человека стоики признавали только интеллектуальные наслаждения и страдания, ибо страсти делают человека рабом, а интеллект служит его свободе. Итак, из того обстоятельства, что чувства человека пассивны, а интеллект деятелен, они заключили необходимость для человека возвыситься над своими страстями и чувствами и пренебречь ими для того, чтобы стать в результате свободным, деятельным и добродетельным.
Как видим, в сущности, это та же доктрина циников, но в несколько облагороженном виде. В учении стоиков выразилось также предчувствие великой будущности Рима. Именно Рим оказался самой подходящей почвой для стоицизма, потому что он был населен солдатами, научившимися презирать смерть вследствие постоянных войн. Вся история римлян свидетельствует о том, насколько низко ценилась ими человеческая жизнь. Гладиаторские бои, зверские и кровавые, ожесточали души всех зрителей и не находили себе в римском обществе хоть какого-либо смягчающего противовеса. Как непохожи в этом отношении на римлян греки! Они вовсе не пренебрегали этой прекрасной жизнью и не стремились стать выше своей человеческой природы. Жизнь для них была драгоценным даром и они дорожили ей, дорожили без мелкой боязни утратить ее, но с благородным простодушием. Они любили жизнь и, расставаясь с ней, плакали, плакали без стыда. Жизнь была дорога им, и они не скрывали этого. Но когда было необходимо рисковать ею, или отдать ее за Отечество, за честь, когда ценой этой жертвы приобреталось то, что они ценили превыше всего, тогда они умирали без страха. Ахилл и Одиссей проливали слезы, и это нисколько не унижало их в глазах греков; эти герои были страшны в борьбе и нежны в любви. Филоктет1, испытывая сильные страдания, ревел от боли подобно дикому зверю и не стыдился так выражать свои чувства, однако эти вопли не изменили его: это был все тот же суровый, страшный, неумолимый Филоктет.
1 Филоктет - мифический царь города Мелибеи, принимавший участие в походе на Трою; ужаленный змеей был оставлен ахейцами на острове Лемнос, где провел почти десять лет в полном одиночестве и страшных страданиях.
Стоики, боясь изнеженности, старались довести себя До окаменелости. Они пренебрегали страданиями и презирали смерть. Человек, по их мнению, должен быть выше страдания. Но они не понимали того, что в своем стремлении возвыситься над общим уровнем, они опускались ниже его. Человеку по самой его природе свойственно чувствовать боль, и скрывать выражение ее - это не более, чем притворство. Было бы, разумеется, хорошо, если бы молчание могло уменьшить страдание, но подавить крик совсем не значит подавить чувство, и человек страдающий, но притворяющийся что он ничего не ощущает, достоин только жалости Дикарь легко усваивает эту философию, но цивилизованный человек выше ее. Неужели, получив удар, вы ничем не выдадите своего чувства? Но подобный героизм присущ и камню. Неужели перед ликом смерти, вы не выразите никакого сожаления? Но в таком случае вы не достойны жизни. Истинный героизм заключается в том, чтобы чувствуя страдание, все же побеждать его, и, любя жизнь, отдать ее при необходимости за благородное дело.
Стоицизм можно одобрять как здоровую реакцию против всеобщей изнеженности, но при этом нельзя не замечать его односторонность. Стоицизм в конце концов вел к апатии и эгоизму. Впрочем, апатия рассматривалась стоиками как высшее состояние человека, тогда как на самом деле она, конечно, низшее его состояние.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 459 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!