Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
По мнению одних, Платон только излагал в литературной форме идеи Сократа, другие же считают его основателем новой эпохи в истории мысли и новой философии. Оба эти взгляда представляются довольно спорными, но в суждениях о Платоне ошибки так многочисленны, можно даже сказать - столь неизбежны, что всякий, понимающий, насколько трудно установить здесь истину, воздержится в данном случае от категоричности. Оставляя за собой право представить и свои соображения по этому предмету, - право, купленное ценой значительного труда, потраченного на исследование, - автор, однако, также не намерен настаивать на их безошибочности.
Не считая Платона всего лишь последователем Сократа и не рассматривая его в качестве творца новой философии, можно попытаться взглянуть на него как на философа, наследовавшего всю мудрость своего века. Ведь уяснив вполне важность метода Сократа, он не только усвоил его, но также развил и дополнил. Вместе с тем Платон также понял и значимость тех идей, которые с такими усилиями вырабатывались его предшественниками. Именно поэтому в его произведениях можно обнаружить в развитой форме главные черты учений пифагорейцев и элейцев, Анаксагора и Гераклита. Благодаря обширному запасу знаний и строгому методу, влияние Платона на умственное развитие человечества было столь мощным, что еще до сих пор следы его не совсем изгладились. Но Философия Платона носила критический, а не догматический характер. Он дополнял, совершенствовал взгляды других и внес мало нового в философию своего века. В Платоне, как мыслителе, греческая философия достигла своей кульминационной точки - в его сочинениях соединены и подчинены одному методу; все разнообразные и противоположные тенденции предшествующих эпох.
Метод этот был, несомненно, методом Сократа с некоторыми изменениями или, лучше сказать, дополнениями. Шлейермахер в блестящем очерке "О значении Сократа, как философа" утверждал, что заслуги Сократа перед философией состоят не столько в добытых им истинах, сколько в указании способа отыскания истины. Указав на эту мысль, Джон Милль заметил следующее: "Нам кажется, что если несколько видоизменить ее, то она может быть применена и к Платону. Нет сомнения, что ученик распространил свои исследования и умозрения далее, что он проник с помощью их глубже в сущность дела, чем его учитель. Но хотя у него постоянно являются чрезвычайно оригинальные и ценные идеи, однако, когда они суть результаты исследования, они редко выдаются нам с видом убеждения, как нечто прочно установленное. Но когда речь идет о правильном способе философствования, о том нравственном духе, которым должны быть проникнуты наши поиски истины, об интеллектуальных процессах и методах, посредством которых она раскрывается, или когда затрагивается вопрос не о каком-либо частном научном принципе, но о знании вообще, о различии между знанием ли невежеством или между знанием и простым мнением; тогда > взгляды, развиваемые Платоном, отличаются определенностью и твердостью, они всегда одни и те же и высказываются с видом серьезного и зрелого убеждения. Даже когда он трактует о других предметах и когда развиваемые им взгляды далеко не горячо поддерживаются, у него всегда замечается сильное стремление выдвинуть свое, по-видимому, серьезно установившееся мнение о сущности той или другой части процесса философского мышления. Вывод из всего этого тот, что, когда дело шло о вопросе, что такое знание, или о теории разыскания истины, Платон не довольствовался указанием на то, что его предшественники заблуждались и почему именно, но и вырабатывал свои собственные положительные взгляды. Но во всем или почти во всех других случаях он ограничивался опровержением чужих нелепостей, указав на настоящий путь исследования и на тот дух, в каком оно должно быть ведено, причем высказывал и множество собственных идей, в важности которых он, однако, еще сам не был уверен и оценку которых он предоставлял следующим компетентным в этом деле исследователям".
Теперь посмотрим, каков именно был тот метод, которым пользовался Платон. Известно, что Сократ считал индукцию (или рассуждение по аналогии) и определения двумя главными основами всякого исследования. Недостаточность этих основ вполне очевидна, и Платон сам счел необходимым дополнить их. Определения составляют фундамент всякой философии. Чтобы знать, каков данный предмет, необходимо также знать, каков он не есть. Для получения верных определений, Сократ прибегал к своему акушерскому искусству и продвигался к цели с помощью индукции. Платон также использовал эти приемы, но к ним он добавил еще более верный путь анализа и синтеза, обобщения и классификации.
Анализ, на необходимость которого во всяком философском исследовании первым указал именно Платон, заключается в разложении целого на составные части, что дает возможность после внимательного изучения всех частей составить правильное представление о целом. Говоря языком Платона, анализ есть видение Единого во Многом. Так, если предмет, подлежащий исследованию, есть добродетель, то общий термин "добродетель" должен быть разложен на части, то есть на все отдельные добродетели, и после тщательного исследования этих добродетелей и возникает ясная идея добродетели.
Для Платона определения имели то же значение, что и отвлеченные идеи для позднейших метафизиков. Отдельный предмет в его глазах имел преходящее и феноменальное бытие, отвлеченная же идея -была неизменна, и, следовательно, только она могла быть предметом философии. Сократ хотя и настаивал на необходимости правильных определений, но вовсе не думал о систематизации тех определений, которые должны составлять содержание философии. Платон восполнил этот пробел и уже этим перевел философию с почвы исследований о человеке и обществе на почву диалектики. Что же такое диалектика? Это -искусство мыслить и рассуждать или, другими словами, это - логика. Платон употреблял слово "диалектика" в самом широком смысле, полагая, что мышление есть безмолвное рассуждение души и отличается от речи только безгласностью. Понимая философию как диалектику, Платон усвоил себе разговорный метод Сократа, но придал ему, однако, иной характер.
Из представленного выше краткого описания метода Платона можно видеть, насколько ошибаются те, кто утверждает, что его заслуги носили исключительно литературный характер. Платон был диалектиком, и притом строгим диалектиком, - в этом заключалась его главная особенность. Однако при этом он облек свой метод в такие привлекательные формы, что вовсе неудивительно то, что средство было воспринято многими как цель. Основное положение Платона, как и его учителя Сократа, в данном случае заключалась в том, что необходимы неутомимые исследования общих терминов (или отвлеченных идей). Ведь Платон смотрел на жизнь не через призму личных интересов временного жильца этого мира, но как человек, бессмертный дух которого стремился освободиться от земных оков и уловить хотя бы слабый луч света из того царства вечной истины, где ему некогда предстоит упокоиться. Мимолетным явлениям этого мира он не придавал большого значения, но все же был слишком мудр для того, чтобы совсем ими пренебречь. Как бы не были они мимолетны и несовершенны, но в них заключаются намеки на ту вечную истину, к которой стремился Платон, и тогда они - следы на опасном пути и руководители, ведущие к желанной цели. Задолго до Платона мыслящие люди пришли к убеждению, что чувственное знание есть только знание внешней стороны явлений, что все, чему приписывается бытие, есть только непрерывный ряд изменений, нечто такое, что, всегда образуясь, никогда не существует в данный момент, что, наконец, отчеты, доставляемые нам чувствами о всех предметах, носят такой же изменчивый и непостоянный характер. Платон, следовательно, не мог положиться на чувства и не мог думать, что Время есть нечто большее, чем колеблющийся образ вечности.
Но он не был скептиком. Хотя преходящие явления не есть истинные сущности, но они - образы истинных сущностей. Исследовать эти образы, классифицировать их, отыскать в них общее, неизменное и необходимое среди изменчивого и случайного, установить Единое во Многом - таким представлялся ключ к раскрытию тайны бытия.
Но оставим этот платоновский язык и спросим, что собственно хочет сказать Платон? Мысль его предельно проста: предметы существуют как классы и как особи; классы, в свою очередь, это всего лишь подвиды классов. Таким образом, люди суть особи класса человек, а человек есть подвид класса животное. Дедуктивная философия не имеет никакого дела с особями, она занимается только классами. Общие термины или отвлеченные идеи составляют таким образом истинное содержание философии.
Эти общие термины, по мнению Платона, суть единственно реальные сущности, единственные предметы философии. И, насколько можно судить по выражениям, употребляемым Платоном, он в данном случае, видимо, находится в полном согласии с современными мыслителями. Однако не следует воспринимать эти совпадения в выражениях за совпадение идей. Философия Платона - это собственно нечленораздельная речь, представляющая интерес для историка, но, как решение задачи, не имеющая никакой цены.
Здесь и лежат истоки знаменитого спора о реализме и номинализме. Суть этого спора состоит в следующем. Реалисты утверждают, что всякий общий термин (или отвлеченная идея), как, например, человек, добродетель и тому подобное, имеет реальное и самостоятельное существование, совершенно независимое от какой-либо конкретной индивидуальной формы. Номиналисты же, напротив, полагают, что все общие термины суть лишь продукты ума, не обозначающие никаких определенных сущностей, так как они суть только знаки собирательных понятий.
В вопросе о реализме Платон не последовал за своим учителем Сократом, о чем имеется несомненное, хотя до сих пор еще и не слишком известное, свидетельство Аристотеля. Так, описав метод индукции Сократа и определения, он указал, что: "Сократ не приписывал определенного бытия ни общим терминам, ни определениям". А затем, имея в виду, видимо, Платона, Аристотель прибавил: "Те, которые последовали за ним, приписали этим общим терминам отдельное бытие и назвали их идеями".
Теперь уместно перейти к рассмотрению знаменитой теории идей Платона, которая, несмотря на некоторую сбивчивость и противоречивость, присущую всем частным воззрениям философа, достаточно ясна и понятна.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 3189 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!