Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Из всех писателей античности Платон, вероятно, пользуется наибольшей известностью. Даже люди, ничего не знающие о Гомере, имеют хоть какое-то представление о Платоне, как о философе, с именем которого связана так называемая "платоническая любовь". Этот мудрец древней^Греции до сих пор возбуждает в человечестве острый интерес. Юноши и романтики имеют странное, "романтическое" понятие о нем. Читатель, сумевший усвоить лишь азы модной философии, относится к нему восторженно, как к*"великому идеалисту". Теолог смотрит на него с признательностью, как на энергичного и красноречивого защитника учения о невещественности и бессмертии души. Литературный критик зачастую видит в сочинениях Платона образцы метафизического красноречия и причисляет к одной категории с ним любого писателя, заявившего о себе по части "поэтической философии" и склонного к метафорам, мистицизму и мечтаниям.
И, наверное, только теологи относятся к Платону правильно; взгляды же всех остальных, позаимствованные из вторых рук, совершенно ложны. Платон был кем угодно, но только не мечтателем и не идеалистом в обычном смысле этого слова. Это был тонкий диалектик, строгий, абстрактный мыслитель и великий мастер по части всяческих словесных ухищрений. Его метафизика своей абстрактностью и своими тонкостями способна оттолкнуть от себя даже самого терпеливого читателя. Мораль и политика у Платона совершенно лишены какой-нибудь романтической окраски, напротив, их построение в высшей степени строго и логично. В этих сферах Платон предстает суровым мыслителем, не идущим ни на какие компромиссы, мыслителем, который вовсе не по плечу большинству. Вообще в Платоне человек оказался всецело поглощен диалектиком: с его точки зрения человеческая страсть не более чем болезнь, а человеческие удовольствия - пустой вздор. Жить, по мнению Платона, стоило только ради истины и диалектика, как инструмент постижения истины, представлялась ему поэтому благороднейшим занятием человека.
Представления о слоге Платона также не менее ошибочны. Это вовсе не поэтический, изобилующий метафорами стиль, как это обыкновенно принято считать. Бесспорно, в нем есть красоты, но совершенно не те, на которые обычно указывают. Вся сила слога Платона заключается в его драматической выразительности. Лучшие диалоги Платона - это неподражаемые литературные шедевры, в которых меткость выражений соединена с насмешкой, иронией и живостью изображения, однако фантазии в них очень мало, а если она все же и встречается, то выглядит бедно и маловыразительно. Аристотель превосходно охарактеризовал слог Платона, заметив, что "он составляет нечто среднее между стихами и прозой", что в нем скорее обнаруживается стихотворная гармония, нежели полет фантазии. Обыкновенно Платону приходилось возражать против чего-либо или что-то доказывать, и, вследствие этого, примеры, которые им приводятся, по большей части заурядны. Временами он бывал красноречив и естественен. Некоторые мифы переданы им очень эффектно и изящно, точно также в его сочинениях среди диалектического тумана и сухих рассуждений рассеяно множество удачных мест. Эти-то места и цитируются чаще всего в различных сочинениях, вот отсюда и проистекает заблуждение, что Платон будто бы всегда писал одинаково занимательно. Но можно отыскать прекрасные места и у Аристотеля, который в целом весьма малопривлекательный писатель.
Причина того, что Платона так мало читают, заключается, вероятно, в том, что тексты его местами трудны для понимания, а рассмотрение некоторых вопросов в них откровенно скучно. Многочисленные издания его сочинений не должны вводить кого-либо в заблуждение на этот счет. На Платона часто ссылаются, его часто цитируют из вторых рук, но кроме профессиональных ученых и литераторов его редко кто читает. Люди образованные чаще всего осиливают из любопытства один или два диалога, но крайне редко любознательность побуждает их двигаться далее. Трудность усвоения идей Платона и остающееся после их усвоения чувство неудовлетворенности не располагают к последующему знакомству с великим философом. Но те, кто проявил настойчивость, находят в конце концов свои усилия вознагражденными; большой труд, затраченный ими, оказывается вознагражден сторицей. Аристокл, по прозванию Платон (человек с широким лбом), сын Аристона и Периктионы, родился в Афинах или в Эгине около середины мая 430 г. до Р. X. Следовательно, его детство и юность пришлись на период Пелопонесской войны - вероятно, наиболее блестящую пору в истории древней Греции. В роду Платона было немало знаменитых людей: по отцу он был отдаленным потомком последнего аттического царя Кодра, а по материнской линии состоял в родстве с Солоном.
Биография такого великого человека, как Платон, естественно, не могла не стать предметом всевозможных вымыслов, и многие античные авторы вполне серьезно сообщают о различных чудесных событиях его жизни. Так, согласно одному преданию, Платон был сыном Аполлона, а его мать - девственницей. По словам другого, отец Платона, будучи уже помолвлен, тем не менее отложил свой брак потому, что во сне он увидел Аполлона, заявившего о том, что невеста - его, Аполлона, дочь.
Платон получил превосходное и разностороннее воспитание. В гимнастических упражнениях и борьбе он достиг такого совершенства, что смог успешно участвовать в состязаниях на Пифийских и Истмийских играх. Как всякий истинный грек, Платон придавал огромную важность гимнастике, находя, что она так же полезна для тела, как диалектика для ума. Но он благоразумно не допускал, чтобы телесные упражнения поглощали все его время и внимание. Прилежно и с некоторым успехом Платон занимался также поэзией, музыкой и риторикой. Наряду с несколькими трагедиями, дифирамбами, лирическими стихотворениями и эпиграммами, он написал еще и эпическую поэму, которую, впрочем, сжег в припадке отчаяния, ибо она не выдерживала никакого сравнения с произведениями Гомера. Трагедии свои Платон уничтожил уже после своего знакомства с Сократом. Некоторые же эпиграммы его сохранились, одна из них прелестна: "Ты смотришь на звезды, жизнь моя! О, как хотел бы1 я быть этим звездным тысячеоким небом, чтобы глядеть на тебя".
Среди прочих своих занятий, Платон не оставлял и философии, интерес к которой у него проявился с ранних лет. Однако, только на двадцатом году жизни Платон услышал беседу Сократа и с той поры стал преданным его учеником и неизменным слушателем.: Влияние Сократа оказалось огромным, оно изменило всю последующую жизнь Платона: с той поры канули в прошлое телесные упражнения и драматические опыты. Еще до встречи с Сократом глубокий и созерцательный ум Платона заставлял его интересоваться; сокровеннейшими тайнами мироздания. Мрачная философия Гераклита вполне соответствовала его юной,; меланхолически настроенной душе - скептицизм, болезнь того времени, владела Платоном также, как и всеми остальными. Но в то же время в нем жила сильная потребность веры, боровшаяся с этим скептицизмом, и вот в идеях Сократа Платон обрел успокоение и познал, что, не опровергая всех своих сомнений, он может избегнуть их, направив поиски истины в другую сторону.
В обществе Сократа Платон провел около десяти лет и не расставался с ним до самой его смерти. Он не покинул своего возлюбленного учителя во время суда над ним и даже пытался защищать его, но, когда он начал речь, судьи прервали его и не позволили ему говорить. Известно, что Платон упрашивал Сократа принять от него такую сумму денег, которой было достаточно, чтобы спасти подкупом его жизнь. По всей видимости, Платон не присутствовал около Сократа в тот время, когда он должен был выпить яд - сама мысль об этом была для Платона столь невыносима, что он оказался тогда "больным".
После смерти Сократа Платон сразу же уехал из Афин. Известно, что около года он прожил в Мегаре у Евклида, после чего направился в Кирену, где обучался математике у Феодора, с которым познакомился в Афинах. Имеются указания, что затем Платон отправился в Египет, однако, все сведения, подтверждающие его пребывание в Египте носят сомнительный характер. Таково, например, свидетельство Валерия Максима: "В то время, как любознательная молодежь со всех сторон стекалась в Афины, желая учиться у Платона, философ странствовал по извилистым берегам Нила или по обширным равнинам этой варварской страны и сам учился у египетских старцев". Во всяком случае, влияние на Платона этого путешествия, если оно только имело место, сильно преувеличено: по его сочинениям трудно заключить, чтобы он занимался изучением Египта. Так из того, что он сообщает об этой стране, видно, что он был знаком с ней крайне поверхностно: он хвалит трудолюбие жрецов, но об их научных познаниях отзывается он весьма невысоко.
Ясно одно, что Платон действительно много странствовал в эти годы. Среди этих путешествий он разрабатывал идеи Сократа, вносил в них некоторые новые элементы, но в то же время он неизменно остался верен методу Сократа.
Наконец, он вернулся на родину и вокруг него сразу же собралась толпа ревностных учеников. Обогатив свой ум в ходе путешествий по чужим землям, запасом самых разнообразных знаний и постоянными размышлениями, Платон последовав примеру своего учителя Сократа, и принялся распространять свои идеи. Точно также как и Сократ, он не брал плату за обучение. Свои беседы Платон проводил в общественном саду в окрестностях Афин, называвшемся Академией (в честь местного героя Академа), и по названию этого сада получила свое наименование основанная им там философская школа. По свидетельству современников, сам этот сад, украшенный статуями и храмами, заполненный зеленью и журчанием воды протекавшей через него речушки, казалось был предназначен самой природой для уединения и философского размышления. Связывая все это великолепие) природы с поэтическими красотами диалогов Платона, некоторые историки философии полагали будто лекции, которые читались в Академии, были велико лепным фейерверком красноречия и мечтаний о философских предметах.
Но ничего не может быть ошибочнее этого. Беседы Платона, скорее всего, были для его учеников трудными упражнениями и требовали определенного навыка к длительному абстрактному мышлению. Каковы бы ни были красоты, приписываемые сочинениям Платона, но собственно его лекции были не литературными, а диалектическими упражнениями.
Однако почему-то принято думать иначе: "Лекции Платона были не столько школой сурового труда большинства, сколько утонченной образованности для высших классов, которые не имели другой цели, как только увеличить наслаждения, доставляемые им их преимуществами и богатством". Значит ли это, Платон не учил стоицизму? Если да, то это общеизвестная истина; если же учил (что, конечно несправедливо), то какое отношение может иметь его диалектика к "суровому труду"? Далее, само утверждение, что лекции Платона представляли собой "школу утонченной образованности для высших классов", совершенно голословно и, притом, весьма спорно. "Высшие классы" учились преимущественно у софистов и, кроме; того, лекции Платона были бесплатными и каждый свободный гражданин мог их посещать при соблюдении определенных условий. В Афинах не было аристократической исключительности; там не было никаких "высших слоев", образование которых отличалось бы от образования других свободных граждан. Предположение, что эти "высшие слои" думали лишь о том, как бы с помощью лекций усилить "наслаждение, доставляемое им их преимуществами и богатством", также совершенно непонятно, так как сложно даже представить, каким образом высшие классы могли достигать подобной цели, слушая рассуждения о сущностях и основных идеях. К тому же достаточно хорошо известно, что взгляды Платона на справедливость и честь были "совершенно неприменимы при испорченности афинян" и что "всякое эмпирическое знание, какое необходимо, например, для политика, было ему антипатично".
Некоторым подтверждением справедливости обычного представления о лекциях Платона мог бы служить рассказ о том, что они посещались даже женщинами. Следует, однако, заметить, что этот рассказ не вызывает особого доверия, тем более, что имеется и другой рассказ о том, как одна женщина для того, чтобы послушать лекции Платона, переодевалась в мужское платье, что дает основание предполагать, что такое переодевание было необходимостью. Если первый рассказ справедлив, то он свидетельствует о исключительно высокой образованности гетер (ибо только они могли посещать лекции Платона), что, впрочем, неудивительно, если вспомнить о таких женщинах, как Аспазия, способных судить о предметах самого отвлеченного характера.
Но какова бы ни была цель лекций Платона, они представляли серьезное испытание для способностей учащихся. Диалектическому характеру этих лекций, видимо, обязан своим происхождением и рассказ о том, что при входе в Академию была надпись "Негеометр - да не войдет". Рассказ этот весьма распространен, но справедливость его не подтверждается достаточно убедительными доказательствами. Смысл рассказа вообще противоречит тому, что известно о взглядах Платона на геометрию: так он исключал геометрию из области философии на том основании, что она принимает свои аксиомы без доказательства и полагал, что она занимает промежуточное место между обычным суждением и философией, будучи точнее первого, но менее достоверной в сравнении с последней.
На сороковом году жизни Платон впервые посетил Сицилию, где близко познакомился с сиракузским тираном Дионисием Старшим, его зятем Дионом и сыном Дионисием Младшим. Дион, поклонник и ученик Платона, находившийся в оппозиции к тирании, стремился с помощью философа оказать воздействие на развращенного самодержца и через него благотворно повлиять на всю сицилийскую общественность. Это первое пребывание в Сицилии едва не закончилось для него трагически: в результате каких-то политических разногласий, а может быть вследствие придворных интриг, Дионисий Старший был так разгневан на философа, что приказал его убить. Однако, по ходатайству Диона тиран пощадил Платона, но приказал спартанскому послу Поллиду, на корабле которого Платон должен был возвращаться домой, продать его в рабство. По всей видимости, Поллид действительно исполнил данное ему приказание. По крайней мере, почти достоверно известно, что Анникерид Киренский купил Платона за 20 или 30 мин1 на острове Эгина и немедленно отпустил его на свободу. Сообщается также, что по возвращении в Афины Платон получил послание от Дионисия Старшего, в котором
1 Мина - денежная и счетно-весовая единица античности, афинская мина весила 436,6 грамма серебра.
тот выражал сожаление о происшедшем и просил не отзываться о нем дурно. В ответ философ презрительно заметил, что "у него нет времени думать о Дионисии".
Во второй раз Платон посетил Сиракузы уже после смерти Дионисия Старшего. Привлеченный уверениями того же Диона в том, что новый тиран стремится в своем государстве воплотить высокие идеалы и очарован платоновской философией, он надеялся получить от Дионисия Младшего место для основания колонии, план которой был разработан самим философом. Колония была обещана, но свое обещание Дионисий Младший так и не выполнил. Более того, тиран, отличавшийся в сравнении со своим отцом еще более противоречивым и порывистым характером, начал подозревать участие Платона в заговоре Диона. В результате, избегнув опасности погибнуть, почти шестидесятилетний философ должен был бесславно вернуться в Академию.
Трудно поверить, но имея печальный опыт двух этих поездок, Платон согласился отправился в Сиракузы и в третий раз с единственной целью примирить Дионисия Младшего с его дядей Дионом. Убедившись, однако, в бесполезности и, быть может, даже в опасности своих попыток, он возвратился домой.
Остаток дней своих Платон провел в спокойной тиши Академии. Чтение лекций и собственные сочинения были главными его занятиями. Составление тех диалогов, которые не перестают поражать человечество уже более двух тысячелетий, стало главной отрадой его старости. Он дожил до преклонного возраста и умер на 83 году жизни.
Очевидно, что жизнь Платона, как впрочем и большинства великих людей, сложилась довольно трагически: она была заполнена разочарованиями и неудачами. Может быть именно поэтому, Платон всегда казался окружающим погруженным в глубокую меланхолию. Его большой широкий лоб был постоянно нахмурен, а мощные плечи - опущены, точно под тяжестью дум, как это бывает только у мыслителей. Он никогда не смеялся, лишь изредка его лицо посещала улыбка, в античные времена среди комедиографов даже бытовало выражение: "Грустен, как Платон". У Платона было много почитателей, но едва ли он имел друзей.
В Платоне мыслитель преобладал над человеком. Этот великий экспансивный ум настолько глубоко погружался в философские вопросы, что у него едва ли могло еще оставаться влечение к чему-либо другому. Поэтому-то он всегда порицал поэтов. Некоторые полагают, что, изгоняя из своего "Государства" поэтов, он против воли подчинялся логическим выводам из своих принципов, но что в действительности он слишком любил поэзию, чтобы искренне ее осуждать. Как бы то ни было, но Платон был в постоянном и глубоком разладе с поэтами. Он питал к ним чувство, близкое к презрению, находя, что своим равнодушием к истине и своим пристрастием к форме выражения они отчасти походят на софистов. Единственный род поэзии, восхваляемый Платоном, это -нравственная поэзия или, другими словами, философия, изложенная в стихотворной форме. Его душа стремилась к истине, а поэты,' по мнению Платона, в лучшем случае лишь вдохновенные сумасшедшие, не сознающие того, что говорят их уста. Стоит только заглянуть в диалог Платона "Ион", чтобы понять причину изгнания поэтов из "Государства". Платон не любил поэзию как потому, что видел в ней опасную соперницу философии, так и потому еще, что презирал все то, что только может быть приятно. Правда, у него много ссылок на Гомера, и в конце "Государства" можно обнаружить как бы невольные сомнения, не слишком ли сурово обошелся он с любимцем своей юности, но Платон тотчас же избавляется от них и повторяет вновь, что истина должна быть единственной целью человеческих устремлений.
Есть в характере Платона все же нечто неприятное, сказавшееся и в его сочинениях. Это был великий, но вовсе не привлекательный человек; произведения его имеют выдающиеся достоинства, но замечательно односторонни. Нравственное учение его - это мораль логика, а не человека широкообъемлющей души, познавшего и полюбившего жизнь в ее многообразной сложности; мораль, соответствующая какому-то невозможному состоянию человечества.
Вполне возможно, что подобный взгляд на Платона противоречит уже сложившемуся образу великого философа, но он не выставляет его в обычном романтическом свете и вполне соответствует тому, что сообщили о Платоне античные авторы. Стоит еще заметить, что чувство юмора, которым отличаются некоторые диалоги Платона, вовсе не противоречит замечанию о том, что он всегда пребывал в меланхолическом настроении. Ведь и писатели, создающие юмористические произведения, далеко не всегда отличаются веселостью в жизни. Так, например, Мольер, при всем его несравненном юморе, неистощимом и, вероятно, непринужденном, был одним из самых замкнутый людей. Смех нередко, как бы по внезапному порыву, порождается самой глубокой меланхолией. Кроме того, в юморе Платона постоянно присутствует некоторая примесь горечи - это ирония, но не веселость.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!