Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Задачи воспитания и роль наследственности



Возникло стремление, воспитывая, возродить человечество и создать нравственно улучшенную породу людей, которая создала бы и нравственно очищенную общественную жизнь. Ярким выра­зителем этого стремления являлся Ж.Ж.Руссо, выступавший со своей проповедью об «очеловечивании человека», как он выража­ется в своем «Эмиле», при помощи воспитания. <...>

Проповедь Руссо оказала сильнейшее влияние... на взгляды великого педагога того времени... отца народного воспитания Ген­риха Песталоцци. <...> В доктринах Ж.Ж.Руссо Г. Песталоцци ви­дел «всеобщее средство» возродить воспитание, а через него и человека, который в своем естественном состоянии слаб и несо­вершенен.

С природными инстинктами человека необходимо бороться, их необходимо обуздывать. По справедливому мнению Песталоц­ци, учреждения, нравы, законы и методы воспитания — все долж­но стремиться к этой цели. Человек остается грубым человеком природы, поскольку ему недостает общественной культуры, ко­торая... должна стремиться к гармоническому развитию всех спо­собностей. Воспитание поэтому необходимо для человека вооб­ще, а следовательно, и для всей массы народной, в которой оно должно быть широко разлито... (с. 299)

●●●

Единственно надежным средством удовлетворения вновь на­родившимся и нарождающимся требованиям является воспита­ние-образование, по самой природе своей предназначенное, по выражению Руссо, «очеловечивать человека» в качестве члена об­щества. Его основная задача — приспособить все существо челове­ка к разумной жизни в обществе ему подобных, к разумно-спра­ведливым взаимным человеческим отношениям. Для этого оно должно быть поставлено и обставлено в жизни так, чтобы вну­шать и прививать к воспитываемым живое активное убеждение, что разумно понимаемые интересы всех членов общества, по самой природе последнего, солидарны, что благо отдельного члена пред­ставляет собою невыделяемую составную часть блага общего, что невежество, грубость, бедность, невзгоды, пауперизм, регресс и вырождение одной части общества вследствие тесной взаимной зависимости и неотвратимости взаимодействия невыгодны и даже пагубно отражаются на всех остальных. <...>

Образование дает человеку знание и понимание окружающих его явлений и непреложного сцепления в рядах этих явлений при­чин и следствий. Вместе с тем оно указывает средства и дает воз­можности создавать благоприятные, рассчитанно предусмотрен­ные условия окружающей обстановки. <...>

Воспитание, пользуясь влиянием внешней обстановки и всего повседневного образа жизни вообще, особенно в семье, влиянию которой Песталоцци справедливо придавал столь важное значе­ние, может и должно содействовать развитию в воспитываемых устойчиво-ясного и благоприятно слагающего самочувствия, в свою очередь служащего основанием спокойно приятных и благо­приятных настроений, в которых и из которых зарождаются вле­чения и стремления к воплощению в жизни добра и справедли­вости.

Это первая основная задача воспитания. Для ее осуществления необходимо правильное развитие чувствований, необходима благо­приятная культура их, которую тот же Песталоцци основательно рассматривал как основу воспитания....

Другая основная задача воспитания — образование выгодных ассоциаций, с одной стороны, между определенными чувствова­ниями и настроениями, а с другой — определенными представлени­ями, понятиями, взглядами и убеждениями, возникающими и слага­ющимися под влиянием жизненного опыта вообще и, в частности, под влияниями различных ранних ассоциаций, которые начинают устанавливаться с первой поры жизни ребенка и которые, по-видимому, оказывают одно из важнейших влияний на характер дея­тельности человека, на его проявления во сне, на его симпатии и антипатии. <...> (с. 300)

Необходимо... чтобы воспитание перестало руководиться толь­ко здравым смыслом и разрозненными случайными наблюдения­ми и сделалось бы предметом всестороннего систематического изу­чения. <...> Необходимо, чтобы оно стало предметом правильно поставленной опытной прикладной науки, черпающей свои ру­ководящие начала из различных сопредельных положительных наук. Только тогда человек и научится успешно бороться с неблагопри­ятной наследственностью и правильно воспитывать свои подрас­тающие поколения, потому что природа человека, по справедли­вому указанию проф. Мечникова, «не подвижна и может быть из­меняема ко благу человечества» путем превращения в гармонии органических дисгармоний. <...>

Первый вопрос, с которым мы встретимся, — вопрос о роли наследственности, т.е. о той доле участия, какую принимают в образовании характера и личности человека вообще, с одной стороны, передаваемое ему по наследству от его восходящих, от прошлого, а с другой — условия окружающей среды, влияние которых начинается с момента первого появления ребенка на свет, и даже, собственно, ранее — с момента его утробной жиз­ни, и которые, во всей их совокупности, могут быть объедине­ны в одном понятии воспитания, понимаемого в широком смысле этого слова. В практическом отношении вопрос этот сводится к другому, несколько видоизмененному, — к вопросу о том, на­сколько и как наследственность... определяет будущую личность появившегося на свет человека, определяет характер его последу­ющей деятельности, а через то и его будущие судьбы, и насколь­ко это с человеком на свет появляющееся как бы предопределение, диктуемое властью прошлого, может быть изменяемо и действи­тельно изменяется прижизненными внешними воздействиями, к числу которых относятся, конечно, и рассчитанные наперед и проводимые в определенной системе воспитательные воздействия.

Нельзя не видеть практической важности этого вопроса, от того или иного решения которого может зависеть в известной мере и направление воспитания. <...>

Наследственно передаются... особенности мускульной и кро­веносной систем — например, размеры сердца, калибр и осо­бенности кровеносных сосудов и проч[ее], особенности пище­варительного аппарата, нервной системы вообще и ее различ­ных частей в частности, например, половой, животных тканей и пр. <.„> В этих пределах факты наблюдения вполне подтвержда­ют существование и влияние наследственности. Но последняя в таких пределах служит основанием только предрасположений, которые могут быть устраняемы комбинированными внешними влияниями. <...>

Если одни почти все приписывают воспитанию, то другие, напротив, слишком много относят на долю наследственности и, приурочив к чему-либо выражение: (С.301) «Это у него наследственное», не пытаются уже расчленять и анализировать наблюдае­мое явление.

Несомненно, что прошлое участвует в создании будущего, но в какой мере? Для достаточно точного ответа было бы необходи­мо выделять из совокупности всех психических сходств с родите­лями, наблюдаемых у детей, то, что действительно передано от восходящих, и то, что должно быть отнесено на долю внешних воздействий в семье, начиная с момента первого появления ребенка на свет. <...>

Лично мне приходилось работать всегда преимущественно над индивидуальными явлениями. И во всех случаях, когда имелись налицо достаточные сведения о наследственном и личном прош­лом действующих личностей, можно было находить в условиях влияния внешней окружающей среды указания на вероятные фак­торы образования наблюдавшихся сложных психических явлений.

Выясненное об ограничении влияния наследственности с точ­ки зрения воспитания существенно. Если оно правильно, то зна­чение и роль воспитания в деле определения последующих судеб человека очень увеличивается, но вместе с тем, конечно, повы­шаются и требования, предъявляемые к предусмотрительности воспитания.

С первого момента появления ребенка на свет начинается про­цесс закладки его будущей психической личности. <...> К матери­альному центру последней постоянно добавляются ощущения от различных органов тела в их различных состояниях, ощущения, вызывающие иногда, смотря по силе раздражения, и состояния волнения. Это внутренние чувствования.

По другому пути, через посредство органов внешних чувств, к тому же центру начинают доставляться первичные впечатления от воздействий внешней окружающей среды с ее разнообразием. Эти впечатления ранних периодов жизни глубоко врезаются и впоследствии являются важной величиною, определяющею иногда и незаметно для самого деятеля многое в его последующей жизни.

Наряду с этим в тот же начальный период происходит име­ющий чрезвычайно важное значение процесс сочетания или ассо­циации единовременно воспринимаемых и потому сосуществую­щих в каждое данное время впечатлений — этих будущих представ­лений и ощущений или внутренних чувствований и вызываемых ими состояний различных волнений и эмоций. Таким образом, уже в это начальное время начинает совершаться размещение по раз­личным комбинациям, если можно так выразиться, строительного материала, доставляемого для образования психической личности. Говорят, что в каждом деле первые шаги имеют важное, а ино­гда и решающее значение. Едва ли можно сомневаться, что и в деле воспитания начальные шаги имеют не меньшее значение. (с. 302) Как всегда и везде, раз образовавшиеся сочетания более или менее влияют на ход образования последующих, препятствуя одним или благоприятствуя другим. <...>

Едва ли нужно говорить, какую важную роль могут и действи­тельно играют в тот начальный... период сложения психической личности... и родители ребенка, и окружающая их родная им сре­да. Способом ухода, который зависит как от них самих, так и от их жизненного положения в период воспитания, в значительной мере обусловливаются развитие и временные состояния различ­ных органов ребенка, а следовательно, и ощущения, от этих ор­ганов идущие и образующие, в их совокупности, сложные внут­ренние состояния, а также и выбор внешних впечатлений. От вни­мания, знания и понимания родителей и окружающих в значи­тельной мере зависит образование тех или других ассоциаций и выбор между возможными из них. К влиянию рассчитанных воз­действий прибавьте влияния подражательности самого ребенка, копирующего своих родителей и окружающих, и вам тогда станет вполне понятно, как сложные особенности психической лично­сти восходящих могут передаваться нисходящим путем воспита­ния, независимо от наследственной передачи в собственном смыс­ле слова.

Влияние подражательности вообще, и у детей в особенности, а преимущественно у нервных, всякий из нас легко может наблю­дать вокруг себя на каждом шагу. <...> При этом надо заметить, что описанными, как бы первичными, влияниями воспитательные воздействия окружающей обстановки не ограничиваются. Они усу­губляются и еще более закрепляются влияниями вторичными, тре­тичными и дальнейшими, одним словом, последующими, из них вытекающими, ими вызываемыми и с ними более или менее одно­родными. Те или другие проявления ребенка, те или другие его действия, в свою очередь, вызывают то или другое отношение к нему окружающих, а характер этого отношения, со своей сторо­ны, так или иначе воспитательно опять влияет на него. <.„>

В заключение позволю себе высказать, со всеми оговорками, опирающееся на факты предположение, что несомненно на­следственно передаваемые особенности организации... едва ли представляются столь устойчивыми... особенно если действо­вать рассчитанно систематически на их более или менее значи­тельное изменение в желательном направлении с ранних пор жизни ребенка. Обыкновенно наблюдаемая стойкость этих уна­следованных особенностей, во всяком случае, немало поддер­живается всем обыденным строем и образом жизни в родной семье с окружающей ее средою, образом жизни, который со­действовал развитию и поддержанию тех же особенностей и у восходящих. <...> (С. 303)

И действительно, некоторые факторы свидетельствуют о воз­можности важных изменений организации рассчитанными воз­действиями и тем самым дают основание думать, что в этой обла­сти влияние систематического воспитания, ведущегося под руко­водством знающего врача- педагога, участие которого так жела­тельно и необходимо, может дать весьма многое в направлении превращения органических дисгармоний в гармонии, как выра­жается проф. Мечников. <...>

Необходимо, чтобы в область воспитания направилось поболь­ше научных сил для всестороннего изучения как вопросов воспи­тания, так и самих воспитываемых и для разработки «медицины тела и духа». <...> Правило это, вредное в его применении к об­щественно-государственной жизни, должно быть руководящим началом, думается мне, в области воспитания. Тогда последнее будет не только воспитанием психофизического организма как единого целого, но и обдуманным воспитанием его различных частей, из которых каждая своею жизнью вносит соответствую­щую долю участия в общую экономию психической жизни лич­ности как сложного процесса. Научиться разбирать пьесу этой жизни и определять роль факторов, ее разыгрывающих, а затем направлять эту пьесу, в пределах возможного, к наперед намечен­ной цели — гармоническому развитию целого в отдельных час­тях, его составляющих, — таковы... основные задачи воспитания как предмета научного изучения.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 293 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...