Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О так называемой моральной дефективности



Блонский П. П. О так называемой моральной дефективности1 // Блонский П. П. Из­ бранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. — М., 1979. — Т. 1. — С. 189-201. (с.272-275)

Моральная дефективность тем отличается от других психичес­ких аномалий, что ее как болезнь sui generic (своеобразное явление, качественно отличное от других) буквально с трудом приходится отыскивать в общих курсах психопатологии и общих психиатрических клиниках. <...> Возьмем наиболее добросовестное с научной точки зрения, т.е. наиболее тщательное и вдумчивое описание. Я считаю таковым описание Г.Трошина3. ( Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т. — Пг., 1915. — Т. II. — С. 541—551) <...> Первона­чальная формула moral insanity, принадлежащая «основателю» этой болезни Притчарду: «Моральное безумие — это потрясение ума, которое оказывает влияние исключительно на моральные чувства, оставляя интеллект совершенно незатронутым». <...> Большинство (но не все) психиатров держатся того мнения, что при moral insanity умственные способности понижены. Правда, понижение квалифи­цируют как «легкое», «слабое», «едва заметное» и т.д., но тем не менее разница между отсталостью (слабейшей степенью недораз­вития) и имморальностью становится все меньше. <...> (с.272)

Необходимый признак имморальности — резкий эгоизм и ги­пертрофия личности, проявляющаяся в упрямстве, своеволии, неподатливости внешним воздействиям, неприспособляемости к внешней среде (учебные заведения), а субъективно — в эгоцентри­ческом мышлении и поведении. И эта черта вполне совпадает с психологией недоразвития, по крайней мере, с той степенью ее (отсталость), умственные способности которой достаточны для того, чтобы создать своеобразную идеологию собственного «я». Может быть, разница заключается в том, что у иммораликов гипертрофия личности является раньше (до 6 лет), чем у остальных, у которых, насколько я могу судить по своим наблюдениям, гипертрофия лич­ности образуется между 8 и 10 годами. <...> Moral insanity... и свя­занный с нею эгоцентризм может развиваться в различное время; период полового созревания по справедливости пользуется особым значением в этом отношении. <...>

Самый важный симптом в moral insanity — так называемые извращенные чувства и влечения: ко лжи, воровству, поджогу, жестокости к близким людям, мучительству животных, онаниз­му, цинизму, буйству, вообще ко всему дурному. Встречается ли это у идиотов, имбециликов и отсталых? Без всякого сомнения; общий признак недоразвития: если положительные формы какой-нибудь функции не выражены, их место заступают отрицатель­ные; в сфере чувства это значит, что вместо социально-мораль­ных чувств действуют отрицательные их проявления; к этому надо прибавить и то важное обстоятельство, что мораль в своем разви­тии резко изменялась: например, справедливость развилась из первичной эмоции в виде чувства мести; у идиотов и имбецили­ков это чувство исчерпывает всю свойственную им справедли­вость, следовательно, с нашей точки зрения, она аморальна. Вто­ричные социально-моральные эмоции развиваются медленно. Разве не бывает, что нормальные дети, особенно маленькие, бьют сво­их родителей, не говоря уже о братьях и посторонних? Разве дети не выдумывают историй с ворами, разбойниками, которых они видели и прогнали? Разве они не мучают животных, не разоряют гнезд, не топят щенков, не отрывают крыльев у птичек, не лома­ют игрушек и дорогих вещей?

Все без исключения — и нормальные дети, и идиоты, и имморалики, когда совершают антиморальные действия, испытывают удовольствие; иными словами — они все имеют так называемые извращенные чувства и влечения. Следовательно, и в этом отно­шении имморалики не отличаются от недоразвития.

Остаются еще экстраординальные преступления иммораликов вроде убийства, поджогов, краж и т.д. Но это — случайное явле­ние, в том смысле, что оно зависит столько же от преступника, сколько от социальных условий; преступление есть и будет соци­альным явлением; (с. 273) напрасно люди, заинтересованные в современном общественном строе, пытаются успокоить себя идеологией, что все социальные несчастья: вроде убийств, насилий, воров­ства, проституции и т.д. — обязаны своим бытием ненормальным представлениям человечества; скорее, обратно; во всяком случае, без соответствующих социальных условий не совершит преступ­ления даже имморалик, как не застрахованы от него самые нор­мальные люди.

Отсталых, по Трошину, всегда отличают от имморалика три признака: 1) отрицательные явления существуют наряду с поло­жительными («в отсталых, даже с выраженными имморальными явлениями, можно найти симпатичные черты»), 2) преоблада­ние отрицательных явлений объяснено психологически, 3) у от­сталых не исключено внутреннее (самостоятельное) и внешнее подавление имморальных влечений. <...> Видел ли Трошин <...> или кто-нибудь другой из защитников moral insanity... хотя бы одного ребенка-имморалика, у которого не было бы ни разу ни одного положительного проявления, имморальность которого была бы вне психологических законов, вне принципа причинности и который, наконец, иногда не сдерживал себя? Таких иммораликов нет и не может быть, так как то, что приписывает им Тро­шин, есть физиологическая невозможность: 1) абсолютная мо­торная незаторможенность и 2) чудесная беспричинность. <...>

●●●

Учение о moral insanity вовсе не случайно возникло в начале XIX в. в Англии. Теоретическая предпосылка этого учения — тео­рия нравственности так называемой шотландской школы1. (Шотландская школа, или «философия здравого смысла» - философское направление, возникшее и получившее распространение в 60-80-х г.г. 18 века в университетах Глазго, Эдинбурга, Абердина. Основателем шотландской школы был. Т. Рид) Плея­да шотландских философов XVIII—XIX вв. очень обстоятельно разработала теорию об особом присущем человеку нравственном чувстве и врожденных нравственных идеях. Это моральное чувство считалось врожденным человеку, подобно инстинкту или како­му-либо органу чувств — зрению, слуху и т.п. На почве этой тео­рии «нравственного чувства» развилось учение о врожденном нрав­ственном инстинкте и врожденных нравственных идеях. С другой стороны, Притчард отсюда же вывел moral insanity: как бывают слепорожденные, лишенные чувства зрения, как бывают глухие, лишенные чувства слуха, так и бывают люди, слепые и глухие к добру, нечувствительные к добру, лишенные пресловутого «нрав­ственного чувства». Это буквально уроды, лишенные одного из врожденных человечеству чувств, это «нравственные уроды». Вот на какой старинной-старинной предпосылке держится moral insanity. <...> (с. 274) То, что в педагогическом обиходе называется мо­рально-дефективным ребенком, часто есть просто ребенок ново­го поколения, нового общественного уклада. <.„> Учение о мо­ральной дефективности чаще всего прикрывает самую черную, самую презрительную и злостную политическую реакцию в педа­гогике, оно особенно нуждается в резкой критике.

В гораздо меньшем числе случаев — именно там, где мы имеем дело с беспризорными детьми, — мы имеем дело действительно с относительно имморальными детьми. <...> Преодолеть ее мы мо­жем только тогда, когда будем правильно понимать сущность ее. «Моральная дефективность»... лишь симптом некоторой умствен­ной отсталости. <...> «Моральная дефективность» в этих случаях есть легкая умственная отсталость: легкая — это значит, выража­ясь технически, не медицинская, не клиническая, но педагоги­ческая. Выражаясь популярно, это... педагогически запущенный ребенок. Беспризорный ребенок- имморалик — это чаще всего про­сто педагогически запущенный ребенок, настолько запущенный, что у него еще нет такого умственного развития, которое требует­ся для осознания социально-моральных отношений и норм и пра­вильного ориентирования в общежитии. Теория «моральной де­фективности»... очень вредна, поскольку она благословляет педа­гога, без всякого основания, утверждать о ребенке...: «Это — без­надежный ребенок, и воспитывать его не к чему». Вместо того чтобы умственно развивать такого ребенка, его отсылают в дома дефективных детей, детские клиники. <...>

Ребенок здоров: он только педагогически запущен, умственно не вполне доразвит. Соответствующе и надо его воспитывать, как здорового запущенного ребенка. <...> Моральная дефективность детей как патологическое явление sui generis — это научная де­фективность соответствующих психопатологов и педагогов.

Выготский Лев Семенович (1896—1934),

психолог, профессор.

Создал культурно-историческую теорию

развития психики и поведения человека.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 1057 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...