Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Программа эстетического воспитания детей



2-7 ЛЕТ «КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО»

(Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина.)

Программа разработана авторским коллективом преподавате­лей кафедры эстетического воспитания МГОПУ им. М.А. Шолохова — Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой и М.Б. Зацепиной, под редакцией доктора педагогических наук, профессора Т.С. Кома­ровой. Программа эстетического воспитания, образования и раз­вития детей дошкольного возраста является целостной, интегри­рованной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного — как классического, так и народно­го, театрального), осуществляемого средствами природы, эстети­ческой развивающей среды, разнообразной художественно-твор­ческой деятельности: музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, те­атрализованной.

Программа предназначена для педагогов дошкольных учреж­дений, учителей начальных классов, а также для педагогов до­полнительного образования.

Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество» содержит разделы: «Искусство в жизни ребенка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изоб­разительная деятельность», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество», «Творчество», а также Приложения.

В названии программы заключена ее направленность. Позна­вая красоту окружающего мира (природы, людей), произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архи­тектуры и других), как классического, так и народного, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возни­кают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формируются образные представления, мышление, воображение.

Программа нацелена на развитие ребенка, которое авторы данной программы видят в приобщении детей к здоровому обра­зу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).

В программе большое внимание уделяется сенсорному воспитанию детей, развитию их восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинестезического), перцептивных действий, постоянному обогащению сенсорного опыта детей как основы познания предметов и явлений и тех их свойств, которые дети будут предавать в своем творчестве.

При разработке программы авторы опирались на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности и др.) и дидактики частных методик (методики музыки, изобразительной деятельности, художественно-речевого развития). Эти принципы связаны со спецификой того вида искусства, который лежит в основе той или иной художественной деятельности. Авторы к ним относят:

1. Тесную связь с базовым видом искусства и другими видами, дополняющими и углубляющими образное познание действительности.

2. Направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта у детей, формирование у них иных способностей в разных видах художественной деятельности.

3. Принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного формирования творческой личности,

4. Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа.

Авторы программы выделяют также важный принцип, на основывается программа, — принцип взаимосвязи обучения и развития. Программа строится на основе обучения, носит развивающий характер, а оно ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.

Еще один важный принцип данной программы — принцип интеграции как важнейшей качественной характеристики, определяемой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов и разнообразной художественно-творческой интеграция базируется на ряде положений, вытекающих из специфики искусства и заключающихся в следующем:

— на образном содержании искусства базируется та или иная художественная деятельность, при этом для каждого вида искусства и основанном на нем художественной деятельности характерны свои специфические способы создания образа;

— образ одного и того же предмета, явления может быть передан в разных видах искусства путем использования специфичных для каждого искусства средств выразительности;

— в интеграции один из видов искусства выступает в роли стержневого, другой — помогает более широкому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами;

— принципиально важно единство психических процессов, лежащих в основе каждого вида художественной деятельности и обеспечивающих ее успешное осуществление. В то же время та или иная художественная деятельность ребенка способствует развитию у него этих психических процессов.

Интеграция рассматривается авторами программы как глубо­кая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержа­ния воспитания и образования детей, охватывает все виды худо­жественно-творческой деятельности: игры — дидактические, подвижные, игры — драматизации, сюжетно-ролевые; изобрази­тельная, музыкальная и театрализованная, а также художествен­но-речевая деятельность. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успеш­ного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, об­разное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание).

Особое внимание в программе обращено на такие принципы как принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы исходят из того, что важное значение в формировании личности имеет народное ис­кусство.

Большое место в программе отводится детской художествен­ной литературе и фольклору (потешки, пословицы, поговорки, загадки) как искусству, которое используется в работе4 с детьми достаточно широко и в разных формах. При этом литература рассматривается как важнейший вид искусства, а не только как средство развития речи и ознакомления с окружающим миром. К средствам эстетического воспитания и условиям его эффектив­ного осуществления авторы программы относят и эстетически организованную среду.

Программа разработана на основе отечественных и зарубежных исследований. Вместе с тем в основу программы положены мно­голетние исследования авторов программы и сотрудников кафед­ры эстетического воспитания МГОПУ.

Апробирована программа в дошкольных учреждениях Моск­вы и Московской области.

Программа имеет методические пособия для педагогов и раз­вивающие пособия для детей.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ «ПРИРОДА И ХУДОЖНИК»

(Т.А. Копцева)

Авторская программа Т.А. Копцевой.

Программа «Природа и художник» нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как живом организме. Содержание художественно-экологической программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нацелено на формирование художественной культуры дошкольников как части культуры духовной, на приобщение воспитанников к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности» (А.В. Бакушинский) предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Художественное развитие дошкольника происходит под влиянием наследственных и врожденных факторов, осуществляется на роста и созревания организма, зависит от социокультурной среды, в которой он живет, занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство национально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Содержательная основа программы «Природа и художник» экологична по своей сути. Негативное воздействие человека на природу особой актуальностью поставило перед людьми проблему природопользования, охраны живых организмов.

Уникальность художественного наследия родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с национальными образами мира — общечеловеческими основами бытования. Основополагающий принцип программы «Природа и художник» - это «диалог культур».

Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной, социальной и культурной среде, в то же самое время он, житель планеты Земля, является членом большой многонациональной семьи народов мира. Приобщение детей к национально – региональному и мировому художественному наследию является важной образовательной задачей.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 3246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...