Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принцип коллективности социального воспитания



Характеристика микрофакторов социализации показывает, что

социализация детей, подростков, юношей происходит в большой

мере в их взаимодействии с группами сверстников и старших (будь

то семья, соседство или микросоциум, различные организации).

Социальное воспитание как часть относительно социально контролируемой

социализации, с одной стороны, происходит в группах —

коллективах, а с другой — объективно погружает детей, подростков,

юношей в поток коллективной жизни (другое дело, что качество этой

жизни может быть весьма различным).

Идея о том, что коллектив — важнейшее средство воспитания,

появилась очень давно и интенсивно разрабатывалась отечественной

педагогикой начиная с середины XIX в. Реалии жизни современного

общества и перспективы его развития, проблемы социализации человека

и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип

коллективности одним из организационных оснований социального

воспитания.

Современная трактовка принципа коллективности предполагает,

что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного

типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт

взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно

направленных самопознания, самоопределения, самореализации

и самоутверждения, а в целом — для приобретения опыта

адаптации и обособления в обществе.__

38) Соц-пед механизмы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами

и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря,

механизмов. Существуют различные подходы

к рассмотрению механизмов социализации.

Так, французский социальный психолог

Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый

Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную

взаимную аккомодацию (приспособляемость) между

активным растущим человеческим существом и изменяющимися

условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматривает в

качестве механизмов социализации идентификацию и обособление

личности, а А. В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации,

индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации,

которые необходимо учитывать и частично использовать в

процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

К психологическим и социально-психологическим механизмам

можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецеп-

торном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих

на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно

в младенческом возрасте. Однако и на более поздних

возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов,

ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое

усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе

взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном

случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного

усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого

отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает,

оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности,

свойственные различным институтам общества, семье, обществу

сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять

собой внутренний диалог нескольких видов: между различными

Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др.

С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться

в результате осознания и переживания им той реальности, в

которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно

отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет

собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов,

стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего

окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит,

как правило, на неосознанном уровне с помощью запечат-

ления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется

тогда, когда человек знает, ≪как надо≫, ≪что надо≫, но это

его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком

случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель

Монтень, который писал: ≪...Мы можем сколько угодно твердить

свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас

за собой≫. Кроме того, эффективность традиционного механизма

проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта,

усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные

или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например,

переезд из села в большой город), могут ≪всплыть≫ в поведении

человека при очередном изменении жизненных условий или на

последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из

самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека

с институтами общества и различными организациями, как

специально созданными для его социализации, так и реализующими

социализирующие функции попутно, параллельно со своими

основными функциями (производственные, общественные, клубные

и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).

В процессе взаимодействия человека с различными институтами и

организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих

знаний и опыта социально одобряемого поведения, а

также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного

или бесконфликтного избегания выполнения социальных

норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как

социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на

социализацию человека не только с помощью трансляции определенной

информации, но и через представление определенных образцов

поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность

этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил

еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский

балетмейстер Жан Жорж Новер, ≪поскольку страсти, испытываемые

героями, отличаются большей силой и определенностью,

нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать≫.

Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

склонны идентифицировать себя с теми или иными героями,

воспринимая при этом свойственные им образцы поведения,

стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной

субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается

комплекс морально-психологических черт и поведенческих

проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного

профессионального или культурного слоя, который в целом

создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной,

профессиональной или социальной группы. Но субкультура

влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку

и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей

(сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе

взаимодействия человека с субъективно значимыми для него

лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного

переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми

лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой

уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного

пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами

тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует,

а если это сверстники, то они могут быть и носителями

возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со

значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на

человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него

сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять

межличностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей,

происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако

у различных половозрастных и социально-культурных групп, у

конкретных людей соотношение роли механизмов социализации

различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях

села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях

в больших городах существенную роль может играть традиционный

механизм. В условиях крупного города особо явно действуют

институциональный и стилизованный механизмы. Для людей

явно интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно

тревожных, самокритичных) важнейшим может стать

рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную

роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь

идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является

стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется

с помощью традиционного механизма.__

39) Социально-психологические и псизологические механизмы социализации

40) Институты социализации и их характеристика

§ 1. Понятие ≪социальный институт≫,

его характеристика

Многозначное понятие ≪институт≫ широко используется как в

научной литературе, так и в обыденной жизни.

Институт (от лат. institutum — установление, учреждение) —

это в первую очередь высшее учебное заведение: политехнический,

юридический, педагогический, медицинский, энергетический

институты. Институтом называют и научно-исследовательское

учреждение: НИИ семьи и детства, НИИ метрологии и стандарта

и т. д.

К категории ≪институт≫ относят организационно-методические

и учебные центры системы повышения квалификации специалистов:

институты усовершенствования учителей, врачей и т. п.

В дореволюционной России институтами назывались закрытые

учебно-воспитательные учреждения для детей дворян. В частности,

в XIX в. получают распространение женские институты, которые

находились в Ведомстве учреждений императрицы Марии

Федоровны. Самым аристократическим из них был Смольный институт

благородных девиц. К середине XIX в. в России существовало

около 30 институтов — в Астрахани, Иркутске, Казани, Киеве,

Оренбурге, Саратове, Тамбове и других городах.

Понятие ≪институт≫ включает в себя также группу людей, выполняющих

определенные функции. В этом случае можно говорить

об институте классных руководителей, наставников, уполномоченных

по защите прав несовершеннолетних, социальных

педагогов- В социологии оно широко используется для обозначения

комплекса формальных и неформальных правил, принципов,

норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой

деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Это

понятие с читается одной из базисных дефиниций, выражающих

саму сущность упорядоченной социальной жизни.

Деятельность каждого института определяют специфические

нормы, за крепленные в регламентирующих документах.

В социальном институте сложным образом переплетаются экономические,

политические, нравственные, правовые и иные отношения,

благодаря чему обеспечивается преемственность в использовании культурных ценностей, передаче навыков и норм

социального поведения, осуществляется социализация человека.

Социальный институт по-разному характеризуется в многочисленных

источниках. В одном случае это — совокупность социальных

ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения конкретной

социальной потребности. В другом — комплекс устойчивых принципов,

установок, регулирующих определенную сферу человеческой

деятельности (например, наука, право, государство, семья,

система образования и т.д.). В-третьем — форма организации, регулирования,

упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения

людей, та или иная форма общественного устройства.

Интеграция индивидов в целостное социальное объединение —

группу, общность или общество — предполагает не только заинтересованность

людей в создании такого рода связей, но и наличие

возможностей коммуникации (языка, символов, разделяемой

всеми ценностно-нормативной системы и др.). Это способствует

организации союзов на базе общих платформ для реализации многообразных

социальных потребностей людей. Таким же образом

создаются институты брака и семьи, общественные объединения,

политические партии, институты правопорядка и социального контроля.

Распад некоторых социальных институтов может угрожать самой

жизни людей (например, при отсутствии институтов правопорядка

или их неэффективной деятельности), поэтому общественность

заинтересована в стабильности и эффективном функционировании

институтов. Социальные институты через распределение

функциональных обязанностей между людьми, группами, общностями

обеспечивают жизнеспособность социальной системы.

Внутри социальной системы, т.е. общества, социальные институты

выполняют две важнейшие функции.

1. Способствуют социализации и интеграции новых поколений

в общество, т. е. создают необходимую для развития социальной

системы преемственность.

2. Обеспечивают необходимый для каждой социальной системы

уровень социального контроля за деятельностью и направленностью

поведения всех членов общества, тем самым сохраняют и

поддерживают упорядоченность общественных отношений.

Следовательно, социальные институты вносят позитивный

вклад в закрепление и воспроизводство тех или иных особо важных

для общества социальных отношений.

Существуют различные концепции социальных институтов.

В частности А.Миллер (1970) классифицирует понятие ≪социальный

институт≫ по четырем основаниям.

1. Социальный институт представляет собой группу лиц, выполняющих

определенные, важные для общего дела, социальные

функции.

2. Термин ≪институт≫ используется для обозначения конкретных

организационных функций, выполняемых членами группы

от имени всей группы.

3. Институтами называют учреждения и средства деятельности,

позволяющие выполнять общественные функции с целью удовлетворения

потребностей или регулирования поведения членов

общности (группы).

4. Иногда институтом именуют социальные роли, особенно

важные для группы или общности (институт материнства).

В основе концепции американского социолога и экономиста

Т.Веблена (1927) лежит функциональный подход. Он выделяет

следующие наиболее важные для общества функции социальных

институтов:

- воспроизводство членов общества;

- социализация как способ передачи индивидам знаний и ценностей;

- производство и распределение;

- соблюдение порядка и поддержание нормального климата в

отношениях между людьми.

При традиционно-функциональном подходе к социальным

институтам относят такие явления, как, например, ≪денежная

конкуренция≫ или ≪показное потребление≫.

Наиболее распространенным в западной социологии является

структурно-функциональный подход к пониманию социального

института, который рассматривается как устойчивый комплекс

формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок,

регулирующих различные сферы человеческой деятельности

и организующих их в систему ролей, статусов, образующих социальную

целостность. Институционализация ряда ролевых ожиданий

определяется характером социальной системы и теми ценностями,

которые она считает наиболее значимыми для стабильности

и функционирования общества.

С этой точки зрения социальный институт можно охарактеризовать

как комплекс институционализированных ролевых обобщенных

показателей, имеющих стратегическое структурное значение

для данной системы. В этом смысле социальный институт

представляет собой обобщенный показатель (по сравнению с

ролью) в социальной структуре общества, так как он состоит из

множества ролевых позиций и их компонентов. Выявляя данные

характеристики социального института, можно прогнозировать его

временную стабильность.

Социальный институт необходимо отличать от конкретных организаций

и социальных групп. Например, понятие ≪социальный

институт семьи≫ подразумевает не отдельную семью как малую

социальную группу, в которой существует спектр различных отношений,

а комплекс норм, социальных ролей, реализующихсяПо степени воплощения в социальных институтах общества его

ценностей и норм, уровня институционализации социальных ролей

можно судить об интеграции данной общественной системы,

т. е. о совпадении интересов общества в целом с индивидуальными

интересами его граждан. Хотя такое ≪единство≫ представляет

собой аналитическую абстракцию, однако в структурном функционализме

рассматриваются идеальные модели полностью ин-|

ституционализированных социальных систем. Эти модели имеют

определенное значение для понимания данной проблемы.

Все социальные институты в различной степени объединены в

систему, которая обеспечивает им гарантии равномерного, бесконфликтного

процесса функционирования и воспроизводства

общественной жизни. В этом заинтересованы все члены общества. |

Однако надо помнить, что в любом реальном обществе существует

известная доля анемичного (аномия — от франц. anomie — отсутствие

закона, организации), т.е. не подчиняющегося нормативному

порядку, поведения населения. Последнее обстоятельство

может послужить основой дестабилизации системы социальных

институтов.

Несмотря на многообразие теорий социальных институтов, можно

выделить общие элементы, которые характеризуют любой

социальный институт.

Во-первых, группы, имеющие зачатки институционализации,

используют определенные способы действия от имени членов

группы как целого; эти способы не зависят от личных интересов

включенных в данный институт индивидов.

Во-вторых, любой социальный институт выполняет функции

(или задачи), имеющие разный характер. Среди них функции,

регулирующие поведение членов общества, социальных

групп; обеспечивающие устойчивость общественной жизни; осуществляющие

интеграцию и сплоченность институционных отношений.

В-третьих, в рамках отдельных социальных институтов вы- ]

деляется система социальных ролей.

В зависимости от сферы действия и функций социальные институты

подразделяются на реляционные, определяющие ролевую

структуру общества по самым различным категориям: от пола и

возраста до вида занятий и способностей; релятивные, определяющие

допустимые рамки индивидуального поведения по отношению

к существующим в обществе нормам действий, а также санкции,

карающие нарушающих максимы (все виды механизмов социального

контроля: культурные, связанные с религией, идеологией,

наукой, искусством и т.д.); наконец, интегративные, связанные

с социальными ролями, ответственными за обеспечение

интересов социальной общности как целого.

^^^^^^^^НМЯИМНИИВДЯЯЯЯР111'1' '' '

Наибольший интерес для практики представляет проблема

эффективного функционирования социальных институтов. Их деятельность

опосредована большим числом факторов. В частности

Я. Щепаньский выделяет следующие:

- четкое определение цели, задач и объема функции социального

института;

- рациональное разделение труда и его рациональная организация

внутри социальной системы институтов и каждого социального

института в отдельности;

- степень деперсонализации действий и объективации функций

и выполняемых отдельными лицами от имени социального

целого ролей, близость поведения членов института к социальной

максиме;

- призвание и престиж, каким обладает данный социальный

институт в глазах групп, общностей, общества (т.е. целостности);

- бесконфликтность включения социального института в глобальную

систему социальных институтов, т. е. в общество.

Изменение системы социальных институтов (и каждого отдельного

института) может быть как эволюционным, так и революционным,

что в конечном счете определяется состоянием общественной

системы в целом.

Источниками развития социальных институтов могут быть эндогамные

(внутренние) факторы, которые, как правило, порождают

ограничения в развитии системы, и экзогамные (внешние)

факторы. К примеру, распад такого социального института, как

семья, может быть вызван изменением ролевого поведения супругов

(в частности, изменой) или конфликтами в семье из-за вмешательства

в семейные отношения родителей супругов.

Важнейшими детерминантами изменений (как внутренними,

так и внешними) являются политика, экономика и культура. Они

действуют на функционирующие в обществе социальные институты

как непосредственно, так и опосредованно через ролевые

позиции индивидов.

Структура социальных институтов общества очень сложна. Во-

первых, потому, что сложны и многообразны человеческие потребности

и интересы, стимулирующие создание данных социальных

институтов. Во-вторых, социальные институты постоянно

видоизменяются. В процессе исторического развития общества отдельные

элементы структуры институтов могут утрачиваться, наполняться

новым содержанием, приобретать новые задачи и функции.

Наглядным примером этому служила производственная функция

семьи. Когда-то семья, особенно сельская, занималась подготовкой

молодежи к профессиональному труду. Развитие производственных

отношений и усложнение разделения общественного

труда привели к отмиранию этой функции, однако с восстановлением

в России частной собственности, развитием фермерства и предпринимательства сельская семья частично восстанавливает

эту функцию.

Наибольшей деформации подвергается система социальных

институтов в процессе революционных преобразований в обществе.

В этих случаях происходит переорганизация самих социальных

институтов на основе новых утверждающихся социальных норм,

ценностей, отношений, которые могут быть более сложными,

универсальными, обобщенными, нежели существовавшие прежде.

Это в свою очередь требует формулировки новых характеристик

поведения как внутри социального института, так и в межинституциональных

взаимодействиях внутри социальной системы (общества).

В современном обществе можно выделить следующие социальные

институты:

экономические, обеспечивающие воспроизводство и распределение

материальных благ, организацию труда, денежный оборот

и т.д.;

политические, связанные с выполнением функций власти;

социальные (в узком смысле этого понятия), организующие

добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов, регулирующие

поведение людей в процессе взаимодействия, социальных

отношений;

религиозные, регламентирующие _______отношения людей с представителями

религиозных структур (служителей церкви);

воспроизводства (институты брака и семьи).

Таким образом, социальный институтэто образование, созданное

для использования ресурсов общества ради удовлетворения

конкретной социальной потребности, стабилизации деятельности

людей. Определяющими чертами социального института принято

считать организованность, предсказуемость образцов социальных

ролей и ожиданий, четкость социальных норм.

По мере усложнения общественных отношений наблюдается

развитие и увеличение числа социальных институтов, их дифференциация.

В дальнейшем мы будем рассматривать те из них, в которых

прослеживаются воспитательные функции и отношения: семью

41) Детские и юношеские объединения и организации как институты социализации

Другим институтом социализации подрастающих поколени

являются детские и юношеские общественные объединения и орга

низации, в рамках которых ребенок приобретает опыт жизнедеятельности

в сообществе на основе демократических норм.

Под детским общественным объединением понимается общественное

формирование, в котором самостоятельно или вместе

со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние

граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные

потребности и интересы (Титова Е.В., 1996).

Такое объединение создается по инициативе и на основе свободного

волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным

структурным подразделением государственного учреждения,

осуществляет социально-творческую деятельность; не

ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между

членами объединения. Таким образом, детское общественное

объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое,

некоммерческое формирование детей в возрасте до 18 лет и взрослых,

которые взаимодействуют с ними.

Детское общественное объединение призвано решать такие задачи,

как включение детей и подростков в социальную жизнь на

посильном для них уровне; адаптация к социальной среде, удовлетворение

их социальных потребностей; разумная организация

досуга; создание условий для самовоспитания, самообразования, I

самореализации, проявления своей гражданской позиции (Кир-1

пичник А.Г., 1998).

Детские организации — это особые социальные группы детей и |

взрослых, совместно реализующих конкретную цель, имеющих

четкую организационную структуру, способствующие личностной

ориентации ребенка (Литвак Р.А., 1995). Они ориентированы на

то, чтобы формировать у детей, подростков культуру демократических

отношений, защищать их права и интересы в школе и обществе;

готовить к новым социальным и экономическим отношениям,

развивать индивидуальные способности личности, решать'

проблемы организации досуга.

А. В.Волохов и М. И. Рожков (1996) выделяют следующие особенности

социализации личности ребенка в детской организации.

1. Относительная независимость от государственных социальных

институтов позволяет прогностически ориентировать детей на характер

их социальных отношений в будущем.

2. Добровольный характер включения детей в социальные отношения

позволяет осуществлять социализацию с учетом их интересов

и потребностей, опираясь на индивидуальные качества

личности.

3. Усвоение социального опыта в них может осуществляться

детьми избирательно, с учетом отношений к оценкам взрослых,

опосредованных их отношением к этим взрослым. Эти авторы

формулируют также основополагающие принципы социализации

детей в подобных организациях:

а) принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных

ценностей в организации жизнедеятельности детей;

б) принципы самореализации детей в детской организации;

в) принцип включенности детей и подростков в реальные социально

значимые отношения;

г) принципы взаимосвязи педагогического управления и детского

самоуправления.

Таким образом, включение ребенка в различные социальные

отношения, в созидательную деятельность, в коллективное взаимодействие

способствует социальному воспитанию и социализации

личности.

В соответствии с этим социализация личности в детском общественном

объединении, организации предполагает следующие

компоненты: познавательный, который предусматривает освоение

подростком социальных норм, приобретение доступных возрасту

необходимых знаний о социальной реальности и характере

социальных отношений; ценностно-ориентационный, который

обеспечивает регуляцию поведения личности с позиции определенных

социальных норм, оценку собственного поведения, понимание

социального смысла совместной деятельности; деятель-

ностный, базирующийся на личной активности, субъективной

позиции.

Выделяются воспитательно-социализирующие функции детских

объединений и организаций:

развивающая — обеспечение гражданского, нравственного становления

личности ребенка, развития его умений взаимодействовать

с людьми, выдвигать и достигать общественно значимые цели;

ориентационная — обеспечение условий для ориентации детей

и подростков в системе социальных, нравственных и политических

ценностей;

компенсаторная — создание условий для реализации потребностей,

интересов, актуализации возможностей ребенка, для устранения

дефицита общения и соучастия (Иващенко Г. М., Кульпе-

динова М.Е., 1998).

Таким образом, детские общественные объединения и организации

являются специфическим институтом социализации детей,

подростков, молодежи, который создает условия для усвоенияими комплекса социальных знаний, умений, навыков, необходимых

для личностного и социального самоопределения и реализации

потребностей в самореализации, самовыражении, самоутверждении,

самосознании.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 888 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.063 с)...