Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Идея о необходимости диалога воспитателей и воспитуемых, зародившись
в древней Элладе, получила свое несколько специфическое
развитие в методах средневекового обучения, а затем в работах
ряда педагогов новейшего времени.
Тенденция рассмотрения воспитания как субъект-субъектного процесса,
характерная для педагогической теории в последние десятилетия,
а также постепенное распространение такого подхода в педагогической
практике делают своевременным формулирование в качестве
важнейшего для педагогики принципа диалогичности социального
воспитания.
Принцип диалогичности социального воспитания предполагает,
что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в
большой мере их развитие осуществляются в процессе такого
взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого
являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными,
моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное
продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных
организаций.
Диалогичность социального воспитания реализуется в обмене
между воспитателями и воспитуемыми:
ценностями, выработанными в культурах мира и конкретного
общества;
ценностями, свойственными субъектам социального воспитания
как представителям различных поколений и субкультур;
индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной
организации.
Диалогичность социального воспитания предполагает, что в быту
и жизнедеятельности воспитательной организации наряду с обменом
происходит продуцирование ценностей, от которых зависят поле
интеллектуально-морального напряжения коллектива и характер
свойственных организации межличностных отношений, что определяет
ее воспитательную эффективность.
Обмен, продуцирование и освоение ценностей становятся эффективными,,
способствуя позитивной социализации членов воспитательной
организации, если:
воспитатели стремятся придать диалогический характер своему
взаимодействию с воспитуемыми;
в содержание жизнедеятельности заложен диалог идей, норм,
ценностей различного характера;
содержание и формы организации жизнедеятельности, а также
элементы быта создают условия и стимулируют вступление членов
организации в диалоги различного типа (фатического —
только для поддержания контакта, информационного, дискуссионного
и, в идеале, исповедного).
Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства
между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено возрастными
различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью
социальных ролей. Но диалогичность требует не столько
равенства, сколько искренности, толерантности и взаимных уважения
и принятия.__
36) Принцип незавершимости
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 195 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!