Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование: систематическое обучение, просвещение и стимулирование самообразования в процессе жизнидеятельности воспитательной организации



Образование - средство трансляции культуры, овладевая которым

человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным к

неадаптивной активности, позволяющей выходить

за пределы заданного, развивать собственную суоъектностъ и приумножать потенциал мировой цивилизации

(В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов).

Авторы приведенного выше определения образования выделяют

ряд его культурно-гуманистических функций:

развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих

человеку преодолевать жизненные препятствия;

формирование характера и моральной ответственности в ситуациях

адаптирования к социальной и природной сферам;

обеспечение возможностей для личностного и профессионального

роста и для осуществления самореализации;

овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-

нравственной свободы, личной автономии и

счастья;

создание условий для саморазвития творческой индивидуальности

и раскрытия духовных потенций.

Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное

образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры (неформальное

образование); стимулирование самообразования.

Обучение - широкое взаимодействие между обучающими и обучающимися,

способ осуществления педагогического процесса с цельюразвития личности посредством организации

усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности (В. А. Сластенин и др.).

С точки зрения социальной педагогики обучение как составную

часть социального воспитания кратко можно охарактеризовать

рядом положений, разработанных эстонским педагогом

X. Й. Лийметсом.

Для того чтобы обучение было воспитанием, подчеркивал

X. Й. Лийметс, оно должно:

проходить в единстве руководства учителя и самодеятельности

учащихся;

проводиться по возможности в единстве учета индивидуального

развития каждого ученика и развития коллектива;

осуществляться в единстве перспективы успеха и возможности

неудачи;

входить в систему жизнедеятельности учащихся и коллектива.

В процессе обучения на развитие личности влияют: содержание

образования, методы обучения, используемые организационные

формы, отношения между участниками процесса обучения. ≪При

планировании процесса обучения, - особо отмечал X. Й. Лийметс,

- учитель (любой обучающий. - А. М.), если он хочет ориентироваться

на развитие личности учащегося, не должен ограничиваться

задачами, которые вытекают только из содержания предмета.

Он обязательно должен оценивать осуществляемые в процессе

усвоения (содержания. - А. М.) деятельность и общение

учащихся как факторы развития личности.

Из приобретенных знаний многое скоро позабудется, некоторые

знания неизбежно устареют и потеряют свое значение. Постоянную

же ценность имеют те психические новообразования, которые

сформировались в ходе усвоения этих знаний, даже позабытых или

уже ненужных. Это и есть тот сдвиг в развитии, изменения в результате

обучения, не совпадающие с содержанием обучения, о котором

писал Л. С. Выготский≫.

Х.Й. Лийметс считал, что уровни овладения учащимся содержанием

образования можно последовательно характеризовать как:

первичную ориентировку в определенном учебном материале,

которая заключается в понимании объяснений учителя

или учебного текста, в усвоении новых понятий и охвате

структуры сообщения;

также общение с окружающими людьми (как в неформальных, так

и в формальных группах).

Последнее - очень эффективный способ познания. Обмен информацией

в общении характеризуется высоким уровнем понимания,

низкой избыточностью информации, экономией затрат времени.

Образно говоря, общение можно назвать портативным средством

трансляции информации.

В процессе и в результате познания этими и другими путями у

человека образуется как бы два слоя знания - наличное и так называемая

криптогноза (от греч. kryptos - тайный, скрытый и gnosis -

знание). Криптогноза отличается от наличного знания тем, что ее

накопление и использование происходят с помощью неосознаваемых

и интуитивных процессов (В. Р. Ирина, А. А. Новиков).

Организация просвещения в процессе социального воспитания

становится эффективной при соблюдении ряда условий.

Поскольку жизнь человека протекает в определенном социальном

контексте, постольку важно иметь в виду источники информации,

не только их доступность для жителей конкретного региона,

Просвещение никами которого выступают СМК, жизнедеятельность

воспитательных организаций, а

понимание связей и системности знаний, которое заключается

в установлении ассоциативных связей различного уровня;

владение предметом, выражающееся в гибком применении

усвоенных знаний при ориентировке в определенной области

действительности, в быстром переносе усвоенных понятий и

закономерностей для объяснения аналогичных явлений в

других областях жизни.

Гибкое применение знаний и способность к переносу их из одной

ситуации в другие предполагают не только четкое понимание

и прочное усвоение знаний, но и наличие установки на то, что

знания изменчивы; способность придавать этим знаниям практическую

ценность; творческое владение знаниями.

Очень важное значение в процессе обучения имеет осознание и

овладение учащимися способами познания, умение проверять пути

мышления, надежность его методов, умение отказываться ради

истины от своих прежних недостаточных знаний, от предвзятости.

Эффективное обучение предполагает: ясность и четкость понятий,

которыми оперирует человек; определенность и конкретность

мышления; умение видеть неопределенность и находить ее причины;

осознание связей между предметами и явлениями, а также действительных

тенденций в развитии процессов; способность предвидеть

развитие событий на основе анализа наличных тенденций

(Б. М. Бим-Бад).

Просвещение Человек познает окружающую действительность не только через

целенаправленное обучение, но и чеоез поосвешение. источниками которого выступают СМК, жизнедеятельность

воспитательных организаций, атакже общение с окружающими людьми (как в неформальных, так

и в формальных группах).

Последнее - очень эффективный способ познания. Обмен информацией

в общении характеризуется высоким уровнем понимания,

низкой избыточностью информации, экономией затрат времени.

Образно говоря, общение можно назвать портативным средством

трансляции информации.

В процессе и в результате познания этими и другими путями у

человека образуется как бы два слоя знания - наличное и так называемая

криптогноза (от греч. kryptos - тайный, скрытый и gnosis -

знание). Криптогноза отличается от наличного знания тем, что ее

накопление и использование происходят с помощью неосознаваемых

и интуитивных процессов (В. Р. Ирина, А. А. Новиков).

Организация просвещения в процессе социального воспитания

становится эффективной при соблюдении ряда условий.

Поскольку жизнь человека протекает в определенном социальном

контексте, постольку важно иметь в виду источники информации,

не только их доступность для жителей конкретного региона, поселения, но и избирательность и интенсивность их использования

определенными половозрастными и социально-профессиональными

группами населения. Это позволяет в некоторой мере опираться

на эти источники информации, использовать и интегрировать

транслируемую ими информацию, организуя познание в той

или иной общности людей.

Организация просвещения в жизнедеятельности общностей вос-

питуемых может быть успешной при учете уровня информированности

субъектов познания в различных областях знания; их познавательных

и иных интересов; наличия у них установки на познание

и ее конкретной ориентации на те или иные отрасли знания; ожиданий,

имеющихся у них относительно познания в той или иной

воспитательной организации.

Представления обо всем вышеназванном позволяют отбирать

информацию и дифференцировать ее дозы и способы подачи, стимулировать

интерес к познанию с помощью сообщения сведений,

экстраординарных для конкретных людей и групп, которые могут

быть им необходимы или могут их заинтересовать в связи с их возрастом,

интересами, конкретными обстоятельствами жизни.

Чтобы быть эффективным, просвещение в воспитательной организации

должно быть проблемным. Это достигается постановкой

перед воспитуемыми проблем, которые связаны с их возрастными

задачами, актуальными или потенциальными ситуациями их

жизни.

Информационная насыщенность и проблемность познания создают

возможность не только для удовлетворения имеющихся у

воспитуемых интересов, но и для возникновения новых, а также для

переориентации интересов. Переориентация бывает необходимой

не только в случае бедности интересов, но и когда они односторон-

ни (хотя и достаточно глубоки).

Переориентация интересов становится возможной, когда перед

человеком или группой ставится определенная актуальная альтернатива,

которая внешне соответствует имеющимся у них интересам,

а фактически требует от них для своего разрешения приобретения

знаний, проявления интересов, дотоле для них незначимых

и нехарактерных. Это расхождение обнаруживается, когда участники

уже увлеклись процессом поиска решения альтернативы.

Эффективность просвещения в воспитательных организациях в

большой мере зависит от того, насколько широко и успешно в нем

используются групповые формы организации процесса познания.

Это связано с избирательностью восприятия и усвоения информации

человеком. Избирательность определяется как личностными

свойствами человека, так и влиянием его ближайшего круга общения.

Источником той или иной человеческой мысли могут быть жизнедеятельность,

СМК, объективная действительность, субъективные переживания. Но развитие мысли, как правило, происходит в

общении. В общении с другими людьми рождаются сомнения, потребность

разделить мысль, обосновать правоту этой мысли. Как

остроумно заметил крупнейший психолог XX в. Жан Пиаже, ≪сами

себе мы охотно верим на слово, и только в процессе общения возникает

необходимость в проверке и подтверждении мысли≫. Совместная

интеллектуальная работа в группе предоставляет для этого

возможности, а также развивает у человека умение планировать

ход решения проблем, умение высказывать и обосновывать свои

мнения, продуктивно спорить.

Просвещение через группу необходимо для человека, ибо истинной

сферой жизни любой идеи является не изолированное индивидуальное

сознание, а диалог. Оставаясь в индивидуальном сознании,

идея вырождается и умирает. Идея возникает, формируется,

развивается и находит словесное выражение, т. е. живет ≪только

вступая в существенные диалогические отношения с другими чужими

идеями. Человеческая мысль становится подлинною мыслью,

воплощенной в чужом голосе, т. е. в чужом, выраженном в слове,

сознании. В точке этого контакта голосов-сознаний и рождается и

живет идея≫ (М. М. Бахтин).





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 3805 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...