Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогическое мастерство



Современное общество – это общество рыночных отношений. В сфере образовательных услуг каждый обучаемый выбирает и свою образовательную траекторию, и образовательную программу. Поэтому современное образование должно отвечать определенным требованиям, центральным из которых является конкурентоспособность специалиста.

Конкурентоспособный педагог реализует себя на рынке труда благодаря профессионализму, компетентности, широкой эрудиции, творчеству, умению находить наиболее эффективные способы взаимодействия с обучаемыми, что является показателями его педагогического мастерства.

МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА – не система отдельных элементов, оно определяется всем духовным богатством личности, благодаря чему средства, методы и приемы как бы оживают, одухотворяются личностью самого педагога. Педагогическое мастерство - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, ее мировоззрения, способностей, социально значимой деятельности, это доведенная до высокой степени совершенства обучающая и воспитывающая умелость, отражающая особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательногот процесса.

А. С. Макаренко говорил, что педагогическое мастерство может быть доведено до большой степени совершенства, почти до степени техники … И надо, чтобы педагогика овладела средствами влияния, которые были бы настолько универсальными и могучими, что когда воспитанник встретит любые вредные влияния, даже самые мощные, они бы нивелировались и ликвидировались нашим влиянием. Стать педагогом-мастером нелегко, но выучиться можно.

В педагогической энциклопедии педагогическое мастерство определено как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящего детей, в основе которого лежат формирующиеся профессиональные знания, умения и навыки. Высокое мастерство обусловлено личностью воспитателя, глубоким осознанием им его задач, основательным знанием учебного предмета, методики преподавания, психологии, педагогики, умением общаться с коллективом и отдельной личностью, вести наблюдение, организовывать коллектив, владеть своим голосом, настроением, мимикой, жестами. Этому надо обучать каждого педагога.

А. С. Макаренко не раз подчеркивал необходимость такой учебы: постановка голоса имеет значение не только для того, чтобы красиво петь или разговаривать. А чтобы уметь наиболее четко, внушительно, повелительно выражать свои мысли и чувства. Все это вопросы воспитательной техники. Всякий ли учитель может стать мастером, овладеть искусством воспитания? А. С. Макаренко отвечал «Да!», но только при условии неустанной работы над собой. Сам А. С. Макаренко много работал над собой, много читал, учился у других, брал уроки актерского мастерства, совершенствовал педагогическую технику. «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15 - 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно».

Овладению педагогическим мастерством Макаренко придавал большое значение. Он говорил, что «МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ не является каким-то особым искусством... но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта», то есть «мастерство -... знание воспитательного процесса,... основанное на умении, на квалификации».

По мнению А. С. Макаренко, «МАСТЕРСТВО – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… И каждый из молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, - зависит от собственного напора». Мастерство формируется на основе практического опыта, педагогического труда, осмысленного с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство – это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога. М.М.Рубинштейн полагал, что ЗНАНИЕ ПРЕПОДАВАЕМОГО ПРЕДМЕТА ЕСТЬ ФУНДАМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА, а техника и технология – это способность самостоятельно создавать и совершенствовать методы и приемы работы, недопустимость шаблонов, стереотипов, стремление к непрерывному обогащению и углублению знаний.

 
 


Н.В.Кузьмина выделяет ТРИ УРОВНЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА:

1. мастерства нет, но, тем не менее, какие-то компоненты в деятельности педагога и его личности обуславливают возможности ее осуществления;

2. про такого педагога говорят: «хороший педагог», «почти мастер», но по каким-то признакам его не считают мастером;

3. педагога характеризуют как мастера своего дела. (см. схему 23)

Педагоги-мастера отличаются от не мастеров характером конструктивной деятельности. Так, при разработке занятия по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний студента и тот результат, который они хотят получить через несколько лет. Отмечены характерные отличия в знаниях педагогов первой и третьей группы. «Знание предмета» и мастера и не мастера выдвигают на первое место.Но если не мастера далее называют «знание методики преподавания», то педагоги-мастера – «знание психологии подрастающих поколений». «Знание психологии подрастающих поколений» опытных педагогов тоже не является ведущим в структуре знаний. Коренным отличием структур знаний педагогов-мастеров являются знание возрастной психологии и умелое применение методики благодаря этому знанию, чуткое восприятие реакции студентов, учащихся на объяснение и на каждое действие.

В свою очередь, знание возрастной психологии проявляется в самом педагогическом действии преподавателя. Не случайно В.А.Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».

Становление мастерства воспитания – более трудный процесс в сравнении с мастерством обучения. Объективная причина в том, что воспитание – более широкое понятие, чем обучение, которое выступает одним из средств воспитания личности, развития её интеллектуального потенциала, нравственных достоинств, эстетического совершенства, трудолюбия. Затрудняют формирование основ мастерства воспитания и ошибочные субъективные установки педагогов на понимание его сущности, например, как находчивости педагога в выборе разнообразных приёмов поведения в конфликтных ситуациях или знания способов наказания и т.д.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель – это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им частая лампада возжена».

Государственная политика области образования учитывает диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали педагога прежде всего как воспитателя.

МАСТЕРСТВО ВОСПИТАНИЯэто сочетание теории и практики; необходимо и знание цели, путей, средств достижения этой цели, т.е. закономерностей воспитательного процесса, и творческое претворение на практике всего арсенала средств, приёмов, методов, вытекающих из законов, организующих жизнь студенческого (юношеского, подросткового) коллектива.

ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ МАСТЕРСТВА ВОСПИТАНИЯ – это знания и основанные на них УМЕНИЯ:

1. правильно воспринимать процессы, происходящие в мире студентов, школьников, детей, каждого отдельного воспитанника в конкретных ситуациях;

2. анализировать соотношение «цель – средство - результат» применительно к выбору ситуации;

3. требовать и доверять;

4. быстро ориентироваться и переключать внимание;

5. общаться со студентами, устанавливать контакты в процессе учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности;

6. оценивать ситуацию с разных сторон;

7. из многообразия педагогических фактов выделять главное;

8. в случайном факте видеть существенное;

9. в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приёмами воздействия;

10. точно передавать своё настроение, чувства, мысли словами, мимикой, движениями;

11. осуществлять индивидуальный подход;

12. помогать студентам в трудные минуты;

13. доверять мнению студенческого (ученического) коллектива, постоянно советоваться с обучаемыми, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий;

14. развивать инициативу студенов;

15. щадить самолюбие студентов, оберегать слабых, застенчивых от насмешек товарищей;

16. разумно использовать различные формы самоуправления; не злоупотреблять доверием студентов;

17. в каждом воспитаннике искать и находить положительные качества и на них строить свои отношения;

18. не делить воспитанников на любимых и нелюбимых.

По А.С.Макаренко работа воспитателя самая трудная, «Возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения но и больших сил и больших способностей». Согласно утверждению А.С.Макаренко: « Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике. Как бы успешно не кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом».

Согласно В.Г.Афанасьеву, «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВОэто высокая степень совершенства в творческой деятельности учителя по воспитанию и обучению подрастающих поколений».

Н.В.Кухарёв утверждал, что «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО – это совокупность определённых качеств личности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его психологической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития учащихся).

Таким образом, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.

ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА:

  1. гуманистическая направленность личности: а)интересы, б)ценности, в)идеалы;
  2. профессиональные знания: а) предмета, б) методики его преподавания, в) педагогики, г) психологии;
  3. педагогические способности: коммуникативные, организаторские, перцептивные, суггестивные, дидактические и академические, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность;

4. педагогическая техника: а) умение управлять собой, б) умение взаимодействовать.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ - не абсолют, они детерминированы социально-историческими условиями развития страны. Отсюда, в программах, начиная с 20-ых годов XX столетия, центральное место занимает социальная пригодность (мировоззрение, ценности, идеалы, социальная и общественная активность). Гуманистическая направленность личности педагога основана напсихологических особенностях – это: вариативность мышления; эмпатийность (способность к сопереживанию); синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека); толерантность (терпимость к инакомыслию); коммуникативность (культура диалога).

Педагогическое мастерство необходимо для успешного решения педагогических задач. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - это осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью ее преобразования. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ решаются в реальной обстановке и учебной группе в сложной системе взаимоотношений обучаемых, которую необходимо учитывать при выборе способов воздействия на воспитанников с целью перевода их из данного состояния в качественно новое, то есть решение моделей проблемных ситуаций.

       
 
   
 


Три основных КРИТЕРИЯ проверки УСПЕШНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ:

1. перевод студентов в заданное состояние;

2. оптимальный выбор единого предпочтительного в конкретной ситуации способы воздействия на студента;

3. осознание того, что педагогическая задача существует лишь до тех пор, пока педагог не решит её.

Эффективное решение педагогических задач зависит от уровня развития педагогических способностей, а именно от умения педагога прогнозировать поведение воспитанника на основе постоянно получаемой информации о нём, от умений анализировать воспринимаемую обучаемыми информацию, видеть способы продвижения воспитанников к заданному уровню. КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, присущие ПЕДАГОГУ-МАСТЕРУ и реализующиеся в неразрывном единстве: идейно-нравственная и духовная зрелость; любовь к детям; уважение, сочетающееся с разумной требовательностью; выдержка; терпение; объективность; чуткость; добродетельность; искренность в отношениях; спокойствие в поведении; уравновешенность в требованиях; чувство меры; педагогический такт; наблюдательность; умение пользоваться голосом, дикцией; непосредственное эмоционально-волевое влияние на обучаемого; предвидение последствий своих действий.

Педагогическое мастерство обеспечивается наличием:

1. психолого-педагогических компонентов, входящих в психологическую структуру педагогической деятельности;

2. соотнесением психолого-педагогических компонентов с уровнями деятельности педагога-мастера;

3. определённых уровней педагогических способностей.

ЛОЖНЫЙ АВТОРИТЕТ педагога, как правило, основывается на насилии, в каком бы виде оно ни проявлялось. Авторитарное мастерство во всех его формах в работе педагога – это отрицательный элемент, тормозящий его продвижение к педагогическому мастерству.

Грубая, ПРЯМАЯ АВТОРИТАРНОСТЬ – открытая неприязнь к отдельным обучаемым, а иногда и ко всем, при этом педагог кичится своей прямотой и откровенностью.

СКРЫТАЯ или опосредованная АВТОРИТАРНОСТЬ – завуалированное насилие, опирающееся якобы на «желание» других обучаемых или юношеского коллектива.

ДЕМАГОГИЧЕСКАЯ АВТОРИТАРНОСТЬ – это воздействие педагога на сознание воспитанника потоком словесной морали под прикрытием различного рода нравственных поучений.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ АВТОРИТАРИЗМ – тонкое, расчётливое перевоплощение: при внешнем вроде бы со всеми обращении запросто нахождение способа рассчитаться при обнаружении самостоятельности обучаемых в суждениях, оценках, в нововведении.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ АВТОРИТАРНОСТЬ – возведение администрирования в абсолют, в единственный способ общения с людьми.

ИСТИНЫЙ АВТОРИТЕТ педагога основан на принципах единства требовательности и доверия, уважения к личности воспитуемого, тогда обучение во всех его формах – это одновременно средство воспитания ценностных ориентаций, человеческого в человеке.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ формирования профессионального
МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА – это содержание педагогического образования будущих преподавателей, прочные профессиональные умения, навыки, овладение передовыми методами педагогического труда, творческое отношение к педагогическому процессу.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА (ППП)это интегрированное понятие, отражающее системный характер педагогического мастерства, объединяющее разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности педагога. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (от латинского – обобщенная способность, возможность, сила) – главная характеристика педагога, это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне.

ППП = Пнеп + Пчип + Пдсп + Пдпд

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА:

1. Пнеп – неизменяемаячасть потенциала, обусловленная общими врожденными способностями личности.

2. Пчип – частично изменяемая, прогрессивная часть потенциала, обусловленная специальными способностями личности, развитием последних в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности.

3. Пдсп – компонент потенциала, добавленный специальной подготовкой в вузе.

4. Пдпд – часть потенциала, приобретаемая в процессе практической деятельности педагога.

Педагоги отличаются друг от друга не только по уровню профессиональной подготовки, но и по психолого-педагогическим особенностям. В характере того или иного педагога преобладают профессиональные педагогические черты, определяющие взаимоотношения со студентами, стиль работы и поведение. От этих индивидуальных особенностей зависит предрасположенность к обучающей или воспитывающей, урочной или внеклассной видам деятельности, успешность работы с подрастающими поколениями разных возрастов. Теоретически нет единого типа педагога и нет единой модели его личности. ХОРОШИЙ ПЕДАГОГ ТОТ, КТО ДАЕТ УЧАЩИМСЯ УСВОИТЬ БОЛЬШЕ И ЛУЧШЕ, А ПРАКТИЧЕСКИ ОДИН ПЕДАГОГ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ МОЖЕТ БЫТЬ И ХОРОШИМ, И ПЛОХИМ. Каждому педагогу важно знать свои сильные и слабые стороны своей личности и развивать нужные для успешной работы.

В педагогической литературе существует ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКА-ЦИИ ПЕДАГОГОВ. Викниксор, известный русский педагог В. Н. Сорока-Росинский, в зависимости от стиля поведения, отношения к работе и характера выделяет четыре группы педагогов:





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 4205 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...