Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие о мировоззренческих основах воспитания



Народная педагогика как опыт бытового воспитания формировалась только с виду стихийно, а на самом деле вполне управляемо и не только со стороны климатических, экономических, социальных факторов, но и со стороны мировоззренческой. Из описаний национальных и религиозных оснований Народной педагогики это хорошо видно. Национальное и религиозное сплавлялось в одной культуре, взаимно корректируя друг друга и составляя мировоззрение Человека. Не поняв мировоззренческих представлений предков, нельзя понять истории педагогики и объяснить, каким образом тысячам сменяемых поколений удавалось без специальных школ, детских садов и вузов обеспечивать общественно-экономический развитие Человечества. Историки и этнографы по мировоззрению восстанавливают воспитательные системы. И напротив, определив их, регенерируют мировоззрение. Это два тесно взаимосвязанных направления развития человеческой культуры.

Мировоззрение – составная часть сознания, представляющая смыслы существования. Это наиболее обобщённое представление человека и общества в целом о своей природе, жизни и смерти, происхождении и земной миссии, о месте Человека в Космосе, Вечности. Это система устоявшихся взглядов на вопросы, определяющие нравственные законы бытия как основные человекоформирующие силы. Оно проявляется в самых разных формах (идеях, убеждениях, идеалах, вере, ценностных ориентирах, принципах жизни) и определяет каждодневную жизнь людей, их поступки, слова, чувства. Мировоззрение является ведущей и направляющей силой человеческой деятельности во всех сферах. Оно обладает колоссальной энергетической силой, способной повышать или снижать активность человека. Мировоззрение в человеке представляет его духовную составляющую. Первоначально, на ранних стадиях общественного развития, оно формировалось естественным путём – через жизненный уклад, его поддержание и исполнение традиций. Позже, с периода формирования религий, оно стало формироваться ещё и Просвещением. В славяно-русской культуре издревле использовались такие понятия, как мировидение, мироздание, миропорядок. Позже, по мере роста самосознания, появился термин мировоззрение, тоже родного происхождения.

Функции мировоззрения по отношению к воспитанию огромны. Оно определяет цели, принципы, содержание и методы воспитания новых поколений, потому как через них реализуется и передаётся. Никакой самостоятельной мировоззренческой деятельности человечество не выработало, не считая обучения ему и соблюдения ритуалов и обрядов. Оно «пропускается» через всю жизнь, направляя, скрепляя, контролируя и оценивая деятельность и жизнь каждого члена общества изнутри, от самого человека. С его помощью человечество сохраняет преемственную связь поколений. Осознание роли мировоззрения в жизни отдельного человека и общества в целом, побудило людей искать формы его специальной передачи, формирования и закрепления. Любой слом мировоззренческих позиций влечёт за собой разрыв межпоколенных отношений, снижает продуктивность общественного существования.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ – это исходные представления и знания о природе Человека Воспитывающегося, определяющие формирование воспитательных отношений с ним Человека Воспитывающего.

Формирование и смена мировоззренческих позиций в обществе и отдельного человека происходит в силу разных причин. Во-первых, при смене властных элит или их мировоззрений, транслируемых на общество. Находящиеся во власти и определяющие экономику люди своими взглядами влияют на качество общества и принятых в нём воспитательных систем. Любой власти нужна поддержка в виде человеческих пристрастий, надежд и смирения остального общества. Новая власть, как правило, критикует старую и нацеливает общество на «воспитание нового человека». Всё это именуется «социальным заказом».

Примеров тому в истории России много. Вспомним, когда на Руси престольный князь Владимир Красно Солнышко принял Христианство, он стал активным волевым действием крестить Русь. Как следствие, это привело к смене воспитательных ориентиров и породило новую православную педагогику. В Англии ХУ11 века шла борьба светских и духовных властей. Придворному учителю английского короля Т.Гоббсу (1588 – 1679) было поручено придумать модель мира, где бы не было место Богу. В угоду «сильным мира сего» он изобрёл материализм и материю с её свойствами механического движения, где нет нравственности и всё смертно. Смысл жизни был сведён к потребительской борьбе за существование на земле. Также, минуя мнение народа, властная элита СССР расчленила страну в 1991 году и осуществила общественно-экономический переворот, внушая обществу, теперь уж российскому, преимущества капитализма и либерализма, вопреки реальной картине жизни. Опять власть определила, каким быть господствующему мировоззрению.

Во-вторых, на смену мировоззрения сильное влияние оказывают науки, открытия и теории учёных. В России всегда наука была авторитетной. Действительно, именно она накапливает факты, делает открытия, проникая всё глубже в сущность мира и его законы. Появление нового учения или теории совершает переворот в сознании людей, меняет их миропонимание и образ жизни.

Опять же история в изобилии даёт нам доказательства этого тезиса. Так, теория Ч.Дарвина (1809 – 1882), английского естествоиспытателя, основателя учения об эволюционном происхождении человека путём естественного отбора, стала преподаваться во многих странах мира, в том числе в СССР. Для этого потребовалось убрать из содержания образования духовные науки и внедрить атеизм. Скоро советские люди почти сплошь стали атеистами, под «напором неопровержимых доказательств». Или другой пример, открытие русским учёным И.П.Павловым (18949 – 1936) условных и безусловных рефлексов было напрямую перенесено в теории обучения. И не только у нас. На ней строился американский бихевиоризм, ставший основанием программированного обучения. Сегодня мы являемся свидетелями изменения сознания под влиянием науки синергетики.

В-третьих, нельзя сбрасывать со счёта и сам народ, его национальные и исторические особенности и традиции. Именно народ в своей совокупности владеет большим количеством фактов о результатах своей жизнедеятельности по заданной властью и наукой модели. Он может с радостью принять новые идеи, до поры до времени смириться с ними и даже покориться. Но в недрах его сознания будет зреть понимание мира и себя в нём, более близкое к истине, отличное от властного и даже выдаваемое за научное. Это мировоззрение помогает ему выживать в неблагоприятных условиях. Но цена этому – раздвоение личности, когда одно мировоззрения формируется для внешнего пользования, другое – для внутреннего, сугубо личного.

История нашего народа изобилует и этими фактами. Ни одной революции не случилось бы, если её идеи не затрагивали бы интересы народа, не сулили бы ему улучшение жизни. Народ, в массе своей, поддержал и новшества советской власти, и новшества рыночных изменений. Когда и то, и другое обернулось кровью и лишениями, тогда уже было поздно, власть крепко держала управление и внедряла «новое мышление». Но внутренне сознание, выстраданное миропонимание спасло наш народ в Великую Отечественную войну, позволило ему сделать страну великой державой за рекордно короткий срок.

Итак, власть, наука и народ – основные источники и владельцы мировоззренческих идей. В каждом конкретном случае, конечно, всё сложнее. В индивидуальном миропонимании сплетаются исторические архетипы культуры, реальное положение семьи самого человека, место в обществе, личностный характер, влияние авторитетов и т.д. Влияют даже радости и трагедии, пережитые лично человеком. Достаточно посмотреть, как и почему люди попадают в религиозные тоталитарные секты или вступают в партии и общественные организации. Всюду действует комплекс причин, определивший мировоззренческий выбор.

Ядром мировоззрения являются идеи, объясняющие происхождение Человека, его земную миссию и место в Вечности, т.е. смерть с позиций Мироздания. Интересно то, что единого для всех народов мира мировоззрения нет, хотя и сходств много. На разных ступенях исторического развития формировались разные мировоззренческие системы, по-разному отвечающие на эти базисные вопросы. На сегодня существуют, по крайней мере, три точки зрения на них. Креативная точка зрения считает Человека творением Бога – Творца и понимает его как акт Божьей воли. Эволюционистская точка зрения считает его результатом эволюции, постепенного превращения обезьяны в человека. Инволюционисты доказывают, что животный мир произошёл от человека, исторически идущего не к возрастанию, а к падению, ухудшению своей физической, психической и духовной природы. Согласитесь, что эти разные идеи являются не просто предметом изучения в школе и вузе, но определяющими при построении самого процесса обучения и взаимоотношений его участников.

В условиях многоликости и многомерности мировоззренческих систем стоит задача самоопределения личности и, в первую очередь, Человека Воспитывающего. Его мировоззрение перестаёт быть делом личным, когда он переступает порог образовательного учреждения. Как человек «государев», он должен считаться с мировоззренческими идеями, распространяемыми от имени государства. Как частное лицо, у него есть право выбора любого мировоззрения. Но у него есть ещё ответственность за Человека Воспитывающегося и его будущее самостоятельное проживание в этом государстве. Чтобы разобраться в этом непростом соединении, ему требуется развитое педагогическое самосознание (см. рис.9).

  Состав педагогического самосознания  
 
1. Самопознание: 1) самонаблюдение, 2) Самоанализ   111. Самореализация: 1) саморегуляция, 2) самоактуализация
 
  11. Самоконтроль: 1) самооценивание, 2) самоэффективность  
             

Рис.9. Структура проявления самосознания в педагогической деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ – это способность Человека Воспитывающего осмысливать (наделять смыслами) свои воспитательные действия и прогнозировать их влияние на воспитательные отношения с Человеком Воспитывающимся, его жизнь и деятельность.

Педагогическое самосознание складывается на стыке существующей народной педагогики, уроки которой получил человек, наделённый властью над детьми, и профессионального сознания как научно-педагогического. Оно устойчиво, способно в скрытом виде противостоять насаждаемым идеям, оно, а не предлагаемое, проявляет себя в реальных действия Человека Воспитывающего. Наличие педагогического самосознания делает его более самостоятельным, свободным, субъективирует его внутреннюю и внешнюю позицию в любой деятельности и при любом статусе. Такое самосознание «отливается» в понимание своей миссии по отношению к растущему человеку. Его отсутствие закабаляет человека любой новой идеей, делает его работу сумбурной, уводит от ребёнка и его реальных проблем, снимает ответственность с Человека Воспитывающего и перекладывает на автора принимаемых идей.

В одной из своих работ об уроке мы писали о заблуждении считать учителя исходно субъектом процесса обучения на уроке, даже если он жёстко управляет процессом познания учащихся. Если он всего-то транслятор готового материала, работает по заведённым, без его участия выработанным нормативам, он такой же объект воспитательного процесса, как и ученик под его давлением. И только наличие своей мировоззренческой позиции делает его субъектом процесса и всей системы воспитания. Это касается и родителей, когда они воспитывают ребёнка «по чужим чертежам», ориентируясь на чертежи и подгоняя под них своё дитя. Напомню, что всего пятнадцать лет тому назад в России стало чрезвычайно популярным имя американского врача и педагога Б.Спока (1903-1998). Его книгами зачитывались. Технологичные американцы внедряли его систему свободного воспитания ребёнка, наши родители – частично. Сегодня в американской печати появились статьи, что пользование его системой многим детям нанесло вред. Они выросли «без руля и ветрил», непослушными, своевольными, неуправляемыми, живущими страстями и минутными желаниями, не способными к саморегуляции и ответственности.

Такое же самосознание надо формировать у каждого молодого человека. Иначе он станет игрушкой в руках других людей и идей и действовать даже вопреки своим интересам и интересам своей семьи, класса, сословия.

В социологии есть термин «девиантный избиратель», означающий избирателя, голосующего за человека, не отражающего его интересы и не соответствующего своими действиями его потребностям. Это человек, голосующий против себя и своей семьи, своего класса, сословия, профессиональной группы. Как правило, делается это под влиянием манипуляции сознанием, лживых обещаний, различных форм задабривания. Только самосознание позволяет сопоставлять слова и дела, сегодняшнее настоящее и завтрашний день, свои личные настроения и основные жизненные потребности, свои потребности и интересы детей. Та же картина возможна и в педагогической среде, когда избираются руководители, выдвигаются кандидаты на награждение, идёт выбор концепции развития образовательного учреждения.

Педагогическое самосознание позволяет продуманно определиться с мировоззрением. Только в руках человека, осознающего свою педагогическую миссию, мировоззрение становится реальной силой, влияющей и определяющей характер и качество воспитательной деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ есть система взглядов Человека Воспитывающего на природу и назначение воспитательных отношений.

Фактически речь идёт об осознании сущности и особенностей Человека Воспитывающегося и причинно-следственных связях, определяющих его развитие. Педагог может «выстрадать» своё мировоззрение естественным путём, когда оно естественно вырастает из культуры его предков, традиций и новых полученных наблюдений и знаний. Другой путь мировоззренческого самоопределения – это поисковый, более рациональный путь выбора. Есть третий путь – научения, когда оно формируется под влиянием наставников. Каждый из этих путей имеет свои достоинства и недостатки.

И опять же педагогу и родителю следует помнить, что, хотим мы того или нет, мировоззренческая позиция складывается и у наших воспитанников. Чем дальше эти позиции отстоят друг от друга, тем меньше вероятности построения позитивных воспитательных отношений, и, следовательно, меньше возможности построить эффективное воспитание. На основе мировоззрения отбираются пути и способы воспитания и самовоспитания человека. В реальной жизни мировоззрение является источником идей и критерием оценивания качества воспитания.

В этом году пришлось побывать в двух летних детских лагерях. В обоих дети трудились и отдыхали. Но в типовом лагере труда и отдыха ставились задачи, сколько убрать территорий от мусора и сколько провести спортивных и иных праздников. В другом, православном лагере, ставились задачи прожить день без ссор и обид, другой – ещё и в помощи ближнему. Это, как понимаем, разные мировоззренческие подходы, коими пользовались воспитатели и вожатые.

При определении мировоззренческих позиций главенствующую роль играет семейное воспитание. Педагог общественных учреждений должен считаться с этим и вмешиваться в их формирование только в случаях нанесение вреда ребёнку, его здоровью физическому, психическому и духовному со стороны семьи. Это случается при попадании родителей в секты, в проблемных семьях.

Литературы по мировоззрению и его формированию достаточно много. Но не существует одного общепризнанного их классификатора. Мы нашли более приемлемым выделение трёх глобальных мировоззренческих систем, особенно наглядно продемонстрирующих своё влияние на воспитательные системы и построение воспитательных отношений в них. Это космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм. Их мы и охарактеризуем.

2. Характеристика космоцентристского подхода к воспитанию

Космоцентризм является самой древней мировоззренческой системой. Изначально в его основу был заложен культ Природы и Космоса как Мироздания, отчего он назывался ещё природоцентризмом. Первичными формами его выражения были ведизм и язычество. В рамках этой мировоззренческой системы родилась масса космологических и космогонических, а также эзотерических учений о тайных смыслах всего земного: самого человека, природы, земли, растительного мира и животных, времён года и природных явлений, здоровья и нездоровья человека, а также воспитания и обучения. Порождением этой системы в её союзе с наукой является современное учение о коэволюции, утверждающее совместное и взаимозависимое развитие Человека и Природы, Человека и Космоса и невозможности господства одного над другим.

КОСМОЦЕНТРИЗМ как глобальная мировоззренческая система основан на утверждении действий законов Космоса как единых законов развития Человека, Общества и Культуры.

Космос (от греч. – порядок, украшение) – это Вселенная, построенная в определённом порядке, живущая по своим законам как саморазвивающееся и саморегулируемое образование. Это Небо, Земля, Подземный мир – вместилище человеческой жизни. Он создан из хаоса, в нём движению каждой вещи дана своя закономерность и порядок. Сущность Космоса – бытийное движение вещей. Во всё в этом мире есть космический смысл и назначение. За пределами Космоса ничего нет. Космос есть первая Природа, из которой выходит и которой живёт человек.

Основные идеи космоцентризма по трём базисным мировоззренческим вопросам в целом можно охарактеризовать следующим образом. Человек здесь рассматривается как микрокосм, без остатка включённый в природу и живущий по одним с ней законам. Он являет собой лишь энерго-информационное образование, биомыслящую систему, состоящую из трёх жизненных сил – силы Духа, несущего Истину; силы Разума – двери в Истину; силы Любви – животворящего корня. Земная миссия Человека при этом определяется как развитие Разума и умножение Любви, с помощью которой только и можно победить зло. Смерть в этой мировоззренческой системе отрицается, признаётся бессмертие мыслей, слов человека и его души. Признаётся также переселение душ после телесной смерти человека в новое тело – реинкарнация, необходимая, с их точки зрения, для дальнейшего духовного развития и достижения более высокого уровня Любви. Все человеческие беды и болезни здесь рассматриваются как следствие нарушения равновесия земной жизни человека с космическими законами и неумения управлять процессами их гармонизации.

Эта мировоззренческая система породила множество религий и верований, ещё больше философско-этических учений и, как следствие, свои воспитательные системы (см. табл. 3). Космоцентризм развивался преимущественно как эзотерическое знание, знание тайное, сокрытое для понимания основной массы людей, сокровенное, внутреннее для избранных.

Таблица 3

Формы развития космоцентристских знаний

Религии и верования Философско-этические учения Воспитательные системы
- индуизм, - буддизм, - браманизм, -ламаизм, -кришнаиты, -даосизм, -конфуцианство, -бахаизм и др. - ведичество, - язычество, -астрология, -теософия, -антропософия, ………………. русский космизм и др. - восточные монастырские школы (ведические), - педагогика язычества, - школы свободного воспитания (на природе), школы Живой Этики (Агни Йога), - вальдорфская школа, -парапсихологические школы и др.

Как видим, космоцентристское знание сильно развито, разветвлено и, естественно, нуждается в воспитании своих сторонников. Рассмотрим это на нескольких примерах.

Педагогика язычества и вновь нарождающегося сегодня неоязычества есть природосообразная система воспитания, основанная на многобожии, вере в сверхъестественные силы природы и её духовность, на одушевлении внеприродных сил и предметов, признании кровной связи природы, животного и человека, огнепоклонстве и культе Солнца (солярного круга). В соответствии с этими верованиями и воспитывается каждое новое поколении, вербуются новые сторонники. Нарушение этих законов строго карается.

В процессе воспитания у языческих народов сложились особые отношения к детям как ещё нечеловекам, не имеющим души и духа. Ими осуществлялось жертвоприношение, но не от зла или чёрствости сердец родителей и родичей, а из глубокой веры, что небытие – это корень бытия и смерть – лишь уход, возвращение к своим корням. К тому же со смертью они как бы давали человеку возможность ещё раз возвратиться на Землю. Детей ценили как продолжение рода, усиливающих жизненную силу родителей. Их воспитывали в глубоком почёте к старости, в труде вместе со взрослыми. Но пресекали всякую одарённость и оригинальность, считая это не только проявлением неуважения к жизненным законам, но и глупости, даже зла, нарушающего гармонию. Так что дисциплина и послушание были очень важным воспитывающим началом.

Историки утверждают, что в дохристианские времена у русских язычных народов были свои программы Просвещения на основе «Велесовой книги», найденной в 1919 году. Это священное писание славян, созданное новгородскими жрецами, считается, выражает философию русского Просвещения, в смысле направления воспитания людей путём служения ближнему и обществу, служения знанию (истине), овладению духовным знанием и Учительстве. Чуть выше мы об этом подробнее писали.

Воспитание в ранние языческие времена было бытовым, слитным с образом жизни людей, в этом смысле народным. Хотя и там зарождались первые детские образования и даже школы и «детские республики», но не они определяли педагогическое лицо тех эпох. Современные неоязычники возрождают связь с природой, поклонение ей, создают временные детские поселения для обучения ритуальному отношению к Природе.

Педагогика буддизма – это уже не только бытовое воспитание, но и организованное общественное – в школах при монастырях, в общинных школах светского характера. Буддизм традиционно высоко ценит образование и уважает науку. В учении Будды невежество рассматривается главной причиной страданий человека, отсекать которое можно только «мечом мудрости», просвещением.

Педагогика буддизма основана на отношениях Человека Воспитывающегося и Человека Воспитывающего, т.е. Учителя и Ученика, где Учитель не только учит Ученика читать и писать, но является его духовным наставником, водителем. Цель буддийской педагогики – научить человека мыслить космическими масштабами, постигать «волю Космоса». Для этого Учитель добивается полного послушания и подчинения Ученика своей воле, реконструируя свои с ним отношения. Через преобразование взаимодействия он добивается сначала полного согласия и духовной близости с Учеником и только тогда начинает преподносить ему истины. В этой педагогике высоко чтится нравственность, проявление любви: существует табу на мясоедство, азартные игры, употребление кофе и спиртных напитков. В ней строго запрещена половая жизнь вне брака.

Учитель, имея небольшую группу учеников, на протяжении многих лет пытается развивать их комплексно – умственно, физически, эмоционально и особенно нравственно. В обучении используются методы разрешения вопросов, актуальных для ученика в настоящий момент времени, решение логических познавательных задач, построенных на парадоксах. И при этом всё время развивается самосознание, космическое мышление, интуиция, способность подчинять тело духовным командам, стремление к поиску смысла жизни. Самоубийство в буддийском воспитании рассматривается как убийство божества. Интересно, что здесь детей учат соблюдению меры во всём, например, при учении не рекомендуется чрезмерно усердствовать, сильно перенапрягаться, а всё делать спокойно, в умеренном темпе, даже читать и писать много и быстро не рекомендуется. Естественно, что в обучении много молитв, медитаций, погружение в проблемы духа и духовного знания. Девиз буддийской педагогики – «Осознаниесила».

Повторимся, что в буддийском воспитании идёт формирование космического мышления как более широкого, надчеловеческого, вселенского, бережного отношения к языку и слову как силам Космоса. Такое сознание называется трансцендентным.

Трансцендентное сознание – это сознание, выходящее за пределы человеческих чувств и опыта, поднимающее человека над его обыденностью, способность проникать в духовный мир ноосферы – мыслеплазмы Земли. Термин введён И.Кантом (1724-1804), сегодня приобрёл общенаучное значение. В этом смысле говорят о трансцендентном проявлении человека – созерцании, знании, благодати, деянии, взглядах, любви. Это означает, что человек достиг высокого уровня развития своего самосознания, самосовершенствования, когда он начинает воспринимать то, что неподготовленным людям недоступно. Поскольку коспоцентризм считает материальный мир искажённым отражением духовного мира, то проживание только на уровне материальных потребностей не даёт человеку подняться до мира духовного. Для этого нужно иное отношение к своему земному существованию и владение специальными умениями. И тогда человек сможет услышать трансцендентные звуки, увидеть трансцендентные краски, испытать трансцендентное блаженство, состояние подлинного удовольствия. Человеческая личность способна осознавать связь с космическим Разумом, если к этому подготовлена. Трансцендентализм развивается как самостоятельное научное направление. Православный педагог В.В.Зеньковский критикует его за утончённый позитивизм, не позволяющий выводить из природы нравственные принципы и не объясняющий зависимость Человека от высших принципов и законов.

Антропософская педагогика имеет много общего с буддийской в её европейском варианте. Основоположник учения антропософии немецкий учёный Р.Штейнер (1861-1925) создал новую школу, названную по имени местечка создания вальдорфской. Антропософская педагогика – это воспитание человека в постижении высшего смысла жизни и его как обожествлённой личности. Антропософия – это учение о путях познания, которое от духовности человеческого существа ведёт к духовности вселенской. Человек, утверждает антропософия, имеет земные и космические корни и потому должен сохранять и развивать в себе не только способности к земной жизни, но и понимание Космоса своим более оживлённым сознанием. Р.Штейнер считал, что без духовной науки педагогика никогда не поднимется до уровня искусства, а будет только ремеслом. Находясь в материальном мире и живя только в нём, человек невольно будет тяготеть к асоциальному поведению.

Воспитание детей в вальдорфской школе направлено на формирование душевного и духовного содержания человека, его ясновидения, яснослышания как более глубокого внутреннего восприятия. Через игру, медитации, занятия живописью, письмом, языками учащиеся обучаются мыслить и действовать «из себя и через себя». «Люди в своих воззрениях не мир сделались ужасно поверхностными» - пишет автор этой системы. Духовно-нравственное воспитание в этой системе идёт параллельно с физическим как освобождение сознания от телесной зависимости.

Именно Р.Штейнеру принадлежат глубокие слова: «Ребёнка любят не потому, что он хорош, а он хорош, потому что его любят». Поэтому первое требование к вальдорфскому учителю – это любовь к детям, умение жить их интересами и уважать их собственный путь и темп развития. Преподаватель там ведёт по несколько предметов, по мере своих возможностей, он почти один с классом в течение восьми лет, отчего его контакты с детьми глубоки и прочны, почти как семейные. При этом он всегда должен учиться сам: новые предметы, новый возраст учащихся. Это состояние собственного развития помогает ему понимать учащихся. Предметы вводятся по мере созревания класса, что определяется консилиумом. До 14 лет закладываются морально-этические основы человеческого поведения, без крена на интеллект: совести через интеллект не научишь. Всё делается через музыку, пение, ритмику, художественную деятельность. Отметок в школе нет, в ней нельзя сравнивать успехи разных детей. В школе создан чёткий ритм жизни, повторяющийся из года в год с новыми и более сложными детскими ролями.

Русский космизм представлен целой плеядой блестящих учёных второй половины Х1Х и первой половины ХХ века. Он возник как сплав христианских и космогонических идей. Внутри него различают религиозный космизм (В.С.Соловьёв, С.Н.Булгаков, Н.Ф.Фёдоров, А.А.Флоренский, Н.А.Бердяев) и философско-натуралистический (Н.А.Умов, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский). В целом это мировоззренческое направление рассматривалось как провозвестник новой эры в русской культуре. В русском народе всегда сохранялось ощущение причастности человека к космическому бытию. Об этом говорит вся дохристианская жизнь и само Христианство, принятое народом. Русский человек стремился к преодолению своей ограниченности во времени и пространстве. Именно поэтому ему близки идеи космической духовности и космического широкого сознания, ответственности за развитие Земли.

Нам неизвестны специальные школы по обучению космическому мышлению на основе русского космизма, но из биографий учёных видно, что почти все они были учителями – практиками и искали пути и способы реализации своих идей. К.Э.Циолковский (1857-1935) говорил, что научное знание не даёт ответа на вопрос о смысле жизни и этому надо специально обучать вненаучным способам постижения истины. Он не ставил учащимся плохих отметок, дабы не породить в них зла и обид, стремился к сближению с ними, чтобы в единении искать ключ к «космическому мышлению». Н.Ф.Фёдоров (1829-1903) предлагал это мышление развивать с помощью обучения разработке проектов по выполнению единого гражданского дела. Он считал, что учащихся надо воспитывать активными, ибо только тогда они могут себя совершенствовать. В проектах он видел метод обучения перенесению сознания из настоящего в прошлое и будущее, а в «общем деле» - формирование братства и любви.

Русский космизм восходит к христианскому пониманию Бога и единства с Ним Им созданного Человека. Идея эта была обозначена ещё в трудах святителя Х1У века Григория Паламы: «Не только Бог нисходит своими энергичными действиями в мир для спасения человека, но и человек, неся в себе образ и подобие Божие, может возноситься над своей тварной природой и увидеть «нетварный свет», Самого Бога».

В настоящее время учений и теорий в рамках и на основе космологических учений стало ещё больше. Разрабатываются системы самолечения, самопознания, самопомощи, самонаучения, всюду свои услуги предлагают экстрасенсы и парапсихологи. Безусловно, здесь много шарлатанства, но есть и здравые идеи. Так, в 1998 году в Думу был внесён законопроект под названием «Об обеспечении энергоинформационнного благополучия населения» - по представлению комитета по экологии. Энергоинформационное – биорезонансное, биоритмологическое и энергетическое воздействие на психику человека через систему образования, здравоохранения, сельского хозяйства, промышленность, архитектуру, градостроительство, ЭВМ и т.д. Фактически речь шла об экстасенсорном воздействии на человека, психокодированиии, зомбировании через биоэнергию. Согласно проекту, людей надо было обучать защите от колдовства, знахарства, манипулирования сознанием и чувствами со стороны политиков и телевидения. Также готовился закон «О правовых основах биоэтики и гарантиях её обеспечения» (против проституции, растления, порнографии). Сегодня активно формируется новая наука эниология об энергоинформационном обмене между людьми, материальной культурой и Космосом.

Влияние космоцентристских идей на современную науку и практику воспитания, хотим мы того или нет, будет расти. К этому надо быть готовыми новым поколениям воспитателей.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 2632 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...