Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

От идей Просвещения к Развитию человека



(Категориальная характеристика системы

«Просвещение - Развитие»)

Путь Человека от Просвещения до полного Развития, согласно смыслам его существования, долог и труден. Этот путь заполнен процессами, обеспечивающими, стимулирующими, контролирующими движение. В педагогике к таким процессам относят: внешние – воспитание, образование, обучение, и внутренние – самовоспитание, самообразование, самообучение. Их взаимодействие и являются тем механизмом, который движет развитие. Эти термины-понятия входят в число категорий педагогических, наравне с просвещением и развитием и лишь в единстве с ними представляют целостную систему – ядро всего понятийно-терминологического аппарата науки.

В самом начале, как вы помните, было дано два определения воспитанию как практической деятельности людей по передаче Культуры новым поколениями и как процесса возвышения человека телесного до человека Культурного, Духовного, до Личности. В первом случае определялось место воспитанию в жизни человеческого общества, во втором – его место в индивидуальной жизни. Здесь налицо онтогенетические и филогенетические корни воспитания. Оба определения характеризуют одно и то же явление как двусторонний процесс: передачи и приёма передаваемого опыта проживания в Культуре.

Теперь рассмотрим воспитание как категорию в её соотношении с Просвещением. С одной стороны, просвещение является базисной категорией по отношению к воспитанию и определяет его. Там, где возникает воспитание, оно согласуется с просвещенческими идеями, уже существующими в общественном сознании людей. Но с другой стороны, на индивидуальном уровне – воспитание является средством просвещения, целью которого является развитие. На этом уровне вновь происходит расщепление понятия на само воспитание и самовоспитание. Воспитание здесь понимается как внешний фактор по отношению к Человеку Воспитывающемуся, самовоспитание – как внутренний. Внешний фактор – лишь условие для действия внутреннего. Отсюда и сложилось понимание воспитания как управления, регулирующего развитие человека. Дадим ещё одно его определение.

ВОСПИТАНИЕ есть управление развитием человека и формированием его способности к самовоспитанию.

В самом деле, если развитие есть внутренний процесс самодвижения изменений, то он нуждается в управлении согласно идеям Просвещения. Самотёком человек просвещённым не станет. Родители и педагоги управляют этим процессом – ставят его цели, учитывая возраст и особенности ребёнка, предлагают программу его развития. Это воспитание есть внешнее управляющее воздействие как воздействие педагогическое. Но всю жизнь так быть не может, ребёнок возрастает и становится самостоятельным, сам собой управляющим. Это значит, он принимает эстафету от взрослых и продолжает воспитание как своё самовоспитание. Как радуются родители и педагоги, когда дети становятся способными без их помощи выполнять то, чему они их учили. Самовоспитание – это умения и способность человека силой воли, знаний и чувств продолжать совершенствоваться, развиваться без внешних стимуляторов и контроля. Митрополит Антоний Сурожский сказал, что это «установление власти над собой».

САМОВОСПИТАНИЕ – это процесс самостоятельного управления (самоуправления) собственным развитием посредством личных знаний, воли и устремлений.

Воспитание и самовоспитание – органично связанные между собою процессы. Только в единстве они обеспечивают развитие Человека Воспитывающегося. Между ними возможны противоречия и даже противостояния, несовпадение времени действий и взаимоуничтожение результатов. Так, ребёнок стремится к самостоятельности, хочет всё делать сам, а родители не дают, опекают его, торопятся предугадать все желания и исполнить их. Это же возможно и в школе, когда учитель диктует каждый учебный шаг учащимся. Результаты – формирование человека пассивного, слепого исполнителя, безответственного, безынициативного или бездумного «бунтаря». В педагогике есть такой термин – выученная беспомощность, что как раз обозначает такие качества. Собственно, воспитывающий должен постепенно ослаблять своё внешнее воздействие и передавать права внутреннему – самовоспитанию. В противном случае, перевоспитание или «отвоспитание» (С.Б.Ельцов) как способы корректировки и совершенствования воспитания просто неизбежны. Перевоспитание есть процесс смены смысловых ориентиров и условий воспитания и самовоспитания и формирование новых. Отвоспитание – это отучение, вымещение одних качеств другими.

По отношению к Человеку Воспитывающемуся воспитание и его самовоспитание выполняют функции средств развития. Одной из функций самого развития является социализация человека. Вдумаемся в понятие развитие! Приумножение человеческих возможностей и положительных качеств необходимо как для жизни вечной, так и для жизни временной - на Земле. Социализация есть воспитание человека социального, т.е. приспособленного, адаптивного и адаптированного к земной жизни, к жизнедеятельности в конкретных условиях реальной Культуры.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ есть воспитание у Человека Воспитывающегося приспособительных свойств для жизни в конкретных бытовых, общественно-экономических, политических и иных условиях.

Социализация есть воспитание максимально полезного обществу человека, приспособленного жить в нём, «встроенного» в него и служащего ему. При этом, социализация может идти двумя путями. Один из них - воспитание человека – «винтика» политической и экономической системы, другой – воспитание Человека Творческого, нашедшего в обществе свою индивидуальную нишу жизнедеятельности. Опять же, эти способности могут соответствовать идеалам общества проживания, а могут и противостоять ему. Тогда формируется борец. Но во всех этих и иных случаях, социализация способствует определению человеком своего места в жизни, своего статуса.

Когда мы говорим, что воспитание есть средство просвещения и развития, мы утверждаем их смысловое единство. Содержание Просвещения должно быть и содержанием воспитания. Не могут просвещенческие истины быть оторваны от идей, на которых строится воспитание конкретного человека. Провозглашённые и реализуемые идеи должны быть одними и теми же. Иначе Просвещение превращается в формальное декларирование, оторванное от жизни. При этом люди могут верить в них, но, в силу слабости духовного воспитания, не соблюдать, не следовать им. Современное российское общество как раз таковым и является. Провозглашая идеи патриотизма и единения народа, власть одновременно строит воспитание как космополитическое, индивидуалистическое, личностно ориентированное, персонифицирующее личность. Такая ситуация противоестественна и разрушительна для личностного возрастания.

От термина воспитание произошло множество других педагогических терминов-понятий. Это: воспитатель, воспитанник, воспитанность, воспитуемость, Человек Воспитывающий, Человек Воспитывающийся, воспитательная система, воспитательный метод и др. Воспитатель – это тот, кто занимается воспитанием и через это развитием человека, кто передаёт опыт поколений ещё не имеющим его. Это может быть и родитель, и воспитатель детского сада, и родственник, и учитель, и преподаватель, и руководитель кружка или секции. Воспитанник – это тот, кто принимает опыт поколений, кто изменяется под влиянием воспитательных воздействий, кто вступает в воспитательные отношения с воспитателем. Это может быть ребёнок дома, дошкольник в детском саду, ученик, студент, участник кружка, воспитанник детского дома и интерната. Воспитанность – это степень усвоения норм и правил поведения в обществе, передаваемых в процессе воспитания, и способность поступать в соответствии с ними. Воспитуемость - предрасположенность к воспитанию, связанная с умение сохранять воспитательные отношения, уважать их и сознательно слушаться. Вообще же, когда речь идёт о чём-то воспитательном (воспитательный метод, воздействие, приём, принцип, процесс, система, мероприятие и др.), всегда имеется в виду их направленность на развитие Человека Воспитывающегося.

Следующая ступень категориального ряда Педагогики – это образование.

ОБРАЗОВАНИЕ – это система общественного воспитания, основанная на идеях просвещения, взаимосвязи государственных, общественных и индивидуальных интересов и потребностей.

Образование является частью воспитания и одним из его средств. Воспитывать может и общество, и семья, но могут и специально создаваемые образовательные учреждения – детский сад, школа, вуз, училище. Всё вместе это называется образовательной системой. Система образования – это совокупность учреждений, осуществляющих плановое и контролируемое государством или обществом воспитание граждан. Пройдя воспитание в этих учреждениях, мы получаем сертификат и определённые права участия в общественной жизни. В этих учреждениях тоже передаётся Культура и формируется Человек Культуры.

Образование – категория тоже очень широкая. Сам термин несёт множество смыслов. Он имеет богословское происхождение. Раннее христианство понимало образование как процесс развёртывания, раскрытия в человеке образа Божия, что означало доведение человека до возможного для него совершенства. Потому когда-то человеком образованным считался только духовно-нравственный человек. В эпоху господства знаний, называемой Просвещением, термин был перенесён на систему обучения и применяться в смыслах, близких к современным. Есть мнение, что «то, что мы теперь называем образованием, принципиально отличается от первого значения этого понятия, и, по существу требует и иного термина» (Г.Каледа). Возможно, что когда-нибудь так и будет.

И опять же, как и воспитание, образование есть внешнее и внутреннее. Внешнее – это организованное государством, обществом и, возможно, семьёй. Внутреннее – это процесс постижения истин самим человеком, при его самоцелеполагании и самоорганизации, самопланировании, самоконтроле, самооценивании. Он и называется самообразованием.

САМООБРАЗОВАНИЕ есть процесс внутренней самоорганизации образования Человеком Воспитывающимся как средства самовоспитания.

Самообразование - процесс ненасильственный, естественный, неформальный, возникающий исключительно по инициативе самого человека как удовлетворение собственных образовательных потребностей, внешне не контролируемый и не сертифицируемый. Как и в образовании в процессе самообразования осваивается Культура и идёт развитие. Самообразование не знает границ, оно возможно при любых условиях и в любом возрасте. Только тогда, когда образование внешнее перейдёт в самообразование, развитие становится возможным. Следовательно, как и в воспитании, одной из важнейших задач образования является формирование способности и готовности человека к самообразованию.

Современное состояние образования во всём мире оценивается как критическое из-за его чрезмерной регламентации и жёсткого управления свыше. Считается, что оно ограничивает развитие человека, его мышления, не научает предвидеть и предчувствовать ситуации, морально деформирует, способствует погоне за сиюминутными выгодами, выпускает функционально безграмотных людей. И в целом, считается, что оно тормозит развитие цивилизации. Специалисты утверждают, что почти 80% усвоенной в школе информации умирает невостребованной в жизни каждого отдельного человека. Усреднённое образование способствует рождению нового типа человека – «человек – масса», легко подвергающегося манипуляции сознанием, не творческого, живущего по капризам моды и «как все». Особенно это видно в крупных городах. Альтернатива видится в расширении самообразования. Ныне разрабатываются его разнообразные методики, технологии дистанционного самообучения, автодидактики. Считается, что самообразование – это перспективнейшее направление развития самого образования в ХХ1 веке. Непрерывное и бесконечное образование – это абсолютная цель и абсолютный закон духа, благодаря чему только и происходит восхождение человека и раскрытие в нём образа Божия. Так считают святые отцы Церкви. Их мнение совпадает с мнением светских учёных.

Наконец, об обучении – ещё одной базисной категории педагогики.

ОБУЧЕНИЕ – способ организации воспитательных отношений по формированию опыта Культуры Человека Воспитывающегося Человеком Воспитывающим.
 

Собственно, обучение есть механизм воспитания и образования, их ядро. Это процесс непосредственного взаимодействия воспитателя и воспитанника, форма организации воспитательных отношений. В основе его лежит познавательный процесс. Сущность его состоит в переводе внешнего опыта в опыт внутренний, посредством чего и происходит развитие человека. Как и воспитание с образованием, обучение тоже имеет свой двойник – самообучение.

САМООБУЧЕНИЕ – это использование Человеком Воспитывающимся своих и только ему присущих способов познания окружающего мира и выработка своего стиля самообразования и самовоспитания.

Долгое время Педагогика развивалась как наука, состоящая из теории обучения, именуемой дидактикой, и теории воспитания как самостоятельных частей. К воспитанию, что не оправдано ни исторически, ни научно, ни практически, стали относить проблемы формирования личностных качеств, в основном характера воспитанника, а к обучению – формирование знаний, навыков и умений в интеллектуальной и профессиональной сферах. Эта тенденция усиливалась за счёт введения в школах внеклассной работы и классного руководства, которому передавалось воспитание учащихся, учителю же – их обучение. Так писались и учебники по педагогике, обучались многие поколения педагогов. Между тем, отношения воспитания, образования и обучения строятся совсем не горизонтально и не равноправно, а вертикально и как целое и часть. Просвещение осуществляется посредством воспитания, которое специально организуется путём образования, которое, в свою очередь, реализуется через обучение. Никакое воспитание без обучения, таким образом, невозможно. Мы обучаем ребёнкахождению, правильному говорению, писанию, уходу за одеждой, наведению в доме порядка так же, как учитель учит его математике или русскому языку. Разве что не составляем программ и не выдаём аттестатов. Природа всех трёх процессов едина и восходяща: обучая, мы образовываем, образовывая – воспитываем. И все споры о воспитывающем обучении схоластичны. Оно иным не может быть по определению, и если не таковое, то неверно построено.

Соотнесение между собой воспитания, образования и обучения похоже на игрушку-матрёшку (см. рис.8). Самая маленькая – обучение, средняя – образование, большая – воспитание. Увидеть и описать в отдельности каждую из них можно, но нельзя понять одну без другой: игрушка исчезает. Это тот случай, когда внутреннее автономное строение обеспечивает сохранение единой природной целостности.

Матрёшки: самообучение, обучение, самообразование, самообразование, самовоспитание, самовоспитание.

Рис. 8. Педагогическая «матрёшка».

Внутренний процесс возрастания Человека до Личности и в Личности идёт в той же последовательности внутри внешне организованного процесса воспитания, образования и обучения. Как говорил великий И.В.Гёте (1749-1832), «хотя мир идёт вперёд, дитя должно всегда начинать с самого начала». Именно эти шесть процессов, с которыми работают все, имеющие дело с воспитанием, составляют механизм реализации Просвещения и обеспечения развития Человека Воспитывающегося, механизм перехода Просвещения в Развитие. Но он работает только тогда, когда между воспитателем и воспитанником устанавливаются воспитательные отношения. Выше мы давали определение их как вида общественных отношений, направленных на воспитание человека, как отношений людей в процессе воспитания. Сейчас это определение уточним.

Процесс перехода Просвещения в Развитие есть процесс перевода воспитания в самовоспитание, образования в самообразование, обучения в самообучение. Это есть переход внешнего во внутреннее. Для его обеспечения и предназначены воспитательные отношения.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это процесс перевода внешних факторов воспитания во внутренние: воспитания в самовоспитание, образования в самообразование, обучения в самообучение.

Вчитайтесь в определение и поймите, почему именно воспитательные отношения являются предметом Педагогики как науки. Без них или при их нарушении бесплодно всякое воспитание, образование и обучение и невозможны самовоспитание, самообразование, самообучение, в конечном итоге – развитие. Это категория системообразующая, увязывающая между собой внешние и внутренние факторы развития.

Воспитательные отношения значимы на протяжении всей жизни человека. При их нормальном состоянии человек сохраняет способность всю жизнь учиться и совершенствоваться.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 443 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...