Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Характеристика теоцентристского подхода к воспитанию



Другой глобальной мировоззренческой системой является теоцентризм. Он возник много позже космоцентризмаи закороткий исторический срок оказал существеннейшее влияние на систему воспитания не только принявших его народов, но мира в целом. Теоцентризм – это признание центром мироздания и создателем его Единого Бога, Основателя и Творца всего сущего, сознательное начало всего и вся. Эту систему взглядов представляют монотеистические религии – иудаизм, христианство и мусульманство (первая из них относится к религиям национальным, другие две – мировым). Концептульно эти учения изложены, соответственно, в Торе, Библии и Коране. Каждая из этих религий внутри себя имеет конфессии как направления верования в рамках самой веры, но с коррекцией на историю и культуру их носителей. В Христианстве – это православие, католицизм, протестантизм, лютеранство, англиканство.

ТЕОЦЕНТРИЗМ – это глобальная мировоззренческая система, утв5рждающая существование моноцентра Вселенной в лике Бога как мыслящей и разумной Личности.

Что касается России, то здесь господствующее положение всегда занимала православное Христианство, сохраняющее изначально заложенные в нём идеи и традиции. Это определило характер новой послеязыческой культуры народа и тип личности русского человека. Выше об этом мы говорили подробно. Сейчас речь пойдёт о значении Христианства в создании воспитательных систем.

Сущность Христианства составляют следующие положения (догматы) 1. Признание единобожия в лице Триединого Бога как абсолютно совершенного Духа, абсолютного Разума в его Всемогуществе, Благодати и любви. 2. Понимание божественного происхождения Человека, абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного духовного существа, созданного по образу и подобию Божьему и потому предстоящему перед Ним во всеобщем равенстве. 3. Учение о бесконечности всестороннего духовного роста и совершенствования человека в течение всей его земной жизни, о ведущей роли духовного в развитии человека и через него всего материального мира. 4. Различение добра и зла и понимание зла как разрушения, гибели, отказа от Божественного замысла. 5. Учение о бессмертии человеческой души и воскрешении во плоти. 6. Учение об Иисусе Христе как Богочеловеке, пророке, ниспосланном на Землю, «воплотившемуся от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечшася».

Благодаря идее всеобщего равенства перед Богом Христианство охватило своим учением многие народы, побудив каждого отдельного человека к самовоспитанию, перевоспитанию и воспитанию. Фактически это была вера индивидуального и соборного пользования, личного и коллективного возрастания. И потому вклад Христианства в систему воспитания трудно переоценить. Именно оно дало: а) идеал человеческого совершенства для следования ему в личной и общественной жизни, а также нравственные законы, обеспечивающие это возрастание; б) направило развитие воспитательных систем на массовость воспитания – воспитания всех и на равных основаниях; в) заложило начало многих наук, в том числе Педагогики.

Итак, первое и главное, что предложило Христианство воспитанию – это нравственные законы, данные Богом на Синайской горе Моисею и в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Всякий культурный и хорошо воспитанный человек их знает. Законы Моисея направлены на общественное устроение человеческих взаимоотношений («чти отца и мать твою – благо тебе будет, долго жить будешь; не убий, не укради, не произноси на другого ложного свидетельства» и др.). В Нагорной проповеди даны законы личного возрастания. В них слово блаженство означает счастье («блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное; блаженны плачущие, ибо они утешатся; блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю» и др.). К этим законам прилагается перечень семи смертных грехов, совершение которых является тягчайшим грехом и ведёт к действию закона воздаяния. Эти грехи: тщеславие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, расточительность.

На всём этом, как на фундаменте, строилось и сегодня строится христианское воспитание, признающее Человека способным соответствовать этим непростым требованиям, ибо в него вложен «механизм» их выполнения – естественная нравственность и модусы духовности. На этом воспитывали в семьях, монастырях, светских и духовных школах. Мировоззренческих противоречий, не считая раскола, в России не было до 1917 года.

Христианство уже на ранних ступенях своего становления стало создавать школы катехизации, приглашая в них всех желающих, независимо от классового, социального, национального, материального и возрастного положения. По мере возникновения монастырей и храмов стали разрабатываться образовательные программы, складываться корпус учителей, свои средства и методы воспитания. И сегодня мы живём по регламенту, заведённому в рамках религиозного воспитания и доведённому там до совершенства. Это классная комната, доска, указка, мел, книга, тетрадь, ручка и карандаш, Человек Воспитывающий и Человек Воспитывающийся. Именно в Христианстве создалась предметно-классно-урочная система организации образования.

«Уже внешняя обстановка работы по классно-урочной системе говорит о её происхождении от средневековой монастырской школы. Большой продолговатый класс. Ряды одинаковых неподвижных парт для учеников и кафедра или стол для учителя, звонки перед началом каждого урока и после его окончания…, полная, почти мистическая тишина в классе, молча сидящие ученики, их взгляды, устремлённые в одну точку, всё это напоминает богослужение в храме…» - пишется в первой советской Педагогической энциклопедии 1927 года.

Огромный вклад Христианства в развитие воспитательных систем состоит в отработке идеи массового общественного, а затем и государственного воспитания, основанного на приоритете нравственных законов. Христианство фактически не просто возродило с эллинской эпохи Педагогику, но сформировало её как целостную науку со своим объектом и предметом познания, восполняя проблемами проектирования как преднамеренного создания по заданной модели воспитательных систем и процессов. Христианские антропологи убедительно показали, основой человеческой жизни является духовная жизнь и искание Бесконечного, т.е. познание как движение к истине. Духовное начало есть корень и источник индивидуальности человека, проявление его неповторимости. Образ Божий в человеке даёт начало его личности. И потому они предложили понимать воспитание как оцерковление личности через жизнь и Церкви и с Церковью. Цель воспитание есть помощь детям в освобождении от власти и влияния греха.

Как мы узнали из предыдущего материала, в Христианстве были также разработаны базисные педагогические категории, формы нравственного сознания, а также такие важные для воспитания категории, как свобода и несвобода, добро и зло, смысл жизни и покаяние и другие. Это было началом учений, через которые воспринималось и оценивалось всё, накопленное историей древних дохристианских культур. Это было глубокое проникновение в Человека и возможности его возвышения. Не зря православный педагог В.В.Зеньковский (1881-1962) утверждал, что «Христианство больше знает о человеке, чем философия Просвещения». Христианство создало плеяду замечательных православных педагогов, разработавших теоретические и методические вопросы воспитания. Глубоко верующими были словенские учителя братья Кирилл и Мефодий, основоположник научной педагогики Я.А.Коменский. Многие монахи, богословы, святители были одновременно и педагогами.

Феофан Затворник (1815-1894) – святитель, учёный-богослов был педагогом светской школы и духовного училища (в миру Г.В.Говоров). На свою педагогическую деятельность он смотрел как на важнейшее дело: «Воспитание из всех дел самое святое». Он был замечательным педагогом и добивался великих результатов. В основе имел христианские догматы: «Вот программа начальствующих всех родов – растворяй строгость власти кротостью, старайся любовь заслужить любовью, и бойся быть страшилищем для других. Раз и навсегда нам предписано лишь короткое правило: возлюби и делай что хочешь. Если молчишь, то молчи из любви, если кричишь, кричи из любви, если порицаешь, то из любви порицай: если прощаешь, то из любви прощай. Имей в себе корень любви – из него не вырастет зло». Феофан Затворник утверждал, что жизнь свою надо устраивать в согласии с устройством человека, а человека этого надо хорошо знать. Среди телесного он особо выделяется потребностью сохранения, движения и употребления чувств, речью и размножением. Но всё это не принадлежит только телу, и жизнь телесная не ниже духовной. Исходя из этого, он выстроил свою теорию воспитания. Религиозно-нравственное начало в ней выводится из природы Человека, преемственно сохраняется и предохраняет педагога от ломки даже детского настроения, тем более характера человека, его природы. В противном случае неизбежно «разорение» человека. Просвещение Ф.Затворник называл «солью Земли», когда оно исполнено начал и элементов учения Господня, когда само состоит в учении у Господа. Это фрагменты его педагогики, реализуемые в практике преподавания. Другой православный педагог В.В.Зеньковский считал, что массовая светская педагогика страдает натурализмом, обособленчеством духовного мира человека и потому от религии. Он же утверждал, что жизнь не идёт из самой1 себя, она связана с миром сверхиндивидуальных ценностей, что педагогике не дано придумать, какой быть детской душе. «Субъективации ребёнка и субъективации педагога одинаково шатки и недостаточны; - необходимо опираться на объективную сферу, на те ценности, которые возвышаются над личностью и придают ей значительность» - писал он. Он также предупреждал, что нельзя в личности видеть самоцель, ибо самоценен лишь Бог, и понять человеческую личность можно только в системе целостной. Его педагогика – это вера в детскую душу и её самораскрытие как части мира Божьего, и потому смыслом деятельности педагога должно стать «вхождение в детскую душу». Вне развития свободы нет смысла в воспитании – вне её оно превращается в дрессуру. Проблема перед педагогом – как обеспечить связь свободы и добра, «как связать душу с миром ценностей – не минуя свободы, а через свободу». Отсюда им выводится цель воспитания – не приспособление ребёнка к жизни, а развитие в нём силы добра, спасение. В качестве основного принципа воспитания он почитал принцип антропности – всецелостности личности в человеке, в единстве физического, сексуального, социального, морального, эстетического, интеллектуального и религиозного воспитания. «Церковь всегда хранила и помнила слова Спасителя о детях, но она никогда не ставила их в центре своей антропологии».

Христианская педагогика создала не только основу народной и научной педагогик, но сумела разработать воспитательные системы как практику воспитания. Широко известна иезуитская система воспитания, сильно догматизированная и ортодоксальная. Существуют и сейчас активно восстанавливаются православные системы воспитания в единстве веры, учения и труда. Основываясь на учениях отцов Церкви, зарождаются локальные воспитательные системы, например, православно-патриотического, православно-художественного воспитания.

Так учения отцов Церкви и теории православных педагогов создали новую педагогику, отличную от космоцентристских и антропоцентристских вариантов. В теоцентризме все люди – дети Бога, сыны Его, Для православной педагогики отцовство и сыновство изначальны в природе Человека. Христианство видит Личность даже в ещё не рождённом, а лишь зачатом дите. Родительская и учительская любовь есть отблеск божественной любви.

В полной мере христианская педагогика существовала в Росси до Петра 1. С его правления начался новый, далеко не лучший этап развития воспитания в обществе. Началось открытое и скрытое гонение на Русскую Православную Церковь и её служителей, секуляризация традиционной русской культуры и отделение её от веры, создание салонной светской культуры на западный манер. Прорубив «окно в Европу», Пётр 1 открыл неограниченные возможности завоза чужих идее, образа жизни и людей как их носителей. Началась эпоха Просвещения по-русски, где изначально стал господствовать девиз «знание – сила». Долгие годы затем при дворе и в дворянских семьях родной русский язык был заменён французским, заменена мода и книжные пристрастия. Это раскололо некогда единую педагогику на две части. Сознание национальной элиты стало европеизироваться, что сказалось и на воспитании детей. Всё народное стало понемногу отвергаться, осмеиваться и вытесняться. Превознесение интеллектуальной сферы личности над духовно-нравственной сказалось на всём образе жизни людей, изменило отношение к ребёнку, мерилом качества которого стало школьное преуспеяние. Человек ещё больше закрепощался властью. Весь Х1Х век православие вытеснялось из образования, что привело, по данным историков и педагогов, к резкому сокращению школ и падению нравственности в обществе. Венцом безрелигиозного и по сути атеистического воспитания стал 1918 год, когда советская власть издала Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». По нему запрещалось преподавать вероучение во всех государственных, частных и общественных образовательных учреждениях. Верование становится частным делом граждан. Советское государство волевым путём пошло по пути атеистического воспитания своих граждан, насаждения «научного атеизма» как новой веры. Происходила активная изоляция детей от религии путём прямого и косвенного запрета посещать церковь, праздновать религиозные праздники, умышленного замалчивания истории русской и иной культур, основанных на верах предков. В настоящее время Россия вновь стоит перед выбором мировоззренческой основы своей общественной жизни.

Рождение нового мировоззрения происходило в эпоху Просвещения внутри самого христианского общества. Науки и знание, словно джин, выпущенный из бутылки, стали бороться за своё полное господство в умах людей, бороться с христианством – своей колыбелью и истоком своим. Это мировоззрение получило название антропоцентризма.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 581 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...