Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Истоки и особенности классического немецкого идеализма



Первая половина 19века в философии проходит под знаком развития великих систем немецкого идеализма. Это философское течение достигло пределов прогрессивного развития идеалистических систем, обнаружив их уязвимые пункты. Классическая немецкая диалектика возродила в определенном смысле принципы рационализма, доминировавшие в 17-18 веках. В ней разум из природы переместился в историю. Просветительская традиция выполнившая свою историческую задачу, стала превращаться в свою противоположность. Однако именно Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах, выдающиеся представители классической немецкой философии, сохранили просветительскую веру в разумного человека, придав ей более глубокий смысл.

Если в 17 веке рационализм утвердился в онтологии и теории познания, столетие спустя в этике и учении о «естественном порядке», то в 19 веке в великих диалектических теориях развития, в особенности социально-исторической действительности. 19 век унаследовал от французского материализма веру в прогресс и разум. В центре внимания классической немецкой философии, начиная с Канта, находились категории истины и свободы, как высшие человеческие ценности. Все представители классической немецкой философии были идеологами буржуазии, но если идеологи французской буржуазии были материалистами, то о немцах так сказать нельзя.

Германия 18 века была раздробленной феодальной страной. Немецкие философы выступили против архаических черт общественного устройства. Они не были атеистами и попытались извлечь прогрессивное содержание из самого идеализма. Если французские материалисты противопоставляли феодализму буржуазное общество как «царство разума», то немецкие идеалисты доказывали, что существующая действительность реализует скрытую в ней разумность, они полагали, что противоположность между старым и новым является относительной.

Немецкий идеализм был мировоззрением социального компромисса, характерным, как для просветителей конца 18 века, так и для классической идеалистической философии. Этот компромисс заключался в сведении ими социальных проблем к нравственным. В классической немецкой философии такой компромисс был выражен в дихотомии «сущего» и «должного». Для всех представителей классической немецкой философии характерно убеждение в том, что для приближения реальности к идеалам, ее достаточно познать и оправдать.

Классическая немецкая философия значительно расширила поле исследуемой проблематики, заявив серьезные претензии на энциклопедизм. Ее главным завоеванием стала диалектика. Значительный взлет диалектической мысли был обусловлен их опорой на богатейший мыслительный материал творчества Лейбница и английской и французской философской мысли 17-18 веков. Представители классической немецкой философии теоретически оправдывали и обосновывали реформистский путь буржуазного развития в Германии, поэтому диалектику они сосредоточили на анализе сознания и мышления.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 731 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...