Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русское просвещение



Русское Просвещение было вызвано к жизни культурными процессами в России после петровского времени. Его особенностью во второй половине 18 века было то, что выразителями его идей была не зарождавшаяся буржуазия, а дворянство, которое стояло на защите самодержавия. Поэтому сами просветительские идеи носили охранительный характер и имели своей целью обоснование разумности и законности царской власти.

Начало Просвещения в России по времени совпало с периодом становления в ней абсолютизма, олицетворением которого стало правление Екатерины II. В это время в окружении царского двора складывалась новая культура, носителями которой были государственные и политические деятели, стремившиеся проводить в жизнь идеи Просвещения. Русские философы оказались воспримчивыми к философской культуре Запада. Главными авторитетами нового сознания были Вольтер, Дидро, Локк, Руссо, Монтескье.

Формирование основ новой культуры объединяло мыслителей самой различной мировоззренческой ориентации. Феофан Прокопович (1681-1736), один из просвященнейших и мыслящих людей своего времени, был писателем и проповедником. М.В. Ломоносов (1711-1765) известен, в первую очередь, как поэт, ученый энциклопедист, организатор отечественной науки и создатель Московского университета. В.Н. Татищев (1686-1750) выдающийся историк и философ, призывавший к созданию системы русской философской терминологии. А Д.А. Голицын (1734-1803)- экономист и публицист, который в своих философских работах выступал в защиту философии как самостоятельной и наиболее значимой науки в системе «полезного» знания.

Существенной чертой дворянского просвещения было «вольтерианство», понимаемое в России как вольнодумство, так как действительные просветительские идеи Вольтера были поняты в ней достаточно поверхностно. Именно это обстоятельство дало возможность Екатерине II называть Вольтера «добрым другом и покровителем», однако его идеи так и не стали фактом русской культуры. Русское самодержавие извлекло из европейского опыта свой урок: вольнодумство -весьма опасно, можно и голову на плахе потерять. В русском Просвещении 18 века отсутствовала зрелость и радикальность, которая была присуща просветителям Франции.

Особое место в русском просвещении занимала проблема человека, нашедшая свое революционно-критическое осмысление в трудах А.Н.Радищева (1749-1802). Давая оценку этой значительной фигуре русского просвещения Н.А. Бердяев очень образно отмечал, что Радищев замечателен не ориги­нальностью мысли, а оригинальностью своей чувствительно­сти, своим стремлением к правде, к справедливости, к сво­боде. Он был тяжело ранен неправдой, крепостного права, был первым его обличителем. Он утверждал верховенство совести и во многом предвос­хитил и определил основные черты интеллигента вРоссии.

Русское Просвещение стало началом самобытной национальной философии, обеспечившей ее быстрый взлет в XIX веке и в дальнейшем сохранившей свое самостоятельное значение.

Каков же вклад 18 века в историю философии? С одной стороны это век распространения сенсуализма и эмпиризма, с другой — это, по праву, век Разума и век Просвещения. Идеи Просвещения имели колоссальное значение в организации общественной жизни. Философы Просвещения сформулировали те основополагающие принципы, которые до сих пор лежат в основе современных “цивилизованных” обществ. Это принципы суверенитета народа, общественного договора, разделения властей, участия всех граждан в осуществлении власти и основных прав и свобод человека.

* * *

В истории человечества XVII-XVIII веков были временем серьезных социальных трансформаций, временем становления новых буржуазных отношений. В этот период, начиная от Бэкона и Декарта и далее через Локка и французских материалистов к мыслителям немецкой классической философии развивалась могучая критическая философская традиция. Она была направлена против схоластического средневекового лжемудрствования, формировала и выдвигала на первый план принцип активности субъекта и разумного отношения к действительности. Этой традиции был свойственен теоретико-познавательный и социальный оптимизм, стремление к практическому применению знаний и выдвижению человека на роль господина над природой. Это был путь восхождения от метафизики к диалектике и материализму. Долгая и сложная эволюция рационализма великих систем 17 века и эмпиризма 18 века, которые боролись друг с другом и одновременно взаимодополняли друг в друга стала своеобразным теоретическим источником для последующего развития диалектической мысли немецкой классической философии, а позднее и философии марксизма.

Контрольные вопросы

1. Специфика решения проблем познания в философии Ф. Бэкона.

2. Человек и государство в философии Т. Гоббса.

3. Особенности рационализма Р. Декарта.

4. Материалистическая сенсуалистическая теория познания Джона Локка.

5. Монистическое учение о субстанции Б. Спинозы.

6. Эклектизм философии Дж. Беркли.

7. Агностицизм и индетерминизм в философии Д. Юма.

8. Философия французского Просвещения.

9. Немецкое просвещение и его особенности.

10. Содержание и сущность русской просветительской мысли.

11. Основные идеи американского Просвещения.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 3694 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...