Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Г. Гегеля



(1770-1831)

Основные принципы и идеи философии Канта послужили основанием становления и дальнейшего развития классической немецкой философии такими видными немецкими философами конца 18 и начала 19 вв. как Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах и другие. В творчестве Фихте (1762-1814) на позициях субъективного идеализма преодолевается агностицизм Канта, развивается принцип созидательной активности субъекта мышления и формируются основы идеи тождества мышления и бытия. Шеллингом (1775-1854) формируется объективный идеализм, принцип развития, принцип диалектического отрицания, совершенствуется, уже на основе объективного идеализма, принцип тождества мышления и бытия как диалектическое тождество сознательного и бессознательного. Классическая немецкая философия достигла своей наиболее развитой, целостной и системной формы и богатого содержания, в творчестве Гегеля.Поэтому гегелевская система философии по праву считается вершиной классической немецкой философии.

Георга Вильгельма Фридриха Гегель родился в 1770 г. в Швабском городе Штутгарте в семье чиновника финансового чиновника. Видимо, рождение именно в швабском городе наложило свой отпечаток на характер Гегеля. В его характере и судьбе полностью проявились медлительность швабов, их неуклюжесть в манерах и тугодумие вкупе с прилежностью, особым остроумием, изобретательностью и основательностью. Только этим можно, наверное, объяснить, почему особо способный выпускник престижной штутгартской гимназии, затем Теологического института в Тюбингене, лишь в 1816 г. получает должность профессора и становится одним из признанных и основательных философов Германии. Шеллинг же в свои 25 лет был уже известным всей Германии философом.

В отличие от Канта, жизнедеятельность Гегеля проходила во многих городах Германии. После окончания гимназии в Штутгарте в 1788 и студенчества в институте в Тюбингене и его окончания в 1788-1793 гг., он работал домашнем учителем в Берне (1793-1796) и во Франкфурте-на-Майне (1797-1800). В 1801-1808 гг. Гегель работал доцентом в Йенском университете. Здесь как лектор Гегель не имел успеха, на его первые лекции не пришел никто. Но именно в этот период он написал ряд своих оригинальных работ, в том числе свое первое крупное произведение «Феноменологию духа», становится крупным, но еще малоизвестным философом. В 1808-1816 г. Гегель становится ректором Нюренбергской гимназии, где до своего переезда в 1816г. в Гейдельберг, он написал и опубликовал главное свое произведение – «Наука логики». В 1816г. Гегель был приглашен в качестве профессора в Гейдельбергский университет. Здесь он проработал до 1818 г., и написал и издал свою знаменитую «Энциклопедию философских наук». В ней он излагает свою философию как единую систему. В 1818 г. Гегеля, уже известного философа, приглашают профессором Берлинского университета, где в 1831 г., на вершине творческого подъема, Гегеля постигла безвременная смерть от холеры.

Гегелевская философия начала свое действительное становление в йенском периоде его творчества, «в атмосфере глубочайшего почтения к науке и научности, к человеческому разуму». Первая попытка формирование его философской системы начинается с «Феноменологии духа» (1806). В этой работе исследуется история становления разума от примитивных форм чувственного восприятия до философского мышления. Суть дела исчерпывается не своей целью, считает философ, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением. Он также разрабатывает мысль, что наука должна быть изложена как система. Истинной формой существования истины, согласно Гегелю, может быть лишь система.

В своей философской системе Гегель стремится осмыслить всю совокупность человеческого знания своей эпохи, связать ее в единую систему, основой которой служит последовательно проведенная позиция философского идеализма и диалектика. Главная сущность его философии – это диалектика как философская теория развития мышления, природы и общества. В основе этого развития как его ядро находится, согласно Гегелю, Абсолютная идея, философская сущность Божественного духа. Она мыслит, творит и посредством своего творчества развивается. Материальный мир тождественен мышлению этого духа как его творение и внешнее проявление, что означало, во первых, идеализм, но, во-вторых признание познаваемости действительности разумом. В отличие от Канта, Гегель не признает никаких «вещей в себе», что невозможно было бы познать.

Структура философской системы Гегеля состоит из следующих разделов: 1. Логика, 2. Философия природы, 3. Философия духа [33]. Эти разделы отражают определенные этапы развития Абсолютной идеи, которая определяется Гегелем как высшее разумное мышление, как субстанция. Гегель считает, что во всех явлениях действительности, в человеческих поступках, в событиях на арене всемирной истории, мышление абсолютной идеи выступает основной причиной. В данном положении философии Гегеля проявляется ее панлогизм.

Логика Гегеля.

Гегелевская «Логика» - первая часть его философской системы. Она является логикой теоретического мышления, так как в ней отражается изменение и развитие содержания понятий и переходы в другое понятие.

В своей «Науке логики» Гегель раскрывает исторический характер развития человеческого сознания и его познавательной деятельности. Следует отметит, что Гегель, как и Кант, развивает философскую теорию научного познания и в этом аспекте раскрывает особенности и недостатки чувственного, рассудочного уровней познания и диалектику перехода от одного уровня к последующему. Свою «Логику» он считает образцом научного мышления.

В ней Гегель раскрывает диалектику теоретического мышления как восходящее движение от отдельных понятий к их системе посредством их синтеза, разрешения внутренних противоречий, являющихся источником развития понятий. Такое движение мысли он называет восхождением от абстрактного к конкретному, где таковым является систематизированное, богатое по своему содержанию знание. Исследуя логику развивающегося мышления, Гегель открыл основные законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания и отрицания. Они действуют и в природе, и в обществе, как проявление диалектики Абсолютной идеи.

Философия природы.

Гегель диалектику природы исследует во второй части своей философской системы – в «Философии природы». Он природу понимает идеалистически, так как для него она является материальным проявлением абсолютной идеи.

Гегель в этой работе продемонстрировал прекрасное знание наиболее значительных работ в различных отраслях естественных наук своего времени. Он ссылается на работы 36 физиков, 17 химиков, 30 биологов или цитирует их. По всем «науковедческим» канонам философия природы Гегеля базируется на серьезном знании источников и поэтому он смог раскрыть диалектику природы. Однако, несмотря на солидную естественно-научной базе, его философия природы страдает туманными рассуждениями о духе в природе, крайностями, вроде недопустимости объяснения химических процессов на основе законов физики.

Он пишет о целостности и системности природы, которая как система и как органическое целое, состоит из качественно различных, но взаимосвязанных сфер. Согласно Гегелю, неживая и живая материи находятся в диалектическом единстве, так как последняя является результатом восходящего развития неживой материи. «Природа есть в себе некое живое целое», пишет он.

Ради логики своей системы Гегель заявляет, что после появления человека как разумного существа в природе развитие прекращается, в ней теперь происходит лишь повторение, воспроизводство уже известного.

Философия духа.

В третей части своей системы «Философия духа» Гегель описывает заключительный этап развития Абсолютной идеи. Оно осуществляется посредством практической и интеллектуальной деятельности индивидов, как развитие человеческого духа в виде развития мышления, познания, общественного сознания и как история человечества.

В этом разделе он раскрыл объективный принцип историзма, заключающийся в изменчивости и преходящем характере любого общественного явления и строя, социально-политических и идеологических систем, форм общественного сознания. Идею французских просветителей о прогрессивном развитии человечества Гегель развивает в своей философии истории и в разделе «объективный дух» своей «Философии духа».

Здесь он с позиции идеализма показал историческое становление, развитие и смену форм общественного сознания, общественно-политических институтов: права, морали, нравственности, семьи, гражданского общества, государства и его всемирную историю. Гегель считает, что каждая личность, стремясь к своим целям своими деяниями в действительности выполняет цели мирового разума, тем самым выступает как средство для мирового разума в достижении им своей конечной цели и в этом проявляется хитрость мирового разума.

В «Философии духа», а также в «Лекциях по философии истории», «Философии права» Гегель раскрыл действительные основания и противоречия нового общества – буржуазного. Он пишет об объективности формирования и развития гражданского общества, о необходимости господства закона в государстве, одной из главных задач которого является обеспечение реализаций целей граждан и защита их жизни, свободы и собственности. Идея права есть свобода, заявляет он. Гегель, понимая и раскрывая объективную необходимость обновления любого государственного строя, в свете французских революционных терроров выступает последовательным реформистом. «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно» - таков его девиз.

Противоречие между системой и методом.

Философия является царством чистой мысли, так как здесь нет чувственности, эмоций, образов, материальных носителей мысли, идеи. Поэтому в ней завершается восходящее развитие мирового разума как Абсолютного духа. Здесь Гегель имеет в виду не всякую, но именно свою философию. Согласно же диалектическому методу Гегеля, ничего вечного нет ни в материальном, ни в идеальном мире; вся и все историчны, преходящи, должны меняться. Таким образом, его философская система вступает в противоречие им же созданным диалектическим методом.

Несмотря на свой идеализм и противоречия между системой и методом, философия Гегеля представляет собой грандиозную, целостную и логически стройную философскую систему. Ее достижения и недостатки послужили основой формирования последующих философских теорий, учений и течений. Раскрытые Гегелем особенности, противоречия и тенденции в познании, в научно-теоретическом мышлении и в общественном развитии до сих пор служат методологической базой современной философской мысли и источником новых идей.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1681 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...