Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Иммануила Канта



(1724-1804)

Основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге в небогатой семье ремесленника. В семье рано заметили способности Канта к науке, и ему обеспечили возможность получить серьезное образование в кенигсбергском университете. После окончания университета в течение 9 лет проживал и работал в качестве домашнего учителя в трех семействах. Средства, зарабатываемые Кантом, хватало ему для того, чтобы на досуге вести серьезные философские исследования. В 1755 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную принципам общефилософского знания. До 1770 г. служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке помощником библиотекаря. Только в возрасте 46 лет он был назначен профессором Кенигсбергского университета, где написал все свои основные произведения и проработал до 1797. В 1794 году был избран в члены Российской Академии наук. Умер Кант в 1804 г. в том же Кенигсберге.

Творчество И.Канта состоит из докритического и критического периодов. Первый период называют «докритическим», так как в произведениях этого периода Кант еще не выработал принципы «критики», характерные для его последующего периода творчества.

В докритический период Кант занимался естественнонаучными проблемами и добился в этом направлении выдающихся успехов. Он считается основоположником учения о естественном образовании Вселенной, в том числе и Солнечной системы. Однако результаты естественнонаучных исследований Канта и логика теоретического способа мышления его эпохи уже не укладывались в рамки, господствовавшей в то время сенсуалистической философии Д.Локка. Субъективность ощущений, восприятий, как единственных источников знаний, порождала проблему объективности теоретического и философского знаний. Дальнейшее нормальное развитие естествознания и самой философии требовало создание новой теории познания, новой философии, позволяющей решить эту проблему. И.Кант осознал что, разработка этой задачи важнее, чем его исследования в области естествознания.

Второй период – «критический» - начинается с 1770 г., с появления кантовской диссертации «О формах и принципах чувственного и умопостигаемого мира». Называется он «критическим» потому, что во всех сочинениях этого периода Кант исходит из требований, что всякое философское исследование должно основываться на критическом исследовании возможностей и границ познавательных способностей человека. Поэтому названия его главных произведений начинается со слова «Критика»: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Знакомство юмовской постановкой проблемы достижения объективного знания о причинности - центрального понятия научного познания Нового времени – прервало, по словам самого Канта, его «догматическую дремоту» и дало его философским изысканиям «совершенно иное направление». Кант в своем главном произведении критического периода «Критика чистого разума» пытается преодолеть принижение Локком и Юмом роли разума в познавательном процессе (антирационализм), скептицизм и агностицизм последнего. Он пишет, что познание предметов природы и достижение объективного знания о них возможно постольку, поскольку в разуме человека до познавательного опыта уже имеются некоторые универсальные понятия.

Согласно философам - сенсуалистам, человек знает лишь то, что доступно его чувственному восприятию. Разум человека не способен выйти за рамки чувственных данных. Иммануил Кант пытается преодолеть такую позицию сенсуализма доказательством активности разума в процессе познания. Он свой поиск ответов на вопросы, в которых и заключается сущность активности познающего разума, называет критикой чистого разума. Основной задачей критики чистого разума является нахождение ответов на следующие вопросы: «В чем заключается активность разума субъекта познания?», «Чем определяется объективность знания?», «Что является основанием чистого и эмпирического познания разума?», «Каковы границы познавательных возможностей разума?».

Кантовский разум чист от эмпирического содержания, но имеет в себе понятия, которых разум образовывает в самом себе до и независимо от всякого эмпирического опыта. Эти понятия Кант называет априорными.

Кант впервые в истории философии Нового времени переходит от вопроса об объективности предметов познания, к объективности знания. Он утверждает, что априорные понятия и суждения определяют всеобщность и объективность содержаний знания. Согласно Канту, опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщности и объективности, которые приобретаются только благодаря априорным понятиям.

Априорные понятия. Что из себя представляют априорные понятия? Априорными, по Канту, называются такие понятия и суждения, которые по своему происхождению независимы от чувственного опыта и, следовательно, к которым совершенно не примешивается никакое эмпирическое содержание. Априорные понятия отличаются от врожденных понятий Декарта тем, что они не врожденные и дедуцируются из рассудка и разума. Понятия и суждения, сформированные опытом, Кант называет апостериорными.

Теория познания Канта является дуалистической, так как одним из источников знаний субъекта познания является познавательная деятельность самого разума, который без связи с опытом в самом себе формирует априорные понятия и суждения. Они в познавательном процессе выполняют функцию придания единства, логической структуры и системности получаемым чувственным опытом знаний. Учение Канта об априорных понятиях раскрывает активную роль субъекта познания, конструирующую функцию теоретического мышления.

Другим источником является чувственный опыт познающего субъекта, дающий ему знание о материальности мира. Единство двух этих форм познания дает человеку возможность адекватного познания природы.

Кант выделяет три уровня познания: чувственный опыт, рассудок и разум. Всякое наше знание, по Канту, первоначально получается в чувственном опыте. Затем полученное знание переходит к рассудку, который придает чувственному знанию определенную структуру, причинно-следственную последовательность, количественную и качественную определенность. Результаты познавательной передаются разуму, выше которого нет ничего для дальнейшей обработки материала чувственных созерцаний. Каждый уровень познания опирается на свои априорные понятия.

Первый уровень познания - чувственный опыт - опирается на априорные понятия пространства и времени. Согласно Канту, вне нашего сознания нет ни пространства, ни времени; они суть априорные знания и субъективные условия чувственного познания, обеспечивающие восприятия субъектом предметов в определенной форме и в последовательном изменении и движении.

Второй уровень познания формируется деятельностью рассудка, из которого возникают

категории количества: единство, множественность, целостность;

категории качества: реальность, отрицание, ограничение;

категории отношения: присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение(взаимодействие между действующими и подвергающимся действию);

категории модальности: возможность-невозможность, существование–несуществование, необходимость-случайность. На основе этих априорных категорий рассудок соединяет в единое разнообразные знания, полученные чувственным опытом и формирует суждения и доставляет нам осмысленное знание о познаваемом предмете. То, что источником содержания знаний рассудка, кроме априорных категорий, являются предметы, данные нам в чувственном опыте, определяет обусловленность знаний рассудка материальным миром, природой.

Явление. В понимании явления Кант находится на позиции философского идеализма. Согласно Канту, в самой природе нет никаких законов; они a priori возникают в рассудке человека и вводятся в природу. Априорные категории рассудка, придавая результатам чувственного опыта структуру, взаимосвязь, причинность, качество, формируют в сознании познающего субъекта «явление», то, что ему понятно. Следовательно, по Канту, явление существует не в природе, а в сознании как его же продукт, хотя одним из оснований его формирования являются предметы опыта, существующие независимо от сознания и вне сознания. О предмете опыта познающему субъекту известно лишь то, что он объективен и материален.

«Вещь в себе». Кант считает, что человек познает во внешнем мире, в природе лишь то, что дает чувственный опыт, за который рассудок не может выйти. То, что остается за чувственным опытом, за границей познавательных возможностей рассудка, Кант называет «вещью в себе». Она не подчиняется законам природы, не имеет причинной обусловленности. Кроме этой «вещи в себе» как материального нечто, имеется еще ряд сущностей, которые тоже не имеют причинности, находятся вне природных закономерностей, следовательно, не познаваемы рассудком. Свидетельством их существования является наличие соответствующих априорных понятий в разуме; мы можем знать, что они существуют и мыслить о них, но не можем их познать, так как они находятся вне наших познавательных возможностей. Таковыми сущностями являются Бог, душа, бессмертие души, прекрасное, добро, нравственность, свобода, бесконечность.

Разум, как третий и высший уровень познания, своими априорными идеями и принципами объединяет в высшее единство материалы рассудка и придает многообразным знаниям рассудка целостность и системность. Разум является также источником своих априорных идей и принципов, которые делятся на три класса: «первый содержит в себе абсолютное (безусловное) единство мыслящего субъекта», т.е. формирует самосознание субъекта, второй – абсолютное единство, взаимосвязанность и системность условий явлений, а третий – абсолютное единство предметов мышления – системность знания. В концепции Канта о разуме как высшем уровне познания впервые в истории философии раскрываются существенные особенности теоретического познания.

Антиномии разума. Стремясь достичь высшее объективное единство, синтез многообразия знаний рассудка, разум выходит за пределы опытного знания; на основе своих понятий и принципов развивает ряд априорных суждений о мире, которые оказываются обоснованными, истинными, но в то же время противоречащими знаниям рассудка, также истинным. Такое противоречие Кант называет антиномией чистого разума и считает ее появление объективным и необходимым.

По Канту, антиномии в разуме возникают не только в познавательной деятельности. Они возникают и в практическом (нравственном) разуме, и в способности суждения разума об эстетических вкусах. Следовательно, во всех сферах деятельности разума, когда он выходит за пределы знаний рассудка и начинает проявлять теоретическую и творческую активность, в нем с необходимостью возникают антиномии.

Кант рассматривал возникновение антиномий как признак исчерпанности познавательных возможностей разума. Гегель же писал, что, антиномии, появление которых в разуме Кант считает последней границей возможностей разума, в действительности является началом качественно нового теоретического уровня познания. Заслуга Канта в его учении об антиномиях заключается в том, что он обнаружил объективность противоречий в мышлении, близко подошел к понимании сущности теоретического мышления.

Этика Канта и «автономия» морали. Видное место в философии Канта принадлежит этике, основные принципы которой изложены им в «Критике практического разума». Для этики Канта характерно учение об «автономии» морали, ее независимость от окружающей человека среды, его жизненного опыта и религии. Для себя самой мораль «отнюдь не нуждается в религии», в других внешних факторах; она, по Канту, формируется чистым разумом, который является ее источником и основанием. В этом вопросе он стоит на позициях, уходящих корнями к этике Сократа.

Вся философия морали, согласно Канту, целиком покоится на априорных понятиях разума, дает человеку, как разумному существу, априорные законы нравственности и исследует идеи и принципы чистой воли. Центральным понятием высшего принципа моральности выступает «добрая воля». Но кантовская доброта воли определяется не тем, что ею реально исполняется; она добра «не в силу своей пригодности к достижению какой-нибудь поставленной цели, а только благодаря волению, т.е. сама по себе». В таком понимании «добрая воля» превращается в самоцель, оторванную от ее практического осуществления, в совершенно формальное понятие. Таким образом, безусловная добрая воля, неопределенная по отношению к конкретным людям и общественным событиям, «будет содержать в себе только форму воления вообще».

Способ повеления Кант называет императивом и делит его на гипотетический и категорический. Гипотетическим считается такой императив, если предписываемый им поступок хорош только в качестве средства для чего-нибудь другого. Но если предписываемый поступок представляется как хороший сам по себе и сама воля согласуется с разумом, то такой императив будет категорическим. Категорический императив признает поступок необходимым объективно, безотносительно к какой бы то ни было цели. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». В условиях абсолютистского режима Пруссии в конце XVIII в. тезис Канта о личности как самоцели звучал как призыв ее освобождению, как его вклад в развитие свободомыслия.

В целом, философия Канта как начало философии теоретического познания и создания философских систем оставила последующим философам целую исследовательскую программу. Она включает в себе новое осмысление познавательной деятельности и субъекта как активной стороны познания, организующую роль априорных понятий, начало диалектики теоретического мышления. Одним словом, с критической философии Канта начинается теория научного познания, диалектика, становление теоретической этики и эстетики.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 5989 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...