Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Людвига Фейербаха



(1804-1872)

Л.Фейербах был родоначальником нового этапа материалистической философии первой половины Х1Х века. Выход за пределы идеализма и провозглашение торжества материализма одного из младогегелянцев, коим он был, имел определенные объективные основания.

Раскол гегелевской школы

В 20-30 годы в Германии ускоренно развивалась промышленность и нарастали оппозиционные отношения. С началом 40-х годов произошел подъем буржуазно-демократического движения и получили распространение антимонархические и антиклерикальные идеи. Своеобразной основой этих течений стало радикальное учение младогегельянцев. Раскол в гегелевской школе определялася полемикой между сторонниками и противниками радикального и консервативного толкования гегелевской формулы «все разумное действительно, все действительное разумно». Произошло политическое размежевание между теми, кто был против примерения разума с прусской действительностью, и теми, кого она вполне устраивала. Младогегельянцы выделелись в особое философское течение с выходом в свет критических работ Л. Фейербаха и их главной проблемой стала пробема приложения философии к практике общественной жизни.

Материалистическая философия Л.Фейербаха

Л.Фейербах (1804-1872) был мыслителем особенной судьбы, родился в семье юриста, окончил Берлинский университет. Там он слушал лекции Гегеля и поначалу верил призыву своего учителя «снять» теологию философией, дабы не верить, а мыслить. В 1830 году он в своей работе «Мысли о смерти и бессмертии...» отверг христианскую догму личного бессмертия и был исключен из университета. В знак протеста против политического деспотизма и клерикального обскурантизма он переехал в глухую французскую деревню, где прожил четверть века и внимательно изучал природу. Это затворничество принесло Фейербаху не только пользу, но и заметный ущерб, так как он оказался оторванным и от общественной жизни, и от успехов в естествознании.

Первоначально Фейербах шел за Гегелем, однако, первым среди младогегельянцев прешел к критике религии, затем сумел преодолеть узкие рамки младогегельянства и начал материалистически трактовать проблему бессмертия и счстья человеческого рода. Его сочинение «Сущность христианства» вызвало в обществе огромный резонанс. Оно развеяло призраки гегелевского идеализма, ободрило и укрепило его противников. Содержащуюся в книге критику религии, как отчужденного бытия человеческой сущности, которая приняла вид иллюзорного сознания, реакция встретила злобой и яростью.

О природе человека

Своим долгом он считал разрешение проблемы о подлинной природе человека и его пути к счастью. Посвятив свою философию разрешению этой проблемы, Фейербах сделал ее центральной проблемой человека и придал ейантропологический характер. Главное место в этой философиии занимали вопросы, важные для каждого человека,- жизнь, любовь, счастье, смерть и надежда на бессмертие.

Эта особенность материализма Фейербаха стала объектом различных интерпретаций. Некоторые превращали его в позитивиста (А. Шмидт, Г. Арон). Э. Фромм считал его учение манифестом «Философии жизни» и предтечей фрейдизма. Материализм Фейербаха делали и богоискательством и предэкзистенциализмом Кьеркегора или утверждали как исходную точку отсчета всего «новейшего гуманизма». Однако действительным достижением философии Фейербаха была не ее антропологическая окраска, а материализм, который он восстановил в своих правах в Германии. Не было бы природы, писал он, никогда логика, эта непорочная дева, не произвела бы ее из себя. Порвав с идеализмом Гегеля, Фейербах отказался от его реализма понятий и обратился к рассмотрению конкретных, единичных и индивидуальных вещей и процессов. Он убедительно критиковал механицизм в понимании родовой сущности человека картезианцев, Ламетри и Гольбаха, что является основанием к достаточно относительному его причислению к представителям механистического материализма. Фейербах смог тонко почувствовать и натурфилософскую диалектику Лейбница, проявляя к ней определенную приверженноть. Порвав с учением Гегеля, он не отвергал диалектики межлюдских отношений.

Его понимание человека отличалось от понимания человека представителями французского материализма, у него человек это прежде всего активный индивид. К анализу человека Фейербах применил «любовь»как философскую категорию не только в смысле желаний, страсти, мечты, но и его действенного самоутверждения. Он счтал, что для понимания человека важны не только аффекты страха в религии и заинтересованность в познании, но и особый эмоциональный подъем связанный с любовью, который является общей чертой активного отношения человека к окружающему миру. Это говорит о том, что в понимании человека Фейербаху удалось пойти дальше созерцательности Гольбаха и Гельвеция. В старом материализме ему не нравилась недооценка активной роли сознания человека, но все же он сам в своих суждениях оступался в созерцательность.

Антропологический материализм

Главной особенностью материализма Фейербаха был его антропологический харктер.

Учение о человеке Фейербаха было направлено против трактовки человека как «раба божьего» и покорного орудия гегелевского мирового духа. Человек им понимался как единство материального бытия и сознания, а не как их тождество гегелевское. Истина, писал Фейербах, не есть ни материализм, ни идеализм, ни физиология, ни психология, истина — только антропология. Гуманизируя онтологию, он повернул ее к интересам и потребностям человека и провозгласил материалистический гуманизм. Человек, по Фейербаху, является частью природы и вместе с ней выступает отправным пунктом философствования, объединяясь в понятии человеческой природы. В его философии совпадают четыре понятия «человеческая природа», «сущность человека», «сущность человеческого рода» и «родовая сущность человечества». Все они сводятся к совокупности способностей, потребностей и срастей человека. Фейербах называл стремление к счастью основным сремлением того, что живет, любит и существует и чисто натуралистически понимал общественную жизнь и историю.Главной философской заслугой его было то, что он подверг критике религию и идеализм с теоретической позиции и применил к анализу их, феноменов понятие отчуждения. У него и религия и философский идеализм выступают своеобразными видами отчуждени, которые можно преодолеть просвещенным атеизмом.В анализе религии Фейербах принял эстафету от материализма и просветителей 18 века, особенно от Лессинга, Гельвеция, Гердера и Гете. Считал возникновение религии закономерным процессом, корни которого следует искать в индивидуальном психологическом религиозном чувстве и вере, находящихся внутри человека, но не прирожденных ему, так как врожденного религиозного чувства не бывает. Религия у Фейербаха выступает результатом эгоистических переживаний человека, порождением человеческой природы, в смысле наличия в ней страха, как опасения за свое будущее, стремления к счастью и способности к воображению. Религия оказывается выражением эгоизма, то есть любви человека к самому себе. В ней человек стремится преодолеть свою зависимость от окружающей действительности. Причину человеческого бессилия Фейербах считает величиной переменной, коренящейся в невежестве, отсутствии знаний для превращения человека из раба природы в ее господина.

О новой религии

Фейербах был убежден, что религию следует не отвергать, а необходимо заменить чем-то адекваным ее практическим свойствам и обратился к поиску новой религии. Он преобразовал гегелевское отчуждение истины в заблуждение в учение об отчуждении человеческих потребностей в религиозные иллюзии. Считал религиозное отчуждение самообманом, потому что человек, передавая все лучшее, что у него есть образу бога, отдает ему и любовь, и любовью к богу замещает любовь к человеку, упраздняя ее. Таким образом религиозная вера фактически ведет к разобщению людей.Для того, чтобы упразднить религиозное самоотчуждение человека необходимо всех людей в обществе сделать счастливыми, считал Фейербах. Сделать это способны только знание и наука, благодаря развитию которых человек станет господином природы и тогда на земле не останется ни одного несчастного человека. Просвещение лишит религию всякой почвы и мнимые узы между богом и верующими будут заменены межчеловеческими связями всеобщего братства. Но сможет ли принести людям полноту счастья упразднение религии с богом? Отвечая на этот вопрос, Фейербах считал, что людям будет не хватать положительных эмоций, которые она несет наряду с отрицательными. Это эмоции возвышеннго состояния светлой надежды. Поэтому, устранив отрицательное эмоциональное религии, необходимо сохранить ее положительные стороны. В качестве альтернативы христианству предлагал «религию человека», в которой на место божественного теоретически должно стать человеческое существо. Дело философии и состоит в том, чтобы отстоять человеческую сущность, которая была извращена религией.

Этические воззрения

В этике Фейербах также занимал позицию абстрактного этического гуманизма. Он горячо защищал этику Канта, резко выступал против религиозных доктрин морали и стремился свое учение обосновать на принципах биопсихического чувства. Именно голос чувства Фейербах считал первым категорическим императивом. Он ориентировал свою этику на оправдание, возвеличивание, прославление и обожествление порывов человека к полному счастью. Поэтому его религия оказалась религией половой любви, главным тезисом которой стал тезис «человек человеку бог». Фейербах утверждал принцип разумного эгоизма, перетолковывая при этом эгоизм как альтруизм. Логика его суждений в этом отношении была такова. Добро, говорил он, это то, что удовлетворяет эгоизм всех людей, зло приносит удовлетворение только какой-то их кучке. «Эгоизм» как этическая категория представляет собой чувство любви к себе, естественно перерастающее в любовь к другим людям, так как, по мнению Фейербаха, люди «жаждут товарищеского счастья».Фейербах называл свою философию «философией будущего», потому что искренне верил в это будущее, считал возможным устранение несчастий людей и видел в философии инструмент, который способен решить эту проблему. Его критика религии ускорила теоретическое становление Маркса и Энгельса.

* * *

Классическая немецкая философия была вершиной системной рационалистической философии в истории философской мысли человечества. После Гегеля никто уже не смог и не пытался создать всеохватывающую философскую систему. Классической немецкой философией завершается философская разработка принципов и диалектики рационального мышления и познания. В последующем К.Марксом, Ф.Энгельсом и другими философами вносились отдельные уточнения, но в основном использовались достижения философии Канта, Шеллинга и Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха послужил основой формирования философской антропологии в ХХ в.

В последующем на первый план философских размышлений выдвигаются социально-философские проблемы, проблемы бытия индивида, феноменологические аспекты сознания, принцип позитивности познания и др. Принцип рационализма в философии начинает уступать иррационализму. Начинается новая эпоха в философии – эпоха неклассической философии.

Контрольные вопросы

1. Как оценивается классическая немецкая философия в целом?

2. В чем сущность критической философии Канта?

3. Каковы содержания понятий «вещь в себе», «явление», «антиномий разума»?

4. Какова роль априорных понятий Канта в познании?

5. В чем заключен гуманизм этики Канта?

6. Что является источником развития действительности у Гегеля?

7. Что означает гегелевский принцип тождества мышления и бытия?

8. Какие принципы общественного развития разработал Гегель?

9. В чем заключается противоречие между системой и методом философии Гегеля?

10. Как относится Фейербах к религии и идеализму?

11. Какова гносеологическая позиция Фейербаха?

12. Как понимает Фейербах мораль и нравственность?

13. В чем ограниченность антропологического материализма Фейербаха?





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 3052 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...