Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Английское просвещение 17-18 веков было обусловлено культурно-историческими процессами, которые происходили в Англии после буржуазной революции. Его специфика определялась характером взаимоотношений с религией и церковью. Английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, и это имело далеко идущие последствия и позволило сохранить в Англии равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь и новаторскими, которые несло Просвещение.
Основоположником английского Просвещения принято считать Джона Локка, который сформулировал основные черты своей политической программы в форме идейно-политической доктрины либерализма и утилитарной этики. Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.
Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Просвещение, в лице Томаса Гоббса, способствовало распространению этики разумного эгоизма. Благодаря усилиям просветителей, в Англии была создана рациональная модель отношений между людьми в практической жизни, соответствующей роли и значения гражданского общества. В ней одним из важнейших достоинств человека признавалась его способность к общению и сотрудничеству с другими людьми. Английское Просвещение преуспело в воспитании у широких слоев населения своих ценностей и идеалов, что позволило этой стране, благодаря этике компромисса, оставаться островком стабильности в период социальных потрясений.
Особое место в просветительском движении занимала его шотландская разновидность, которая опиралась на интеллектуальный потенциал университетов Эдинбурга, Глазго и Абердина. Одной из выдающихся фигур в этом потенциале был Дэвид Юм. Он обосновывал мысль о том, что добродетель гражданственна по своей сути, так как добро является тем, что полезно людям.
Озабоченность Юма судьбой Шотландии обусловила специфику его воззрений по проблеме этики взаимоотношений гражданина с обществом и государством. Он считал, что эти отношения вытекают из тяги людей к общению и их полезности и призваны обеспечивать политическую стабильность. Государство и общество могут быть стабильными только тогда, когда признают многообразие взглядов и убеждений граждан и не отрицают многообразия их социальных и религиозных различий. В свою очередь добродетельный гражданин обязан понимать, что его личное благополучие связано с благополучием всего общества.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1670 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!