Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Марксистская Философия



Основоположник марксистской философии великий немецкий философ К. Маркс (1818-1883). Большой вклад в марксистскую философию внес друг и соратник Маркса Ф. Энгельс (1820-1895).

Марксистская философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Она философски обобщает глубинные процессы и явления объективного мира и дает их научное объяснение.

Теоретические истоки. Марксистская философия возникла не на пустом месте. До Маркса было немало крупных мыслителей, изучавших природу и общество, разработавших диалектический метод анализа объективного мира. Маркс глубоко и всесторонне изучил труды античных философов, (докторскую диссертацию посвятил Античной философии), философов Нового времени, французскихфилософов и немецких философов Канта, Гегеля, Фейербаха. Очень большое влияние на формирование марксистской философии оказал Гегель

Гегель писал, что философия есть время, постигнутое в мысли. Всякая философия является вместе с тем продуктом своей эпохи, квинтэссенцией данных социально-экономических, политических и духовных отношений.

Огромен вклад Гегеля в учение о диалектике. Конечно, до него многие корифеи философии разрабатывали проблемы диалектики. Так, крупнейшим представителем диалектики был Ге­раклит Эфесский(ок. 544- ок. 483). Его знаменитое изречение «в одну и ту же реку нельзя войти дважды» выражает один из важ­нейших принципов диалектики --- принцип развития и изменения.

Особо следует подчеркнуть, что Гераклит исходил из единства и борьбы противоположностей. Жизнь и смерть — противоположности, существующие в не­разрывном единстве.

Практически все работы Гегеля пронизаны духом диалек­тики. Многие, пишет Гегель, диалектику отождествля­ют со скептицизмом, представляющим собой не что иное, как простое отрицание. По мнению же других, диалектика есть не что иное, как искусственное на­громождение противоречий, В связи с этим немецкий философ замечает, что действительно иной раз диа­лектика проявляется как субъективная игра, «которая по произволу выдвигает то доказательства, то опро­вержения — рассуждательство, в котором отсутству­ет содержание и пустота которого прикрывается ост­роумными соображениями. Однако в своей подлинной определенности диалектика, наоборот, есть собствен­но истинная природа определений рассудка, вещей и конечного вообще... Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мыс­ли и представляет собой единственный принцип, кото­рый вносит в содержание науки имманентную связь к необходимость, в котором вообще заключается под­линное, а не внешнее возвышение над конечным»[34].

Заслуга Гегеля «состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделало попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития»[35].

Но Гегель был идеалист, диалектику он рассматривал как саморазвитие понятия, а не объективного мира. Маркс переработал диалектику в материалистическом духе, он считал, что не надо мистифицировать окружающий нас природный и социальный мир, что надо на него смотреть трезво и представлять его таким, каким он является на самом деле. Маркс подчеркивал: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец- И.А. Гобозов) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»[36]. Маркс соединил диалектику и материализм.

Безусловно, на формирование марксистской философии большое влияние оказали достижения естественных наук. Энгельс указывает на три великие естественнонаучные открытия: 1) открытие клетки. Оказалось, что мир растений и мир животных состоит из клеток, находящихся в постоянном взаимодействии и изменении, которое рано или поздно приводит видовым изменениям организмов. 2) Открытие закона сохранения энергии при переходе от одного состояния в другое. 3) Дарвиновская теория происхождения видов путем естественного отбора показала, что все живые организмы, включая человека, возникли путем длительной эволюции.

Маркс, опираясь на достижения естествознания и материалистическую диалектику, представил природу как единый процесс, находящийся в постоянном изменении и развитии.

Социальные истоки. Маркс поставил перед собой задачу создать целостное учение об обществе, раскрытие его диалектики, закономерностей его развития и функционирования. Создание такого учения стало возможно благодаря тому, что капитализм достиг своей зрелости, и обнажились все его плюсы и минусы. Маркс жил в Англии, где капитализм добился наибольших успехов.

Прежде всего он открыл материалистическое понимание истории, суть которой заключается в том, что «в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые от их воли не зависящие отношения — производственные отно­шения, которые соответствуют определенной ступе­ни развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений со­ставляет экономическую структуру общества, реаль­ный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Спо­соб производства материальной жизни обусловлива­ет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бы­тие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»[37]. Не абстрактные рассуждения об обществе, а изучение реальной жизнедеятельности людей, материальных условий их существования. Люди в про­цессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства, но тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является фундамен­том общества. Поэтому первым историческим актом следует считать производство самой материальной жизни. Материальное производство, т.е. производство материальных ценностей – жилья, продуктов питания, одежды и т.д. – является основным условием всякой истории, всякого общества и оно должно выполняться непрерывно. Материальная жизнь, материальные обще­ственные отношения, формирующиеся в процессе произ­водства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную и т.д. Идеи, даже туманные образования в мозгу людей, являются испарением их материальной жизни. Мораль, религия, философия и другие формы общественного сознания отражают материальную жизнь общества.

Производство материальных благ необходимо для удовлетворения потребностей людей, но удовлетворенные потребности ведут к новым потребностям, поскольку новое производство порождает новые потребности. А удовлетворение новых потребностей требует нового производства потребностей. Такова диалектика производства и потребления. Так Маркс формулирует закон возрастания потребностей.

Люди, производя ежедневно свою собственную жизнь, производят и других людей, т.е. начинают размножаться. В этой связи Маркс выделяет три стороны социальной действительности: производство жизненных средств, порождение новых потребностей и производство людей людьми.

Сущность материалистического понимания истории Маркс выразил в Предисловии «К критике политической эко­номии» следующим образом: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — про­изводственные отношения, которые соответствуют опре­деленной ступени развития их материальных производи­тельных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют опре­деленные формы общественного сознания. Способ произ­водства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их об­щественное бытие определяет их сознание»[38].

Открытое Марксом материалистическое понимание истории требует не просто его констатации, в против­ном случае оно ничем бы не отличалось от спекулятив­ного, идеалистического объяснения общественных про­цессов, а изучения действительной жизни людей. Поэто­му Маркс обращается к анализу практической деятельно­сти людей, связанной в первую очередь с производством материальных благ.

Детерминирующая роль экономического фактора вовсе не значит, что генетически экономическая сфера предшествует другим сферам общественной жизни. Разумеется, это было бы абсурдным утверждением. Все сферы находятся в единстве, и ни одна из них не предшествует другой. Экономика детерминирует весь исторический процесс в конечном счете, но на каждом этапе его развития другие сферы могут выступать в качестве доминанты, т. е. могут играть господствующую роль. Возьмем, например, политику. Она нередко играла доминирующую роль в тех или иных общественных процессах. Известно, что в романизации Европы решающую роль сыграли войны Юлия Цезаря. В эпоху глобализации резко возрастает роль политики. Существует огромное количество международных и региональных политических институтов, решающих проблемы, которые возникают в ходе взаимодействия экономических и иных отношений. В современной России нередко политика выступает в роли доминанты всех общественных изменений. И не случайно многим кажется, что политика детерминирует все эти изменения. На самом деле политика играет роль доминанты, а не детерминанты. В качестве такой детерминанты выступает современная экономическая ситуация в России.

Следует отметить, что чем меньше развиты экономические структуры общества, тем выше значимость и роль неэкономических факторов. В эпоху феодализма, например, когда экономические отношения были слабо развиты, доминирующую роль играли религия и политика.

Кроме того, находясь в постоянном взаимодействии, все сферы общественной жизни влияют друг на друга и тем самым на все историческое развитие. Общественное сознание, государство, социальная сфера и другие неэкономические факторы обладают самостоятельностью, имеют собственные закономерности развития и логику. Так, развитие философии необязательно совпадает с экономическим базисом той или иной страны. В экономически отсталой стране весьма успешно может развиваться философия как специфическая область духовной жизни. В феодальной Германии возникла классическая немецкая философия, внесшая неоценимый вклад в мировую философскую культуру. В помещичьей России мы видим взлет философской мысли В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и многих других.

Если взять искусство, то наблюдается такая же картина. Было бы абсурдно утверждать, что прогрессивному экономическому базису непременно соответствует прогрессивное искусство и, наоборот, отсталый базис обязательно порождает несовершенные формы искусства. Искусство как духовный феномен сложно и многообразно, имеет свои законы развития и изменения, и его объяснение нельзя ограничивать одними ссылками на материальные условия жизни. «Относительно искусства, — писал Маркс, — известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего»80. Никакими материальными факторами нельзя объяснить феномен Пушкина, гениальное творчество Моцарта и Чайковского, Бальзака и Толстого.

Для исследования и изучения искусства следует обращаться не только к материальным основам общества, но и ко всем другим социальным явлениям и образованиям. Необходимо иметь в виду и то, что искусство представляет собой специфическую форму отражения действительности, и в процессе художественного освоения реального мира создаются духовные ценности, которые уникальны и имеют непреходящее значение. Они всегда современны и приносят огромное удовлетворение и эстетическое наслаждение многим поколениям. Картины Рафаэля, Леонардо да Винчи, Гогена, драматургия Шекспира, лирика Пушкина, проза Достоевского и Толстого всегда будут учить добру, любви к человеку, гуманизму, социальной справедливости. А это такие ценности, которые в любом обществе и при любом экономическом базисе будут играть важнейшую роль. В этой связи нельзя не заметить, что каждое поколение по-своему читает и осмысливает произведения искусства и литературы.

Велика роль искусства в жизни людей, в формировании их мировоззрения. Оно обогащает их духовно, помогает познать мир, правильно оценивать историческое прошлое и настоящее, лучше понять человека со всеми его помыслами и чувствами.

Таким образом, выражаясь фигурально, можно сказать, что общество — это многоэтажное здание с одним экономическим фундаментом. Этажи — неэкономические факторы. Они варианты, и тот или иной из них доминирует в конкретных исторических условиях. Фундамент — это детерминанта. Он имманентно вариантен, но для всего исторического процесса инвариантен. Доминанты и детерминанты находятся в диалектическом единстве и постоянно взаимодействуют.

Материалистическое понимание истории можно резюмировать таким образом:

1. Данное понимание истории исходит из решаю­щей, детерминирующей роли материального произ­водства непосредственной жизни. Необходимо изу­чать реальный процесс производства и порожденную им форму общения, т. е. производственные отношения.

2. Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания — религия, фило­софия, мораль, право и т. д. — и каким образом они детерминируются материальным производством.

3. Оно всегда остается на почве действительной истории, объясняет не практику из идей, а идейные образования из материальной жизни.

4. Оно считает, что каждая ступень развития об­щества застает определенный материальный резуль­тат, определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, при­обретенный предшествующим поколением капитал и таким образом одновременно создают новые ценно­сти и изменяют производительные силы.

Открытие материалистического понимания ис­тории означало научную революцию в философии истории. Маркс показал экономическое поле, на котором создаются материальные ценности, выступаю­щие в роли фундамента всякой общественной жизни.

Материалистическое понимание истории играет важную методологическую роль в обществознании. Возьмем только учение о человеке. Домарксистские философы в качестве исходной категории изучения человека брали самого человека. Не буду углубляться далеко в историю философии, достаточно посмотреть труды философов Нового времени, чтобы в этом убедиться. Так, важнейший труд французского философа ХУ111 века Гельвеция называется «О человеке». «Человек, - утверждает Гельвеций, - есть модель, выставленная для обозрения ее различными художниками: каждый рассматривает некоторые стороны ее, никто еще не охватил ее в целом»[39]. Французский философ дает подробное изложение своего понимания человека, но нигде он не касается сущности человека.

Немецкий философ Х1Х века Фейербах тоже начинает с человека. Назвав свою философию новой философией, он заявил: «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку»[40]. Он подчеркивал неразрывное единство природы и человека. Но человек в его понимании оставался только частью природы и рассматривался как «чувственный предмет», как пассивное существо, способное только на созерцание.

Маркс порывает с прежней философской традицией. В отличие от своих предшественников Маркс в качестве исходной посылки берет общество. Будучи частью природы, человек становится человеком только в обществе и поэтому сущностью человека является «совокупность всех общественных отношений»[41]. Не человек выступает в качестве исходной категории, а общество, общественные отношения. В «Замечаниях на книгу А.Вагнера «Учебник политической экономии» Маркс прямо заявляет, что исходным пунктом его метода анализа «является не человек, а данный общественно-экономический период…»[42]. Допустим, мы решили узнать, что представлял собой обыкновенный гражданин античной Греции, о чем он думал, какой образ жизни вел и т.д. Естественно, на все эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда нам будет известна та социальная действительность, которая окружала античного человека.

Итак, общественные отношения или общественно-экономический период – ключ к изучению человека. Не из человека надо исходить, а из общества, в котором живет и работает человек.

Материалистическое понимание истории – это наука, объясняющая движущие силы исторического развития. Наука есть совокупность теоретически оформленных и систематизированных идей и знаний о мире в целом. Для построения науки требуются «строительные материалы». В качестве таких материалов выступают категории, отражающие общие, имманентные, необходимые, объективные, повторяющиеся связи и отношения предметов и явлений объективной действительности.

Маркс разработал для построения науки об обществе такие категории, как общественное производство, общественные отношения, общественное бытие, общественное сознание, базис, надстройка, способ производства, общественно-экономическая формация и др. Используя эти категории, Маркс создал науку обществе, являющуюся составной частью марксистской философии вообще.

Марксистская философия – это философия практического действия. Уже в «Тезисах о Фейербахе», написанных в 1845 году Маркс отмечал, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»[43]. Маркс вошел в историю общественной и философской мысли как величайший ученый и революционер. Он был революционером не только на практике, но и в теории. Нет ни одной области обществознания, в которой бы Маркс не оставил свой заметный след.

В «Тезисах о Фейербахе» Маркс выдвинул ряд теоретических положений, сыгравших революционную роль в философии. Так, Маркс ввел в философию в качестве критерия истины практику. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос»[44]. Именно практическая деятельность человека должна подтверждать наши теоретические выводы. Без этого поиски истины бессмысленны. При этом следует помнить, что критерий практики абсолютен и вместе с тем относителен. Он абсолютен потому, что носит объективный характер. Скажем, чтобы убедиться в том, что арбуз не растет на Севере, достаточно посадить его на этом самом Севере, не прибегая при этом к созданию искусственного климата. Вместе с тем критерий практики относителен, так как сама практическая жизнь тоже развивается и изменяется. И чтобы не превратить теоретические тезисы в догмы, надо учитывать новые реалии практической деятельности людей.

Продолжая анализ роли практики, Маркс подчеркивает: «Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, -это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан…Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика»[45]. Это значит, что человек не только продукт воспитания, о чем прямо заявлял Гельвеций, но и производитель и как таковой он меняет обстоятельства. Иначе говоря, Гельвеций и другие материалисты не учитывали диалектику общественных отношений, в которых формируется человек, и которые изменяются им же. Они смотрели на человека лишь как на созерцателя, а не как на созидателя.

В советскую эпоху марксистскую философию разбили на две части. Одну часть назвали диалектическим материализмом, а другую - историческим материализмом. В курсе диалектического материализма изучали материю, сознание, законы диалектики, категории диалектики, теорию познания, философские проблемы естествознания и др. Но не нашлось места для изучения общества. А в курсе исторического материализма изучали общество, но не нашлось места для диалектики, теории познания и других проблем. Такое разделение единой науки разорвало целостность марксистской философии, что приводило к ее искажению и вульгаризации.

Марксистская философия как наука актуальна и в наше время, во-первых, потому что она верно отражает реалии нынешней сложной и противоречивой жизни, во-вторых, потому что играет важную методологическую роль в современных гуманитарных исследований.

Контрольные вопросы

1. Кто основал марксистскую философию?

2. На какие философские теории опирался Маркс.?

3. Что такое материалистическое понимание истории?

4. В чем в первую очередь нуждаются люди?

5. Что такое детерминанта?

6. Что такое доминанта?

7. Что является критерием истины?

8. В чем разница между диалектическим методом Гегеля и диалектическим методом Маркса?

9. В чем заключаются социальные истоки возникновения марксистской философии?





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2161 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...