Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Глава вторая
1 Речь идет, по-видимому, о Демокрите и его учениках. — 426.
2 Точку, служащую границей между двумя частями линии, можно рассматривать одновременно и как начало одной части, и как конец другой. — 428.
Глава третья
1 Демокрит, Эмпедокл, Парменид, Анаксагор и Гомер (ср. «Метафизика» 1009 b 17—31). — 429.
2 По-видимому, стих из недошедшей до нас части поэмы qO природе». — 429.
3 Эмпедокл. О природе, фр. 106. — 429.
4 «Одиссея» XVIII, 136. — 429.
5 Воображение отождествлял с ощущением Демокрит. — 430.
6 Т. е. когда ощущение бездействует. — 430.
7 Точка зрения Эмпедокла. — 431.
8 Точка зрения Платона (см. «Софист» 264 Ь; «Филеб» 39 Ь). — 431.
9 Т. е. ошибочно не само ощущение, а приписывание ощущаемого качестпа не надлежащему предмету. — 432.
10 Когда предмет воспринимается актуально, воображение соответствует действительности так же, как ощущение; когда же ощущение прекращается, ослабление движения, возникшего от него, может исказить образ. — 432.
Глава четвертая
1 Речь идет о неподверженности ума такому воздействию воспринимаемых объектов, какое имеет место при чувственном восприятии. — 433.
2 Иными словами, если бы ум был с чем-то смешан, т. е. соединен с телом, то, как поясняется ниже, он обладал бы определенным качеством, которое всегда примешивалось бы к предмету мысли, препятствуя его умопостижению. — 433.
3 А именно Платон. — 433.
4 Курносое (противопоставляемое «вогнутому») служит здесь для обозначения чего-то конкретно вещественного (ср. «Метафизика» VII 5, 1030 b 16—20). — 434.
5 Т. е. данная плоть в данной материи. — 434.
6 Прямая здесь служит аналогом материального вообще, а ломаная линия как нечто последующее по отношению к прямой — аналогом предметов, состоящих из сочетания в определенной пропорции тех или иных элементов (например, плоти, состоящей из определенных частей земли и огня). — 434.
1 Т. е. связана с телом. — 434.
8 Двоица в учении Платона выступает в качестве идеи материи и относится к материи, как прямизна — к прямой. — 434.
9 Т. е. ум и постигаемое умом. — 435.
10 Т. е. мыслим через себя. — 435.
Главашестая 1 Эмпедокл. О природе, фр. 57. — 436.
Главаседьмая
1 См. «Метафизика» 1048 b 29—30; «Физика» IV 2, 201 b 31 — 32. — 437.
2 В издании Bekker'a — homogene («однородное»). — 438.
3 По Фукидиду, приводя в движение горящий хворост, сигнализировали о приближении неприятеля (горящий хворост в спокойном состоянии означал, что подходят союзники). — 439.
4 Ср. 429 b 13—20. — 439.
505Глава восьмая
1 Ср. «О частях животных» IV 10, 687 а 16—23. — 440.
2 Видимо, на низшей ступени абстрагирующей деятельности ума. — 440.
Глава девятая
1 Платон. — 440.
2 По-видимому, некоторые последователи Платона. — 440.
3 См. прим. 7 к гл. 5 кн. I. — 441.
4 По аналогии с неудачными произведениями, создаваемыми «творческим искусством», Аристотель называет такие уродства «ошибкой» природы. — 441.
5 А именно Желание (стремление). — 442.
Глава десятая
' То, к чему имеется стремление. — 442.
2 Т. е. по-разному, так как рассудительность решает, осуществлять ли данное благо или нет (см. «Никомахова этика» IV 5, 1140 а 24 — b 30). — 443.
3 Т. е. как в суставе, который представляет собой сочленение двух костей. — 444.
Глава одиннадцатая
1 Небесная сфера есть движущее (и потому «господствующее») начало для всего расположенного ниже ее. — 445.
2 А именно: 1) движение, сообщаемое воле стремлением, 2) движение, сообщаемое стремлению волей, и 3) движение, сообщаемое одному стремлению другим стремлением. — 445.
Глава двенадцатая
1 В первом случае подразумеваются, по-видимому, «те части тела живого существа, которые состоят просто из земли», вроде костей, жил и волос, неспособных к ощущению (см. выше 410 а 30 — b 2, а также ниже 435 а 25—435 b 2), во втором — растения, которые лишены чувствующего «средоточия» и потому неспособны воспринимать формы предметов без их материи (см. выше 424 а 32 — b 3). — 445.
2 Речь здесь может идти только о небесном теле. Впрочем, существует мнение, что данное рассуждение представляет собой позднейшую вставку. — 446.
3 В настоящем переводе фразе придана отрицательная форма согласно ряду рукописей. Если принимать вопрос в утвердительной форме, то по существу он выглядел бы так: почему тело, лишенное ощущения, будет обладать умом? — 446.
4 См. прим. 2 к гл. 7 кн. X «Метафизики». — 447.
Глава тринадцатая 1 См. 434 b 24. — 448.
[1] А именно как действующая (движущая), целевая и формальная причина. См. ниже 415 b 9—28.
[2] Т. е. чисто «психологические», а также психофизиологические и биологические проявления деятельности души.
[3] См. прим. 13 к гл. 5 кн. I «Метафизики».
[4] Речь идет о делении как одном из основных элементов диалектики Платона (см. прим. 5 к гл. 6 кн. I «Метафизики»).—
[5] См. прим. 3 к гл. 8 кн. I «Метафизики».
[6] Но не души животных. Речь идет о платониках.
[7] «Живого существа» как общего (универсалии) нет, если его понимать как самосущую платоновскую идею; но оно существует, если мыслится как нечто последующее по отношению к единичным живым существам, ибо, согласно Аристотелю, без индивидуального нет и универсального, с упразднением единичного упраздняется и общее
[8] Т. е. основанных на вероятностных посылках — таких, которые кажутся всем, большинству или мудрым заслуживающими доверия.
[9] Линию и плоскость можно исследовать, абстрагируясь от тела; изучение же состоянии души невозможно отвлеченно от тела, ввиду чего психические явления входят в предмет науки о природе.
[10] Взгляды Платона, Ксенократа, Алкмеона.
[11] «Илиада» XXIII, 098.
[12] Эмпедокл. О природе, фр. 109.
[13]
4 Неидентифицированпое сочинение Платона пли самого Аристотеля (в последнем случае — содержащее изложение взглядов Платона, его учеников или пифагорейцев).
[14] Помимо самого-по-себе-живого.
[15] Ум (единица пли точка), знание (двоица плп линия), мнение (троица или плоскость) и ощущение (четверица или тело) образуют, по учению Платона, ряд нисходящих ступеней, соответствующих объектам познания,— от постижения единого до восприятия единичных предметов чувственного мира.
[16] Ксенократ.
[17] Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит, Анаксимен.
[18] Пифагорейцы, Платон, Ксенократ.
[19] Эмпедокл, Анаксагор.
[20] У Аристотеля говорится неопределенно: «Посредством чего каждое из этих».
[21] Ср. Платон. Кратил, 400 а.
[22] Ср. ниже 405 Ь 20; 429 а 18—19; 429 b 23.
[23] Так Аристотель называет небесные тела.
[24] См. прим. 8 к гл, 3 кн. I «Метафизики».
[25] Критий (ум. 404 до н. э.) — ученик Горгия и Сократа, тиран. Возникновение веры в богов Критий толковал как изобретение хитрого государственного деятеля.
[26] Эмпедокл. См. также прим. 14 к гл. 3 кн. I «Метафизики».
[27] Имеется в виду Анаксагор.
[28] Эмпедокл.
[29] Гиппон, Гераклит.
[30] Имеется в виду ложная этимология слова «dzen» («жить») как производного от слова «clzeo» («киплю»). В тепле усматривали сущность души Демокрит, Гераклит, Критий.
[31] Имеется в виду этимологическая связь слова psyche («душа») со словом anapsycho («охлаждаю»), о которой говорится в диалоге Платона «Кратил» (399 в).
[32] Иначе говоря, если бы движение души подобно движению физических тел, составленных из элементов, было направлено к ее «естественному» месту, то так же, как и эти тела, она могла бы быть приведена в движение или в состояние покоя посторонней силой; и наоборот: если бы она подчинялась посторонним силам, то ее движение определялось бы природой, подобной природе этих тел. Согласно Аристотелю, в целом животное движет само себя по природе, а тело его может двигаться и по природе, и насильственно (против природы), началом же самодвижения животного является душа, которая сама неподвижна.
[33] Филипп — сын Аристофана.
[34] См. Платон. Тимей 34 b — 37 b.
[35] Из двух этих кругов, поставленных наклонно друг к другу, один соответствует «тождественному», т. е. круговороту неподвижных по отношению друг к другу звезд, а второй — «иному», т. е. движению Луны, Солнца, Венеры, Меркурия, Марса, Юпитера и Сатурна, которые перемещаются на небесном своде относительно звезд и друг друга.
[36] По представлениям орфиков и Платопа, тело — темница для души. О том, что уму лучше не быть связанным с телом, говорил Анаксагор.
[37] Движение как таковое самим Аристотелем рассматривается в «Физике», а вопросы, касающиеся перводвигателя, разбираются в «Метафизике».
[38] См. прим. 4 к гл. 1 кн. XIII «Метафизики».
[39] Ксенократ.
[40] Т. е. то, что среди них есть нечто движущее и нечто движущееся.
[41] Другими словами, каким образом, исходя из этой концепции, можно объяснить отделение души от тела?
[42] Имеются в виду четыре стихии (земля, вода, воздух и огонь).
[43] Пестида — сицилийское божество, олицетворяющее влагу.
[44]
[45]
[46]
[47]
[48]
[49]
[50]
[51]
[52]
[53]
[54]
[55]
[56]
[57]
[58]
[59]
[60]
[61]
[62]
[63]
[64]
[65]
[66]
[67]
[68]
[69]
[70]
[71]
[72]
[73]
[74]
[75]
[76]
[77]
[78]
[79]
[80]
[81]
[82]
[83]
[84]
[85]
[86]
[87]
[88]
[89]
[90]
[91]
[92]
[93]
[94]
[95]
[96]
[97]
[98]
[99]
[100]
[101]
[102]
[103]
[104]
[105]
[106]
[107]
[108]
[109]
[110]
[111]
[112]
[113]
[114]
[115]
[116]
[117]
[118]
[119]
[120]
[121]
[122]
[123]
[124]
[125]
[126]
[127]
[128]
[129]
[130]
[131]
[132]
[133]
[134]
[135]
[136]
Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!