Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Самоанализ урока



Главный вопрос самоанализа – была ли выполнена генеральная цель урока – передать инициативу изучения нового материала ученикам, тем самым повысить образовательную эффективность уроков биологии?

На наш взгляд, включая приемы социо-игрового стиля и согласуясь с принципами художественно-педагогической драматургии урока, мы выполняем цели и задачи, поставленные при разработке, но как всегда, в первый раз, возникают «подводные камни»:

· обеспечиваем смену видов деятельности, по возможности самостоятельной (запланировано 9 видов познавательной деятельности), при чем – ни одна не связана со статичными позами и пассивным слушанием (см. традиционный урок) снимаем проблему переутомления. Так, наблюдения на уроке показали, что выбранные задания и время их выполнения (до 7 -10 минут) предупреждают утомление;

· Смена мизансцен, игровые и театрализованные задания. Дети еще не привыкли к столь активному передвижению во время урока по классу, у многих из них еще нет уверенности и четкости в выполнении заданий, но всем нравится (на этапе рефлексии не было грустных масок). В выполнении театрального задания «средние» и «слабые» ученики очень активно изображали корень, всасывание воды, фотосинтез в листьях, распускание почки – наверное, это и есть «тело в деле». Очень надеемся, что все описанное – это и есть желанное пробуждениие интеллектуальной активности. Хотя, именно в театральном конкурсе больше всего проявляется низковатый уровень общей культуры, и это – повод для дальнейшей работы.

· Используя открытые образовательные технологии («Зигзаг») мы добиваемся активной поисковой работы при составлении кластера. Но в каждой группе проявляются лидеры, которые активно берут инициативу в свои руки, есть дети, которые на этапе «Зигзага» почти не включались в работу, только смотрели и слушали (это тоже деятельность!), зато на других этапах им пришлось «пошевелить мозгами, ногами и руками»;

· Отмечаем, что заметно активизировалась познавательная активность, расширилась палитра эмоций, исчезла сонное равнодушие к изучаемому материалу. Но не обошлось без грубости, упреков обидных замечаний – работать есть над чем.

· На этапе закрепления знаний («Эстафета» и «Вставь пропущенное слово» заработали все, даже те, кто обычно фрондирует.

· Сложности возникли на этапе оценки работы групп и каждого ребенка. Учитель побуждает к объективной оценке, но ученики явно завышают оценки, предлагая всем поставить «отлично». Учитывая непривычную для детей организацию урока и их активность, а также для внешней мотивации учитель соглашается, но предупреждает, что при проверке домашнего задания многое прояснится.

· В заключении самоанализа хочется отметить, построение урока с позиции драматургии способствует выполнению задач здоровьесбережения, оптимизации психо-эмоционального климата, повышению мотивации к обучению. «Игровые задания, по ходу которых выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом, и учеников друг с другом. Каждый в свое время, каждый на своем месте, каждый после кого-то и перед кем-то — эти «нехитрые» игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом».[19]

       
   
 

 
 

Таким образом, при традиционном подходе к планированию урока основные виды деятельности - это рассказ учителя и фронтальная работа учеников под руководством учителя. При этом учителю некогда отвлекаться от своего рассказа и контролировать степень занятости каждого ученика, ему надо успеть рассказать весь материал (очень объемное объяснение) и успеть организовать все виды работы учеников. Предполагается, что все ученики внимательно слушают, организованно тотчас выполняют все задания учителя, и так же организованно поглощают изученный материал.

Возможно ли воплотить запланированный таким образом урок в полном объеме не с идеальными мотивированными учениками, а с реальными (см. на стр.4 состояние здоровья учащихся 6 А)? Вопрос риторический, как показывает контроль знаний на следующем уроке, качество усвоенного материала не выше 30 – 40%. Проверка знаний, усвоенных на разработанном уроке, показала высокое качество, кроме того многие дети выполнили творческие задания (см. приложение). Еще одно обстоятельство: на традиционном уроке учителю приходится через 15 – 20 минут тратить много времени, чтобы успокаивать и призывать класс к сосредоточенной работе. Напротив, на уроке с использованием приемов социо-игрового стиля учитель организует работу детей, не требует слушать себя, очень много и эмоционально наблюдает за жизнью детей на уроке, за их поведением и процессом «присвоения» новых знаний. Личное впечатление от урока - давно утраченное удовольствие от урока, почти нет привычного изматывающего напряжения, чувства неудовлетворенности, недоделанности своей работы, но есть азарт, живой интерес, эмоциональная приподнятость.

У нас нет сомнения, что приемы социо-игрового стиля на уроке, это одно из средств, которые помогут избавиться от «формалистики и скуки на своих уроках…, помогут они и в дозировке трудоемкой работы, и в снятии напряженности в ситуациях затянувшегося ожидания».[20]





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 394 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...