Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Косинец Е.И



Урок, о котором пойдет речь в этой статье был разработан и проведен для учителей одной московской школы, слушателей курсов повышения квалификации по теме «Освоение метода художественно-педагогической драматургии современного урока». Данный урок является завершающим в цепочке занятий по ключевой теме курса и обобщает не только материал этой темы, но и изученный ранее по всем темам курса. Урок является практическим и предполагает творческую работу слушателей, по созданию проекта урока. Урок рассчитан на 4 академических часа и состоит из двух частей.

Первая часть посвящена предлагаемым обстоятельствам. Умение учитывать и использовать существующие предлагаемые обстоятельства и придумывать, создавать воображаемые является важным профессиональным качеством актера, режиссера и педагога. Предлагаемые обстоятельства это не только условия, в которых протекает та или иная деятельность, в руках профессионала – это еще и действенный инструмент организации процесса.

И так. Наш урок начинается с того, что слушатели садятся вокруг одного большого стола. Им предлагается закрыть глаза, расслабиться и вспомнить свое утро, от момента просыпания до звонка на первый урок. Вспомнить пошагово, подробно, какие возникали чувства, какие приходили мысли, что произошло в этот период времени значимого, что повлияло на настроение всего дня. Воспоминания слушатели фиксируют в своей тетради. Эта информация не предназначена для окружающих, только для себя.

Затем, точно так же слушателям надо представить, что ожидает их вечером. От момента окончания занятий и до момента засыпания. И так же зафиксировать то предстоящее событие, ожидание которого создает эмоциональный фон дня.

Теперь, работая в парах, слушателям предстоит обсудить, что такое предлагаемые обстоятельства, которые мы приносим с собой на урок, которые наши ученики приносят с собой на урок. Какие блоки предлагаемых обстоятельств, влияющих на наше эмоциональное состояние и работоспособность, мы можем выделить. Можем ли мы их игнорировать? Должны ли мы и можем ли учитывать их при планировании урока? Как именно мы можем с ними работать?

На обсуждение в парах дается 2 минуты. Затем по цепочке каждая пара называет одну из выявленных ею группу предлагаемых обстоятельств и свой вариант работы с ними. Остальные участники группы, добавляют или комментируют выступление своих коллег. Следующая пара называет еще одну группу. Так обсуждение продолжается до тех пор, пока все группы предлагаемых обстоятельств не будут исчерпаны.

В результате этой работы выяснилось, что внешние предлагаемые обстоятельства, влияющие на нашу работоспособность и настроение, и у преподавателей и у учащихся приблизительно совпадают. Это: самочувствие и состояние здоровья, отношения с близкими и другими людьми, степень готовности к работе, время года и погода, значимые события в семье, в школе, в городе, в стране… и многое другое.

Игнорировать эти предлагаемые обстоятельства не удастся, т.к. они все равно будут отвлекать учащихся или учителя от основной деятельности. Значит надо постараться использовать их, продумать или изменить план урока таким образом, чтобы эти конкретные предлагаемые обстоятельства поработали на достижение сверхзадачи урока.

После этого всем участникам группы предлагается встать и обойти все пространство библиотеки, в которой проходит занятие, включив при этом все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, кинестетическое восприятие… Необходимо зафиксировать свое внимание на тех ощущениях, эмоциях, которые вызывает окружающая обстановка в целом и ее отдельные детали, включая предметы интерьера, людей, аромат их духов, одежду.

По хлопку ведущего группа делится на три равные части. Теперь каждая микро группа наугад вытаскивает карточку с описанием вида деятельности. На одной карточке написано: «Если бы, вам было необходимо создать поэтическую стилизацию, в стиле А.Блока на тему «Наш век»…». На другой: «Если бы, вам было нужно изготовить коллаж по обществоведению по теме «Радости и сложности общения»…». На третьей: «Если бы, вам предстояло обсудить план общешкольного новогоднего огонька…». А дальше предлагалось выбрать наиболее подходящее для этой деятельности пространство и предложить, что и как в нем следует изменить для создания оптимальных условий предстоящей деятельности. На обсуждение дается 2 минуты. Каждая команда выполняет задание, располагаясь в той части пространства библиотеки, где им удобнее это делать, не мешая другим группам. После обсуждения, все опять собираются за большим столом и каждая из команд, излагает и обосновывает свой вариант пространственного решения для своего вида деятельности.

Завершается эта часть урока короткой справкой о специфике и роли предлагаемых обстоятельств в искусстве театра и обобщающей беседой по теме.

После перерыва переходим ко второй, творческой части урока, которую назовем «Дерево урока». Но, прежде, чем переходит к новому заданию, преподаватель актуализирует материал предыдущей встречи. На предыдущем занятии слушатели, просмотрев видеозапись открытого урока, выполняли два вида заданий. Одним было предложено нарисовать на листе три фазы развития растения: росток, цветущее растение и плодоносящее растение и под каждым подписать соответствующий, по их мнению, этап урока, дать ему название. А другим предложено было нарисовать большое дерево с корнями, стволом, ветвями, веточками, цветами, плодами и листьями и представить себе, что это дерево, есть образная схема только что просмотренного урока. Необходимо было подписать, что лежит в корнях этого конкретного урока, из чего он произрастает, из чего родятся цель и задачи этого урока. Что составляет ствол этого дерева урока, т.е. на чем он держится. Это его тема, цель и задачи и соответствующее им содержание. Далее крупные ветки – это основные компетенции, более мелкие – это знания, умения и навыки. На ветках цветы, завязи и плоды – это конкретные результаты урока в разной степени их спелости. Что-то уже на данном уроке созрело и оформилось, как мысль, как понятие, как продукт, а что-то только наметилось, что-то легло в план на будущее.

Результаты выполнения этого задания были собраны, отсканированы и проанализированы преподавателем. Теперь, вся группа приглашалась к просмотру этих работ. Принципиально, что изображение, увеличенное в несколько раз, проецировалось прямо на стену, а группу попросили встать и подойти к месту просмотра. Преподаватель коротко комментировал демонстрируемые изображения, задавал группе вопросы, включая слушателей в аналитическую работу.

После просмотра группа была поделена на команды по пять человек, каждой из которых было предложено выбрать место для предстоящей работы в пространстве библиотеки, так, чтобы никакой группе ничего не мешало. Для начало каждая группа, посовещавшись, должна выбрать один из реально существующих классов школы и дать ему краткую характеристику. Характеристика записывается разборчиво в виде тезисов. Листы с характеристиками классов передаются по часовой стрелке другим группам. Теперь, каждая группа придумывает и дописывает предлагаемые обстоятельства (значимые события из жизни класса, школы, произошедшие накануне; погода за окном; важные события, произошедшие в жизни учителя утром этого дня или накануне). Листы снова передаются по кругу. Теперь у каждой группы на руках лист с номером, буквой и краткой характеристикой класса и основными предлагаемыми обстоятельствами.

Каждая группа получает два листа ватмана и набор карандашей, мелков или маркеров. На одном из листов необходимо нарисовать корни будущего дерева и вписать туда полученную информацию.

На столе учебники по окружающему миру с 1 по 4 класс и по биологии с 5 по 11 класс. Мы специально выбрали тот предмет, специалистов по которому в нашей группе нет. Нам было важно, чтобы учителя освоили принципы и алгоритм рождения и построения замысла урока, которые едины для всех предметов. Представитель каждой группы подходит и выбирает учебник соответствующего класса. Затем, открывает учебник наугад на любой странице. Группе предстоит работать именно с материалом того параграфа, который расположен на открывшейся странице. Случайность выбора в данной ситуации обеспечивает равные для всех групп условия и создает элемент игровой интриги.

Группы определяют тему своего урока, которую записывают горизонтально в основании ствола над корнями. Затем в течении 5 минут знакомятся с текстом параграфа.

Далее каждая группа, исходя из предлагаемых обстоятельств, темы и содержания параграфа определяет цель урока и три его основные задачи: образовательную, развивающую, и в области социализации. Слушатели записывают цель прямо над темой на стволе дерева, а вытекающие из нее задачи вертикально вдоль ствола - самую главную крупно в центре, а соподчинённые справа и слева от нее более мелкими буквами. Затем выращиваем из каждой задачи по одной несущей ветви. Это - компетенции, условия для формирования которых мы будем создавать в ходе урока. Каждая группа подписывает какие компетенции мы выращиваем на каждой из трёх больших ветвей. В ходе дальнейшей работы участники групп определяют сколько веточек «знаний, умений, навыков» предположительно вырастет на каждой из больших веточек, рисуют и подписывают их.

Затем на веточках появляются цветы, завязи и плоды. Это, планируемые нами конкретные результаты урока разной степени спелости. Ведь мы понимаем, что какие-то результаты к концу урока получат свою завершенную форму, какие-то только наметятся, а какие-то подобно завязи будут заложены и дозреют в результате выполнения домашнего задания или в ходе работы на последующих уроках. Подписываем конкретные разные результаты урока, выросшие на каждой конкретной веточке.

Завершает дерево нашего урока крона из надпредметных и метапредметных знаний и компетенций. Группы определяют, какие знания и компетенции где именно в какой части кроны выросли на нашем дереве.

Дерево урока – готово. Такой образ помогает четко представить себе что из чего произрастает. Проследить взаимосвязи исходных условий, целей задач, и предполагаемых результатов. Теперь нам понятно, что и для чего мы делаем, чего добиваемся. Однако, этого мало. Теперь нам необходимо определить, как мы это будем делать, какими приемами, методами будем достигать намеченных целей.

Теперь группы на втором листе ватмана рисуют схему драматургической конструкции будущего урока в виде дорожки в горку и под горку, на которой располагаются вехи нашего маршрута (события будущего урока): завязка, промежуточные события, кульминация, промежуточные события, развязка. В режиссуре, драматургии и педагогике для обозначения ключевых пунктов событийного ряда используются разные термины, что связано со спецификой угла зрения и способов работы с этими понятиями. В данном случае мы пользуемся терминологией драматургии, т.к. речь идет о драматургическом замысле урока.

Таким образом, мы разрабатываем урок пошагово. Каждая группа продумывает относительно своего конкретного урока:

§ Как организуем КОНФЛИКТ в завязке (индуктор)? Какова исходная мизансцена урока? Какие необходимы пособия и раздаточные материалы? Какое необходимо обеспечение и оборудование?

§ Какие задания (приемы, методики, игры) используем для достижения кульминации (точки разрыва) на пути к ней? Какие события лежат на этой траектории, сколько их? Как меняются мизансцены урока в каждой точке и почему? Какие необходимы пособия и раздаточные материалы? Какое необходимо обеспечение и оборудование?

§ В чём кульминация (разрыв)? Как организована мизансцена кульминации? Какие необходимы пособия и раздаточные материалы? Какое необходимо обеспечение и оборудование?

§ Какие задания (приемы, методики, игры) используем для достижения развязки? Сколько и каких событий лежит на пути от кульминации (точки разрыва) до развязки? Как сменяются мизансцены? Какие необходимы пособия и раздаточные материалы? Какое необходимо обеспечение и оборудование?

§ Как организована развязка? Задания, методы, мизансцена, методическое обеспечение и оборудование.

§ Как организована рефлексия? Как организована мизансцена рефлексии? Какие необходимы пособия и раздаточные материалы? Какое необходимо обеспечение и оборудование? Какие задания (методики, игры) используем в рефлексии?

Ответы на все эти вопросы записываем в схему в виде текста или в виде условных обозначений. Во втором случае желательно приложить отдельный листок с расшифровкой этих обозначений. На выполнение этой работы командам отводится 15 минут.

Наступает этап защиты проектов. Защита проводится в игровой форме открытой конференции с участием учителей, методистов, родителей и учащихся. Роли участников конференции играют сами слушатели, каждый из которых получает карточку, с именем и краткой характеристикой персонажа. Для этого мы переходим в другую часть пространства библиотеки и рассаживаемся большим полукругом. Группа, представляющая проект располагается напротив зрителей. Каждая группа представляет свой проект урок, а остальные участники задают вопросы исходя из своих ролевых установок. Такая организация обсуждения проектов позволяет снять неловкость, возникающую из необходимости критики своих коллег, мешающую объективности высказываний. Кроме того, это позволяет нам оценить эффективность урока в целом и его отдельных элементов с разных позиций и углов зрения. Сама идея возможности такой всесторонней проверки замысла из разных ролевых позиций поможет учителям осуществлять самопроверку своих будущих уроков.

Завершается урок в замкнутом кругу групповой рефлексией, которая позволит учителям отреагировать накопившиеся у них в ходе занятий ощущения, чувства, мысли.

Обучение на курсах повышения квалификации завершается написанием и защитой итоговой курсовой работы. Для слушателей курсов по теме «Освоение метода художественно-педагогической драматургии современного урока» такой работой становится проектирование, проведение и описание урока с теоретическим обоснованием и последующем самоанализом. Ниже мы приводим несколько итоговых работ наших слушателей, которые, с нашей точки зрения, представляют интерес для понимания роли методов театральной педагогики, а так же педагогики искусства в модернизации современного образовательного процесса.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 438 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...