Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные черты научных школ педагогики искусства



(Важные размышления)

«Образ выступает формообразующим фактором искусства и науки, изобретательства. Художественные образы являются наиболее концентрированным и обобщенным выраженйем Культуры ее всеобщим мировым языком, предметом и продуктом художественного творчества и продуктивного воображения, объектами критерием мировой сравнительной культурологии, где по степени связи художественного образа с решением умственных, социально-нравственных и материальных вопросов данной исторической формации решается вопрос о ценности искусства и продолжительности его жизни в структуре гуманитарных ценностей человечества и данного народа, периода истории культуры. Во-ображение - вектор будущего, основа творчества - «прикладного воображения», предлагающего форму для воплощения мечты и устремления человека. Культура как высшая форма организации элементов бытия ищет единства и взаимодействия с гуманитарными и естественнонаучными основами общего образования и воспитания, с единым процессом поиска истины в научном и художественном творчестве. Необходимо говорить о культурологическом подходе к преподаванию искусства в целом и о культуре как базе не только предметов художественного цикла, но, главное, - всех других учебных предметов, в том числе естественно-математических». Б.П.Юсов


«Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши — не выражает так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования... Пока человек только знает о нормах поведения, даже ведет себя как принято, но делает это вопреки своей эмоциональной оценке этих норм или при равнодушии к ним... нельзя его признать усвоившим содержание воспитанности. Пока человек только осведомлен о мировоззренческой идее, правильно ее использует для объяснения каких-либо явлений действительности, но не убежден в истинности идеи и, следовательно, эта идея не вызывает в нем эмоционального отношения, до тех пор идея не стала частью его мировоззрения». К. Д. Ушинский


«В общей школе искусство как мастерство должно стать средством очеловечивания человека». Б.М.Неменский


«Если мы соглашаемся с тем, что проживание является основной формой передачи опыта, чувств, т.е. передачи сути любого произведения искусства, то необходимо осознать уподобление как основной, может быть, единственный реальный способ не понимать, а именно проживать содержание». Б.М.Неменский


«Наш предмет — это предмет искусства, а не науки и на его уроках следует «говорить языком самого предмета», выражая своеобразие его сущности, и цель преподавания должна быть сформулирована в соответствии с его особенностью, с его сутью. На уроках же художественной культуры нужно стремиться к формированию деятельности, характерной для искусства, — эстетической». Пешикова Л.В.


«Продумывая принципы преподавания МХК в школе, я пришла к решению, что буду опираться в преподавании на общение как на свойство, присущее художественному творчеству, и тогда я смогу смело выйти на путь диалога, на котором царят содружество, сопереживание и сотворчество всех идущих по этому пути. («Общение — это такое взаимодействие людей, которое по своей структуре симметрично, в нем нет учителя и ученика, а есть партнеры, равные друг другу участники единой деятельности». М.С. Каган.) Общающихся сторон должно быть не две, как привычно было бы предположить а три: учитель, ученики, искусство. Общение на уроке искусства не состоится без организации действия, по терминологии М.М. Бахтина — «события» общения, способного создать и активизировать диалогические отношения между тремя, общающимися сторонами. То есть такого «события», которое бы объединило всех, вызвало желание общаться, всколыхнуло, взволновало и учителя и учеников, заставило бы каждого «заиметь» свое мнение и захотеть его проявить». Пешикова Л.В.


«Первое, чем неизменно характеризуется эстетическое отношение, - непосредственное переживание человеком единства с окружающей действительностью: внешний мир не противостоит ему... но открывается как мир человека, родственный и понятный ему. Такое отношение бескорыстно, оно исключает потребительский взгляд на природу, когда человек ищет выгоду лишь для себя, и строится на общении с природой, исходящем «из взаимных интересов», а порой и исключительно из самоценности ее бытия. Бескорыстно и эстетическое отношение человека к человеку — как к «другому "я"», когда человек может поставить себя на место другого, проникнуться его чувствами и переживаниями, воспринять чужую боль, как свою». А.А. Мелик-Пашаев


«В творческом методе, который сознательно, а чаще интуитивно использует художник, создавая свое творение, проявляются его мировоззрение и тот принцип отбора художественных средств, который с наибольшей полнотой позволяет ему выразить и донести до современника свои идейные и эстетические идеалы. Так, опора на творческий метод позволяет ввести ученика в мир самого искусства, углубить его понимание языка различных искусств». Ю.А. Солодовников


«Система работы должна осуществляться таким образом, чтобы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления, выражаясь более доступно, должны одновременно работать правое и левое полушария. Не случайно природой обусловлена двойственность деятельности нашего мозга. Но эта способность мозга, к сожалению, часто не учитывается на уроках в школе, особенно это касается предметов естественнонаучного цикла». Л.Г.Савенкова

«Экологический подход подразумевает, во-первых, сохранение и развитие человека в соответствии с его возрастными особенностями, его интересами и потребностями. Во-вторых, сохранение природы ребенка, сохранение окружающей природы и окружающей предметно-пространственной среды. В-третьих, сохранение культуры и истории культуры (по Д.С.Лихачеву) - что означает не только освоение данной культуры и природы, но и посильное ее преобразование». Л.Г.Савенкова

Полихудожественное обучение вполне естественно для детей, особенно в младшем и подростковом возрасте. Во-первых, взаимодействие разных видов художественного мышления позволяет каждому ребенку осмыслить и понять новую информацию, так как один ребенок лучше улавливает информацию через слово, другой через зрительные образы, третий через самостоятельное исследование и т.д. Во-вторых, важно отметить, что, только появившись на свет, ребенок способен видеть, слышать, ощущать, двигаться, чувствовать вкус. С возрастом эти чувства постепенно развиваются и совершенствуются. К моменту прихода в школу они сформированы у детей в разной степени. Различна и степень готовности детей к обучению. Но независимо от этого каждый ребенок видит, слышит, чувствует, осязает, ощущает одновременно». Л.Г.Савенкова

«Современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства» Ю. М.Лотман. Эти слова Ю.М.Лотмана прекрасно подтверждает важность и своевременность внедрения в практику образовательных учреждений интегрированного обучения, позволяющего формировать у детей представления о единой картине мира. Интеграция подразумевает не дополнение одного предмета (или одного искусства) другим, а активное взаимодействие педагогов в коллективе по поводу общих для конкретного возраста направлений развития детей. Это вполне естественно требует вычленения единой педагогической задачи обучения, применения единых понятий, условий, фактов, действий в подготовке учебных и дополнительных занятий.


Задачами интегрированного преподавания предметов гуманитарно-художественного цикла (по Б.П.Юсову) являются следующие:

1. Выход за рамки одного искусства (одного предмета). Отказ от традиционных форм, методов работы с детьми. Привлечение разных видов творческой деятельности, информации из разных областей знаний (наук), природного мира, истории, географии, естествознания, других.

2. Связь с развитием культуры в широком смысле слова: мысль - наука - техника - градостроительство - духовные, культурные, нравственные традиции - искусство.

3. Перенос педагогического акцента с изучения "памятников искусства" на творческое проявление самих детей, на детское творчество, как реализацию культурной традиции и мировой художественной культуры, как освоение культуры человечества через творчество самих детей». Л.Г.Савенкова


Б.П. Юсов «Взаимосвязь культурологических факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Институт художественного образования. Российская академия образования. Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. Компания Спутник. Москва 2004 г. – 252 стр.

В.Г. Белинский былправ в главном: между наукой и искусством, научным и художественным образованием нет непроходимой пропасти. Известны рациональное, рассудочное искусство и поэтическая, художественно-эмоционально-образная наука. Многие великие умы пришли от науки к искусству. Леонардо да Винчи сочетал оба начала. Ломоносовписал оды и основал в России целую индустрию мозаичной живописи. Гете, наоборот, пришел от искусства к науке и известен как автор оригинальной теории цвета, научной системы колористических моделей мира, хотя современный немецкий атомщик Гейзенберг констатировал, что физика не может поддержать теорию Гете. Можно опуститься в глубь веков и обнаружить, что первым теоретиком европейской музыки был математик Пифагор («музыка сфер»). А в средне века музыка преподавалась на математических факультетах как теория гармонии.

И все же искусство, художественный образ должен быть поставленвыше понятия и техники. Здесь нет желания незаслуженно возвеличить искусство, потому что, как писал старший из Рерихов, НиколайКонстантинович, «дело не в искусстве». Дело в иерархии уровней обобщения, обозначенных чувствами, понятиями и образами. Хотя основа их едина, как указано в Живой Этике: чувства, чувствованания важны, но в основе сознательного чувствования лежит мысль. Живая ткань мысли и соединяет научное и художественное творчество в единую сферу жизни человека.

Все согласны с тем, что наука и техника создают новую реальность. По их проектам возникают вещи, никогда прежде не виданные: новые машины и аппараты, сорта растений, архитектурные конструкции, материалы и вещества. Искусству порою отводилась чисто «портретная роль» того или иного отображения, воспроизведения окружающего. Но искусству принадлежит и «порождение образов», по выражению В.П. Зинченко. Архитектор создает сооружения, которых не было до того, как построено данное здание, и оно вещественно формирует новую мерность пространства. В известном смысле, образы искусств являют такую же реальность, как и создания технического рассудка.

Основой науки и искусства являются пространственные мерности, вибрации и ритм пропорций. Но искусства оказались сегодня плохо встроены в образовательное пространство. Между тем, искусство прорабатывает пространственные каналы, по законам которых конструируется явленный мир и невидимые без специальных аппаратов микромир и макропространство космоса. И можно говорить о творческом преображении мира через художественный замысел. Искуство как гармония разделяет с наукой общие законы природы, но с известным опережением, объясняющим иерархически более высокое положение художественного творчества. В сферу актуальных научных открытий природных порядков вошло понятие композиции - кристаллографии, акустике, спектрографии, в структуре и линейное характеристике пространства. Оказалось, что законы композици пространственных структур уже многие столетия и даже тысячелетия эмпирически установлены и применяются в архитектуре и живописи. Этот опережающий в сравнении с наукой характер художественно образного познания позволяет говорить о гуманитарном синтез естественно-технической и художественной культуры. В предварительном опыте по раскрытию приведенной выше систематики уровней художественного познания пытаются работать в наших базовых школах не только художники, литераторы и музыканты, но и математики, биологи, химики, преподаватели истории, иностранного языка, географии, краеведения, экологии. Дело в том, что показанная выше полисенсорная структура воображения (или пре-ображения, переоб-ражения) есть одновременно и система формирования общих с наукой творческих способностей, развития так называемой интуиции - эфемерного качества ума, о котором было трудно сказать научно и которое представлено нами в педагогически ощутимой форме.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 467 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...