Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

М. М. Бахтин о бытии и событии



ПЕШИКОВА Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. (Б-ка учителя мировой художественной культуры). Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002–96с. Стр. 36-38

«СОБЫТИЕ - так назвал действие, формирующее диалогическое общение и являющееся его стержнем, М.М. Бахтин. «Событие» в трудах ученого всегда противопоставляется «бытию». Вникнем в понимание Бахтиным этих терминов.

Прежде всего их различает приставка «со», указывающая на совместное действие нескольких его участников: если «бытие» — это раздельное, независимое существование людей, то «событие» — это их одновременное сосуществование и взаимодействие, «как вечная гармония неслиянных голосов или их неумолчный и безысходный хор»1.

Второе: «событие» не имеет, подобно «бытию», прошлого, настоящего и будущего, т. е. развития во времени, — это действие, происходящее лишь в текущий момент: «диалог... этот происходит не в прошлом, а сейчас, т. е. в настоящем творческого процесса», он может быть перенесен и в «вечность», «ибо в вечности... все одновременно, все сосуществует»2.

Третье различие: «бытию» бесконфликтному, не нарушающему размеренности существования, противопоставляется в диалогической теории ученого «событие» как драматическое сопоставление разных голосов. «Ни один элемент такой атмосферы, — пишет Бахтин, — не может быть нейтрален: все должно задевать за живое, провоцировать, вопрошать, даже полемизировать и издеваться, все должно быть обращено к самому герою, повернуто к нему, все должно ощущаться как слово о присутствующем, а не слово об отсутствующем, как слово «второго», а не «третьего» лица»3.

М.М. Бахтин рассматривает и идущие от древней традиции средства провоцирования диалога. Важнейшие среди них — синкриза и анакриза. Запоминать эти термины совсем не обязательно, но понять их суть важно. Еще в античности, в сократическом диалоге, под синкризой понималось сопоставление различных точек зрения на определенный предмет, под анакризой — способы вызывать слова собеседника, заставляя его высказывать свое мнение и высказать до конца, «это провоцирование слова словом же». Синкриза и анакриза «диалогизируют мысль, выносят ее вовне, превращают в реплику, приобщают ее диалогическому общению между людьми»[11]. Диалог может провоцироваться и другими средствами, например сюжетной ситуацией.

Центральное «событие» общения — «большой диалог», объединяющий воедино все «малые диалоги» (эти термины также принадлежат М.М. Бахтину) уроков по Ветхому Завету, или (какой-либо другой теме, можно сравнить со сквозным действием спектакля, о котором пишет К.С. Станиславский в своей знаменитой книге «Работа актера над собой»: «Линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче... больше всего берегите сверхзадачу и сквозное действие, будьте осторожны с насильственно привносимой тенденцией и с другими чуждыми пьесе стремлениями»[12].





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 838 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...