Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Роль и место философско-религиозного наследия в педагогической подготовке будущего учителя



Проблема исследования традиционных для России конфессий (православной, мусульманской, буддийской и иудейской) сегодня становится предельно актуальной. Объясняется это многими причинами – прежде всего, поиском путей преодоления кризисных явлений в обществе; обострением межнациональных отношений, особенно на Кавказе; а также тем, что особенностью любой конфессиональной педагогики является то, что она представляет собой такой пласт культуры, который непосредственно связан с опытом массового сознания, многовековым нравственно-психическим наследием. Это не абстрактное миросозерцание, а мироощущение, способ каждодневного поведения, в котором решающую роль играют не доводы разума и логики, а обыденное сознание, определенным образом сформированное мирочувствие.

Известный отечественный философ-религиовед Л.Н.Митрохин в своем фундаментальном исследовании «Философия религии» рассматривает феномен религии как один из путей разгадывания бездонной тайны человеческого бытия. На основании богатого исследовательского материала он делает вывод о том, что «сами объективные потребности развития общества способствовали созданию неких духовных образований, позволяющих смертному человеку ощутить свою сопричастность к вечности, одухотворить свое поведение идеалами» [11, c.51]. В этом, по мнению автора, и заключается суть культуры и религии, которые обеспечивают преемственность живого, личного опыта людей, раскрывают предназначение человечества.

Американский социолог М.Вебер аргументировал идею о решающем влиянии протестантской этики на становление и развитие капитализма в Западной Европе. В этом аспекте он рассматривал религию как особый тип мотивации социального поведения людей. Он подчеркивал, что именно религиозно-этические принципы являются определяющими в экономической и политической деятельности [3]. Это ярко подтверждает и опыт Японии. По мнению некоторых исследователей приверженность морально-этическому учению Конфуция и важнейшим элементам синтоизма и буддизма позволила превратить каждого японского работника в «самурая ХХ века», действующего точно и энергично, в соответствии с поставленной целью. Именно это стало одним из факторов экономического взлета Японии.

Отсюда ясно, почему современная педагогическая наука нуждается в изучении оснований и культурных ценностей конфессиональных педагогик, может быть, дающих ключ к пониманию важнейших механизмов мотивации личности.

В.Розанов – русский философ, публицист, писатель, педагог, незаслуженно забытый в течении долгих лет, в философско-педагогическом трактате «Сумерки просвещения» размышлял так: «Культура есть синтез всего желаемого в истории: из нее ничего не исключается, в нее одинаково входят религия, государство, искусство, семья, наконец, весь склад жизни личной и общественной» [22, c.8].

Сейчас, когда идут мучительные поиски ответа на вопрос, что делать, чтобы выйти из сумерек просвещения, возродить хотя бы часть утраченной культуры, совершенно очевидно, что при всех опасениях педагогов задачу духовного просвещения молодого поколения россиян должна выполнить именно школа. Ненавязчиво, тонко, мудро, обогатив разум юного человека, предоставив ему право самому решить, открывать или не открывать религии душу и сердце.

Однако, при определении и реализации программы духовного просвещения в такой многонациональной стране, какой является Россия, следует, как указывает президент РАО Н.Д.Никандров, разграничивать религиозное воспитание и религиозное просвещение. Первое возможно и необходимо в конфессиональных школах, причем ответственность за результат такого воспитания берут на себя родители. Оно, это воспитание, предполагает и обязательное соблюдение обрядов, и определенный, предписываемый той или иной религией, образ жизни. Второе необходимо во всех школах именно потому, что религия, точнее религии – часть нашего общего и культурного национального достояния [14, c.10].

Школа должна ознакомить учащихся с культурными ценностями религий. Без этого нельзя осуществить осознанный выбор мировоззрения. На наш взгляд, знание хотя бы основ вероучений и истории религий, а также основных идей свободомыслия совершенно необходимо для современного образованного человека.

Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст.4) гласит:

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания…;

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

указывая на право каждого гражданина получить религиозное образование в образовательных учреждениях при религиозных организациях, названный Закон (ст. 5.2.) оговаривает: «Воспитание и образование детей осуществляется родителями или лицами их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания». По просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с органами местного самоуправления Закон (ст. 5.4.) предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии в обычной школе, но «вне рамок образовательной программы».

Отсюда, преподавание религиоведческих дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее культурологическую направленность, должно входить в учебную программу государственных учебных заведений: ведь религия – неотъемлемый компонент культуры.

Нельзя умалчивать о реальном вкладе религий в сокровищницу общечеловеческих ценностей, но в то же время нельзя обходить и негативные проявления фанатизма. Каждый ученик нуждается в собственном самостоятельном мировоззрении, и он должен получать в школе материал для размышлений, свободный как от апологий, так и от обличений.

Религия – поразительно богатый, мозаичный, экзотический феномен культуры, а ее история уже сама по себе – удивительно интересный и красочный пласт общей истории человечества. Отсюда еще одна трудность для педагога: велик соблазн увлечься описанием отдельных экзотических моментов истории религии и культа, внешне привлекательных, но, в сущности, малозначительных в культурологическом плане. Для духовного обогащения учащихся несравненно важнее социально-нравственные аспекты, данные о влиянии религии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов, прежде всего собственного Отечества. На наш взгляд, это требование – одно из важнейших по своей методологической значимости.

Религия связана у верующего человека с самыми сокровенными побуждениями и переживаниями. В наибольшей мере это характерно для религиозного подростка или юноши. Религиозный школьник болезненно реагирует на каждое проявление бестактности в отношении веры. В недавнем прошлом, в атмосфере атеизма, он чувствовал себя подавленно. Но настало другое время – учащиеся, как правило, не скрывают своей религиозности, однако и теперь они не менее чувствительны к оскорбительным выпадам против нее.

Школьный класс практически никогда не бывает мировоззренчески однообразным. В нем нередко есть верующие разных конфессий, почти всегда часть его – неверующие или индифферентные в отношении к религии учащиеся. Сегодня религиозная тема в классе – не только предмет возросшего интереса учащихся, но и почва для нежелательных разногласий в подростковом и юношеском коллективе, которые могут быть вызваны самим фактом изучения религиоведения, если преподаватель допустит осуждающие высказывания в адрес той или иной конфессии и ее приверженцев, изменит принципу нейтральности преподавания.

Учтем еще один, новый момент в атмосфере последних лет. Рост симпатий к религии, осуждение недавней практики государственного атеизма вызвали к жизни такой своеобразный феномен, как атеофобию – неприязненное отношение некоторых верующих к неверующим согражданам. Хотя и редко, но атеофобия проявляется и в среде учащихся школы. Преподавание религиоведческих дисциплин должно помочь исключить такие факты мировоззренческой нетерпимости. Культурно-этический потенциал этих дисциплин весьма велик и глубоко гуманистичен по своей направленности.

В учебном процессе, по нашему мнению, педагог не должен демонстрировать, афишировать и тем более навязывать свою позицию. Светская школа требует от учителя максимальной мировоззренческой нейтральности, освобожденности от идеологических пристрастий. Осуществимо ли это? Разве мировоззренческие убеждения не пронизывают наши знания, суждения и даже чувственные реакции? Разумеется, это так. Полное освобождение от присущих нам идеологических проявлений невозможно. Однако культурный человек осознает эту идеологичность в себе и контролирует ее, подчиняет этическим нормам терпимости и уважительности к убеждениям окружающих.

Светская школа должна формировать морально-психологический климат толерантности, столь необходимый в демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений – главное условие диалога и сотрудничества свободных личностей. Мировоззренческая нейтральность учителя – это и есть толерантность, контроль над своей идеологичностью, намеренное упреждение столкновений и антагонизмов на мировоззренческой почве. Настоящий педагог отчетливо осознает направленность собственных убеждений, а главное – он понимает, что те положения религиоведческих дисциплин, которые не зависят от идеологических пристрастий, должны быть изложены предельно объективно, так, чтобы не были задеты чувства верующих или неверующих учащихся.

Вопросы для самопроверки. Литература к теме

1. Чем продиктована актуальность обращения современной педагогики к религиозно-философскому наследию?

2. Что понимается под конфессиональной педагогикой? Какие конфессиональные педагогические системы являются традиционными для России?

3. Каковы основные концептуальные идеи христианской педагогики?

4. Назовите культурные ценности мусульманской педагогики.

4. Каковы особенности иудейской педагогики?

5. Прокомментируйте аксиологические основания буддийской педагогики.

6. В чем состоят роль и место философско-религиозного наследия, отраженного в том числе в конфессиональных педагогических системах, в педагогической подготовке будущего учителя?

Литература:

1. Анастасиев А.И. Религиозно-нравственное воспитание в начальной школе. – СПб., 1905. – С.41.

2. Афинский П.И. Книга для духовно-нравственного чтения. – М., 1980. – С.201.

3. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

4. Вознесенский А.И. Руководство к домашнему религиозно-нравственному христианскому воспитанию детей. – Орел, 1888. – С.14.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. – Чебоксары, 1966. – 171с.

6. Зелинский А.Н. Буддизм. – М., 1989.

7. Кочетов А.Н. Буддизм. – М., 1965.

8. Кудряшова О.В. Трансляция буддийских идей в современное мировоззрение и социальную жизнь. – Автореф. к. филос. н.. – Владивосток, 1997.

9. Маккавейский Н.К. Воспитание у древних евреев: Историко-педагогический этюд. – Киев: Тип. И.И.Горбунова, 1903.

10. Махмутов М.И. Духовная сила Корана // Народное образование. 1999. №6. С.231-237.

11. Митрохин Л.Н. Философия религии. – М.: АО Аспект-Пресс, 1993.

12. Менстров М.И. Уроки педагогики. Казань, 1908. – С.1-2.

13. Низамов Р. Основоположники педагогической культуры татарского народа // Народное образование. 1999. №6. С.238-241.

14. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей и подготовка учителя // Педагогическое образование для ХХI века. – М., 1994. – С.8-14.

15. Плутарх. Сравнительные описания в 3т. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – Т.1.

16. Пророк Мухаммад. – М.: Издательский Дом Ш.Амонашвили, 1997. – (Антология гуманной педагогики). – 220с.

17. Психологические аспекты буддизма. – Н-ск, 1991.

18. Пушкин А.С. Письма 1815-1830 гг. – Собр. Соч. М.: «Худ. лит.», 1977. Т.9. – С.322.

19. Религия в истории и культуре /Под ред. М.Г.Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 430 с.

20. Религия. История и современность /Под ред. Ш.М.Мунчаева. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 264 с.

21. Розенберг О.О. Труды по буддизму. – М., 1991.

22. Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М., 1992.


1 Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага, 1978. – с. 17.

1 Известно, что христианство неоднородно по своему составу и включает в себя православное, протестантское и католическое течения. Поскольку ядром русской культуры является православие, представляется уместным в дальнейшем акцент именно православной педагогики.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 636 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...