Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культурные ценности мусульманской педагогики



Обращение к феномену мусульманской педагогики обусловлено рядом причин. Во-первых, по разным оценкам, в Российской Федерации проживает от 15 до 25 млн. мусульман [20, c.139]. В Российской Федерации существуют регионы компактного расселения мусульман: Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь и, в частности, Томская область.

Во-вторых, по мнению исследователей [10,19,20], в современной России наблюдается процесс исламского возрождения, или, по-другому говоря, исламский ренессанс, который включает в себя активизацию и взаимодействие как политического аспекта, так и духовно-практического [20, c.140]. Процесс этот неоднороден. В нем есть и экстремистские, деструктивные, негативные течения. Однако, они не перекрывают собой общего позитивного начала, хотя среди российского населения именно они вызывают больше всего страха и неприятия. Связано это с недостаточной информированностью о сущности и особенностях развития ислама как духовно-религиозного феномена. Это еще раз указывает на необходимость изучения коренных ментальных культурных ценностей мусульманской педагогики.

Коренным народом территории, составляющей ныне Томскую область, являются татары. В древности татарский народ имел свою очень эффективную национальную систему воспитания, основанную на любви матери и бабушки к ребенку, на естественной потребности ребенка слушаться отца, искать у него защиту. Семья, состоящая из отца и матери, дедушки и бабушки, предостерегала ребенка от многих жизненных невзгод.

Система воспитания («гонаh» – грех) была основной нормой поведения человека, определяла его нравственные устои, нарушения которых могли вызвать недовольство со стороны общества, его осуждение. Эта воспитательная система была прочно связана с природой и жизнью народа. Осуждение обществом («жэмэгать») деструктивного отношения к природе помогало татарскому народу формировать у молодого поколения экологическую культуру, заботливое отношение к окружающему миру. Такая система воспитания была заложена в каждой семье. На этой основе создавались неписанные законы поведения, направленные на сбережение природы, которая обеспечивала материальное и духовное благосостояние семьи [19, c.225-245].

В 1996 г. в Издательском доме Ш.А.Амонашвили в серии «Антология гуманной педагогики» вышла книга «Пророк Мухамад». В ней представлены тексты Корана, занимающие особой место среди Священных писаний. Как соотносятся эти тексты с педагогикой? Первый читатель отобранных текстов, исламовед, профессор Г.В.Милославский ответил так: «Если педагогика – это наука о воспитании человека, то истоки этой науки надо искать в текстах Священного писания, на основе которых тысячелетиями воспитывались поколения людей» [16, c.34].

Суть ислама – по определению академика, доктора педагогических наук М.И.Махмутова – в поиске социальной справедливости, установлении моральных, нравственных норм и привычек, человеколюбивых отношений. И в этом он родственен христианству и иудаизму. Он признает и десять заповедей Моисея, и основные положения христианства. М.И.Махмутов отрицает мнение о том, что ислам построен на принуждении в силу того, что само слово «ислам» означает покорность. Это неверно, т.к. ислам – покорность Богу, всемогущему Аллаху, но он не ограничивает свободы личности, не подчиняет одного человека другому, не отнимает у него свободу и самостоятельность в принятии решения. Ислам – против принуждения, даже если дело касается его собственных принципов [10, c.231]. «Нет принуждения в религии», сказано в Коране [2:257].

Этическое учение ислама предписывает мусульманину быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.п. [16, c.240]. Ислам создал эффективную систему законов об этике дозволенного и запретного. Эстетические ценности связаны в нем с любовью к Аллаху и людям. Почти все основные требования к мусульманину помещаются во второй суре Корана: «То, что вы поворачиваетесь лицом на восток или запад, это еще не означает, что вы совершаете благодеяние. Благодетелен тот, кто верит в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Коран, в пророков, благодаря своей любви к Аллаху раздает часть своего имущества своим близким, сиротам, оказавшимся в беде, путешественникам, бедным, пленным, тот, кто соблюдает намаз, раздает закят, тот, кто соблюдает договоренности, терпеливо сносит невзгоды во время беды или на поле брани» (2:177).

Таким образом, все жизненные проблемы «процеживаются через нравственную нормативную сетку, что призвано спасти человека от эгоистических страстей и желаний, способствует расцвету личности, обладающей высокими морально-волевыми качествами» [10, c.232].

В Коране дается свод правил культурного поведения на все случаи жизни, которые, как считает М.И.Махмутов, могут быть использованы сегодня в каждой семье, в каждой школе [10, c.236]. «Не оказывай милости в надежде получить большее» (74:6); «Каждый человек - в ответе за свои деяния» (74:38); «Спеши творить добро» (78:39); «Если вы вершите добро, то вершите для себя; если же вы вершите зло, то опять же для себя» (17:7); «Тот, кто идет прямым путем, идет себе на пользу. Тот же, кто отклоняется с дороги, отклоняется во вред себе» (17:15); «…выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому, КАК ОНИ МИЛОВАЛИ И РАСТИЛИ МЕНЯ РЕБЕНКОМ» (17:23-24); «Не скупись, словно твоя рука прикована к шее, и не будь непомерно щедрым, а не то тебя будут порицать и будешь ты печалиться» (17:29); «Не возлагается на душу ничего, кроме возможного для нее» (7:233); «Кто скупится, тот скупится в отношении себя самого» (47:40); «И пусть не перестают обладающие щедростью из вас и достатком давать родственникам и бедным и выселившимся по пути Аллаха, и пусть они прощают и извиняют. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вам?» (24:22).

Обобщая нравственные нормы мусульман, собранные в Коране, М.И.Махмутов делает ссылку на еще одну суру Корана: «Когда я один и когда я среди людей, Аллах повелевает мне жить его мыслью и быть в его охвате восприятия со следующими заповедями:

Не судить никого, будучи в ярости или в радостном состоянии;

Выбирать средний путь между богатством и бедностью;

Восстановить дружбу с тем, кто ее прервал:

Заниматься мыслительной деятельностью в момент молчания;

Раздавать блага тому, кто не подает руки;

Всегда сохранять во взгляде наставление и внушение;

Быть справедливым».

Не правда ли приведенные материалы убеждают в необходимости того, что национально-религиозный компонент должен найти свое достойное отражение в образовании? Он помогает молодежи осмыслить духовно-культурные ценности, обращает ее к нравственным истокам. Главное – он приобщает к нравственно-этическому потенциалу родной культуры, передает ценности и традиции. Таким образом, национальный компонент - не просто объем познания в учебном процессе, он призван стимулировать, с одной стороны, этнокультурную самоидентификацию личности, с другой – диалог культур, способствующий положительному, толерантному взаимоотношению народов, воспитанию гражданственности.

В заключение следует сделать вывод о том, что особенность христианско-мусульманского конфессионального облика России проявляется в том, что формирование и развитие гуманного демократического общества, создание условий для свободного духовного развития всех граждан немыслимо без освоения тысячелетних традиций как христианской, так и исламской культуры. Их культурные ценности должны найти отражение, прежде всего, в содержании педагогической подготовки будущего учителя. Важно, чтобы в процессе обучения молодые люди получили ясное представление о палитре национальных культур, об опыте их взаимодействия и взаимовлияния, осознали, что этническое многоцветье – отражение своеобразия путей развития человеческого общества. Знакомство с культурой рядом живущего народа способствует расширению кругозора личности, вовлечению значимых ценностей национальной культуры в процесс нравственного, духовного развития человека. А это может быть обеспечено лишь открытостью образования. Именно открытость, ориентация на диалог различных культур, духовных ценностей, педагогических идей, методик – важнейшее условие эффективности образования. Как отмечал выдающийся представитель татарского просвещения Ш.Марджани, «уменье и просвещение можно брать везде, где оно есть. Знание и просвещение не знают ни национальных, ни языковых границ» [13].





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 611 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...