Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Христианская педагогика как источник духовно-нравственного развития личности



Христианской педагогика называется потому, что основана на учении Иисуса Христа и апостолов, как оно представлено в Священном писании и выражено в древних символах христианской церкви. Известно, что основу христианской религии, как союза Бога-Искупителя с человеком, составляют принимаемые на веру и неподлежащие спору истины (догматы) о Боге-Творце, Промыслителе и Спасителе мира и Человека, едином по существу, троичном в лицах, о первородном грехе, о богоучрежденной христианской церкви, о таинствах, о бессмертии души и страшном суде, о воскресении мертвых. На этих истинах берет начало и развивается учение о христианской нравственности, этике, морали. Это учение имеет своим предметом разрешение вопросов о том, как христиане должны жить, согласно исповедуемой ими религии, и к чему должны стремиться. Не подлежит сомнению, что здесь предметы религии и педагогики тесно взаимодействуют, т.к. истина веры и правил нравственности сообщаются человеку в семье, церкви, школе. Отсюда, христианская педагогика как наука о воспитании указывает благоприятные условия и средства питания, при которых детский духовный организм вырастает в полную меру возраста. Слово «воспитание», по мнению М.И.Менстрова, слагается из слова «питание» (снабжение организма пищей, необходимой ему для развития) и приставки «вос» (вверх, ввышину).

Христианская педагогика является древнейшим источником становления института воспитания, т.к. нет народа, который не имел бы никакой религии. Еще Плутарх указывал: «Обойди лице земли, и ты найдешь города без укреплений, без наук, без чиноначалия, увидишь людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах, но ты не найдешь ни одного человеческого общества без веры в Божество» [15,c.61].

Основы христианской педагогики изложены в Евангелии, их разрабатывали Отцы церкви – Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин. По дошедшим до нас источникам конца XVIII-нач. ХХ вв. свой вклад в разработку христианской православной педагогики внесли иеромонах Пантелеймонова монастыря Арсений, епископы Антоний Знаменский и Макарий, протоиреи В.Ф.Владиславлев, Н.С.Стеллецкий, В.В.Зеньковский, священники И.И.Соловьев, М.И.Менстров, П.Кремлевский, А.И.Вознесенский, диакон И.Е.Розанов и др.1

Если структурировать накопленный материал по христианской православной педагогике, то достаточно проработанными окажутся следующие темы:

1) Общие христианские сведения о человеке, о его месте среди других созданий Бога и его назначении.

2) Понятия о христианской семье как о первой среде, в которой оказываются дети и где начинается их воспитание.

3) О воспитании в период младенчества.

4) Понятия о начальной христианской школе.

5) О воспитании в период отрочества.

В рамках данного раздела представляется возможным остановиться лишь на некоторых аспектах христианского воспитания.

Педагогики в смысле науки мы не находим у Отцов церкви, да ее и не могло быть в переходное время, когда рушились воззрения древнего мира, а новые христианские начала не успели еще достаточно проникнуть в массовое сознание. Рассуждения Отцов церкви о воспитании не представляют строгой, определенной системы. Они состоят из отдельных требований и пояснений о сущности воспитания.

По этим древним источникам характерными чертами христианского воспитания являются следующие: аскетизм, презрение к чувственному миру, стремление к идеалу. Требование деятельности, направленной не только на себя, но и на других членов общества. Наставления Святых Отцов о воспитании как всестороннем развитии личности: духовном, нравственном и эстетическом – с одной стороны, а с другой – физическом – при этом учитываются и особенности пола. Еще одной особенностью религиозно-нравственного воспитания является его начало с самого раннего возраста. По этому поводу Блаж. Иероним указывает: «Юное дитя можно направить в ту или другую сторону и увлечь, куда угодно».[см.4, с.14] Тем самым, признавалось влияние среды и влияние матери. Воспитательная роль матери в христианстве поставлена выше отцовской (Златоуст, Августин).

Дружба со сверстниками рассматривалась как потребность человеческого сердца. Григорий Богослов указывает: «Мы вели дружбу с товарищами, но не с наглыми, а с целомудренными, не с задорными, а с миролюбивыми, ибо мы знали, что легче заимствовать порок, нежели передать добродетель, т.е. скорее заразиться болезнью, чем сообщить другим свое здоровье».

Вообще могущество примера неоднократно рассматривается в Священном писании. «С избранными избран будешь и со строптивыми развратишься» (Псал. XVII, 27). Апостол Петр заповедует пастырям церкви «быть образцами для стада» (I Петр, 5,3). Апостол Павел внушает своему ученику Титу: «Во всем показывай в себе образец добрых дел, чистоту, степенность, слово здоровое и незазорное» (Тит. 2, 7-8). Несомненно, что примером для ученика должна быть личность учителя. Так, Василий Великий указывает: «Как незнающий местности обыкновенно пускается в путь со знающим, так и юноши должны вступать в новый для них путь жизни в сопровождении старцев и иметь их наставниками и свидетелями своей жизни» [1, c.41].

Одним их мощных средств христианского воспитания по мнению большинства авторов, является религиозно-нравственное чтение, которое должно начинаться с Евангелия. А.С.Пушкин однажды написал о Евангелии: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из нее нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она уже не заключает в себе ничего неизвестного. Но книга сия называется Евангелием, и такова ее вечно новая прелесть, что мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественной красноречие» [18, c.241].

Кроме Евангелия указанные авторы рекомендую для чтения повествования святых угодников Св. Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского, арх. Иннокентия Херсонского, еп. Феофана Тамбовского, прот. Иоанна Путятина и Иоанна Кронштадтского.

В Священном писании, особенно в книгах Нового Завета, часто говорится о любви, животворное дыхание которой способно приводить в гармонию все отношения. О любви как о высшем благе пишут Апостолы Петр и Иоанн в своих посланиях. Но с особенной глубиной и вдохновенностью о ней рассуждает великий Апостол Павел: 13 глава первого его Послания к Коринфянам, которая представляет собой восторженный гимн в честь христианской любви как самого высшего и драгоценного блага, к приобретению которой должны стремиться все люди. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто», - учит Апостол Павел (Коринф. 13. 1,2). Любовь выше всех дарований. Она выше веры, т.к. последняя есть только средство приближения людей к Богу, а Бог есть любовь. Ниже любви и надежда, т.к. служит лишь одним из многих признаков первой: кто полон любви, того не покидает надежда, то не теряет и веры. По той же причине меньшее значение в нравственной области принадлежит милосердию, т.к. оно – только свойство, только часть любви. Даже высокая ученость, знание многих языков и блестящее красноречие, постижение глубоких тайн мира и редкий дар предвидения не имеют надлежащей цены, если в их основании нет всеоживляющей любви. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основой христианского воспитания является любовь, а сущностью – развитие в ребенке расположения к добру.

Христианская педагогика открывает новое высшее понимание гуманизма, основанное на том, что:

- божественная благодать подается не только праведнику, а прежде всего грешнику;

- милосердие предпочитается жертвоприношению;

- безграничная любовь Христа к человеку все прощает покаявшемуся разбойнику и приносит Крестную жертву ради духовного спасения человечества.

В сравнении со светскими идеалами духовного самосовершенствования как свободного развития индивидуальности «без заранее заданного образца» христианство утверждает Лествицу духовного восхождения к подобию Божию.

Итак, проведенный анализ показывает, что христианская педагогика основана на познании законов христианского духовного мира:

- Закона Любви или Закона Единства. Из понимания его вытекает признание братства всего сущего: Бог-Любовь. Бог един и все люди – братья.

- Закона причинности (что человек посеял, то и пожнет).

- Закона полярности (наша природа двойственна, зверь и Бог, высшее и низшее начало присуще каждому человеку: то одно, то другое берет верх. Отсюда вытекает необходимость борьбы с низшим во имя высшего).

- Закона сохранения энергии (ничего не пропадает, ни одна пылинка, ни одно наше усилие, чувство, мысль – все непрерывно живет).

- Закона эволюции (человек растет в работе; отсюда – требование постоянного усилия и совершенствования).

Нельзя не заметить и некоторые отрицательные стороны религиозного воспитания, такие как формализм, сухие схоластические приемы в обучении (например, дословное заучивание церковнославянских текстов), оторванность от детской жизни, муштра, молитва по команде и др.

Таким образом, в целом христианская педагогика представляет собой драгоценную сокровищницу мудрости и опыта, где каждый человек, независимо от образования и умственного развития, может обретать ключи разрешения самых трудных, не всегда доступных науке, вопросов о целях и смысле жизни, об отношениях человека к миру, людям, себе.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 574 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...