Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Представления о жизни и природе



Жизнь и природа выражаются в буддийской формуле: «Одно во всем, все в одном». Ни целое не предшествует части, ни часть не предшествует целому; «части» нет, есть «целое». Мир неделим, он не разделяется на человеческий и природный, физический и психический, а воспринимается как органичное целое, как живой организм, континуум.

«Центр внимания в буддизме, - пишет А.Н.Зелинский, - перенесен с мира явлений на внутренний мир личности, в то время как внешний мир рассматривается как функция ее психических процессов [6, c.11]. Выявление изначальной природы, которая едина, неделима – конечный идеал всех буддийских учений.

Исходя их вышесказанного, одним их аксиологических оснований буддийской педагогики является особый метод познания – метод глубинного размышления, сосредоточения, концентрации внимания на внутреннем, чтобы проникнуть в природу всеобщего. Этот метод основан на принципе недеяния, ненарушения природы вещей – «не сотвори, а найди, открой» (метод естественности).

Метод естественности нашел свое отражение в декоративно-прикладном искусстве. С ним связано особое отношение к материалу, стремление открыть присущую ему красоту. Например, в Калмыкии изготавливают простую керамическую посуду без декора: ее красота – в шершавой поверхности, пластических свойствах глины. По этому же принципу изготавливаются поделки из дерева, кости – с подчеркнутой красотой волокон естественного рисунка поверхности. Иногда изделиям придают нарочитые дефекты: слегка неровную форму, шероховатости на гладкой поверхности. Итак, метод естественности есть следствие традиционной для буддизма системы мышления. Все в Пути: чтобы не прийти с ним в противоречие, надо довериться ему.

Вторым аксиологическим основанием буддийской педагогики является значение традиции. Всеобщее движение ощущается в буддизме как встречный тип потоков: движение вперед в равной мере предполагает движений назад. Встречный тип связи позволяет прошлому сосуществовать с настоящим, новое не может существовать за счет старого, но оно существует благодаря старому, произрастает из него. В этом суть традиционализма. Через него утверждается принцип единства разного, двуединства вещей.

Еще одним важным основанием буддийской педагогики является отношение к слову. Слово не имеет самодовлеющего значения. Согласно буддийским представлениям, подлинная реальность – за словами. Это заставляет сосредотачиваться на внутреннем. С точки зрения буддийских учений, слово не творит мир, не заслоняет истинную суть вещей. Нирвана не описуема словами. Просветление, всезнание наступает тогда, когда человек избавляется от слов, от привязанности к знаку.

Нравственные нормы также являются аксиологическим основанием буддийской педагогики. Главной в буддизме является идея страдания как тождество всякого бытия. В результате бытие отвергается как органически непереносимое, как антигуманное по своей сути. Поэтому и освобождение понимается как освобождение от всякого бытия, переход в небытие.

В буддизме существует понятие «кармы», являющееся суммой всех поступков человека в его предыдущих перерождениях.

Человек всегда обладает «свободой выбора». Однако эта свобода ограничена рамками кармы. Но именно в частичной свободе заложен, по буддизму, путь к освобождению.

Буддийская литература воспевает отшельничество, монашество, отказ от семьи, собственности, презрение ко всяким чувствам. Но, с другой стороны, буддизм не одобряет самоистязаний, умерщвления плоти, считая, что они затемняют «истинную мудрость». Для избавления привязанности к жизни буддизм предлагает методику самососредоточения, предельного погашения своих эмоций, желаний, стремлений. Усилием самоконцентрации, сосредоточением духовной энергии человек должен создавать внутреннее пространство покоя. Буддийское учение о личном спасении – это учение о путях приближения к Высшему знанию, о путях познания Истины, духовного просветления, достигнуть которого человек может только сам. Для этого требуется упорный труд, сила воли, смиренномудрие. Кроме того, необходимо воздержание от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя. Необходимо еще и «правильное знание». Оно предполагает решимость человека постоянно преодолевать дурные мысли и побуждения. Соблюдение моральных норм, с точки зрения буддизма, необходимо для дальнейших перерождений, реинкарнаций души. Чтобы обеспечить себе «хорошее перерождение», не переродиться, например, в насекомое, человек должен соблюдать предписания Будды, суть которых изложена в обращении Будды к своим ученикам перед смертью: «Будьте сами светом себе. Надейтесь только на себя, не надейтесь на других. Блюдите свое тело, заботьтесь о чистоте его; не поддавайтесь искушениям; разве вы не знаете, что искушения принесут вам страдания? Заботьтесь о душе своей; знайте, что она вечна; ваша гордыня и себялюбие принесут вам неисчислимые страдания. Не пугайтесь страданий, следуйте моим заветам и вы избавитесь от них» [17, c.181].

Еще одной важной нравственной нормой буддизма является стремление к правде – космическому закону – одному из основных принципов буддизма. Искренность, правдивость означает активизацию всего существа. Искренность это такое состояние, когда все существо включается в работу. Отступление от Правды приводит к нарушению в космосе, стихийным бедствиям. Отсюда – признание искренности как высшего долга, назначения человека.

Одним из важнейших аксиологических ориентиров является принцип недеяния. Если в европейской традиции это пассивность, ничегонеделание, то в буддийской традиции недеяние понимается как ненарушение естественного порядка вещей. Отсюда, иная модель мира – действие, согласованное с природой, не нарушающее естественного хода вещей, разумная соизмеримость с естественным ритмом, с постоянно меняющимися условиями.

Исходя из вышеприведенных аксиологических оснований буддийской педагогики, воспитание детей всегда направлено на формирование личности, соответствующей требованиям группы, поскольку по буддийским представлениям части нет, есть целое, значит и статус личности может определяться только через общество или социальную группу.

Основная задача воспитания – научить умению понимать чужие принципы, ничем не выделяться в группе. Особенностью приобщения подростков и юношества к нормальному поведению в обществе является развитие группового сознания. Групповой конформизм присутствует даже в играх детей. Ребенок, словчивший в ходе какой-нибудь игры, автоматически выбывает из нее, без права дальнейшего участия.

Вежливость, аккуратность, терпеливость, бережливость, любознательность и другие, близкие к ним черты, группируются вокруг стержневой черты – самообладания и сдержанности. Жизненными правилами буддийской педагогики являются следующие: примиряться с ситуацией, какой бы она ни была; ограничивать себя в развлечениях; причиной несчастья считать самого себя. Считается, что эти правила формируют культ стойкости к ударам судьбы. Считается, что чем больше выпадает трудностей на долю человека и чем покорнее он их переносит, тем более он достоин уважения. По буддийским представлениям человек будет вознагражден за стойкость и терпение в последующих перерождениях.

Отсюда, из буддизма педагоги перенесли в учебные заведения идеи о самодисциплине, настойчивости, целеустремленности, ограничении желаний.

Заучивание наизусть, шлифовка форм путем копирования и многократного повторения – вот основной метод образования. Стремление настойчиво учиться, многократно повторять и закреплять навык служат цели выявления в человеке потенции Будды.

В контексте буддийской культуры личность никогда не воспринимается как на Западе – чистая доска. То, что присутствует в личности изначально, неизмеримо больше, чем то, что эмпирически проявляет себя в жизни. Поэтому развивать личность, по буддийским представлениям, не означает «записывать на ней», а наоборот, значит – «стирать написанное», очищать сознание от «загрязнения».

Таким образом, рассмотренные аксиологические ориентиры создали оригинальную буддийскую педагогическую систему, строящуюся на следующих идеях:

- взгляд на мир как на живую систему, в которой все связано со всеми;

- представление о реальности Небытия и присутствии Абсолюта в каждой вещи приучает искать скрытый смысл, сущность во всем;

- восприятие окружающего таким, каким оно есть, а не таким, каким его хочется видеть;

- представление о всеобщей относительности и непрочности вещей учит спокойно относиться к ударам судьбы;

- правдивость и искренность рассматриваются как главные качества человека;

- деятельность не должна идти в разрез с гармонией природы;

- личность – часть целого. Это позволяет ей чувствовать себя центром мироздания, не ощущать непосредственной зависимости от рядом находящихся людей и, вместе с тем, ощущать абсолютную зависимость от общей системы с ее установками, не допускающими отклонений.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 347 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...