Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В трудах В.А.Сухомлинского творчески переосмыслено наследие Аристотеля, Квинтилиана, Я.А. Коменского, А. Дистервега, А.К. Ушинского, И.Г. Песталоцци и Я.Корчака. Своим учителем считает Макаренко. Был горячим приверженцем идей Ушинского о принципе народности как наиболее полном отражении духовных сокровищ народа.
Духовное богатство личности, как полагал Сухомлинский, - это, прежде всего, часть духовного богатства нации.
В последних книгах и статьях Сухомлинского красной нитью проходила мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Его ученики сами придумывали сказки, писали сочинения по пословицам, решали народные задачи-загадки. Элементы народного творчества использовались в оформлении школы. Он культивировал трудовые традиции, в целях воспитательного воздействия пропагандировал народное искусство и обрядность, обучал детей народным правилам приличия и хорошего тона.
В трудах Сухомлинского получили всестороннее развитие идеи классиков педагогики о родном языке. Он постоянно внушал учителям и родителям: «Словом своим деды и прадеды наши передавали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и, прежде всего, - любовь к родному языку».
Настолько восторженным было отношение Сухомлинского к народным пословицам как к педагогическим миниатюрам, что по их образцам он создавал свои афоризмы. Он считал эффективными народные формы сохранения и распространения педагогической мудрости. "Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, - говорил Сухомлинский, - когда в ней царят четыре культа: культ Родины, человека, книги и родного слова".
В воспитании детей в духе дружбы народов он выделял два взаимосвязанных направления. Цель первого – пробуждение у учащегося братских чувств к народам нашей родины. Наиболее популярными у ребят были заочные путешествия по Родине, которые дети Павлыша совершали, начиная со второго класса. Кроме путешествий общеознакомительного характера, в Павлышской школе, где Сухомлинский был директором, практиковались путешествия тематические, посвященные отдельным страницам развития культуры, литературы, искусства. Полученные во время путешествий сведения закреплялись и углублялись в процессе переписки школьников со своими сверстниками из других республик. По материалам путешествий ребята проводили классные часы. Постепенно у детей формировалось эмоционально-ценностное отношение к людям другой национальности.
Единые цели, общность интересов всех народов были предметом постоянного внимания Сухомлинского. В современной ситуации межнациональных раздоров опыт Сухомлинского-воспитателя как нельзя более актуален, в основе межнациональных отношений – считал он – должны лежать следующие положения:
а) береги неприкосновенность, ранимость другого человека;
б) знай, что твое холодное слово может обидеть;
в) нельзя смешивать человеческие слабости и зло;
г) большое зло – унижать достоинство другого человека.
Эффективность воспитательной системы Сухомлинского обеспечивалась тем, что все проблемы воспитания он решал очень конкретно – на межличностном уровне, опираясь на народную педагогику.
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 827 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!