Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

посвящается 5 страница



За время царствования императора Александра I “Императорским Человеколюбивым Обществом” был учрежден ряд заведений в сфере благотворительности или социальной работы.

В Санкт-Петербурге: Медико-филантропический комитет в 1816 году (о его деятельности в дальнейшем курсе лекций по социальной работе более подробно); Попечительный Комитет о бедных в 1816 году; Институт Слепых в 1819 году; Дом для призрения малолетних бедных разночинного звания в 1822 году.

В Москве: Попечительный Комитет о бедных в подмосковном селе Болшеве в 1819 году и Маросейский богадельный дом в 1825 году.

В губернских городах Казани, Воронеже, Уфе, Слуцке соответственно в 1816, 1818, 1819 и 1821 годах были созданы Попечительные Комитеты о бедных.

Нельзя не обратить внимания на благотворительную деятельность епископа Коссаковского, основавшего в 1807 году Виленское Человеколюбивое общество, удостоенное Высочайшего утверждения в 1809 году.

Целью общества (или сверхзадачей социальной работы в данной социальной структуре) было стремление подавать руку помощи неспособным снискивать пропитание, обремененным семейством и стыдящимся просить милостыню; желание доставить приличную работу тем, кто в состоянии трудиться; помогать неимущим, больным; воспитывать сирот, примирять ссорящихся.

С подобной же благотворительной целью был создан ряд учреждений в системе культурных институтов (или грядущей социальной работы).

К ним относятся: Общество Доброчинности в городе Новогрудке в 1810 году; Харьковское общество Благотворения в 1812 году; Ревельское общество помощи страждущим, основанное в 1815 году; Общество для вспоможения вдовам и сиротам в Пернове в 1821 году; Дерптское общество помощи в 1822 году; Гродненское благотворительное общество, основанное в 1824 году.

Изучая курс социальной работы, мы обращаем внимание студентов еще на одно замечательное начинание в сфере благотворительности в эпоху императора Александра I. Речь идет об Обществах Особого рода (говоря современным языком, о будущих кассах взаимопомощи). Данные социальные группы были организованы на началах “взаимного вспоможения” или самопомощи. Члены данного общества принадлежали к одному социальному слою людей по своим профессиональным занятиям, независимо от сословия или социального происхождения. Капитал наращивался посредством ежегодных взносов в кассу для вспомоществования. Причем, помогали не только тем, кто из данной социально-профессиональной среды впал в бедность, но и вдовам и сиротам, не имеющим кормильцев, оставшимся без средств к существованию. (Естественно, представителям данного клана или социальной общности). В отличие от данного социального объединения, в привычных нашему пониманию благотворительных обществах делаются взносы, оказывается помощь людям посторонним из различных слоев, не принадлежащим к данной социальной структуре.

Итак, обществом “взаимного вспомоществования” составляется касса для “воспособления из оной обедневшим членам общества, их вдовам, сиротам” – подчеркивается в “Антологии по социальной работе”. Первоначально данному обществу, с учетом имеющегося у него особого денежного фонда, было присвоено название “кассы”.

На этих началах или нравственных общечеловеческих принципах, при сохранении веротерпимости, отрицающей любые формы ортодоксии и религиозного фанатизма, были утверждены в эпоху императора Александра I следующие кассы:

1) на содержание вдов и сирот пасторов Саратовских протестантских колоний. Основана в 1806 году;

2) убогая и училищная в городе Дерпте в 1813 году;

3) вдовья и сиротская касса Санкт-Петербургских биржевых маклеров.

Таким образом, можно констатировать возникновение первой частной организованной благотворительной помощи (не путать с отдельными проявлениями благотворительности, добротолюбия лучших людей Отечества).

Завершается эпоха исключительного господства закрытых государственных заведений, как формы благотворительной, христианской помощи.

Мы не можем не остановиться на ряде дополнительных компонентов в сфере благотворительности в эпоху царствования Александра I, способствующих созданию наиболее объективной картины системы социальной работы данного исторического периода. Отметим правительственный Указ от 12 марта 1801 года, весьма важный в сфере соединения всех социальных групп (военных и гражданских) под эгидой благотворительности.

По этому Указу необходимо уделять внимание не только спасению гражданских лиц, но и заниматься призрением “военнослужителей”.

По этому Указу предписывалось строить дома для инвалидов, дома для “призрения несчастно-рожденных младенцев; училища и дома для обучения ремеслам и для доставления чрез то городам и селениям ремесленников”. Таким образом, создавалась особая система культурных институтов. Говоря современным языком, развернутая шкала профессиональных воздействий на личность в технических и гуманитарных аспектах, с учетом природных возможностей индивидов.

По данному Указу предписывалось строить суконные фабрики и другие хозяйственные заведения.

В то же время, государственные деятели и высшие чиновники Приказов общественного призрения старались думать не только о собственной выгоде, но и создании максимально благоприятных условий для тех, кто хочет бескорыстно помочь страждущим.

Здесь и ссуда, и облегченные правила для тех, кто хочет внести свой посильный вклад в развитие сохранной казны Императорского Воспитательного Дома. Не могу не обратить внимания читателей еще на одну сторону благотворительной деятельности императора Александра I. Речь идет о пособиях и льготах нуждающимся несчастным людям всех сословий после нашествия наполеоновских полчищ в Отечественную войну 1812 года. Министерство полиции в данном случае выступает весьма с положительной стороны, в духовной ипостаси. Были разработаны общие правила (без исключения) раздачи хлеба для всех слоев разоренного крестьянства, но и здесь нашлись корыстные, гнусные людишки, пожелавшие воспользоваться народной бедой и нажиться на горе другого.

Министерством полиции (при непосредственном контроле императора Александра I) были сделаны распоряжения, связанные с призрением, поддержкой разоренных жителей сожженных городов и деревень Российского Государства. В частности, в Санкт-Петербурге особым правительственным Указом было учреждено благотворительное общество под названием “Сословие для призрения разоренных”. При губерниях были созданы особые комиссии, на которые была возложена христианская миссия по поддержанию жизни страждущих. При каждом соборе, церкви, часовне были установлены кружки для сбора подаяний для несчастных погорельцев, больных, убогих.

Особая благотворительная помощь требовалась раненым, искалеченным на войне; больным, не способным обслуживать себя, добывать пропитание; детям, оставшимся в результате кровопролитных сражений партизанской войны, мародерства, поджогов, разбойничьих нападений и убийств без родителей. Требовалась помощь, как мы уже говорили выше, разоренным крестьянам.

Рассмотрим некоторые законодательные акты, связанные с устройством Приказов по благотворительности и подведомственных им заведений. Рассмотрим структуру чиновной иерархии в данной сфере благотворительной деятельности. Для этого вернемся к Правительственному Указу от 9 сентября 1801 года. Губернатор по роду своей деятельности назначается одновременно и председателем Приказа по общественной благотворительности. Особое внимание уделялось Заседателям Совестного суда (говоря современным языком, суд присяжных). В этом социальном институте было представлено по одному человеку от каждого класса и социального сословия. Здесь были представители дворянства, купечества, поселян и других групп. С 1818 года были внесены некоторые коррективы в данную социальную иерархию. Была введена должность инспектора врачебных управ, появились, так называемые, штадт-физики в Москве и Санкт-Петербурге, в связи с открытием госпиталей для гражданских лиц. Была введена должность и главного надзирателя всех заведений Приказа общественного призрения. Появились депутаты генерального суда, инспектор Врачебной управы.

В областях, крупных регионах были введены должности маршалов, генералов в сфере благотворительности. Этим подтверждалась особая важность для Империи, правящих групп, реализованного в действии христианского милосердия.

В то же время, все лица, занимающие перечисленные нами должности, имели свои строго определенные, жестко очерченные обязанности. Например, штадт-физики отвечали за свое ведомство в сфере медицины, дворянство – за свое сословие и подчиненных крестьян, “дабы не было последним насилия и притеснения от тиранов и жестокосердных людей”.

От начальников Приказов требовались постоянные отчеты, которые, естественно, готовились огромным аппаратом, включая самого незаметного чиновника.

В то же время, министром Кочубеем насаждалась политика жесткой регламентации в мелочах, которая впоследствии привела к бюрократизации аппарата Приказов.

И, изучая историю Российского законодательства, мы видим, как пробиваются живые ростки сострадания сквозь бюрократические дебри и препоны.

Посмотрим на распоряжения по части воспитания и образования детей, находившихся в ведении Приказов общественной благотворительности. При всей трагической диалектике бытия, связанной с присутствием в педагогическом коллективе не только достойных людей, но и воинствующих невежд, маленьких деспотов, корыстных и мстительных; нельзя не отметить стремление правительства заботиться о незаконнорожденных детях, которые содержались и воспитывались в особых домах, специально для них устроенных. Дети с такой трагической судьбой часто раздавались по деревням в благонадежные семейства, где им не грозило попрание их человеческого достоинства. При этом Приказы в сфере благотворительности оплачивали содержание данного контингента, дабы детей-сирот не попрекали до возраста возмужания, а потом по правилам воспитательных домов отдавали на фабрики, в матросы; лиц женского пола – в гувернантки в богатые дома; особо одаренные продолжали учиться далее, но все это делалось без диктата, насилия, а с учетом природных склонностей воспитанника.

К числу позитивных деяний графа Кочубея в сфере благотворительности следует отнести его попытку дифференциации сирот по природным, профессиональным признакам, при равных условиях для выявления творческих способностей. В 1820 году был принят следующий Указ: “сироты, принимавшиеся на попечение Приказов, образовывались соответственно способностям на пользу общественную и правительства их призревшего”.

Воспитанники Приказов условно подразделялись, как бы, на два класса. В первый класс входили имеющие способности и склонность к научным занятиям и исследованиям. Во второй класс входили “не обещающие по ограниченности способностей, никаких успехов в науке”. Представители первого класса получали возможность поступить в специализированные заведения, по окончании которых имели право идти в училище, готовившее аптекарей; в медико-хирургическую Академию; в садовники высшей квалификации. Представители второго класса поступали работниками при казенных садах, на мануфактур-фабрики и в другие заведения.

17. Император Николай I и некоторые проблемыв сфере призрения

Мы переходим к следующему разделу курса, связанному с благотворительной деятельностью в эпоху правления императора Николая I. Мы сразу подчеркиваем, что он был далеко незаурядной личностью. Мы не будем останавливаться на восстании декабристов, на иезуитских ходах правителя, позволивших ему полностью раскрыть тайные пружины организации Северного и Южного обществ, благодаря предельной, почти детской доверчивости участников государственного заговора. (Об этом написано очень много). Нас интересуют такие штрихи в биографии императора Николая I, которые показывают его в непривычном, нехрестоматийном ракурсе. Мы открываем замечательную книгу М.И.Пыляева “Старый Петербург” и читаем о страшном пожаре, в результате которого сгорел почти весь Зимний дворец, но во время этого стихийного бедствия героически вел себя император Николай I. Он не отсиживался в безопасном месте, а, ежеминутно рискуя погибнуть, бросался туда, где рушились под напором огня крепления, и выводил людей на воздух, спасал драгоценности, картины, бесценные изделия мастеров различных эпох. Кстати, ни одна из вещей, ни одна из картин не пропали, хотя все это было нагромождено на площади перед Зимним Дворцом и фактически никем не охранялось. Люди того времени прекрасно понимали, что это достояние российского народа и сокровищница мировой и отечественной культуры. Не менее показательно в плане христианской нравственности и поведение императора Николая I во время Крымской кампании. По сути дела, он объявил войну Турции для того, чтобы спасти христианское население данной Империи от грозящего ему полного уничтожения. И когда Россия проиграла войну, император Николай I, не ссылаясь на обстоятельства и прочие благовидные предлоги, мужественно ушел из жизни.

А теперь перейдем к деятельности императора Николая I в сфере благотворительности.

С точки зрения авторов “Антологии социальной работы”, рост идеи организованной общественной помощи бедным был задержан. В то же время, возникает Комитет по разбору нищенствующих. Таким образом, сама идея общественной помощи нуждающимся не была оставлена. Но недостаточность самой структуры приказной организации была очевидна. Канцелярская рутина, бюрократические препоны поглощали, и подчас уничтожали, живое дело благотворительности. Денежных средств на социальную работу было явно недостаточно, ибо руководители государственной казны считали, что есть более важные сферы деятельности, которые стоит развивать и поощрять. Необходимо подчеркнуть, что чиновники, работавшие в Приказах по благотворительности, в основном были оторваны от реальной жизни, нужд просителей, не были заинтересованы в совершенствовании в государственном аспекте христианского милосердия и “служили делу любви к ближнему по установленным регламентам, т. е. бездушно”.

Изучая архивы, документы той эпохи, мы видим, что число чиновников в Приказах по благотворительности было явно недостаточно. Они не успевали эффективно, а не формально разобрать дела нуждающихся, определить размеры христианской помощи, сообразно с нуждами, потребностями страждущих. Неразрешимым был вопрос, связанный с индивидуализацией помощи.

Закрытые, неудобные помещения Приказов по благотворительности, скученность служителей мешали заниматься разбором сложных, конфликтных, запутанных дел.

Само хозяйство Приказов (имеются в виду материальные и духовные аспекты) было в крайне запущенном состоянии и не имело надлежащей экономической базы.

Лучшие люди Отечества, представители интеллектуальной художественной элиты, сознавали необходимость в деле попечения о бедных организации общественных, передовых сил. Соединение Союзов добровольных деятелей и жертводателей становилось все более распространенной и настоятельной идеей.

Был создан своеобразный Манифест, под словами которого могут и сегодня, не колеблясь, расписаться лучшие люди современного Российского Государства.

Вот некоторые выдержки из него. Передаем их с учетом современных стилистических особенностей русского языка. Итак, представители интеллектуальной элиты или “лестницы пишущих дарований” (А.С.Пушкин) подчеркивали, что борьба с беспомощностью многих миллионов людей сделается эффективной или возможной только в том случае, если в ней примут непосредственное участие лица, проникнутые искренней, христианской, а не показной любовью к ближнему, добровольно идущие на помощь ему, знающие местные условия, способы, которыми можно помочь; отыскивающие эти способы и средства в различных местах, несущие для дел благотворительности свои сбережения и не ищущие за это ни благодарности, ни славы, ни особых привилегий и чинов на государственной службе, ни повышенного казенного содержания. Но таких людей требовались сотни тысяч на миллионы нуждающихся, и частным, локальным образом такую проблему разрешить было невозможно.

И напрашивался важнейший вывод, имеющий государственную значимость в сфере благотворительности. Дело попечения о нуждающихся должно было перейти к обществу, при условии прекращения безразборчивой раздачи милостыни. Появилась настоятельная потребность в организации “Союзов добровольных деятелей”, в установлении разнообразной закрытой и открытой помощи отдельным группам населения, при посредстве добровольных общественных работников. (Грядущая индивидуальная, групповая и общественная социальная работа за рубежом, созданная в Российском Государстве уже в XIX столетии). Государство должно было направлять такие общественные организации, указывать им путь, формулировать высоконравственные цели и приходить на помощь в тех случаях, когда Союзы добровольных деятелей в сфере благотворительности не могут обойтись своими средствами.

Возвращаясь к благотворительной деятельности императора Николая I, мы не можем не отметить, что венцом его созидательных усилий в данной сфере было учреждение, так называемых, сиротских институтов.

В результате страшной эпидемии холеры, прокатившейся по стране в 1830 и 1831 годах, тяжкой севастопольской страды, непрекращающейся войны в районе Кавказа, морских баталий с Турецкой империей и т. д., в России появилось огромное количество сирот, нуждающихся в немедленном призрении и спасении от голодной, неминуемой смерти.

В 1834 году по воле императора Николая I в двух Воспитательных Домах появились сиротские отделения. Каждое из них насчитывало 50 мест.

Говоря современным языком, в этих отделениях подлинные педагоги думали о “непрерывном образовании” подопечных. Речь идет об открытии латинских и французских классов в Воспитательных Домах с учетом профессиональных и природных склонностей учеников. Например, после окончания Латинских классов, наиболее отличившиеся выпускники получали реальную возможность поступления в Медико-хирургическую Академию и в Университет. Окончание Французских классов предполагало прямой путь в наставники и воспитатели детей, проживающих в зажиточных семьях, в частных богатых домах купцов, дворян, чиновников высокого социального ранга.

Попытаемся проанализировать более подробно деятельность Воспитательных Домов на том этапе духовного развития общества. Необходимо подчеркнуть, что в течение ряда лет Воспитательные Дома отклонились от своей первоначальной нравственной, христианской задачи, связанной с сохранением жизни тем, рожденным вне брака детям, “матери которых от страха содеянного греха могли бы решиться на детоубийство”. (Достаточно вспомнить Указы императора Петра I по этому вопросу). Воспитательные Дома до какой-то степени считались “привилегией разврата”, но стали достоянием общественности несомненные факты, свидетельствующие о том, что в браке рожденные дети тайно приносились их родными в данные учреждения, под видом, якобы, “незаконных”, в надежде на счастливую будущность, ожидающую подкидыша, рожденного в безысходной бедности в крестьянской или солдатской семье.

В 1837 году император Николай I провел еще одну благотворительную акцию по совершенствованию системы Воспитательных Домов. Вышеупомянутые учебные классы (латинские и французские) были упразднены. Вместо них были учреждены, по Именному Повелению, специальные институты для воспитания сирот офицеров военной и гражданской службы.

При Московском Воспитательном Доме был создан Сиротский институт, состоящий из двух отделений (мужского и женского). В каждом отделении находилось по 300 детей. В 1847 году произошло еще одно важное событие в сфере благотворительности. Вышеназванное мужское отделение Воспитательного Дома было преобразовано в Кадетский Корпус. При этом он был изъят из числа заведений Ведомства в сфере благотворительности и передан Военному Министерству.

18. Император Александр II и его деятельность в вопросах государственного социального призрения

Мы переходим к следующему историческому этапу в сфере благотворительности. Речь идет о деятельности императора Александра II.

(Известна его роль в качестве Освободителя болгарского народа от многовекового турецкого ига. Непреходящей исторической и нравственной значимостью освещена его роль, как Освободителя многострадального, многомиллионного российского крестьянства от мрака крепостной неволи. И гибель его стала актом трагедии, ибо ушел из жизни один из самых гуманных правителей России.

И Храм Спаса на Крови еще раз подтвердил бесперспективность, жестокость и опасность любого политического террора и бессмертие дел подлинно великой личности, прорывающейся своими поступками сквозь время и забвение).

А теперь посмотрим на некоторые эпизоды из жизни императора Александра II, связанные с интересующими нас проблемами в сфере социальной работы; христианской благотворительности, как непрерывного процесса, а не случайного эпизода к очередной декаде инвалидов.

В процессе царствования императора Александра II было поколеблено мнение крупного филантропа Бецкого, считавшего, что лица женского пола могут воспитываться только в закрытых учебных заведениях, с некоторыми исключениями из правил.

19 апреля 1859 года произошло весьма знаменательное событие, ломающее точку зрения господина Бецкого. Речь идет об учреждении в Санкт-Петербурге, по мысли и планам профессора Вышнеградского, первого в России открытого женского учебного заведения – гимназии для дочерей лиц всех сословий и вероисповеданий. Это был, бесспорно, демократический шаг. И подобные деяния прокладывали дорогу к грядущей крестьянской реформе. Ряд городских обществ обратился с ходатайством к императорской фамилии с просьбой о разрешении открыть мужские и женские гимназии на свои средства, не требуя дополнительных пособий и материальной помощи от Ведомства в сфере благотворительности. Это был акт гуманизма и непоказной христианской добродетели.

Необходимо выделить еще один важный эпизод: по почину Ведомства императрицы Марии (супруги Александра II) Министерство народного просвещения обогатилось новым демократическим типом женских учебных заведений, т. е. единичное явление стало своеобразной нормой, достоянием общественной педагогической мысли.

Закономерно, что в 70-е годы XIX столетия заведения этого рода (по концепции профессора Вышнеградского) своим количеством превосходили число мужских гимназий в Российской Империи.

Необходимо отметить ряд прогрессивных начинаний в сфере демократизации общества, гуманизации, доступности образования для различных социальных групп и культурных слоев. Особым Постановлением Правительства было дозволено “купцам всех гильдий и другим неподатным сословиям” помещать своих дочерей “своекоштными пансионерками” в те институты и гимназии, где раньше имели право учиться девицы только благородного дворянского звания. Прежние правила, без каких бы то ни было изменений, оставались в Воспитательном Обществе, Екатерининских Училищах, Патриотическом и Сиротских Институтах. В то же время, любое, даже самое жесткое правило предполагает некоторые допуски, поблажки, исключения для особо одаренных, независимо от социального статуса и выработанных критериев для зачисления. Например, в некоторые из вышеназванных институтов был разрешен негласный прием для “приходящих учениц и полупансионерок для совокупного обучения с пансионерами” за сравнительно небольшую плату.

Мы не можем не уделить внимания и финансовым вопросам в сфере благотворительности. Здесь можно увидеть духовные оазисы честности, порядочности, боли за угнетенного, прорывающиеся сквозь воровство, казнокрадство, круговую поруку непорядочных людей и т. д. Например, оборот Сохранной Казны, имевшей множество филиалов по всему Российскому Государству, непосредственно связанный с благотворительностью и материальной помощью страждущим (в 1828 году – 354 млн. руб.), с годами достиг миллиардов рублей. Из Доходов Сохранной Казны каждый год 5 млн. рублей шли в качестве неприкосновенного капитала на развитие Воспитательных Домов и других Благотворительных Учреждений. Отчислялись значительные суммы в качестве подспорья к средствам Государственного Казначейства, идущим на содержание Кадетских Корпусов. Занимаясь хроникой событий в сфере благотворительности, мы отмечаем, что Сохранная казна вместе со всеми филиалами в связи с реформой отошла под юрисдикцию Министерства финансов, но при соблюдении одного непременного условия: все Богоугодные учреждения императрицы Марии должны быть максимально обеспечены в своих материальных потребностях.

В Управлении Ведомством в сфере благотворительности произошли важные структурные изменения: Санкт-Петербургский и Московский Опекунские Советы и Главный Совет женских учебных заведений соединились в одно учреждение – Опекунский Совет Учреждений императрицы Марии. Члены Совета образовали два присутствия. В Санкт-Петербурге и в Москве.

11 декабря 1873 года произошло еще одно важное событие в государственной системе благотворительности.

Опекунский Совет стал Высшим Государственным Учреждением для заведений Ведомства по делам законодательства и финансового управления. Права почетных опекунов, назначаемых Императором, были значительно расширены. Но, сравнивая данные учреждения с системой благотворительных заведений, созданных императрицей Марией Федоровной (супругой Павла I), нельзя не поражаться проявлениям бюрократизации аппарата при ее преемниках. Только перечисление структурных единиц поражает своей тавтологичностью, запутанностью, отсутствием живого разговорного языка.

Мы видим Русь Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина, стянутую мертвящим обручем чиновных установлений.

Итак, мы приводим выдержки из некоторых Указов и документов того времени, чтобы не быть голословными.

“Главное Управление Ведомством в Собственной Его Императорского Величества Канцелярии по учреждениям императрицы Марии, с Главноуправляющим во главе на правах главного начальника Отдельного ведомства. В помощь – должность Товарища Главноуправляющего”.

Для наблюдения за денежной, материальной частью было создано особое контрольное учреждение.

Но дыхание жизни пробивалось сквозь мертвящие рутинные формы. В этом величие культурно-исторического прогресса, который отрицает теории регресса, круговорота, бесконечной поступательной, позитивной линии, концепции релятивизма и скепсиса. Диалектически противоречивое понимание культурно-исторического прогресса по закону отрицания отрицания позволяет увидеть возвышенное не только в деяниях святителей, но и государственных деятелей.

29 мая 1880 года был подготовлен Высочайший рескрипт в связи с кончиной Государыни Императрицы Марии Александровны. Воспитательные и благотворительные заведения Ведомства императрицы Марии были вверены Августейшему покровительству Государыни цесаревны Марии Федоровны – супруги будущего императора Александра III. Это была последняя Монаршая Милость, оказанная Ведомству императором Александром Николаевичем незадолго до своей трагической кончины.

В то же время, нельзя не отметить, что и в 1881 году в Ведомстве императрицы Марии насчитывалось 459 учебных и благотворительных заведений. Причем, в учебных заведениях обучалось двадцать с половиной тысяч лиц обоего пола.

19. Император Александр III и сфера благотворительности

В нашем курсе по социальной работе мы тезисно осветим деяния императоров Александра III и Николая II в сфере благотворительности, но подробно остановимся на работе “Медицинского Филантропического общества”; на церковной благотворительности, на деяниях бескорыстных людей Земли Русской, на роли общественных работ, народных яслей, воспитательных домов, Земских учреждений, ибо все вышеперечисленное преодолевает временные рамки и становится достоянием человечества.

Император Александр III был, бесспорно, фигурой трагической. (Он был на всю жизнь травмирован насильственной гибелью своего отца. Эта страшная картина всегда стояла перед его глазами и вызывала приступы подозрительности, отчаяния, желание забыться в вине, наслаждениях. Он был потрясен очередным заговором, в котором участвовал Александр Ульянов. Это было прямое попадание в тайники души, но мы не замечаем злобы или мстительности правителя, хотя это было бы оправдано после гнусной, подлой расправы над его отцом, по сути, освободителем крестьянства. Александр Ульянов не был бы повешен, если бы попросил помилования. Непонятна злоба молодого ученого, его желание, во что бы то ни стало убивать царей с прицелом на счастливое будущее, которое обязательно придет через внутренности, вырванные бомбой).

Но нас в данном курсе интересует сфера благотворительности. Поэтому мы к ней благополучно и переходим.

Итак, деятельность в вышеназванном аспекте императора Александра III и его супруги, императрицы Марии Федоровны. Надо сказать, что супруга Александра III несла в своей работе черты Великой предшественницы и тезки, но подняться до тех высот данной личности оказалось не под силу, ибо женщины с внутренним миром супруги Павла I рождаются раз в столетие. Но мы должны быть объективны и показывать деяния каждого индивида на исторической арене в области милосердия без всякой предвзятости, излишнего восхваления, грубых эпитетов и брани.

Супруга Александра III пришла к мысли о необходимости создания особого типа средних женских учебных заведений, в которых задачи общего образования должны были бы органично совмещаться с проблемами профессиональной подготовки, представляющими исключительную важность для девушек с небольшим состоянием, дабы по выходе из данного училища им не очутиться в беспросветной нужде. (Говоря современным языком, императрица думала о создании технических училищ).

В 1882 году по воле Государыни были открыты учебные заведения подобного типа для тех девиц, которые по общественному и материальному положению родителей не нуждаются в гимназическом или институтском образовании, а, получив начальное общее образование, желают посвятить себя изучению ремесел в профессиональных школах. (Так что открытие ремесленных училищ при советской власти далеко не заслуга и привилегия коммунистов. До них этим весьма успешно занимались цари).





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 175 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...